инновационные формы взаимодействия с родителями в доу

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

инновационные формы взаимодействия с родителями в доу Елена Демакова
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

«При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Кроме закона об образовании и ФГОС, работу с родителями регламентирует Устав детского сада, Положение о родительском комитете, основная общеобразовательная программа детского сада.

Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями,в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Работа с семьями в детском саду начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Педагоги проводят анкетирование, личные беседы на эту тему. Затем творческой группой по организации сотрудничества с родителями (структуру которой вы видите на слайде) на основе запросов родителей, анализа анкет составляется план работы, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.

На слайде представлен фрагмент годового плана творческой группы по организации взаимодействия с родителями.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, педагогами активно используются инновационные формы работы.

Что такое инновация?

Инновация – пер. с англ. Обновление.

Подчеркну, что это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.

Инновационные формы предполагают:

— активную позицию родителей, партнерство с педагогами,

— инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям

— и применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

Вашему вниманию представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями. Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер. Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.

В нашем детском саду успешно используются такие инновационные формы как

«Круглый стол» на различные темы;

семейные спортивные встречи;

открытые занятия для просмотра родителей;

конкурс семейных талантов;

день открытых дверей;

Родительский клуб «Гармония»;

В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Источник

Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ЧАЙКА»

«Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

«Детский сад «Чайка»: Гельвих Марина Анатольевна

Цель проекта:создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений между семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания. Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.

1)Установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

2)Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3) Повысить культуру родителей в области педагогики и детской психологии для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

4)Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, к совместной работе по обмену опытом.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, дедушки и бабушки.

Тип проекта:коллективный, социальный, творческий.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – июнь).

Сроки реализации проекта:сентябрь 2015 года – июнь 2020 года.

Ресурсное обеспечение проекта:

— Наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек.

Образцы глиняных игрушек и народного декоративного прикладного искусства.

— Технологическая последовательность изготовления глиняных игрушек.

— Использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества.

Материал:глина, гончарный круг, керамические изделия, глиняные игрушки.

Актуальность проекта: воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Гипотеза:взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее, если нетрадиционные формы будут использоваться в комплексе с традиционными. На основе данного предположения я стала продумывать работу с родителями по новому, по современному, используя разнообразные формы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьибудет способствовать:

• повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

• установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Цель: выявление особенностей детско-родительских отношений (анкетирование родителей, наблюдение за детьми во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности, обобщение результатов,

составление плана дальнейшей деятельности с родителями.

Формы работы с родителями

информационно-аналитическая:

1)Анкетирование:«Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»,

2) Презентация группы «Развитие мелкой моторики рук» (обобщение опыта с родителями, «Лучшая веранда в ДОУ» на сайте МБДОУ в сети интернет

3) Информационный стенд: «Возрастные особенности детей 5-7- го года жизни».

4) Составление перспективного плана мероприятий.

5) Подготовка к проведению мероприятий.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна.

Цель: реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников, использование творческих возможностей каждой семьи в тесном сотрудничестве в воспитании детей,установление доверительных отношений в процессе совместной деятельности, размещение информационного и продуктивного материала на стендах и выставках.

Формы работы с родителями

познавательная форма: знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам:

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе. Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

На собраниебыли приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональнаяоткрытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

III этап – заключительный (май)

Оформление выставки «Чудеса из глины».

Цель: представить выполненные глиняные поделки, создать радостное настроение.

Открытое интегрированное занятие для родителей по теме: «Лепка «Петушка» по мотивам дымковской игрушки».

Цель: показ родителям приёмов работы с детьми по лепке, возможность умений в воспитании в семье.

• Подведение итогов реализации проекта.

Цель: презентация проекта на педагогическом совете, интернет ресурсов доу.

Выводы по итогам проведённого проекта:

— Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности, занимаются художественной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

— Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению

— При восприятии предметов и явлений окружающего мира различают формы, размеры, цвет.

— Организация выставки в группе стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Сформировано на начало проекта

Сформировано на конец проекта

По данной теме изучила литературу:

1. Федотов Г. Я. «Послушная глина» «АСТ-ПРЕСС» 1999г. ;

3. Рондели Л. А. «Народное декоративно-прикладное искусство» М, «ИСКУССТВО» 1994г. ;

4. Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978г. ;

5. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1961г. ;

6. Горичева В. С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» «Академия развития» 1998г. ;

7. Михалёв С. В. «Лепка глиняных игрушек» «Учитель» 2009г.

инновационные формы взаимодействия с родителями в доуФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

инновационные формы взаимодействия с родителями в доуФотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

инновационные формы взаимодействия с родителями в доуФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний «Зимние забавы», в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

инновационные формы взаимодействия с родителями в доуФотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

инновационные формы взаимодействия с родителями в доуФотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Источник

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

инновационные формы взаимодействия с родителями в доу Елена Стегачева
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

Методическое объединение Тема: Взаимодействие ДОУ с семьей

Доклад к презентации

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ».

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

1 слайд Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В дошкольном образовательном учреждении ребёнок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении должно уделяться работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.

2 слайд Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма «родители – дети – педагоги».Для достижения данной цели перед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения ставятся следующие задачи: 3 слайд

— создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

— установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

— оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

— непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

4 слайд Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость наружу»-означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах.

Немаловажным для работы с родителямив новых условиях являются:

Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей);

Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка (в течение года ведется видеозапись образовательной деятельности);

Информационные стенгазеты (представление интересных моментов жизнедеятельности ребенка в детском саду);

День открытых дверей (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить.

«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальные проблемы воспитания); Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч.

Интерактивные – досуговые мероприятия. (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги);

Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада);

Мастер-классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребенок, родитель);

Собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения);

Собрание – конкурсы (на которых, родители, получив информацию к размышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);

Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);

Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т. д., их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.

Если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге»,то постепенно даст определенные результаты:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *