иностранный перевозчик налог на доходы
Иностранный перевозчик налог на доходы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 августа 2017 г. N 03-08-05/51807 О налогообложении доходов иностранных экспедиторов, привлекаемых российской организацией для осуществления доставки товаров
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел запрос касательно порядка налогообложения доходов иностранных экспедиторов, привлекаемых российской организацией для осуществления доставки товаров, и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определён перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В свою очередь к доходам от международной перевозки, указанной в подпункте 8 указанного перечня, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В связи с вышеизложенным, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг на территории Российской Федерации, то доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат налогообложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в Российской Федерации. В этом случае в соответствии со статьей 246 Кодекса иностранная организация будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории Российской Федерации.
В свою очередь, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные ею в этой связи, не могут подлежать обложению налогом на прибыль в Российской Федерации.
Считаем целесообразным отметить, что в случае, если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объёму и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм Кодекса и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как «международная перевозка», то следует руководствоваться в т.ч. нормами пункта 1 статьи 309, статей 310 и 312 Кодекса.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
Если иностранная организация оказывает экспедиторские услуги на территории России, то доходы, выплачиваемые ей, облагаются налогом на прибыль, если услуги оказываются через постоянное представительство такой организации. В этом случае иностранная организация будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль.
Если деятельность по оказанию экспедиторских услуг не приводит к образованию постоянного представительства иностранной компании в России, то такие доходы не облагаются налогом на прибыль.
Если иностранная организация оказывает экспедиторские услуги исключительно вне территории России, то доходы, полученные ею в этой связи, не могут облагаться налогом на прибыль в нашей стране.
Налогообложение при международных перевозках: налог на прибыль
Налоговый кодекс РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций понимает под международными перевозками «любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ» (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).
В Российской Федерации обложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранной организации, полученные ею в связи с осуществлением перевозок: а) между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой – вне ее; б) между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.
Рассмотрим несколько вариантов возникновения обязанности и порядка уплаты налога на прибыль в зависимости от маршрута движения товара при доставке его перевозчиком, наличия или отсутствия постоянного представительства иностранной организации-перевозчика на территории РФ, а также возможности применения заключенных РФ соглашений об избежании двойного налогообложения с государством, где зарегистрирована иностранная компания.
1. В случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения действуют следующие правила, касающиеся порядка уплаты налога на прибыль.
Иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в России через постоянное представительство (состоящее на налоговом учете в РФ), обязана самостоятельно уплачивать налог на доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 307 НК РФ).
В этом случае иностранная организация, получающая доход, должна предоставить налоговому агенту нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, оформленную не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).
А. При перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов с территории РФ в иностранное государство (либо из иностранного государства на территорию РФ) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой организацией, относятся, согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, к доходам от источников в РФ.
В соответствии со ст. 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ.
Порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ определен в статье 310 НК РФ. Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 310 и пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10%. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом.
Равным образом, у иностранной организации возникает обязанность уплаты налога на прибыль (на доходы) в государстве, где данная компания зарегистрирована, по ставке, установленной налоговым законодательством данного государства.
Б. Аналогичная ситуация имеет место при перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов в пределах территории РФ. Российская организация, выплачивающая иностранной организации доход, будет исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст. 24, 310 НК РФ.
В. Если иностранная организация осуществляет перевозку исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ, такая перевозка не считается «международной» в смысле ст. 309 НК РФ, а доходы, полученные иностранной организацией в связи с оказанием таких услуг, не являются доходами от источников в РФ и не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ (См. Письмо УФНС России по г. Москве от 06.11.2007 № 20-12/105711; Постановление ФАС МО от 15.08.2007 № КА-А40/7815-07-П).
2. Если между РФ и соответствующим иностранным государством имеется действующее соглашение, регулирующее вопросы налогообложения, положения такого соглашения имеют приоритет над нормами налогового законодательства РФ (ст. 7 НК РФ). Сегодня Российской Федерацией заключено около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения. В данных соглашениях, в частности, уделяется внимание избежанию двойного налогообложения доходов от международных перевозок.
При наличии между государствами, где зарегистрированы компании – стороны договора перевозки, соглашения об избежании двойного налогообложения, порядок уплаты налога на прибыль следующий.
При этом положения такого соглашения (конвенции) применяются с учетом ст. 312 НК РФ. Иностранная организация должна представить налоговому агенту (российской организации, выплачивающей ей доход) подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Россия заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (подробнее – см. ст. 312 НК РФ; пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).
Пример 1. В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 5 декабря 1998 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы.
Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг кипрской компании, то доход, получаемый кипрской компанией, будет облагаться налогом только на Кипре.
Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 8 Соглашения будет изменен с момента вступления в силу Протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного 16 апреля 2009 года.
Согласно статье IV Протокола пункт 1 ст. 8 «Доходы от международных перевозок» был изменен: признак резидентности в
Договаривающемся государстве лиц, получающих соответствующие доходы (благодаря которому налоговая нагрузка переносилась в государство, где зарегистрирован перевозчик, то есть на Кипр), был заменен на признак места эффективного управления таких лиц. Иными словами, доходы от международных перевозок будут подлежать налогообложению только в государстве, в котором находится место эффективного управления лица, оказывающего услуги по перевозке и получающего соответствующие доходы.
Данные изменения позволяют сделать вывод о том, что договаривающиеся государства стремятся исключить применение одной из распространенных схем налогового планирования с использованием кипрских транспортных компаний. То есть, при наличии соответствующих доказательств, свидетельствующих о месте эффективного управления лиц, получающих доходы от международных перевозок (таким местом может оказаться Россия), прибыль будет облагаться налогом не на Кипре, а в России.
Согласно названному Протоколу, если место эффективного управления лицом не может быть определено, компетентные органы договаривающихся государств, принимая во внимание все факторы, которые они сочтут относимыми, предпримут необходимые меры для определения путем взаимосогласительной процедуры места эффективного управления в каждом конкретном случае.
Пример 2. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложении и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 16 декабря 1996 года).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том Договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом.
Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг (морской или воздушной перевозки) голландской компании, то доход, получаемый голландской компанией, облагается налогом только в Нидерландах. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что голландская организация имеет постоянное местонахождение в Нидерландах.
Как видно из процитированных статей, сфера действия статьи «Прибыль от международных перевозок» в Соглашении с Нидерландами сформулирована уже, чем соответствующая статья Соглашении РФ и Кипром в действующей редакции. То есть, исходя из буквального толкования, положения об избежании двойного налогообложения касаются лишь прибыли от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках.
Пример 3. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Дания действует межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 8 февраля 1996 г.).
Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции, доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства.
Под доходом от международных перевозок Конвенция понимает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или аренду контейнеров и сопутствующего оборудования.
Исходя из этого, если российская компания платит за оказание транспортных услуг датской компании, то доход, получаемый датской компанией, облагается налогом только в Дании. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что датская организация имеет постоянное местонахождение в Дании.
Вместе с тем, названный вариант возможен только в случаях, подпадающих под пояснение, данное в том же п. 1 ст. 8 Конвенции, предельно ограничивающее сферу деятельности по перевозке, которая подпадает под освобождение от двойного налогообложения. Данное толкование было, в частности, применено в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2005 по делу № А40-35442/05-99-229. По мнению суда, «действие Конвенции распространяется не на все виды доходов, получаемых от международных перевозок.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства». В рассмотренном судом случае поставки такого рода не производились.
Таким образом, рассматривая возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения при международных перевозках, необходимо учитывать соответствующие положения конкретного соглашения, устанавливающие различный объем их применения (как правило, в зависимости от видов международных перевозок).
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Международные перевозки. Как платить налоги
Ваша фирма занимается экспортом. Или, наоборот, вы импортируете товар в Россию. Перевозку груза вы можете доверить как российской, так и иностранной компании. Причем от статуса фирмы-перевозчика может зависеть сумма налога, которую заплатите в бюджет именно вы. Как правильно поступить при заключении договора перевозки, нам расскажет Ирина ПЕРЕЛЕТОВА, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало».
Итак, разберемся в последовательности действий бухгалтера в том случае, если перевозчик – иностранная фирма. Как известно, перечисляя деньги «иностранцу», вы рискуете стать налоговым агентом по НДС либо налогу на прибыль.
Есть представительство – плати налоги сам
Налог на прибыль платят не только российские фирмы, но и те иностранные компании, которые имеют представительства в России либо получают «доходы от источников в Российской Федерации» (ст. 247 НК). Что это за доходы сказано в статье 309 Налогового кодекса.
Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК).
При этом под международными перевозками законодатели подразумевают любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Исключение составляют лишь перевозки в пределах России.
Итак, для того, чтобы решить, нужно ли вам платить налог за перевозчика, первым делом необходимо узнать, есть ли у него постоянное представительство в России. Ведь если иностранная фирма действует через свое представительство, налоги будет платить она сама.
Но даже при отсутствии постоянного представительства иностранного перевозчика есть возможность избежать роли налогового агента. Для этого нужно внимательно изучить договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения со страной вашего партнера. Если, конечно, таковой имеется. Как известно, положения такого договора будут иметь приоритетное значение по отношению к нормам российского налогового законодательства (ст. 7 НК).
Итак, если в международном договоре сказано, что налоги с доходов от перевозок нужно платить только в стране транспортной компании, удерживать налог у иностранца вы не должны. Но только в том случае, если перевозчик подтвердит тот факт, что он имеет постоянное местонахождение в стране, с которой у России заключено соглашение (п. 1 ст. 312 НК).
Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы такого подтверждения. Однако налоговики высказали свои пожелания к реквизитам этого документа (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).
Кроме того, в документе должен быть указан календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Этот год должен соответствовать тому периоду, когда вы пользовались услугами иностранных перевозчиков.
Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства, указанным в международном договоре. Если оно составлено на иностранном языке, у вас также должен быть его перевод на русский. Имейте в виду, что компетентный орган может делегировать кому-нибудь свои полномочия. Если у вас возникли сомнения в статусе учреждения, выдавшего документ, обратитесь в Управлении международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы.
В указанных документах должна быть проставлена печать (штамп) соответствующего органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации (приданию им юридической силы на территории РФ) в установленном законодательством порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).
Кроме того, 28 июня 2005 г. Президиум ВАС, сославшись на Гаагскую конвенцию 1961 г., указал, что на документах, подтверждающих постоянное местопребывание, должен быть проставлен апостиль. В противном случае российская фирма, выплачивающая доход иностранцу, обязана выполнить функции налогового агента. В то же время Минфин рекомендует принимать документы без апостиля (письмо Минфина от 5 октября 2004 г. № 03-08-07). Также Министерство финансов в своем письме от 22 февраля 2006 г. № 03-08-05 сообщает, что оно совместно с ФНС проводит работу «по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства)». К тому же Минфин обещает выпустить письмо по итогам этой работы и довести его до сведения налогоплательщиков, судов и налоговых органов. Однако пока это письмо не увидит свет, есть риски, что налоговики не примут документы, в которых отсутствует апостиль.
Имейте в виду, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.
Также, чтобы избежать конфликта с партнером, лучше сразу включить в договор условие о том, что при отсутствии подтверждения о его постоянном местопребывании, вы удержите из его выручки налог на доходы в размере, установленном законодательством РФ для таких случаев.
Кстати, если вы удержите налог только потому, что ваш партнер опоздал с подтверждением, в течение трех лет фирма-перевозчик сможет вернуть его из российского бюджета сама. Для этого она должна представить в вашу налоговую инспекцию заявление на возврат, подтверждение о постоянном местонахождении, копии договора перевозки и копии платежных документов, которые могут подтвердить, что налог на доходы вы заплатили (п. 2 ст. 312 НК).
Когда в товарищах согласья нет
А теперь разберемся в том, что нужно делать вам, если иностранный перевозчик не имеет постоянного представительства в России и соглашения об избежании двойного налогообложения с его страной не заключено (либо просто в нем нет положений, касающихся международных перевозок).
В этом случае избежать роли налогового агента вам не удастся. А значит, вы будете должны удержать из доходов перевозчика 10 процентов и заплатить их в российский бюджет (п. 1 ст. 310, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК).
Удержание налога на прибыль с дохода иностранного перевозчика в бухучете вы отразите по дебету счета учета расчетов с зарубежным партнером (например, по дебету счетов 76, 60) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Перечислить налог нужно одновременно с выплатой дохода. Причем сделать это можно либо в рублях по курсу Центробанка на дату перечисления налога, либо в валюте расчетов с иностранным партнером (п. 1 ст. 310 НК). Однако в Налоговом кодексе обозначен и другой срок перечисления налога – в течение трех дней с момента выплаты дохода (п. 2 ст. 287 НК). Причем с этим сроком соглашаются и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/92363).
Также не забудьте сдать в свою налоговую в течение 28 дней со дня окончания налогового периода налоговый расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Форма такого расчета утверждена приказом МНС от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@. Инструкцию по заполнению расчета можете найти в приказе МНС от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275. Имейте в виду, расчет вы должны сдать даже в том случае, если по указанным выше причинам от обязанностей налогового агента вы освобождены. Дело в том, что доход иностранному перевозчику вы все равно выплачивали.
Расчет нужно составлять за каждый квартал (месяц), в котором вы платили иностранной фирме. Имейте в виду, что нарастающим итогом его заполнять не нужно.
Добавленной стоимости не будет
Агентом по НДС при заключении договора с иностранным перевозчиком ваша фирма не будет. И вот почему. Начиная с 2006 г. международные перевозки отнесены к деятельности «на территории Российской Федерации» только если они осуществляются российскими компаниями (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). При этом пункт отправления или пункт назначения должен находиться в России. Подпункт же 5 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса гласит, что услуги по перевозке, не упомянутые в подпункте 4.1 пункта 1 этой статьи, считаются оказанными за пределами России.
В статье 146 Налогового кодекса сказано, что объектом по налогу на добавленную стоимость будут являться услуги, оказанные на территории России. А значит, с доходов иностранного перевозчика платить НДС не нужно. Следовательно, и налоговым агентом по НДС ваша фирма не будет.
Товар везет соотечественник
Казалось бы, если вы закажете перевозку российской фирме – никаких проблем у вас не будет. Уж налоги-то она платит сама. Однако и здесь есть свои нюансы.
Как было сказано выше, с услуг по международным перевозкам российские компании НДС платят (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). Вот только ставка этого налога – 0%.
Нулевую ставку НДС российские фирмы (за исключением железнодорожных перевозок) применяют как при ввозе товаров на территорию России, так и при вывозе за рубеж (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК).
Экспорт по железной дороге также попал под нулевую ставку НДС в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.
Итак, получив счет-фактуру на услуги по международной перевозке, вы должны увидеть там ставку НДС – 0%. Однако отдельные перевозчики не желают связываться с подтверждением нулевой ставки. А следовательно, выделяют в своих документах восемнадцатипроцентный НДС.
При получении такого счета-фактуры возникает закономерный вопрос: можно ли по нему ставить НДС к вычету?
На первый взгляд все условия для этого выполнены (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Услуги использованы в облагаемых НДС операциях, от транспортной организации получен счет-фактура.
Однако если вы решите принять указанную сумму НДС к вычету, вероятнее всего вам придется отстаивать свою позицию в суде.
По мнению налоговиков, даже если перевозчик выставил вам в счете-фактуре 18%, соответственно заплатив эту сумму налога в бюджет, принять к вычету НДС вы не сможете. Это связано с тем, что в нем неправильно указана ставка налога. А поскольку ставка НДС— это обязательный реквизит счета-фактуры, то это является нарушением порядка его оформления (п. 2 ст. 169 НК). Данная позиция ФНС России изложена, например, в письме от 13.01.2006 № ММ-6-03/18.
При этом некоторые суды считают, что экспортер в такой ситуации имеет право возместить налог из бюджета. Такой вывод содержит, например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/3726. Возмещение возможно, если транспортная организация перечислит налог со стоимости услуг в бюджет. А сделать это ее обязывает пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса. Соответственно экспортер имеет право на возмещение НДС.
Однако вам также необходимо иметь в виду мнение Президиума ВАС РФ, изложенное в постановлении от 20 декабря 2005 г. № 9263/05. В указанном постановлении экспортеру было отказано в возмещении восемнадцатипроцентного НДС, предъявленного ему транспортной компанией. В частности, Президиум ВАС РФ указал, что перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов. В свою очередь, перевозчик не может по своему усмотрению менять ставку налога. А значит, «применение обществом-перевозчиком к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству».
Таким образом, если вы все же надумаете принять «транспортный» НДС к вычету, не забывайте о налоговых рисках, связанных с таким решением.
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
Имейте в виду, что такие документы, как свидетеьство о регистрации на территории иностранных государств(сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.
Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.