инновационные формы воспитательной работы в школе
Инновационные технологии и формы воспитательной работы в образовательной организации
учитель английского языка МАОУ «СОШ № 3»,
Инновационные технологии и формы воспитательной работы в образовательной организации
…Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности».
Обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.
Развитие школы как единого «благоустроеннейшего государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:
новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;
отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);
повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;
рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.
В деятельности педагога формы воспитательной работы с детским объединением являются теми кирпичиками, из которых складываются будни и праздники в жизни детского сообщества. Конечно, трудно предложить полный список форм, универсальный для всех случаев жизни, ведь воспитательная работа может быть построена в различных ключах. Это может быть достаточно целостная и автономная система воспитания учащихся, структурно выстроенная и имеющая строгие нормы взаимодействия, свой деятельностный профиль. А может воспитательная работа строиться и как свободное клубное пространство – пространство общения, дополняющее пространство общешкольной жизни. В любом случае, вне зависимости от конкретизации целей и задач деятельности, форма работы позволяет увидеть то, каким образом происходит совместное взаимодействие детей и взрослых.
Представление о вариантах форм работы, об особенностях реализации каждой формы дает педагогу возможность повысить инструментальную оснащенность своей деятельности, позволяя более успешно конструировать сам воспитательный процесс (разрабатывать мероприятия) и более грамотно организовывать отдельные события в жизни детского объединения (проводить мероприятия).
Годовые планы работы отличаются однообразием используемых форм работы. Ежемесячное проведение школьного концерта или насыщенность плана трудовыми десантами может привести к тому, что для школьников сама деятельность потеряет интерес, превратившись в вынужденное обязательство. Важно научиться каждый раз удивлять школьников, чтобы поддерживать их готовность к включению на основе познавательного интереса. При разработке внеклассных мероприятий я стараюсь выбирать различные формы воспитательной работы.
Азбука форм работы.
А – агитбригада, азбука, академия (волшебства, фантазии), акция, альманах (знаний, поэзии), аттракцион, аукцион
Б – базар (головоломок, загадок), бал, банк (идей), беседа, блиц, брейн-ринг, брифинг, бюро (добрых дел)
В – вахта, вечер, вечеринка, викторина, взятие (снежного городка), возложение, воскресник, встреча, выпуск (газеты), выставка
Г – гадания, газета (живая, стенная, эстафета), галерея (талантов, звезд), годовщина, город (мастеров), гостиная, гулянье
Д – девичник, декада (экологическая), демонстрация, день (именинника, самоуправления, смеха, птиц, открытых дверей…), десант (трудовой), дискотека, диспут
К – карнавал, КВН, клуб, колядки, конкурс, конференция, концерт, костер, кросс, кружок
Л – лаборатория (творческая), лагерь, лекторий, линейка
Н – неделя (памяти, предметная), новости
О – обзор, огонек, олимпиада, операция, «Орленок», отчет
П – парад (исторических войск, литературных героев), парк, патруль, поездка, полет, политинформация, полоса препятствий, посиделки, поручение, поход, почта (новогодняя), праздник, пресс-конференция, прием, проводы (зимы), прогулка, путешествие, пятиминутка
Р – ребусник, радиопередача, разведка (интересных дел), развлечение, рейд, ринг (выпускной, музыкальный)
С – сбор, сборы (коммунарские), семинар, слет, смотр, собрание, соревнование, спартакиада, спектакль, спортландия, стартинейджер, субботник, сюрприз
Т – театр, тренинг, тропа (экологическая, туристическая), турнир (рыцарей, эрудитов)
У – уборка (урожая), университет, урок (мужества), утренник
Ф – фестиваль, физкультминутка, фильмотека, форум
Ц – церемония, цикл (годовых праздников), цирк
Ч – чаепитие, час (юмора, игры), чемпионат, чтения
Ш – шествие (факельное), шефство, школа (вежливости), шоу, штаб, штурм
Э – экскурсия, экспедиция, экран (соревнований), эрудицион, эстафета
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников. Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей.
Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения ИКТ и безграничный простор для модернизации классической методики. Результаты применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе превзошли все ож идания. Имидж школы преображается, стает социально более привлекательным. Структурные компоненты учеб но-воспитательного процесса переработаны на всех технологических уровнях, от метатехнологий воспитательного процесса до микротехнологий индивидуального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Внедрение ИКТ – залог успешного функционирования любого образовательного учреждения в будущем.
Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
по дисциплине: Педагогика
Тема: Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Выполнила: студентка группы № 346
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Одной из главных задач педагога является формирование разносторонне развитой личности, поэтому особое внимание уделяется индивидуальности школьника и его личности в целом. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности учеников.
Внеурочная воспитательная работа – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации.
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Управленческая и социально-воспитательная деятельность школы характеризуется системностью и целостностью, строится на основе гуманизации, демократизации в сфере отношений учащихся и педагогов на всех уровнях и ступенях развития процесса и предусматривает полноценное использование возможностей семьи, других субъектов микросреды личности, а также активную позицию самого школьника в управлении школой на принципах саморазвития, самоактуализации, самореализации.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:
телевизионные (ток–шоу, «круглые столы», творческие портреты);
информационно–коммуникативные (создание презентаций и сайтов, банка идей, видеосюжеты, фото- и видеоархивы, интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, интеллектуальный марафон);
в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
1.? Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.
3.? Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный.
…Творчество есть необходимое условие существования, и все,
что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота
нового, обязано своим происхождением творческому процессу
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия нашей молодой республике, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
1. Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.
3. Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности учеников.
Инновационная работа в нашей школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Инновации в работе с педагогическим коллективом
В развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нашей школы нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальный метод работы с учащимися.
В нашей школе каждый классный руководитель разрабатывает воспитательную систему класса. Она включает в себя: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, аналитико-диагностический и функционально-деятельностный компоненты. У каждого классного руководителя создана и накапливается электронная база данных. В целях облегчения сбора, обработки и хранения информации на одном из семинаров классных руководителей рассмотрена и принята к работе электронная программа «Портфолио» для классовода и классного руководителя.
Классные руководители школы активно используют возможности сети Интернет, общаются по вопросам воспитания с коллегами из других школ и городов.
Заседания методических объединений классных руководителей проходят в интерактивных формах (тренинги, игры, упражнения, разбор педагогических ситуаций).
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе нашей школы:
телевизионные (ток–шоу, «круглые столы», творческие портреты);
информационно–коммуникативные (создание презентаций и сайтов, банка идей, видеосюжеты, фото- и видеоархивы, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, интеллектуальный марафон);
Инновационные методы воспитательной работы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Октябрьская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней Инновационные подходы в системе воспитательной работы школы Пастушко Н.В. 2014 г
Цель: Проанализировать эффективность и результативность использования инновационных подходов в системе воспитательной работы школы за последние 10 лет Задачи: Раскрыть суть понятия «Инновация» в воспитательной работе. Охарактеризовать инновации, используемые в системе воспитательной работы школы. Показать положительные и отрицательные тенденции использования инноваций в воспитательной работе школы. Сделать выводы об эффективности использования инновационных подходов в системе воспитательной работы школы.
Суть понятия «инновация» в воспитательной работе Педагогическая инновация – это: Процесс обновления или совершенствования теории и практики образования, который оптимизирует достижение её цели; Процесс создания, распространения и использования новых средств (нововведений) для решения тех педагогических проблем, которые до этого решались по-другому; Результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разнообразных педагогических проблем; Актуальные и системные новообразования, которые возникают на основе разнообразных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными в контексте эволюции образования и позитивно влияют на её развитие.
Традиционная и инновационная школа
Система воспитательной работы школы Учащиеся Учителя Родители Общественные организации Моральность, устойчивость, активность, конкуренто- способность, саморазвитие, успех Переосмыс- ление, сотрудничество, педагогическое мастерство, творческий поиск, забота о психическом и физическом здоровье детей Поддержка, взаимопони- мание, сотрудничество, помощь, создание благоприятных условий Защита прав и свобод, охрана детства, развитие и поддержка детского творчества
Совет школы, Попечительский совет, Совет отцов, Совет бабушек, Совет профилактики
Основные направления работы Концепция гражданского воспитания: Патриотическое воспитание Правовое воспитание Морально-нравственное воспитание Художественно-эстетическое воспитание Формирование навыков здорового образа жизни Трудовое воспитание Физическое воспитание Экологическое воспитание
Положительные и отрицательные тенденции использования инноваций в системе воспитательной работы школы Положительные Оживление и обновление системы воспитательной работы. Вовлечение в активную взаимодеятельность учащихся, родителей, общественных организаций. Изменение стереотипов мышления, новые подходы к решению проблем воспитания. Результативность и эффективность используемых инновационных технологий. Отрицательные Психологическая и моральная неготовность участников воспитательного процесса к инновациям. Слабая поддержка нововведений в коллективе. Нежелание расставаться со стереотипами мышления. Отсутствие должной работы по повышению педагогического мастерства учителей в использовании инновационных подходов. Отсутствие чёткой системы воспитательной работы на районном уровне.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация была представлена на заседании педагогического совета школы как анализ воспитательной работы за последние 10 лет.
В презентации раскрываются цели и задачи использования инноваций в воспитательной работе школы, объясняется суть понятия «инновация», даётся сравнительная характеристика параметров воспитательной работы в традиционной и инновационной школе.
Затем представлена система воспитательной работы, инновационные формы организации воспитательных мероприятий с обучающимися.
Проанализированы положительные и отрицательные тенденции использования инноваций в системе воспитательной работы школы и сформулированы выводы и предложения по повышению эффективности использования инноваций в воспитательном процессе.
Номер материала: 422253
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Инновационные формы воспитательной работы в школе
Новые технологии воспитательной работы
… Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.
В связи с этим в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников. Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
Инновационные воспитательные технологии:
создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
различные варианты школы полного дня;
создание гувернерской службы внутри школы;
создание детско-родительских объединений внутри школы;
телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
коллективное творческое дело (КТД);
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
технология исследовательской деятельности;
технология социально-педагогического диагностирования ;
технология реализации плана;
технология разноуровневой дифференциации;
модульная педагогическая технология;
технология дидактической игры;
личностно- ориентированная технология;
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
групповая проблемная работа (разработка проектов);
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
диалог «педагог- воспитанник»;
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
это создание благоприятного психологического климата;
это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
Совместное решение о проведении дела;
Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:
Вот некоторые виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Например, ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Интерактивные технологии и методы:
технология полноценного сотрудничества;
принятие организационных решений,
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования : формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс ( ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;
набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.
Главной особенностью метода «кейс-стади» изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.
Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:
Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы:
1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим, еще одну инновационную технологию.
Техника и приемы арт-педагогики : музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывает влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.
Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
В классе организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное, патриотическое обогащение личности и коллектива в целом.
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.
Материалы подготовил(а): Смирнова Наталья Витальевна