инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию Галина Бочарова
Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей

В настоящее время одной из острейших проблем является нравственно- патриотическое воспитание. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно- патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свою родину, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране,которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

К. Д.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна

положительная пища, кормить его ненавистью,

отчаянием и презрением может только человек,

не понимающий потребностей детства».

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Поэтому главной задачей является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, к станице.

формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам России

— расширение представлений о станице и жизни казаков (спец –курс «Казачьему роду нет переводу»)

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы края и района (флаг) уголок патриотический в группе;

— чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

В своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию я используются такие формы работы:

День открытых дверей

Просмотр Презентаций, мультфильмов

— Чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

— Разучивание с детьми, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

— Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

— Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

— Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

— Личный пример педагога.

Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

— Досуги, КВН, развлечения, экскурсии, Обрядовые праздники, мероприятия, фестивали

Спортивное мероприятие с папами.

— Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.

Моделирование и решение проблемных ситуаций

Придумывание сказок, историй и их театрализация

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход)

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров»ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

В современном мире для эфективного усвоения различных видов деятельности широко используются инновационные формы работы, что позволяет качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.

Поэтому я стараюсь использовать в своей работе инновационные формы.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Одним из направлений инновационной деятельности в моей работе становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты ДОУ, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной родины, насчитывается более сотни.Среди них пристальное внимание следует уделить: здоровьесберегающим технологиям; технологиям, относящимся к проектной деятельности; технологиям, используемым в проектной деятельности; информационно-коммуникационным технологиям; технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные); так называемым игровым технологиям.

Таким образом, инновационными формами работы является переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание, а на общение, взаимопонимание с воспитанниками, на их «освобождение» для творчества.

Опыт работы показывает, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью; повышает профессиональный и творческий потенциал всего педагогического коллектива. Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям.

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитаниюЛепбук «Моя Россия» для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Мой лепбук называется «Моя Россия».Его я использую для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного.

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитаниюВыступления на педагогическом часе «Танец как одно из средств нравственно-патриотического воспитания детей» Видео Наше сообщество переживает период крушения нравственных идеалов и дефицита нравственных чувств. Самой актуальной проблемой в системе образования.

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитаниюФормирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Детство современных детей очень отличается от детства их родителей и тем более от детства их бабушек и дедушек. Современные дети часто равнодушны.

Формы и методы взаимодействия с семьёй по вопросам нравственно-патриотического воспитания Выступление на педагогическом совете по теме: «Формы и методы взаимодействия с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитанию.

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Еретина О. А Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема развития.

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для.

Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной,.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Презентация методического проекта «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Актуальность темы Cказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка.

Источник

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию Светлана Горбатенко
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм…»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств,всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. Л. И. Новикова, анализируя труды И. А. Ильина, выявляет оригинальность идей данного автора на сущность и понимание патриотизма как такового. О. В. Лебедева разграничивала термины «верноподданичество» и «гражданственность».

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые используюв своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Используя в своей работе проекты,решаю следующие задачи:

— формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;

— формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);

— формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;

— развитие активности и самостоятельности.

Работа над проектом проходит несколько этапов, представляю пошаговый алгоритм.

Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли цель. Могут применяться также различные методы, в зависимости от вида исследования. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада или презентации. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают атрибут в зависимости от вида исследования – чаще всего мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом исследовательской работы по теме могут быть папка (альбом) с иллюстрациями, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов, персональная или групповая выставка.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

Для реализации выше поставленных задач мною были разработаны и внедрены такие проекты как: «Традиции моей семьи», «Богатыри земли Югорской», «Улица моего города» «Этот день Победы», «Мой любимый Нижневартовск».

Считаю, что проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. Мною была разработана программа по нравственно- патриотическому воспитанию «Наша Родина- Россия»

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика.

Почему мы создали мини-музеи? Мы провели беседу и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали «мини-музеем». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченную тематику.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

В рамках проекта «Зеленая Югра, здоровая планета» наши воспитанники учавствовали в городской природоохранной акции «В защиту хвойных деревьев». Дети вместе с родителями и воспитателямираспространяли наглядный агитационный материал: листовки, буклеты, информационные листы, рисунки, изготовили транспарант, плакат о защите хвойных деревьев от несанкционированной вырубки. Юные защитники природы призывали жителей города не рубить елки, не губить лес и раздавали листовки с изображением елочки и призывом «Берегите лесную красавицу»

Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили в Парк Победы и поздравляли ветеранов.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно патриотическом воспитании» «. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский Нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

инновационные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитаниюФотоотчет о нравственно-патриотическом воспитании Отчет по нравственно-патриотическому воспитанию в группе «Почемучки» Наших малышей мы взяли два года назад. Как вы понимаете, уважаемые.

Педагогический совет-деловая игра «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников» Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент. Задачи:.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Симакова Л. Г., музыкальный руководитель МБДОУ г. Мценска.

Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Обращение к опыту православной педагогики.

Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст – фундамент общего развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *