инновационные формы работы в начальной школе

Инновационные формы работы учителя в начальной школе

инновационные формы работы в начальной школе

Инновационные формы работы учителя в начальной школе

«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем»

Лоренс Питер, американский педагог.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс.

На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:

1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны. 2.Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

3.Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования. (Внеурочную деятельность)

4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

5.Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня. У наших детей – детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне ее анализировать. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.

Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений – все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей. В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования.

Моей инновационной деятельностью стали:

§ · информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии);

§ · технология исследовательско-проектной деятельности учащихся.

Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах.

Информационные технологии в образовательном процессе

Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Благодаря программе Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала

Применение компьютерных технологий делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение компьютерных технологий) для развития способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем.

Развивающее значение компьютерных технологий для развития способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов.

Сегодня, учитывая тот факт, что «вложить» в ребенка все полученные в ходе эволюции человека знания невозможно, управлять процессом усвоения этих знаний сложно, следует научить ребенка самостоятельно продвигаться по пути собственного развития и совершенствования в учебной и социальной деятельности. А этому способствует введение в образовательный процесс технологии проектов.

Безусловно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности человека.

2. «О новой модели гуманистической школы».

3. «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе».

4. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками».

Источник

Инновационные формы обучения в начальной школе.

Я, Жаткова Татьяна Сергеевна, учитель 2 класса «В» представляю вашему вниманию выступление на тему «Инновационные формы обучения в начальной школе».

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

формирование личностных качеств учащихся;

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения :

оптимизация учебно-воспитательного процесса;

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развитие критического мышления;

проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Технология – учение о мастерстве (искусство, ремесло).

Технология ориентирована на получение гарантированного результата обучения.

Технология в педагогической практике – изменения, совершенствования, модернизации учебного процесса.

Преимущества педагогических технологий:

В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;

Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету;

Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;

Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;

Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

Это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.

Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

§ формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

§ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

§ формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

§ формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

§ развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

§ формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Øрефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

Øцелеполагать (ставить и удерживать цели);

Øпланировать (составлять план своей деятельности);

Øмоделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

Øпроявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

Øвступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Источник

Доклад по теме «Инновационные формы работы учителя в начальной школе»

Инновационные формы работы учителя

Понятие «инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:

1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2.Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

3.Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования. (Внеурочную деятельность)

5.Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

Из основных направлений особенно значимым является использование здоровьесберегающих технологий.Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству педагогов методы и приёмы, цель которых – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в жизни.

У нас в школе, МБОУ «СОШ №20»г.Элисты, в 2010/2011 учебном году была создана нормативно-правовая база для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

В начальной школе успешно проведены:

реализуются три воспитательные программы Параллель «В» классов реализует программу «Здоровье» (обобщён опыт работы на уровне города и республики ).

конференция учителей « Здоровьесберегающие технологии обучения в условиях реализации ФГОС начального общего образования »;

педсовет «Формирование здорового образа и укрепление здоровья учащихся»

внеклассные мероприятия: утренники, конкурс рисунков .

Учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования успешно используют приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:

стимулирующие(физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и логопедическая помощь);

информационно-обучающее(памятки, адресованные родителям, учащимся, педагогам ).

Для достижения поставленных целей учителя начальных классов решают следующие задачи:

1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.

2. Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.

3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.

4. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

Обучающиеся начальных классов 3 раза в неделю посещают уроки физкультуры, а для обучающихся 1-х классов ещё проводится Час здоровья 1 раз в неделю, участвуют в спортивных соревнованиях по плану школы, в общешкольных Днях Здоровья . Большинство обучающихся начальных классов летом посещают оздоровительный лагерь при школе.

Учителя начальных классов обучают здоровью детей на каждом уроке. На уроках курса «Окружающий мир» ребята получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене. На всех уроках используют дидактический материал, связанный с оздоровительной тематикой. Создание такой системы работы благотворно влияет на формирование здорового образа жизни.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе учащиеся получают возможность расслабиться психологически и физически после интенсивной учебной деятельности, а также сблизить учащихся, раскрепостить их, помогают преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности, почувствовать радость пребывания в школе, классе .

Учителя начальных классов делятся практическим опытом работы по здоровьесбережению с коллегами: организуются мастер – классы, взаимопосещение уроков с применением здоровьесберегающих технологий, проводятся заседания «круглого стола» и совместные заседания методического объединения по данной проблеме, в ходе которых вырабатываются практические рекомендации.

Итоги семинара подведены на заседании круглого стола. В результате обучающего семинара были выработаны следующие аспекты здоровьесберегающего урока: обязательное выполнение гигиенических условий в классе, создание благоприятного психологического климата на уроке, формирование у воспитанников мотивации к учёбе и методически грамотное чередование видов деятельности на уроке.

Решая вопрос формирования здоровьесберегающей образовательной среды в школе, мы поставили перед собой задачу организовать системную, непрерывную работу по сбережению здоровья наших учеников, по формированию у них навыков здорового образа жизни.

1. Л.А. Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике»2009г.

2. Л.Ф. Климанова «О новой модели гуманистической школы».

3. Л.И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе».

4. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками».

Источник

Инновационные методы обучения в начальной школе.

Модуль II I . Новые методы обучения в начальной школе.

Содержание модуля : Активные методы обучения в начальной школе. Применение новых методов обучения в начальной школе.

Инновационные методы обучения в начальной школе.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.

Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
Цель использования активных методов обучения учителем – создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие и т.д.).
Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся, как сказал Н. А. Умов:
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.»
Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика, всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.

Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

групповую, парную или индивидуальную работу;

самостоятельную деятельность учащихся;

постановку вопросов, активизирующих диалог;

Введение элементов игры дает возможность учителю решить сразу несколько задач, потому что игра позволяет одновременно развлекать, учить и воспитывать. Играя, обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, что особенно важно для детей пассивных, у которых есть проблемы в обучении. Кроме того, игровая форма обучения позволяет выполнить больший объём работы, чем при обучении традиционными методами. Кроме того, игра укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе, как учащемся.
В современных уроках учителя используют как основной элемент игровой деятельности дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогами в целях обучения и воспитания детей. Как правило, они направлены на решение конкретных задач обучения детей. И к тому же это один из эффективных путей активизации познавательной деятельности младших школьников. При этом дидактические игры различаются:

познавательной деятельности детей;

игровым действиям и правилам;

организации и взаимоотношениям детей;

В целом можно сказать, что чёткой классификации дидактических игр
пока не разработано. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия необходимые для того, чтобы усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, развить наблюдательность;

игры-поручения в основе которых лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;

игры-предположения в основе которых лежит ситуация «а что было бы», таким образом перед детьми ставится задача и развивается ситуация, требующая дальнейшего осмысления последующего действия;

игры-загадки – проверяют знания, тренируют находчивость, формируют умение рассуждать, делать выводы;

игры-беседы в основе которых лежит общение, воспитывают умение слушать вопросы и ответы, учат сосредотачивать внимание на содержании, высказывать и защищать свою точку зрения, дополнять услышанное, принимать и слышать другую точку зрения на проблему.

В дидактической игре всегда есть правила – они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению норм поведения и взаимоуважению, и в целом призваны решить воспитательную задачу.
Вводя в урок дидактическую игру, учитель решает несколько задач, а именно:

активизирует учебную работу на занятии, повышает активность и инициативу учащихся;

даёт ощущение свободы и уверенности в себе, особенно слабым и неуверенным в себе детям;

укрепляет дружеские отношения в детском коллективе, способствует повышению коммуникативных навыков учащихся;

Ведь игра это один из лучших способов подготовить учащегося к жизни и дальнейшему продолжению образовательной деятельности, развить его способности, наладить устойчивую коммуникацию с миром одноклассников и взрослых людей. Интеллектуальная учебная игра отлично закрепляет учебный материал и помогает приобрести устойчивый навык применения приобретённых знаний. Различные комбинаторные игры учат быстро и эффективно просчитывать варианты и подбирать комбинации, развивают аналитическое мышление.

Основными требованиями к организации дидактических игр являются:

игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям ФГОС;

игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;

игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Все это делает игру одной из самых используемых педагогами форм активного обучения младших школьников. Уроки с включением элементов игры также являются одними из наиболее любимых учащимися.

Групповые формы работы.

В современном обществе растет тенденция востребованности специалистов не только хорошо образованных, но и обладающих развитыми коммуникативными навыками и умениями, способных наладить общение с коллегами и умеющих работать в команде. Таким образом, учащийся должен быть способен реализовывать себя во взаимодействии с другими людьми. Способность находить взаимопонимание с другими людьми и организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, нарабатывается только опытным путем в результате общения. Таким образом, школа, отвечая вызовам современности, должна ввести в образовательный процесс такие формы работы, которые способны научить ребёнка умению общаться, работать в группе (команде), высказывать свою точку зрения и аргументировать её доказательствами. Именно групповые формы обучения могут дать ребенку вышеперечисленные навыки и умения. Эти формы обучения подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся наиболее активно взаимодействуют.

Использование учителем групповых форм обучения дает возможность получить целый ряд преимуществ :

Позволяет учащимся стать субъектами учебно-воспитательного процесса, а именно: самостоятельно ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, при этом контролировать одноклассников и себя, самостоятельно оценивать результаты деятельности своих одноклассников и себя.

Готовит учащихся к деятельности в условиях постоянной изменчивости требований современной социальной среды путем развития их способностей к творческому взаимодействию с другими людьми и факторами социальной среды.

Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, путем многократного повторения изучаемого материала, а также путем обучения друг друга.

Максимально развивает индивидуальные способности и различные умения каждого обучающегося, в том числе коммуникативные: умение задавать вопросы и давать обоснованные ответы, выступать публично, поддерживать диалог, воспринимать конструктивно критику в свой адрес, убеждать в своей правоте, оценивать действия свои и чужие, отстаивать свою точку зрения;

Кроме этого развиваются познавательные умения: сравнения и анализа.

Разнообразие форм работы позволяет осваивать учащимся новые для себя роли в социуме, такие как: участника группы, лидера, консультанта, контролёра, учителя.

Дает возможность обучающимся развивать свои личные качества необходимые для успешной командной работы: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, уважение других.

При организации групповой формы работы следует использовать следующие принципы :

Класс должен быть разбит на небольшие группы по 3-6 человек.

Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

В результате применения этих принципов учащиеся из пассивных участников процесса превращаются в активных его субъектов, что значительно изменяет психологический настрой и отношение к учебной деятельности.
Для правильной организации групповой формы работы нужно также соблюдать условия подбора учебного материала. Первое условие заключается в том, что задание данное группе должно быть таким, чтобы его можно было с лёгкостью разбить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе условие: задание должно быть достаточно трудным, желательно содержать проблемную ситуацию, позволяющую иметь на неё разные точки зрения и таким образом создавать интенсивный обмен мнениями у участников группы при его выполнении и необходимость привлечения больших массивов информации для его успешного выполнения.

Кроме того, для правильной организации групповой работы совершенно необходимо правильное, продуманное комплектование групп учащихся, при этом берутся в расчет два фактора: успеваемость учащихся и их межличностные отношения.

Группы учащихся могут быть сформированы однородными и разнородными по признаку успеваемости. При этом следует отметить, что группа, состоящая только из слабых учеников в групповой форме обучения успешна не будет. Пробелы в знаниях, низкая коммуникабельность, отсутствие лидера к положительным результатам не приведут. Естественно, что обучающие и воспитательные задачи наилучшим образом решаются в группе, где присутствуют и сильные и слабые ученики, так как там создаются благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При этом несомненно существует опасность того, что сильный ученик, являющийся лидером, большую часть задания выполнит сам, сведя работу остальных к минимуму. Такой ситуации можно и нужно избегать, учитывая при формировании групп межличностные отношения участников группы. В группу следует подбирать дружелюбно настроенных по отношению друг к другу учащихся, таким образом, чтобы в группе сложилась обстановка взаимопонимания и взаимопомощи. Психологами с помощью опыта доказано, что результативность работы в группе очень сильно зависит от психологической атмосферы и межличностных отношений учащихся. Если в группу входят участники, отношения между которыми характеризуются неприязнью, то результативность работы такой группы будет сведена к минимуму.
Как показали исследования педагогов и психологов оптимальная численность группы составляет 5 человек. Следует также помнить, что при увеличении численного состава результативность группы начинает снижаться.
Таким образом применение на практике групповых форм организации процесса обучения ставить ученика в активную позицию и делает его субъектом процесса обучения. При этом учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Можно сделать вывод, что этот метод является одной из наиболее результативных активных форм образовательного процесса.
ИКТ.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

В этой статье мы рассмотрели некоторые активные формы и методы обучения, позволяющие учителю при творческом подходе к ним сделать свои уроки по-настоящему новаторскими, яркими и запоминающимися.

Список рекомендованной литературы (интернет – источники):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *