инновационные формы работы с детьми в лагере
Инновационные методы работы с детьми во время летних каникул в лагере труда и отдыха
воспитательной деятельности лагеря труда и отдыха
с дневным пребыванием «С.В.О.И.»
1. Пояснительная записка
1.1 Программа лагеря труда и отдыха разработана для обеспечения активного отдыха и посильного труда во время летних каникул.
Численность – 15 человек. В лагере находятся одна девушка из многодетной семьи, один ребёнок находится под опекой. Работа в лагере строится на основе реализации ребёнка как личности, его уверенности в своих возможностях, раскрытия индивидуальности, проявления ответственности перед собой и обществом, поощрения проявлений инициативы и активности.
В лагере дети получают возможность неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность, воспитывать личностные качества. Формировать активность, инициативность, обучать разнообразным умениям и навыкам, в том числе и трудовым. Особенным для ребёнка в лагере является ощущение личной причастности и вложения частички своего труда в реализацию проекта «Школьный двор». И этот труд будет замечен им самим и окружающими.В процессе модернизации образования ЛТО позволяет наполнить новы содержанием досуговую деятельность школьника в каникулярное время. Работа ЛТО направлена на организацию свободного времен, адаптации в обществе, оздоровления, развитие трудовых навыков, воспитания коммуникативных компетенций, толерантности.
1.2 Лагерь создаётся сроком на три смены в летний период, продолжительностью 21 день каждой смены.
1 смена – 02.06.2014г. – 22.06. 2014 г.
1.3. возраст детей в лагере от14 лет (контингент учащихся в школе)
1.4. Лагерь укомплектован педагогическими кадрами из числа работников школы и медицинским работником.
1.5. Лагерь финансируется администрацией муниципального образования «Барышский район».
Цель и воспитательные задачи
Цель: Организация разносторонне развивающего отдыха детей с использованием воспитательного и здоровьесберегающего потенциала лета и окружающей среды, социализация личности.
❖ Формирование и закрепление трудовых умений и навыков, привлечение школьников к производительному, социально-значимому труду, умения жить и работать в коллективе;
❖ Формирование основ для жизненного самоопределения, профессиональная ориентация школьников;
❖ Организация содержательного отдыха. Физическое развитие учащихся, укрепления их здоровья, выработка навыка здорового образа жизни во время каникул;
❖ Способствовать развитию коллективистских отношений, обучение подростков коммуникативным навыкам, формирование партнёрских взаимоотношений;
❖ Формирование готовности к выполнению разнообразных социальных функций, создание условий для самореализации учащихся;
❖ Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитывать чувство патриотизма.
2. Основное содержание деятельности
2.1 Лагерь труда и отдыха создаётся для духовного и физического развития детей и подростков, организации их досуга, оздоровления общественно-полезного труда.
Организация ЛТО обусловлена социальным заказом общества и разрешает проблему занятости детей в каникулярное время. Программа способствует раскрытию индивидуальных способностей. Самоопределению и самореализации детей, развитию творческой инициативы. Дети получают возможность расширить кругозор, приобрести новые знания и умения, оздоровления, развития спортивных способностей, повышению интеллектуального уровня, проявлять инициативу, завоёвывать авторитет среди сверстников, социализации и адаптации, приобрести опыт общения на основе общепринятых и культурных норм, развиваться духовно. Дети учатся отвечать за свои дела и поступки, высказывать и отстаивать своё мнение, работать в команде.
Основное содержание деятельности в лагере труда и отдыха:
-воспитание лидерских качеств ребёнка
-организация самоуправления во временном сменном детском коллективе
-развитие творчества и инициативы
-участие в интеллектуально-творческих, развлекательно-познавательных играх
-формирование бережного отношения к окружающей природе
2.2. Ожидаемый результат
Интересный, полноценный отдых, формирование и закрепление трудовых навыков, развитие и расширение кругозора.
❖ Умение участвовать в коллективно – творческих делах,
❖ Получение дополнительных знаний,
❖ Раскрытие творческого потенциала,
❖ Приобретение умений и навыков в различных областях,
❖ Получение нового положительного опыта
2.3. Методы и способы реализации программы
❖ Выстраивание рационального режима отдыха, физических нагрузок;
❖ Организованная ежедневная утренняя зарядка;
❖ Спортивные. Народные и подвижные игры на свежем воздухе;
❖ Соревнования, спортивные праздники, спартакиады, турниры, весёлые старты;
❖ Сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы;
❖ Экскурсии, акции добрых дел;
3. Этапы реализации программы
— Разработка программы деятельности
— Подготовка методических материалов
— Эмоциональный настрой детей
3.2. Организационный этап (1-2 дня)
— Встреча детей, диагностика лидерства. Организаторских и творческих способностей
— Проведение подвижных игр
-Формирование органов самоуправления
— Знакомство с законами лагеря, с правилами жизнедеятельности лагеря
— Реализация основной идеи смены
-Организация деятельности органов самоуправления
— Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
— проведение подвижных игр, игровых ситуаций, эстафет
3.4. Заключительный этап (последние 3-4 дня )
— Анализ деятельности, подведение итогов
— проведение анализа качественных изменений
Оправдались ли надежды детей на полноценный и интересный отдых в лагере труда и отдыха. Захочется ли им ещё раз прийти в лагерь.
Доклад «Новые формы работы в летних оздоровительных учреждениях».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильменская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила учитель: Колесникова Лариса Александровна
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях.
В 2016 году на территории МКОУ «Ильменская СОШ» действовало два летних оздоровительных учреждения: летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Факел» для детей от 7 до 14 лет и палаточный лагерь передвижного типа для учащихся от 14 до 16 лет.
Для заинтересованности детей наряду с традиционными формами (кружки, экскурсии, спортивные соревнования) в ЛОУ использовались и новые формы воспитательной работы.
В летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Факел» в последние годы стало хорошей традицией посещение парка отдыха в городе Борисоглебске.
Большая работа проводится в лагере по изучению правил дорожной и пожарной безопасности. Новой формой работы в этом направлении стал практикум по правилам поведения и безопасности на улице.
В 2016 году в лагере «Факел» было решено провести экскурсии по достопримечательностям села Ильмень под девизом «Я иду, шагаю по родному краю». Дети не просто посетили уже знакомые им места: лес, озеро Ильмень, памятники воинам Великой Отечественной войны, сельскую библиотеку, сельскую часовню, но и узнали интересные факты из истории этих мест. В конце лагерной смены был проведен конкурс рисунков «Село мое родное» и викторина «Что я знаю о родном крае?»
Новой формой работы с детьми стал велопробег, посвященный Дню России.
В течение всей лагерной смены с детьми разучивали новые подвижные игры, проводили конкурсы рисунков на различные темы, спортивные соревнования.
Новой, интересной формой работы с детьми стала работа палаточного лагеря передвижного типа для учащихся от 14 до 16 лет. Для детей был организован туристический поход, который преследовал образовательные, оздоровительные, спортивные и исследовательские цели.
Поход проходил в Поворинском и Борисоглебском районах по маршруту: Ильмень – Байчурово – Горелка – Старовоскресеновка – Третьяки – Ильмень. Протяженность маршрута составила 52 км. Дети передвигались на школьном автобусе и пешком.
Применение новых форм воспритательной работы в летних оздоровительных лагерях помогает детям получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Инновационные формы работы с детьми в лагере
(Областные профильные смены для обучающихся г.Томска и Томской области ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования»)
Краткое содержание проекта
Директор ОГБО ДО «Областной центр дополнительного образования» Курасова Н.Н.
Старшие методисты: Ванюкова Анна Анатольевна, Федорова Ольга Витальевна
Внедрение инновационных технологий для повышения качества организации отдыха и занятости обучающихся в рамках проведения областных профильных смен
Основные задачи Проекта
1. Проведение областных профильных смен: обеспечение экономических, нормативных, организационных, педагогических, кадровых условий.
3. Развитие механизмов социального партнерства с общественными объединениями и некоммерческими организациями для качественного проведения областных профильных смен.
Срок реализации Проекта
Период с 01.01.2015 г. по 2018 г.
-Изменение нормативной базы ОЦДО по организации отдыха и оздоровления детей, в соответствии с приоритетными направлениями развития направления;
-Разработка, отбор инновационных проектов, программ сотрудников по организации отдыха и оздоровления детей Центра, экспертиза, обеспечение реализации проектов, программ;
-выстраивание сетевого взаимодействия с общественными объединениями и некоммерческими организациями для реализации областных профильных смен.
II этап (01.06.2015-2018 уч.г.)
-реализация утвержденных проектов, и программ областных профильных смен Томской области.
III этап (2017 – 2018 уч. г.)
-оформление инновационных продуктов.
Перечень основных мероприятий Проекта
— Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления детей, развитие их способностей Нормативно-методическое обеспечение. Обновление содержания и форм работы по организации профильных смен ОГБОУ ДО «ОЦДО». Разработка Программы «Областные профильные смены», подпрограмм профильных смен.
Программа «Областные профильные смены»,
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
— Продуктивная организация свободного времени детей в каникулярное время, КТД, «профессиональные пробы», «походы, экскурсии», «исследовательские лаборатории» в т. ч. социально неблагополучных и с ОВЗ – организована и проведена работа с более 400 обучающимися Центра и муниципалитетов Томской области, сочетающая развитие детей по различным направленностям( профилям), прохождение «профессиональных проб» с оздоровительным отдыхом в каникулярный период;
— Усовершенствованы условия для организации отдыха, оздоровления и развития детей: нормативные, организационные, методические, материально-технические и др. для организации летнего отдыха и оздоровления детей.
95 % специалистов Центра, занимающихся организацией и проведением профильных смен прошли обучение новым технологиям, на курсах повышения квалификации.
Система организации контроля над исполнением Программы
Контроль над исполнением программы осуществляется директором Центра, начальниками профильных смен, начальником направления «Организация отдыха и оздоровления обучающихся», специалистом Департамента общего образования Томской области
Направление «Организация отдыха, занятости и оздоровления обучающихся» является важной частью воспитательного и образовательного процессов по формированию личности ребенка и обеспечивается реализацией дополнительных общеобразовательных программ.
Главными задачами ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» в организации отдыха и занятости детей выступают их социализация, профориентация, реализация их способностей и возможностей посредством включения в различные виды деятельности.
Выдвигаются следующие приоритеты:
Самым эффективным ожидаемым результатом должно стать создание условий для детей широкого выбора видов деятельности, представляющих возможности для самоутверждения и самореализации. Важно создать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, реализовать их возможности с учетом интересов, желаний и потребностей.
Разработка и реализация Программы «Областные профильные смены» (далее Программа) предусматривает разработку проектов и подпрограмм по сменам и профилям:
В Программе, с учетом предложений и интересов детей и их родителей представлено содержание деятельности, направленной на реализацию целей оздоровительного лагеря, создания благоприятных возможностей для их оздоровления, привлечения детей к различным видам творческой и общественно-полезной деятельности, развития творческих способностей, расширения и углубления знаний об окружающем мире.
Каждое направление предполагает проведение большого образовательного события: соревнования по туризму, исследование окружающей среды, знакомство с малой родиной, путешествия, спортивные соревнования, творческие конкурсы, создание и защита проектов, проведение «профессиональной пробы».
Каждая из профильных смен ОГБОУ ДО «Областной центр дополнительного образования» уникальна – это период нахождения творчески одаренных и социально активных детей, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью их участия в образовательной и социализированной деятельности.
Для определения основных направлений деятельности мы проанализировали свои возможности: кадры, материально-техническую базу, ресурсы. Детям предоставляется выбор направлений.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия подготовительной работы
Основными мероприятиями подготовительной работы к проведению Областных профильных смен:
Основным документом для проведения каждой областной профильной смены является Программа, которую разрабатывает педагог дополнительного образования по направлению (руководитель смены) и утверждает методический совет.
Кроме основного документа готовятся также: условия, уточняющие нахождение детей в лагере; документы, необходимые для работы в лагере: журнал списочного состава детей, зачисленных в лагерь, журнал списочного состава работающих педагогов, журнал инструктажа по технике безопасности, книга приказов по профильному лагерю, книга выдачи инвентаря коллективного пользования и др. назначается руководитель группы, который осуществляет руководство лагерем в соответствии с законодательством; несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей; осуществляет контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровлением и питанием детей, состоянием материально-технической базы и соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Руководство профильной сменой осуществляется на основе тесного сочетания административного руководства и общественного самоуправления, взаимодействия сотрудников, детей, родителей.
Мини–азбука форм работы с детьми
«Мини – азбука форм работы с детьми в детском оздоровительном лагере»
Содержание
Атака
АТАКА – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1 – 2 часов).
Вечер
ВЕЧЕР – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («Вечер бардовской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и п.р.).
Викторина
ВИКТОРИНА – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случаи вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
Десант
ДЕСАНТ – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвую добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длятся он несколько часов до 2 – 3 дней.
Диспут
ДИСПУТ – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально – этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
Защита проекта
Конкурс
КОНКУРС – это состязание в каком – либо виде деятельности имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п.
Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предлагает:
Костер
КОСТЕР – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким – то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры – огоньки, костры – представления, гостевые костры.
Костер – огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких – либо вопросов, подведение итогов дня, разговоров о планах на предстоящее.
Костер – представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости – зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понято из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
Линейка
ЛИНЕЙКА – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка- это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими ( ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.
Музчас
МУЗЧАС – (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
Огонек
Поход
ПОХОД – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь- бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные ( с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело – и водные походы. Перед походом, не зависимо от его разновидности, необходимо:
В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.
Разведка
РАЗВЕДКА- форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Варианты проведения сбора:
Спортчас
СПОРТЧАС (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спорт час может и физрук, и сам педагог ( все зависит от содержания деятельности ). На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации ( волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.
Турнир
ТУРНИР – состязание в определенном виде деятельности, проводящиеся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – художественно – прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»).
Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:
Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.
Тренинг
ТРЕНИНГ – форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и п.р.
Фестиваль
ФЕСТИВАЛЬ – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком – то виде деятельности. Это комплексная акция состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурса до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и п.р.).
Экскурсия
Эстафета
ЭСТАФЕТА – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута («эстафетную палочку»).
Ярмарка
ЯРМАРКА – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:
Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере
Теоретические основы инновационной деятельности педагога: понятие об инновациях в образовании, их классификация. Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере. Детский оздоровительный лагерь и его функции.
Рубрика | Педагогика |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.06.2010 |
Размер файла | 108,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Российский государственный
педагогический университет им. А.И.Герцена»
Кафедра социальной педагогики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности педагога в детском оздоровительном лагере
Выполнила: Галактионова Валентина Георгиевна
студентка очной формы обучения,
Сундукова Эльвира Ильдусовна
Глава 1. Некоторые аспекты инновационной деятельности педагога
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.3 Методы выявления педагогических инноваций
Глава 2. Опыт инновационной деятельности педагога в детском оздоровительном лагере
2.1 Детский оздоровительный лагерь и его функции
2.2 Характеристика базы исследования
2.3Диагностика условий инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря.
Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:
· адаптация их к жизни в обществе;
· фoрмирование общей культуры;
· организация содержательного досуга.
В настoящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию. Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.
Для того чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги и организаторы в детских оздоровительных лагерях, постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности.
Выбранная нами тема исследования актуальна, т.к. одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря.
Объект исследования: инновационная деятельность в работе с детьми и подростками.
Предмет исследования: социально-педагогические аспекты инновационной деятельности педагога в детском оздоровительном лагере.
Целью данной работы является выявление условий инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере.
Гипотеза исследования: Инновационная деятельность в детском оздоровительном лагере возможна если:
— профессиональная деятельность педагога имеет ярко выраженный творческий характер;
— детский оздоровительный лагерь имеет достаточную материальную базу для осуществления инновационной деятельности;
— руководство учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагога.
1. Охарактеризовать понятие «инновационная деятельность».
2. Охарактеризовать детский оздоровительный лагерь с точки зрения учреждения дополнительного образования детей и подростков.
3. Описать условия инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере.
4. Осуществить диагностику выявления инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере.
5. Составить рекомендации для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность в детском оздоровительном лагере.
Методы исследования: анкетирование, включенное наблюдение, теоретический анализ, анализ продуктов деятельности, статистический метод.
База исследования: ДОЛ «Звездный» ГУП «Водоканал», г. Луга, Ленинградской области.
Термин «инновация» происходит от английского слова «innovation», что в переводе означает «введение новаций».
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.(19; 492)
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Таблица 1. Характеристика понятий «новация» и «инновация»