инновационные формы работы с инвалидами в библиотеке

Инновационные формы работы с инвалидами в библиотеке

Заседание секции публичных библиотек

В ходе исследования респондентам было предложено перечислить формы и методы индивидуальной и массовой работы, которые использует их библиотека в работе с людьми с ограниченными физическими возможностями, а так же назвать наиболее интересные, запомнившиеся. Следует отметить, что ответ на этот вопрос опросного листа получился одним их самых наполненных. Разнообразные формы работы охватывают все направления деятельности библиотек.

В первую очередь респонденты отмечали, что особое внимание они уделяют обслуживанию инвалидов вне стен библиотеки.
Это организация нестационарных форм обслуживания (это отметили 14 респондентов, 8%), и посещение читателей с ограниченными физическими возможностями на дому (52 респондента, 29,71%).
Среди нестационарных форм были названы как традиционные: организация передвижек и пунктов выдачи литературы, так и более инновационные: например, выездной читальный зал, «Видеоакадемия» и «Ретрокинозал» для инвалидов локальных войн и для пансионата престарелых и инвалидов который организует Городская библиотека N3 «Милосердие» при МУ «БИС» Нижневартовска.
Говоря об обслуживании на дому, респонденты указывали, что эта работа не сводится только к организации домашнего абонемента. Ведется большая индивидуальная работа с читателями. Как правило, занимаются данной работой библиотекари. В качестве примера интересна инновационная работа Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва), которая тесно сотрудничает с сотрудниками социальных служб.

Библиографическая деятельность библиотек чаще всего сводится к созданию рекомендательных списков литературы, планов чтения. Этой работой, судя попубликациям, различным материалам занимается практически каждая библиотека, но по какой то причине всего 6 респондентов (3,42%) упомянули об этой работе.

Среди разнообразных форм массовой работы были названы:

Привести все примеры мероприятий, указанных в опросных листаз ни в данных случаях, ни далее просто невозможно, поэтому я выбрала наиболее яркие примеры.

Мероприятия в библиотеках, как правило, называются интересно, оригинально, но все-таки именно для мероприятий для читателей с ограниченными физическими возможностями названия подобраны самые добрые и трогательные.

Организация книжных экспозиций (16 респондентов, 9,14%). Это традиционная работа библиотек.
1. „Ваши права“. Выставка-консультация (Спецбиблиотека МУ „ЦБС г. Бийска“)
2. „Эти руки не для скуки“. Выставка поделок (Спецбиблиотека МУ „ЦБС г. Бийска“)
3. „По дорогам сказки“. Нетрадиционная книжная выставка

Конференции и семинары инва-лидеров и партнеров проводили 9 респондентов (5,14%). В ЦБС им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка прошли семинары для инва-лидеров и партнеров „Понимание инвалидности“, „Меры поддержки инвалидов в сфере занятости“, „Развитие взаимодействия общественных организаций инвалидов и средств массовой информации“, „Социальный подход к инвалидности“, „Философия независимой жизни“, „Безбарьерная среда“. Тренинги-семинары „Как защитить свои права“ регулярно проходят в Астраханской областной научной библиотеке им. Н. К. Крупской.

Выделяются из всех вышеперечисленных мероприятий туристические акции молодых инвалидов Кузбасса «Сибирская робинзонада» ЦБС им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка, которые ставят целью социальную реабилитацию через активный образ жизни.

Всего 2 респондента (1,14%) отметили важность такого направления в своей работе, как Библиотерапия (сказкотерапия, куклотерапия, арттерапия) Особо это выделили Библиотека-филиал N 1 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина ЦБС г. Кирова, Библиотека-филиал N 2 ЦБС г. Соликамска.

Часть мероприятий носят обучающий характер (14 респондентов, 8%). Хочется отметить Веселые уроки этикета «Школа вежливости» для коррекционных групп ДОУ города, которые проходят в ЦБС г. Ноябрьска, уроки толерантности для учащихся образовательных учреждений города в ЦБС им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка, час иконописи, урок этикета и пр.

Респонденты представили целый калейдоскоп различных массовых мероприятий (названо более 100 разнообразных форм): фестивали, аукционы, бенефисы, благотворительные акции, чествования, громкие читки, беседы, обзоры, молодежные слеты инвалидов и т.п. «Ложкой дегтя» в данном случаее будет тот факт, что лишь единичные мероприятия можно считать специфическими, рассчитанными именно на читателей-инвалидов. Чаще всего это мероприятия, которые могут быть использованы для любых категорий читателей, с какими либо изменениями. и т.п.
Хотя, в прочем, это факт ничуть не умаляет их значимости!

Не обошли вниманием респонденты и индивидуальную работу с читателями-инвалидами, отмечая, что порою именно она является основополагающей. Удивляет, что отметили это всего 19 респондентов (10,85%)! А ведь индивидуальная работа она и есть основополагающая при работе с людьми с ограниченными физическими возможностями!

Исследовательская деятельность (11 респондентов, 6,28). Результаты опросов широко применяются в работе библиотек.

Издательская деятельность (5 респондентов, 2,85%). В библиотеках издается ряд изданий, касающийся вопросов инвалидности, включения в социальную среду. Можно назвать такие издания, как сборники «Льготы инвалидам» и «Разрушая барьеры», листовки, ежеквартальный информационный бюллетень «Крылья», которые издаются в ЦБС им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка, специальное предложение для слабовидящих людей «Говорящая книга» в ЦБС г. Ноябрьска, издание литературного творчества инвалидов в Городской библиотеке N3 «Милосердие» при МУ «БИС» г.Нижневартовск

Некоторые библиотеки, организуя работу с людьми с ограниченными физическими возможностями, сочли необходимым и сумели выделить в структурах своих систем специализированные отделы или филиалы.
Мы понимаем, что специализация целого филиала позволяет развить формы и методы работы на качественно новый, высокий уровень.

Среди отвечавших на вопросы таких библиотек было 17.

1. В МУ «ЦБС г. Бийска» более 15 лет работает филиал, который обслуживает инвалидов. В 2005 г. этот филиал объединен с библиотекой-филиалом для слепых, создана специализированная библиотека МУ «ЦБС г. Бийска»
МУ «ЦБС г. Бийска» (Алтайский край). Филиал Спецбиблиотека
e-mail: shukshinka@mail.biysk.ru
сайт: http://www.biysk.ru./

3. МУ «БИС» г. Нижневартовск (ХМАО). Городская библиотека N 3 «Милосердие»
e-mail: mubis@mubis.ru
сайт: http://www.mubis.ru

4. Централизованная библиотечная система г. Якутск. Специализированная библиотека-клуб «Книга-03»
e-mail: Yaklib@helios-nw.ru
сайт: http://www.belinkalib.ru

5. МУК «Детская Централизованная библиотечная система г. Кемерово. Библиотека-филиал «Родник»
e-mail: biblioteka@kemcity.ru
сайтhttp://childlib.kemcity.ru

6. М У ЦБС им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецк (Кемеровская обл.). Библиотечно-информационный центр «Крылья»
e-mail: go@gogol.org.ru ; poz@gogol.org.ru
сайт: http://www.gogolevka.ru

7. Центральная городская библиотека г. Мурманска. Филиал N 23 «Старшее поколение»
e-mail: cgb_murm@mail.ru

8. Специальная библиотека для незрячих и слабовидящих г. Рубцовск
e-mail: biblrub@rub-gut.altai.su
сайт: http:rubtsovsk.ru/

9. ЦБС г. Кисловодск. Центр библиотечно-информационного обслуживания инвалидов по зрению
e-mail: evrika@narzan.com

10. Централизованная библиотечная система г. Липецк. Филиал N 4 Социальная библиотека

11. МУК «ЦБС» г. Ноябрьска Филиал N 7 работает по программе «Милосердие и книга»

12. Централизованная библиотечная система г. Навашино (Нижегородская обл.) БЦИиО

14. МУ «Централизованная библиотечная система» г. Елизово (Камчатская обл.). Центральная библиотека. Социальный отдел
e-mail:elizovolib@mail.ru
сайт: http://www.elizovolib.kamchatka.ru

15. М У «БИС»г. Нижневартовск (ХМАО) Сервисная служба «Милосердие»
e-mail: mubis@mubis.ru
сайт: http://www.mubis.ru

16. МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» г. Унеча (Брянская область) Сектор по обслуживанию инвалидов
e-mail: unelib@online.debryansk.ru
сайт: http://www.unecha-lib.narod.ru

17. МУК «Библиотека Автограда» г. Тольятти (Самарская область)
e-mail: pavi@ba.tgl.ru
сайт: http://libavtograd.tgl.ru/index.php

При анализе анкет библиотек, имеющих специализированные службы / отделы / филиалы можно было выделить некоторые факторы, которые являются общими для этих библиотек.
Во-первых, работа с читателями-инвалидами в них ведется уже очень давно. Некоторые отметили, что более 15 лет. Т.о., мы можем сделать вывод, что выделение их в структурах ЦБС обусловлено опытом работы данной категорией.
Специалисты библиотеки имеют возможность целенаправленно вести работу с читателями-инвалидами, соответственно, свои знания. Можно предположить, что именно по этому в анкетах этих библиотек были указаны и оригинальные формы работы, и широкий круг организаций — партнеров в работе, отмечено сотрудничество со специальными региональными библиотеками, указаны публикации специалистов в профессиональной печати. На этом хотелось бы сделать особый акцент. Практически каждая библиотека-респондент отметила какую-либо «изюминку» в своей работе, но каждый второй, отвечая на вопрос о наличии публикаций, ссылался на недостаток времени на их подготовку. Возможно, специфика работы этих специализированных библиотек позволяет это время изыскать.

Безусловно, в кратком обзоре данных полученных от библиотек невозможно сказать обо всем, а ведь иногда названия, фразы, достаточно для того, чтобы развить ее, наполнить новым смыслом и в библиотеке будет проведено новое мероприятие или организована работа по новому направлению.
Полный аналитический обзор с приложениями, которые содержат информацию о мероприятиях, публикациях, методических материалах, можно будет найти на сайте Центральной публичной библиотеки (раздел «Милосердие» http://www.library.novouralsk.ru/mercy-about.html ).
Об этом разделе мы говорили уже на многих профессиональных встречах. Поэтому лишь напомню, что именно здесь собирается информация об организациях, работающих с инвалидами, о тематических интеренет-ресурсах, и об опыте работы публичных библиотек по данному направлению.
Мы ждем Ваших материалов для размещения на сайте.

инновационные формы работы с инвалидами в библиотекенаверх

Источник

Инновационные формы работы с инвалидами в библиотеке

Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый или больной,

обделенный или одаренный способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. Каждый человек должен чувствовать себя полноценным членом общества, даже если его возможности ограничены.

Данные рекомендации составлены в помощь работникам библиотек, чья практическая деятельность предполагает общение с инвалидами, библиотекарям-специалистам, которые осуществляют библиотечно-информационное внестационарное обслуживание пользователей, имеющих особые потребности.

Значение библиотечно-информационного обслуживания, как способа социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, очень велико:

В документах, таких как «Манифест для публичных библиотек» и

«Стандарты ИФЛА для публичных библиотек», каждой публичной

библиотеке вменяется в обязанность предоставлять свои услуги всем, кто в них нуждается, вне зависимости от возможности посещать библиотеку.

Помимо знания библиотечных технологий, библиотекарю необходимо владеть навыками социальной и педагогической работы, знать психологические особенности людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Большую роль в работе с особыми группами пользователей играют личностные качества: такт, желание помочь, терпение, внимание. Важными становятся малейшие нюансы, например, владение грамотной, четкой и выразительной речью.

Какова же роль библиотеки в социальной адаптации этой группы населения? Перед нами при работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья стоят определенные цели:

— обеспечение равного доступа к пользованию библиотекой всем группам пользователей;

— расширение доступа к различным видам информации;

— удовлетворение читательских потребностей по всем отраслям знаний;

— содействие образовательному процессу с применением информационных технологий и др.

Определяя приоритеты в работе, нужно понимать, что самым гуманным направлением деятельности является обслуживание лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой. Деятельность библиотек заключается не только в подборе, рекомендации и доставке книг, пользующихся повышенным спросом. Современные библиотеки являются для многих пожилых людей и инвалидов местом, где они могут просто отдохнуть, найти свой круг общения, интересно и с пользой провести время, получить необходимую информацию по различным вопросам.

Приступая к работе с инвалидами, прежде всего, необходимо выявить людей, нуждающихся, в библиотечном обслуживании из числа проживающих в конкретном населенном пункте. Такие сведения, можно получить в местных органах социальной защиты и первичных территориальных организациях Всероссийского общества слепых. С этими учреждениями необходимо поддерживать постоянные контакты, наладить пути и способы взаимодействия и координации работы.

Человек с ограниченными возможностями здоровья испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные рядом причин. Сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

В современных условиях жизни Библиотерапия, как вид лечебного воздействия на человека при помощи книг – непременное условие полноценной социальной реабилитации. Её приоритет – в области помощи социально незащищённым группам граждан. Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья книга является, порой, единственным окном в большой мир, другом, советчиком, отвлекающим от недуга фактором. Вместе с тем чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов.

Известно, что одни книги успокаивают, другие тонизируют, придают бодрость и хорошее настроение. Чтение литературы, по мнению специалистов, запускает психический механизм вытеснения отрицательных эмоций. Новые чувства, желания, мысли, усвоенные из книг, вытесняют болезненные, и предотвращают, таким образом, их разрушительное воздействие на организм человека и его душу.

Терапия литературным творчеством может способствовать восстановлению нарушенных во время болезни контактов пациента с внешним миром, его адаптации к изменённым условиям жизни. Реабилитационное воздействие этого вида обслуживания проявляется в том, что расширяются возможности удовлетворения информационных потребностей пользователей, налаживаются посредством обсуждения прочитанного связи с единомышленниками, происходит творческое соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, развиваются речевые возможностей.

Так специалистами было установлено, что чтение стихов может успешно использоваться в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта. Философская и духовная литература может оказать успокоительное влияние при острых стрессах и хронических депрессиях.Преимущества библиотерапии заключается в разнообразии и богатстве средств воздействия на человека.

В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую.

Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения. Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя, уровень начитанности.

Групповая библиотерапия направлена на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе. Формы групповой библиотерапии разнообразны по своему содержанию. Наиболее часто это традиционные литературные встречи с элементами игротерапии, библиотечные уроки, литературные викторины, театрализованные библиотечные праздники, кружки громкого чтения, литературные вечера. А в последнее время в практику работы прочно вошли и инновационные формы

Отклик у пользователей находят литературные вечера, тренинг конкурсы на скорочтение. Также в библиотеках успешно применяют такие инновационные формы работы как книжные ралли, библио-кафе, журнальный пресс-экспресс, литературно-музыкальную мозаику, литературный автограф и многое другое.

С целью доведения книги и информации до каждого инвалида в библиотечной практике активно используется такая внестационарная форма обслуживания, как обслуживание на дому (книгоношество). Книгоноши обслуживают инвалидов и маломобильных жителей, не посещающих библиотеку по состоянию здоровья, на дому. Книгоношами могут быть, как сами библиотекари, так и соцработники, и наиболее активные читатели-волонтеры. Благодаря обслуживанию на дому люди с ограниченными возможностями здоровья остаются активными пользователями библиотеки. А в массовой работе с пользователями с ограниченными возможностями здоровья особый блок следует посвятить поддержке и развитию разнообразных их увлечений.

На данный момент существует ряд правил, придерживаясь которых мы сможем работать с такими людьми наиболее эффективно.

Работа с людьми, испытывающими трудности при передвижении

приводит к потере возможности выйти из дома, встать с инвалидного кресла часто бывает и приговором общества. Человек в коляске часто обречен на жизнь в четырех стенах, медленное угасание контактов с внешним миром, одиночество и забвение. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

3. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

4. Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы

мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

7. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

9. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при

передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Работа с людьми, испытывающими затруднения в речи

Для человека возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром. Но среди нас встречаются люди, утратившие эту способность. В разговоре с человеком, страдающим нарушением речи, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие. Работа с людьми, испытывающими затруднения в речи требует соблюдения определенных правил:

1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их – в Ваших интересах.

2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

3. Говорите в темпе, удобном для данного человека. Будьте готовы к тому, что разговор займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.

4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.

Отдайте этой беседе все Ваше внимание.

интеллекта человека. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас

6. Даже если человека с затрудненной речью сопровождает компаньон, адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы человеку с затрудненной речью.

7. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

9. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться.

Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Работа с людьми с гиперкинезами (спастикой).

которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

1. Если Вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.

2. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда Вы оба окажитесь в неловком положении.

3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

4. Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами,

поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.

5. Если Вы находитесь около телефонного аппарата, а Вас попросили набрать телефонный номер, спросите, нужна ли человеку с гиперкинезами Ваша помощь. Многим она не нужна. Но если человек, который затрудняется управлять руками, попросил помочь, например, достать с полки журнал, книгу, положить что-то в сумку, вытащить из сумки или кармана телефон и набрать номер – не стесняйтесь, постарайтесь четко и последовательно произвести все эти действия.

6. Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его

разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.

Работа с людьми с задержкой в развитии и проблемами в общении

1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только Вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком.

3. Не говорите «свысока». Не думайте, что Вас не поймут.

4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.

5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.

7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие Вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

8. Обращайтесь непосредственно к человеку.

9. Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут

подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на

медицинскую помощь и т.д.

10. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Работа с людьми с плохим зрением и незрячими

По статистическим данным Всероссийского общества слепых количество незрячих в России составляет около 300 тысяч человек.

Сталкиваясь с незрячими или слабовидящими людьми, зачастую мы теряемся и не знаем, как к ним обращаться, как взаимодействовать и правильно оказывать помощь. Существует ряд простых правил, которые помогут в общении с такими людьми:

1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

2. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

3. Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала,

4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.

5. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

6. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

8. Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.

9. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно.

Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,

10. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

11. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.

12. Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

13. Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

14. Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы

перемещаетесь, предупредите его.

15. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

16. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от Вас …». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола», «Стул справа от Вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.

17. Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не

управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

18. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего

перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад – это неудобно.

Работа с людьми с психиатрическими проблемами

Психические нарушения – не тоже самое, что проблемы в развитии.

Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Поведение душевнобольных, степень расстройства их психики может сильно варьироваться в зависимости от формы, характера течения и индивидуальных особенностей личности. Важно знать, что хроническое душевное заболевание всегда идет волнами:

обострение – это нарастание, или «атака» болезни, и ремиссия –

благоприятный период, когда лишь незначительные колебания состояния и некоторые странности отличают больного от остальных людей.

1. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

2. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

3. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

4. Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.

5. Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.

6. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

7. Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.

9. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.

10. Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может

справиться с волнением.

11. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Работа с людьми с нарушением слуха

Основной проблемой, возникающей перед слабослышащими людьми, является общение — основополагающая потребность всех людей. При этом источником проблемы является не только сама потеря слуха, но и непонимание другими участниками общения особенностей восприятия речи людьми с нарушениями слуха. Умение общаться со слабослышащим человеком требует практики и терпения от обоих собеседников. Очень важно понимать, что в любом процессе общения участвуют как минимум два человека, что означает, что Вы тоже должны взять на себя свою долю ответственности при общении с человеком с нарушениями слуха.

Общаясь со слабослышащим человеком, помните:

1.Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.

2. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

3. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно

существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

4. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

5. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

6. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

7. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

8. Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас

9. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер,

технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

10. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно». Сообщения должны быть простыми.

11. Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или

многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

12. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…».

13. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

14. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

— Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

— Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно,

использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

— Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Через книгу, через информационные услуги, оказываемые библиотеками, люди с ограниченными возможностями здоровья не только приобщаются к сокровищам мировой культуры, но и находятся в центре событий, поэтому чувствуют себя полноценными людьми, нужными обществу.

Подводя итоги, можно сказать, что очень важно, чтобы библиотекари, независимо от места работы, осознавали не только социальную значимость обслуживания инвалидов, но и свою органичную причастность к этому процессу. Важно сформировать и в обществе адекватное отношение к инвалидам, понимание проблем инвалидности. Интеграция инвалидов в социальную жизнь, их реабилитация во многом зависят от готовности общества принять их как равноправных членов, имеющих специфические потребности. Каждая общедоступная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем гражданам, проживающим в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и людей преклонного возраста. Поэтому, определяя приоритеты в своей работе, библиотеки должны понимать, что самым гуманным направлением деятельности является приоритетное обслуживание лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *