инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Автор: Прохновская Анна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №100 «Ельничек»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: « В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом », « Путешествие по горам», « К бабушке на грядку» и т.д.
2. «Письмо-жалоба»
3. « Кейс – технология».
Игра «Узнай по объявлениям » знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).
— Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.
— Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.
— Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
— Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Деловая игра « Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
4. «ИОС»
5. «Диалог с природой»
6. «Метод экологической идентификации»
Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений.
Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.
8. «Мнемотехника»
10. «Экологические акции»
11. «Экологические тропинки»
Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.
13. «Экологический сторисек»
Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.
14. «Эко-сумка»
15. «Экологический микрофон».
15. «Живая книга»
Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:
«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды. Нашим детям очень понравилась встреча с папой нашего воспитанника, который работает инспектором лесного хозяйства. Из его рассказа дети узнали о его профессии, о лесе и его охране, смогли задать интересующие вопросы, провели совместно с ним посадку семян хвойных деревьев нашего края. Неоднократно в гости к детям приходили работники районной библиотеки. Они проводили работу по ознакомлению детей с писателями-натуралистами. Во время этих встреч было очень интересно, ведь общение с книгами духовно обогащает маленького человека, делает его добрее и прекраснее.
16. СОРСИ
17. «Информационные технологии»
18. «Творческие объединения»
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, имеют большие возможности, для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Поэтому, инновационным в своей работе могу считать создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности « Познавай-ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.
19. «Активные формы работы с семьёй»
Заключение
В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.
Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.
Используемая литература:
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Екатерина Корж
Инновационные формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Актуальность, новизна и значимость
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в нашей стране.
Задача педагога и родителя – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Актуальность применения инновационных методов и форм экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:
— овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;
— получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу, охраны природы;
— получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);
— воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.
3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.
1.3. Контингент участников мероприятий.
Участники исследовательского проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитанники группы № 9 «Островок» МБ ДОУ № 29, 32 ребенка, воспитатель, родители воспитанников.
1.4. Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Административное управление — осуществляется заведующим МДОУ (функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими МДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения.
Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем (функции: организация эффективной экологической работы с педагогами МДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников.
Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).
2.1. Интеграция традиционного экологического воспитания и образовательных областей в дошкольном образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
• Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» и экологии.Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и экология.Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и экология.Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Речевое развитие» и экология.Содержание направлено на:
• Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и экология.Содержание направлено на:
1. Экологические сказки с кинезиологическими упражнениями.
2. Физкультурные минутки и зарядка.
4. Экологические досуги с привлечением старших дошкольников и родителей.
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
В педагогической деятельности я также использую такие традиционные формы и методы экологического воспитания как:
рассматривание ситуационных картин;
непосредственная образовательная деятельность;
Большое значение я уделяю применению инновационных форм и методов.
2.2. Инновационные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Экологические игры
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке и дедушке на грядку» и т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования,игры-медитации:
дают новые впечатления о жизни и труде людей;
формируют представления о состоянии природы и её изменениях;
пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней;
формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Метод «Кейс-технология»
Игровые обучающие ситуации (ИОС)
Диалоги с природой
Метод экологической идентификации
Метод моделирования
Графическое моделирование помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Это могут быть дневники наблюдений, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года.
Экологические акции
Воспитанники сада совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.
Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формироватьключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Долгосрочный проект «Наши пернатые друзья»
Среднесрочный проект «Лук – здоровья друг»
Краткосрочный проект «Волшебница-водица»
Экологический ай-стоппер
Ай-стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, баннеры, плакаты. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.
Экологический сторисек
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);
кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);
перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).
Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу»)и получить представление:
о профессиях смежных с экологией;
социальных группах связанных с экологией;
о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.
«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты, учителя и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды. Нашим детям очень понравилась встреча с учителем биологии школы № 21 Жмаевой Ольгой Ивановной. Из ее рассказа дети узнали о профессии, о ее просветительской деятельности в области экологии для школьников, смогли задать интересующие вопросы, рассмотрели альбомы «Птицы родного края», «Зимующие птицы».
Обучающий процесс в нашей монтессори – группе опирается на идею космизма, которую очень поддерживала автор методики – Мария Монтессори. Идея заключается в восприятии мира как единого целого, как космоса, в котором все взаимосвязано и любое вмешательство не проходит бесследно.
Целью применения данной методики является формирование в ребенке уважения к тому, что было до него и чувства ответственности за собственное влияние на жизнь на планете – это взращивание человека с активной жизненной позицией.
Задачи космического воспитаниямонтессори-педагогики:
достижение гармонии между природой, человеком и социумом, так как люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром;
формирование экологического мышления;
упорядочивание представления детей об окружающем мире.
В настоящее время в нашем саду реализуется множество экологических проектов. Мы ясно понимаем их значимость и делаем все возможное, чтобы рассказать об этом нашим детям, донести до них все смыслы, дать им возможность задуматься над этим вопросом уже сейчас.
В нашем групповом помещении много цветов и зелени, есть огород на окне. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов, гербариями, образцами минералов, почв.
Дети с интересом знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а также песок, воду, землю, глину).
На занятиях дети могут работать с такими материалами как:
карта полушарий и материков;
муляжи животных и грибов.
Активные формы работы с родителями
Экологический микрофон
Экологическая тропа
Создание экологической тропы на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент. Работа дошкольников на экологическойтропе организована по следующим направлениям:
поисковое (воспитанникам можно предложить проблемную ситуацию таким образом, чтобы дети нашли ответы на экологической тропе ДОУ);
природоохранное (на экологической тропе можно разместить баннеры и природоохранные лозунги. У детей с малого возраста будет формироваться экологическое сознание);
инвентаризационное (дети могут сами строить маршруты и планировать остановки на видовых точках экологической тропы, могут изучать картотеки на каждой видовой точке);
учебно-исследовательское (метеоплощадка, климатические зоны, акватории и их обитатели, обитатели леса – все это может стать предметом исследовательской деятельности воспитанников);
Информационные технологии
репродукции художественных картин;
В процессе использования инновационных форм работы по экологическому воспитанию были отмечены социально значимые результаты деятельности такие,как:
Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективны. Можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды,которая способствует:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию ребенка;
формированию экологически правильному поведению детей и их родителей.
На этапе дошкольногодетства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход и инновационные методы и формы воспитания, предполагающие взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
Именно такие формы работы с детьми предполагают сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключают авторитарную модель обучения. Занятия с применением инновационных форм воспитания строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. –Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.