инновационные формы воспитательных мероприятий
Применение инновационных и интерактивных форм воспитательной работы
В статье раскрыт опыт успешного внедрения инновационных и интерактивных форм воспитания в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области». Материалы могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования и руководителей организаций.
Ю.Ф. Никифорова,
методист первой квалификационной категории
Ж.Р. Ганаева,
педагог-организатор первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»,
Россия, г. Кувандык
Система дополнительного образования детей располагает значительными возможностями для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения: дети посещают творческие объединения по собственному выбору в соответствии с индивидуальными склонностями и образовательными потребностями. Не случайно сказал классик: «Все мы родом из детства». И он бесконечно прав: ведь спустя много лет человек вспоминает не то, как он учился и какие оценки получал, какие уроки были, а то, какие объединения он посещал, как готовился к мероприятиям, как радовался победе в конкурсе, как ждал встречи с педагогом…
Сегодня система дополнительного образования имеет своей основой надежный фундамент, утвержденный на законодательном уровне. Так, в проекте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года подчеркивается, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Воспитательная работа является важной частью образовательного процесса МБУДО «ДПШ» и характеризуется единством образовательного, воспитательного и культуросозидающего пространств.
В организации на протяжении многих лет существуют различные формы работы с обучающимися, уже ставшие традиционными.
На базе Дома пионеров и школьников в дни школьных каникул функционируют очно-заочные школы «Лидер», «Берендей», которые объединяют свыше 100 подростков из образовательных организаций Кувандыкского городского округа. Данная форма работы популярна среди обучающихся и приносит значимые результаты. Так, выпускница школы «Лидер» Емельяненко Алена продолжает свою деятельность в качестве куратора по работе с детскими общественными организациями в Доме пионеров и школьников, стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» в номинации «Лидер молодежной организации», а также является номинантом на вручение почетного знака «Золотая молодежь Оренбуржья».
Сегодня традиционные, прошедшие многолетнюю проверку опытом формы работы с учащимися не всегда эффективны и привлекательны для детей поколения Z [1]. Они, как полноправные участники информационного общества, знают и умеют больше, чем взрослые, стремятся, чтобы с их мнением и выбором считались, уважали их самостоятельность, признавали взрослость [2]. Они не хотят быть пассивными объектами, они хотят быть социально активными субъектами.
Другим фактором, побудившим педагогов к поиску новых форм воспитательной работы, стало распространение цифровых технологий, их проникновение во все сферы социума, а последние 2 года — и пандемия COVID-19. Воспитание — это процесс, относящийся к типу взаимодействия «человек-человек». Эмоциональная (дети поглощены гаджетами и стремятся проводить все время в виртуальном мире) и физическая (карантинные меры, дистанционное обучение) разобщенность создали серьезные помехи в деле воспитания подрастающего поколения.
Поэтому новые формы должны быть занимательными и познавательными, содержать дух приключений, возможность проявить себя в творческой деятельности, создавать условия для индивидуальной и командной работы, быть предельно разнообразными и вместе с тем целостными.
В связи с этим, наряду с традиционными формами работы, педагоги активно используют инновационные, в том числе и интерактивные.
В связи с распространением эпидемии COVID-19 и введением карантина возникла необходимость в проведении мероприятий в онлайн-формате: онлайн-квесты — «Дорогами войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне; «Будь готов», посвященный Дню пионерии; квизы «Навстречу будущему», «Шоколадный Quiz», новогодний квиз «Теплые истории»; муниципальный конкурс исполнителей эстрадной и народной песни «Ступенька-Online»; виртуальные выставки «Вперед, к Победе», «Мир детства»; челленджи «Подоконник», «Окна Победы», «Сказка перед сном», «Зарядка со звездой», «Здоровый завтрак»; онлайн акции «Доктора — детям, дети — докторам», «Селфи с питомцем», «Детство — это мы!», «Георгиевская лента онлайн», «Спасибо деду за Победу!», «Открытка ветерану», «Воздушный змей»; флешмобы «Банановое утро», «Засветись», «Моя Россия», «Волонтеры Победы», «Голубь мира», «Пусть всегда будет солнце» и др. В связи с рядом ограничительных мероприятий новый 2021 год наше общество не смогло встретить в привычной, традиционной форме. Поэтому коллективом Дома пионеров и школьников была поставлена задача: разработать и провести массовые, культурно-досуговые новогодние мероприятия в онлайн формате с применением инновационных технологий и методов работы с обучающимися. Именно такой формат является оптимальным для детей в возрасте 14-17-ти лет: он позволяет развивать культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности. Так был написан сценарий «Новогодняя акция, или Праздник от голосового ассистента Алисы» и организовано само мероприятие.
Особым направлением деятельности нашего учреждения является работа с детьми, входящими в группу риска. Задача нашего учреждения — дать возможность стать успешными всем подросткам, в том числе и стоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделении по делам несовершеннолетних. Педагоги выстраивают для них индивидуальные образовательные траектории, изучают их потребности, интересы. Самыми востребованными объединениями среди таких подростков являются театр молодежной моды «Клеш», военно-патриотические объединения, туристское объединение «РОСТ», которое сплачивает в своей деятельности (а это — участие в соревнованиях, походах) не только обучающихся, но и их родителей. Результатами такой целенаправленной работы являются не только найденные и развитые таланты, но и спасенные человеческие души. Так, нашей гордостью является выпускник Студии уличного танца, стоявший на различных видах учета, который в настоящее время работает руководителем студии брейк-данса в г. Москва. Бывая в гостях в г. Кувандыке, он постоянно организовывает мастер-классы для обучающихся Дома пионеров и школьников.
Воспитание является одной из составляющей образования в интересах человека, социума и государства. Именно воспитание играет первостепенную роль в процессе становления личности, так как именно воспитание в мышлении и действиях подрастающего поколения закладывает основы и затем формирует главные культурные и нравственные ценности, на которых строится все общество [3]. Именно поэтому от воспитания, от его эффективности зависит наше будущее, ведь, как сказал классик: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание» (А. де Сент-Экзюпери).
Литература
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Новые формы, приёмы и методы воспитательной работы. Педагогический опыт.
Трафимчик Елена Александровна, учитель истории, заведующий музеем
государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г. Слуцка»
Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы.
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
— когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
— когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
— когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.).
Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
— предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
— обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
— способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
— эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ
«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
Формы проведения тематических информационных часов
В современной школе при организации учебной деятельности широко используются различные технологии. Эти технологии очень успешно можно использовать и во внеклассной работе. Технологии вооружают методами и формами для достижения поставленных целей не зависимо от содержания темы. Вот примеры классных часов с использованием некоторых технологий.
Технология французских мастерских.
-выявить черты характера человека, которые помогают поддерживать дружеские отношения, способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; формировать понятия «друг»;
-развивать коммуникативные навыки;
— воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Учащиеся и учитель садятся по кругу. По очереди каждый называет имя своего друга. Дарят друг другу улыбки.
-Вспомните песни о друге, дружбе. («С голубого ручейка начинается река», «Друг в беде не бросит…» и т.д.)
Запишите качества друга. Каким он должен быть?
Социализация. Ученики зачитывают свои записи, дополняя их записями других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, готовым помочь и т.д.)
-Обсудите, какие качества, из записанных, есть у вас и у соседа по группе. Выделите основные качества своего друга и всей группы в целом. Нарисуйте друга и постарайтесь изобразить его качества характера. Подготовьте защиту рисунка (можно стихи, песни или другая форма).
Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его.
Названным учащимся вручаются медали «друг».
Выставка и защита групповых работ.
Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарности, затем все вместе поют песню «Улыбка».
Технология интерактивной игры «Братья наши меньшие»
-развивать творческие способности, коммуникативность;
-воспитывать ответственность за тех, кого приручили, прививать любовь к животным.
1.Создание эмоционального настроения.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто …»
Учащиеся сидят по кругу. Ведущий называет какой-либо общий признак и предлагает пересесть тем, кому он присущ.
-Поменяйтесь местами те, кто любит животных; у кого есть домашние животные; у кого есть кот; у кого есть собака; у кого есть другие животные и т.д.
Учитель говорит о бездомных животных. Учащимся предлагается подумать, почему есть бездомные животные.
4. Творческая работа учащихся.
Учащимся предлагается достать из шляпы жетоны, не заглядывая в неё. В результате группа делится на три микрогруппы. Каждая группа получает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:
1. Шляпа – «любовь»: обсудите в группе и сделайте коллаж «За что мы любим животных?»
2. Шляпа – «забава»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Почему животные нуждаются в нашей заботе?»
3. Шляпа – «ответственность»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Ты в ответе за тех, кого приручил?»
6. Итоговое слово учителя.
Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и рекомендует почитать все произведение.
7. Выставка творческих работ.
Выставка коллажей и фотовыставка домашних животных.
В нашей школе работает историко-краеведческий музей. На его базе проходят разнообразные по форме и содержанию мероприятия. Большой популярностью среди учащихся пользуется игра-квест.
Игра-квест
Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Идея такого развлечения пришла из Америки и Европы, где распространены салонные детективные игры.
Это развлекательная игра для команды из нескольких человек, организуемая в специально подготовленном помещении. Формы проведения игры могут быть разнообразны. (Разработка игры в приложении: игра-квест «Дорогами Победы»).
Музей дает формирующейся личности уникальную возможность ощутить себя в потоке Времени, оценить то или иное историческое явление с точки зрения сегодняшнего дня из позиции прошлого, понять что Будущее «прорастает» из Прошлого. В контексте реализации этой задачи бесспорно актуальной является проблемная экскурсия. В эпоху стремительного развития информационных технологий появился новый вид экскурсии – виртуальная. Школьный музей не может обладать огромным и разносторонним фондом, восполнить этот пробел в настоящее время может создание мультимедийных культурологических программ. «Виртуальные экскурсии» помогут вызвать интерес к изучению истории и культуры родного края, мирового историко-культурного наследия.
Мною разработана экскурсия «Слуцк-православный город». (Разработка экскурсии, презентация, слайд-шоу в приложении).
Мною и методистом Центра туризма, Бутько Т.А., было разработано историко-краеведческое мероприятие «Падарожжа ў сялянскую хату» с элементами театрализации. Был снят фильм, который можно использовать как на классных часах, так и на уроках. (Сценарий, фильм в приложении).
Кроме этого на базе музея практикуются выступления лекторских групп, проведение фотовикторин, интеллектуальных игр.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества.
Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
по дисциплине: Педагогика
Тема: Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Выполнила: студентка группы № 346
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Одной из главных задач педагога является формирование разносторонне развитой личности, поэтому особое внимание уделяется индивидуальности школьника и его личности в целом. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности учеников.
Внеурочная воспитательная работа – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации.
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Управленческая и социально-воспитательная деятельность школы характеризуется системностью и целостностью, строится на основе гуманизации, демократизации в сфере отношений учащихся и педагогов на всех уровнях и ступенях развития процесса и предусматривает полноценное использование возможностей семьи, других субъектов микросреды личности, а также активную позицию самого школьника в управлении школой на принципах саморазвития, самоактуализации, самореализации.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:
телевизионные (ток–шоу, «круглые столы», творческие портреты);
информационно–коммуникативные (создание презентаций и сайтов, банка идей, видеосюжеты, фото- и видеоархивы, интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, интеллектуальный марафон);
Инновационные формы воспитательной работы в школе
Инновационные формы воспитательной работы (материал педагогического Совета)
Всё, что только есть на свете свободного, изысканного, смелого, гармоничного и мастерски-законченного, в области ли мышления или управления, в словах и убеждениях, в искусстве ли или в нравах и обычаях, всё это развилось исключительно благодаря «тирании» жёстких правил.
Фридрих Ницше
Проведем краткий экскурс инновационных форм воспитательной работы с учетом анализа выполнения требований нормативно-правовых документов.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р)
Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014года № 808)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанная во исполнение Национальной стратегии и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09-1672
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства;
голова должна воспитывать сердце.
Формы просветительской работы в школе стали заметно шире: тематические и информационные линейки, классные часы, единые уроки, газета, сайт, телевизионные трансляции, стенды, этические беседы. При планировании мероприятий учитываются выявленные проблемы (отражаются в справках по воспитательной работе за месяц), рекомендованные образовательные события. Анализ показывает, что на одном мероприятии около 15% школьников перерабатывают полученную информацию, так как сами подбирают и анализируют материал. Остальные 85% выступают пассивными аудиторами.
В целях повышения количества активных слушателей среди обучающихся возникает необходимость менять подход к организации просветительской работы. Учитывая возрастные особенности подростков, которые испытывают притязания на признание, чувство взрослости, педагогам рекомендуется включать их в обучающий процесс младших школьников. Здесь актуальным будет возрождение «шефства», которое, к сожалению, плохо «приживается в школе». Взаимодействие старших с младшими практически отсутствует, несмотря на естественное стремление обучающихся младших классов к общению со старшими. У старшеклассников в процессе шефской деятельности формируются навыки самоорганизации. Результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению на 3 и 4 уровнях образования, что способствует развитию у старшеклассников уверенности в себе, само и взаимоуважению, ответственности за порученное дело.
— Вопрос к педагогам. Как Вы считаете, почему данная работа не налажена в школе? Упражнение «Книги» позволяет показать участникам ПС собственное отношение к предлагаемым инновациям (на руки участника кладутся книги до тех пор, пока он не проявит реакцию: если попросит помощи у других – значит в жизни он умеет делегировать полномочия, если устанет держать и уберет их на стол, значит чаще отказывается от предложенного сложного дела; если будет уставать, но молчать, значит делает, но большую часть работы выполняет за других)
Положительная динамика в развитии школьного самоуправления отмечается в текущем году, благодаря активной жизненной позиции обучающихся отдельных классов. Ими инициированы флешмобы, в том числе для начальной школы, «артпозитив», день комплиментов, игровая площадка для младших школьников. В планах – внедрение отличительных элементов в школьную форму классов.
Учитывая Указ Президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», от 29 октября 2015 года, самоуправлению отводится в школах особая роль. С 8-летнего возраста школьникам необходимо предоставлять возможность приобретать навыки по всем направлениям деятельности. Участвовать в творческих конкурсах, семинарах, тематических слетах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, обучаться в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.
Важным педагогическим принципом деятельности классного руководителя, организатора должен становиться принцип событийности. Мероприятия заменяются образовательными событиями, реализующими личностные смыслы его участников. Обучающимся должна предоставляться возможность самостоятельно поставить цель, разработать план проведения события, распределить роли, взрослый наблюдает за репетициями и организует рефлексию.
Хороший пример взаимодействия старших и младших в целях эффективного просвещения показал учитель истории, который за один классный час, организованный совместно со старшеклассниками, провел серию полезных встреч по теме «Великая октябрьская революция». Следствием явилось незатруднительное и приятное освещение своей работы в СМИ.
Информационную функцию в школе выполняют оформленные на «Стена мудрости» и «Дерево пожеланий». Такой формат просвещения позволяет школьникам не только потреблять информацию, ценную для их возраста, но и давать обратную связь, высказывать свое мнение о проблемной ситуации, обращаться к своим товарищам, родителям. Автор анонимного письма может получить ответ, прочитав его на стене. Оформление стендов, сменность информации является важным информационным звеном в работе с обучающимися. Стенды необходимо использовать как своевременное средство донесения важной информации.
Интересные встречи проводятся совместно с КБ, ПДН, ПФР, МФЦ. Обучающиеся проявляют интерес к новым лицам, задают вопросы, вступают в беседы.
Просвещение через активные формы работы, такие как экскурсии на предприятия, в библиотеку являются очень ценными для детей. Поэтому привлечение специалистов, в том числе из числа родителей на организованные встречи только приветствуются разработчиками стратегии воспитания школьников.
Просвещение становится информационно-медийным направлением в развитии личности обучающихся.
Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду.
Привлечение к труду – процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся навыков обслуживающего труда и самообслуживания в целях создания условий для формирования трудовых компетенций, связанных с выбором профессиональной деятельности, определения и развития профессиональных интересов и склонностей.
Согласно Положению о привлечении обучающихся к труду на 1 января 2018г. классными руководителями были представлены согласия родителей на осуществление трудовой деятельности,4% отказов. Итоги анкеты по изучению трудновоспитуемости показывают, что показатели общественно-трудовой активности находятся у детей на низком уровне. Количество дезорганизаторов, особо трудных и начальный уровень по отношению к труду увеличился в сравнении с прошлым годом в 1,5 раза. Отсутствие личной заинтересованности свидетельствует об отсутствии сформированной ценности труда в семье.
Привлечение к труду в школе чаще ассоциируется с летней трудовой практикой, уборкой территории, оклеиванием окон, дежурством по школе и столовой, оформление школы к Новому году (два года практикуется изготовление ростовых фигур).
Хотя привлечение к труду может быть организовано через оформление стендов, выставок, изготовление макетов, работу в библиотеке, оформление сцены, обработку анкет.
Стоит отметить ценный опыт учителей, которые привлекают обучающихся к трудовой деятельности на уроках.
Учебно-наглядные пособия разрабатываются старшеклассниками в виде плакатов, видеозаписей-посланий и используются на уроках в других классах, тем самым учитывая возрастные особенности (старшеклассники являются примером для подражания более младших обучающихся).
В целях максимального развития способностей обучающихся и эффективной профориентации лучшим способом будет являться организация краткосрочных минипроектов.
Волонтерство – как безвозмездный труд – одно из приоритетных направлений воспитания современной школы.
Образование само по себе не даёт талантов, оно только развивает их; а так как таланты бывают различны, то было бы разумно, чтобы и образование также было по возможности разнообразным.
В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
Упражнение «Насколько Вы творческий человек». Найдите применение скрепке (участвуют два человека)
Изучение способностей учащихся позволило составить рейтинг ведущих дарований ребят.
Исследование показало, что наиболее ярко способности выражены в младшем школьном возрасте. В детском возрасте родители намеренно стараются включать своих детей в разнообразные виды деятельности, сами принимают активное участие в развитии ребенка. В начальной школе организованы кружки по интересам. При переходе в среднее звено многие родители, полагаясь на самостоятельность ребенка, постепенно отстраняются от уроков, мероприятий, забывая, что даже взрослому человеку необходима помощь, подсказка, движение в нужном направлении. В средней школе практически отсутствуют детские объединения, направленные на развитие способностей обучающихся. Резко прекращается исследовательская деятельность Получается, что чем старше становится ученик, тем меньше условий для своего роста и развития он получает. К окончанию школы у многих появляются затруднения в выборе профессии. Диаграмма показывает, что наименьший интерес у ребят вызывает деятельность, связанная с техническим и научным направлениями. Для младших школьников наиболее привлекательной оказывается артистическая и художественная деятельность, для обучающихся 5-9 классов – спортивная, для старшеклассников – артистическая, спортивная и музыкальная. Интерес появляется тогда, когда есть условия для его проявления.
Анализ карты успеха за текущий год показал:
В75% случаев обучающиеся принимают участие в районных мероприятиях. По 10% приходится на краевой уровень (по линии воспитательной работы), всероссийский и 5% на международный – организовано участие учителями начальной школы. Чаще всего школьники участвуют в спортивных соревнованиях, научно-интеллектуальной деятельности, конкурсах, развивающих артистические, художественные и литературные способности. Реже – в мероприятиях музыкальной и технической направленности. Развитие способностей детей ограничивается учебным временем, ситуативными подходами. Возникает необходимость систематизировать работу с одаренными и способными детьми.
Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Высочайшая возможная стадия нравственной культуры —
когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли
Культура детейформируется благодаря культуре родителей и педагогов. Младшие школьники восприимчивы и впечатлительны, в этом возрасте важную роль играет их подражательность старшим. В подростковом возрасте подражательность кумирам, сверстникам может привести детей к ошибочным и аморальным представлениям и поступкам. В старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.
Формирование культуры школьников происходит непрерывно: во время уроков, перемен, кружков, секций, дома.
Воплощенные в жизнь идеи организации школьных перемен оказывают положительное влияние на поведение обучающихся. Настольный теннис, шахматный клуб, пятничный флеш-моб, трансляция познавательных фильмов или мультфильмов по телевизору, микрофон для чтения стихотворений – все это способствует формированию культуры подростков. Задача педагогов представить детям и другие варианты проведения свободного времени: мастер-классы «Оригами», «Развивай свое воображение» также помогут изменить представление о перемене школьников как об увлекательном досуге, а не о способе бессмысленного времяпровождения.
Отличный эффект приносят такие технологии, как конкурсы сочинений. Правильно заданная тема позволит найти ответы классному руководителю на все вопросы, которые появляются у него в процессе узнавания ребенка. Так сочинение «Если бы я был взрослым» помогло выявить у учащихся проблемы семейных взаимоотношений: «Зачем вы уходите сидеть в Интернете? Неужели так трудно остаться с ребенком, поиграть, почитать, посмотреть, рассказать что-нибудь», «На детей не стоит поднимать руку, не надо называть их нецензурными словами»; отношение к Родине «Переехала бы из страны и никогда бы сюда не вернулась».
Педагогам нужно учиться относиться к конкурсам как к диагностическому материалу, к способу развития способностей, а не как к обязательной повинности, несущей массу нагрузок в целях завоевания призового места.
Остается актуальной работа над искоренением нецензурной брани, несоблюдением требований Положения о школьной форме обучающимися. К сожалению, замечаний дежурных и рейда по внешнему виду оказывается недостаточным в решении данной проблемы. В декабре за нарушение Положения о запрете нецензурной брани на совете профилактики было заслушано 5 учащихся. Усиление требований к обучающимся со стороны каждого педагога позволит выявлять злостных нарушителей и применять к ним и их родителям дисциплинарные взыскания.
Наметилась тенденция сокращения преступлений до нулевой отметки, возросло число правонарушений в начальной школе. В среднем звене стали появляться группировки школьников, пропускающих уроки, склонных к совершению противоправных действий. За три года наблюдается значительное снижение количества обучающихся, состоящих на учете ПДН, КДН. Остается стабильным количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. На учете ПДН состоит одна семья.
Культура родителей очевидна по отношению их к школе, собственному ребенку, речи, поведению. Она складывается не только из детства, но из образа семейных отношений. Не часто родители задумываются о ребенке, решая свои проблемы, или будучи заняты на работе. 60% родителей, обращавшихся в школу, волновали вопросы отсутствия взаимопонимания со своим ребенком, неспособностью оказать посильную помощь в подготовке домашних заданий. Поверхностное представление о возникшей проблеме не побуждает родителей искать причины, их создавшие.
В 2017г. школа принимала участие в конкурсах, где представляла опыт работы с родителями: 2 место в краевом конкурсе «Модель оценки качества работы ОО по социализации личности», 1 место в краевом конкурсе проектов по просвещению родителей, приняли участие в образовательном форуме в направлении «Инноватика в образовании»
В школе разработана программа курсов повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) «Путь к счастливой семье».
Длительность курса составляет 72 часа. Разбивка на блоки отражает работу специалистов по укреплению семейных функций.
Iблок – основы семейной психологии
II блок – основы семейного уклада
IIIблок – основы семейного права
IV блок – основы семейного воспитания
V блок – история семьи, история рода
VI блок – основы здорового образа жизни и содержательного досуга
VII блок – основные формы взаимодействия семьи и школы
VIII блок – семейный бюджет
Каждый блок включает в себя 6 занятий по 1,5 часа, из них 2 занятия отводятся на самоподготовку (самодиагностика, проектирование, моделирование, семейные экскурсии, подготовка к зачету), выполнение домашних заданий; 1 занятие – дистанционное обучение (видеоуроки).
Программа содержит разработку каждого занятия, для ее реализации школа обладает достаточным кадровым потенциалом, помещениями для проведения занятий, оборудованием.Формы занятий разнообразны: деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов, практические работы, круглые столы, дискуссии, конференции, встречи с узкими специалистами.
Партнерами в реализации программы являются различные учреждения города. Незаменима поддержка родителей, прежде всего представителей Управляющего Совета школы.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности; укрепление функций семьи; сохранение позитивных межличностных взаимоотношений; расширение представлений о современной школе
Укрепление психоэмоционального и физиологического здоровья обучающихся; повышение учебной мотивации и познавательного интереса; формирование адекватных семейных ценностей
Повышение качества обученности школьников; соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка в ОУ; сокращение проявлений деструктивного поведения; повышение имиджа школы
В конце курсов слушатели получат сертификат о прохождении программы по повышению психолого-педагогической компетентности
Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребенка. Соблюдая правила педагогической этики, педагогам следует избегать выражения собственных негативных эмоций через социальные сети, что в дальнейшем может привести к отрицательным последствиям.
Школьная библиотека остается особой воспитательно-образовательной средой, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, центром духовно-нравственного воспитания.
«Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса…» (Генри Форд)
Все, что происходит в современной школе, направлено на воспитание личности человека, от которого будет зависеть дальнейшая судьба нашей страны, региона, города. Помогать ему развиваться через школьное самоуправление, районные слеты, краевые проекты – миссия каждого педагога. Развиваться вместе с ним – наивысшая степень блага, которое нам приготовила судьба.
Региональная общественная организация содействует проведению научных исследований, разработке актуальных проблем педагогики, распространению опыта и знаний в области педагогики, проводит курсы, семинары, лектории, конкурсы. Организация состоит из ассоциаций, секций по областям педагогической деятельности. Члены организации поддерживают проекты, представленные школами, вручают гранты до 60 тыс. руб.
Интерпретация теста: мы сами для себя определяем цель. Цель может касаться работы, семьи, здоровья. Хорошо, если в работе мы осознаем важность поставленных перед нами задач, понимаем реалистичность цели. А вот как мы относимся к ее достижению, зависит от нашего настроя, мотивации, организации дня и других факторов.