инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Т е м а 4 ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Чувствительность. Инстинктивное поведение. Навыки.

Интеллектуальное поведение животных.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни.

Чувствительность

Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летя-

щего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражае-мый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетво-рить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции жи-вых организмов чувствительность возникает очень рано.

Низшие животные реагируют только на отдельные свой-ства окружающего мира. Эта стадия развития психики ха-рактеризует элементарную чувствительность. Но такая чув-ствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.

4.2. Инстинктивное поведение

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо-ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов-летворить необходимых потребности и становится неадек-ватным.

следовать ли за объектом, который он увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой-уткой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение биологически неце-лесообразно, однако вопреки этому, насекомые, живот-ные, птицы повторяют их, не меняя.

Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи-большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин-стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз-но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян-но изменяющейся среде.

Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки

Приобретенные формы поведения формируются в про-цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.

Навыки— это способы поведения, возникающие в ре-зультате научения, закрепленные путем упражнений и по-вторения. Они осуществляются автоматически, без созна-тельной регуляции и контроля.

Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реали-

дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно про-стым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, как мы уже говорили, значитель-ную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.

Классическим примером оперантного научения явля-ются эксперименты, проведенные известным американс-ким психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу поме-щали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересова-ло, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не по-казывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи-

тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.

Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае осо-бенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.

Многие навыки животных и некоторые навыки челове-ка представляют собой навыки первого типа.

Навык второго типа обеспечивается сознательной выра-

Источник

Формы проявления психики у животных

Просмотр содержимого документа
«Формы проявления психики у животных»

Формы проявления психики у животных.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Инстинкты – это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении.

Пример инстинктивных действий – сезонные перелёты птиц, постройка гнезда птицами и нор животными, запасание пищи на пищу и т.д.

Инстинктивное поведение производиться автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. Инстинкты – очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными/

— питание – врожденная способность животных находить и поглощать пищу.

— самосохранение – врожденная способность животных защищаться и нападать на врагов.

— инстинкт продолжения рода – врожденная способность животных находить брачного партнёра, производить и выращивать потомство. Наиболее ярко он проявляется как материнский инстинкт.

— статности – врожденная способность совместного проживания животных.

Пути образования навыка:

— самообучение (в результате условий жизни животное само обучается определённым формам поведения приспосабливаясь к возникшим изменениям)

— взаимообучение – когда взрослая особь обучает более молодых определённым формам поведения.

— дрессировка – формирование у животных навыков человека.

Чем выше стоит животное на ступеньках эволюционной лестницы, тем легче и быстрее сформировать у него навык.

Интеллектуальное поведение – простейшая форма мыслительной деятельности, основана на установлении связей между предметами. Интеллектуальное поведение – высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды. Проявляется у высших животных (человекообразных обезьян, дельфинов) их мыслительные способности можно приравнивать к мыслительным способностям ребенка 3-4 лет. Можно говорить о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И.П.Павлов).

Характеристика элементарного мышления животных:

— Умственные операции выражаются только в действиях направленных на удовлетворение биологических потребностей.

— нет обдумывания, т.к. нет языка где оформляются и выражаются мысли.

— изобретённые способы действий не передаются от одного животного к другому, они принадлежат только тому, кто их обнаружил

— зачаточное мышление животных дальше не развивается.

Источник

Различные виды поведения животных

Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.

Навык как форма поведения. Структура навыка.

Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

Мы говорили о том, что особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение — вершина психического развития животных.

Вы уже знаете, что психика появляется только на относительно высокой стадии развития живой материи. Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической активности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде.

Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной активности, как безусловные рефлексы, инстинкты (слово «инстинкт» происходит от лат. слова, которое по-русски означает «побуждение» ), приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности, т.е. интеллектуальное поведение.инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.

Поведение — это такая форма активности, которая регулируется субъективным образом реальности.

Биологическим признаком способности организмов создавать субъективные образы является наличие нервной системы.

Если организм обладает психикой, то лишение его чего-либо приводит к нарастанию побуждения. Поведение не реактивно, это активность, которая инициируется побуждением (нуждой). Поведение простых организмов примитивно, более сложных — сложнее. Наука, исследующая поведение, называется этологией.

В советской психологии вместо термина поведение употребляется термин деятельность. Действие как единица поведения должна представлять собой законченный акт (от побуждения до удовлетворения). В психологической литературе часто действием называют заключительный акт поведения (удовлетворение).

Инстинктивное поведение.

Инстинктивным называется поведение, все структурные элементы которого заданы генетически (определение В.С.Ивашкина). Инстинкт – это врожденная видовая форма поведения (Богословский Владимир Васильевич). Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

Наследственный — врожденный, генетически обусловленный.

Врожденными называются качества, которые уже имеются к моменту появления на свет.

Наследственные — это те признаки и свойства, которые имелись у предков (дальтонизм).

Генетическими называются свойства, которые имелись в геноме.

Они не обязательно могут быть врожденными. Не все генетически заданное наследственно, могут быть мутации (болезнь Дауна).

Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов. Конечно, за время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов (не случайно поэтому во главе стаи обычно стоит опытный взрослый самец, прошедших длительный жизненный путь), но в основном они остаются неизменными на протяжении всей жизни. Инстинкт – это шаблонная форма поведения, она оказывается целесообразной при неизменности условий жизни животного. Если же условия меняются, то этого животное не замечает. Оно продолжает действовать по заложенной в генном аппарате программе.

Например, действия пчелы, тщательно заделывающей воском каждую соту с медом, кажутся весьма целесообразными. Провели такой эксперимент: прокололи соты с противоположной стороны, и мед вытек. Пчелы ток же тщательно заливали их воском.

Птицы улетают на зимовку в южные районы, где обычно для них бывают благоприятные условия. Однако некоторые зимы в этих районах оказываются суровыми, многие тысячи птиц гибнут, но не перелетают в более южные области.

Земляная оса, церцелис, поймав добычу, приносит ее к норке, и, прежде чем затащить добычу, осматривает помещение. В одном из опытов в этот момент добычу отодвинули. Оса выползла, нашла добычу, подтянула ее к выходу и опять отправилась осматривать жилье. Опыт повторяли десятки раз, и в каждом случае оса шаблонно повторяла всю цель действий, т.е. выползала, подтягивала добычу и осматривала норку.

Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит недалеко в поле ее зрения.

Инстинктивная форма поведения оказывается целесообразной лишь при сохранении обычных условий и теряет всякую целесообразность при изменении их.

Инстинкт – жестко организованная форма поведения животных. Бобры строят плотины строго определенным образом. Каждый вид муравьев возводит свой вид муравейника. Каждый вид птиц вьет гнезда по-своему, причем это проявляется и у птиц, выведенных в инкубаторе. Последние, помещенные в искусственную обстановку, строили гнездо по шаблону, присущему данному виду птиц.

Шаблонность инстинктов проявляется и в том, что они вызываются строго определенными раздражителями. Экспериментально было установлено, что сосательные движения щенка начинаются только тогда, когда он прикасается к теплой шерсти. На теплую резиновую грелку подобная реакция отсутствует, когда же подносили к щенку нагретый кусок меха, он начинал искать сосок и производить сосательные движения.

Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по отношению к постоянным и, как правило, основным условиям существования. Более полное и точное приспособление к условиям жизни обеспечивают навыки.инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Специфика инстинктивного поведения как особой формы.

1. Генетическая обусловленность (врожденность) — это значит, что все компоненты: побуждения, пусковые стимулы и исполнительные операции заданы генетически. Это подтверждено в экспериментах.

2. Стереотипность инстинктивного поведения состоит в том, что инстинктивные действия животных одного и того же вида у различных особей одинаковы. (Пчелиные ячейки: геометрические параметры одинаковы)

3. Автоматизм инстинктивного поведения осуществляется без участия рассудка (земляная оса).

4. Целесообразность — означает, что инстинктивное поведение оптимально удовлетворяет нужды организма. Нельзя смешивать с целенаправленностью, которая присуща человеку (тля и муравьи).инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Структурный анализ инстинктивного действия

1. Аппетенция — напряженное состояние животного, обусловленное актуальной нуждой. Инстинктивное действие не начнется, если нет аппетенции.

2. Сигналы, выполняющие функцию пускового стимула. Пусковой стимул называется эвокатор. Эвокаторы могут быть различными (закрывание света для скворчонка перед кормлением). Эвокатор ориентирует животного, давая ему информацию о том, что ситуация является подходящей для этого поведения.

3. Исполнение, представляющее собой операции, завершающие действие путем достижения результата.

Инстинктивное поведение свойственно всем организмам, обладающим психикой, в том числе и человеку. Инстинктивное поведение человека преобразовано культурой, которая привносится воспитанием, вследствие чего элементы инстинктивных действий приобретают специфические человеческие формы, от чего сущность инстинктивного поведения не изменяется.

Инстинкты, имеющие сложные строения (инстинкт строительства гнезд) реализуются при условии, если входящие в их структуру компоненты были сформированы в опыте индивида.инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

Импринтинг

БСЭ Запечатление, импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (З. внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, возможно, характерные признаки обычного места обитания (рождения). Наиболее изученная (и заметная) форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. При З. фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат З. не поддаётся в дальнейшем изменению («необратимость» результатов З.). Термин «З.» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

(запечатление, впечатывание: влечение жестко задано)

Это явление было обнаружено и исследовано Конрадом Лоренцем.

Лоренц — этолог, исследовал поведение птиц (лапландских гусей) Выяснял, как выведенный из яйца в инкубаторе гусенок, узнавал, кто его мать: чужая гусыня, макет или чучело. “Мамой” оказался впервые увиденный движущийся предмет, который издает звуки. Эта реакция и получила название импринтинга.

Особенности импринтинга.

1. Связь между желаниями следовать за родителем и образ этого родителя запечатывалась с однократного предъявления.

2. Детеныши сохраняют способность к запечатлению на протяжении короткого промежутка времени (сензитивный период). Для человеческого детеныша сензитивный период — 7 месяцев; волчат — 8 дней, собак — 6 месяцев.

По Ивашкину В.С. — импринтинг — это не только реакция следования, это специфическая форма поведения, у которой генетически заданы только два компонента: побуждение и эвокатор, или побуждение и исполнительная программа, или только один компонент — побуждение, остальные находятся в опыте и через механизм импринтинга связываются с побуждением, образуя таким способом новую целостность, которая затем функционирует и воспроизводится как инстинкт.

Источник

Формы поведения животных

Развитие психики в животном мире

ПЛАН

1. Развитие форм психического отражения и эволюция нервной системы;

2. Формы поведения животных: а) инстинкт; б) навык; в) интеллектуальное поведение;

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека;

4. Структура сознания.

Развитие форм психического отражения

Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть резуль­тат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жиз­ни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые сущест­ва не обладают способностью психического отражения. Они отли­чаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве, а также притягивание, отталкивание).

Растительный и Животный мир обладают раздражимостью. Но растения реагируют лишь на те вещества, которые на них воздействуют непосредственно; они не осуществляют активного поиска этих веществ. Однако уже для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами.

· Фототропизм (к свету);

· Термотропизм (к теплу);

· Хемотропизм (к определенным химическим раздражителям);

· Геотропизм (корня растения в сторону центра земли);

· Отрицательный тропизм (от вредного воздействия).

Раздражимость – биологический уровень отражения, для которого характерной является реакция живых существ на непосредственно биологически значимые раздражители.

Раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на биологически полезные или вредные воздействия (биологическая форма отражения). Для этого не нужно нервной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психи­ка как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы, но приобрели сигнальное значение.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность и есть психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности. Это – раздражимость по отношению к воздействиям среды, выполняющим сигнальную функцию.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по их отдельным свойствам).

В отличие от растений животный организм активно ищет пищу или уходит от вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам (изгиб пробирки, ток, одноклеточные организмы).

Эволюция НС

Диффузная НС – гидра, нет управляющего центра – не дифференцированные реакции всего организма на раздражители.

Ганглиозная НС – присуща червям, при ганглиозной НС есть простейший управляющий центр. Более дифференцированные реакции на внешние раздражители.

Ганглиозная НС усложненная – у насекомых. Разделение на головной и брюшной узлы (зрение, обоняние). Присущая сенсорная стадия развития психики. На этой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов.

Для этой стадии характерно выделение спинного и головного мозга, происходят процессы кортикализации (появление серого вещества) и иерархизация.

Усиливается целостная деятельность коры головного мозга в единстве все более точной в дифференциации функции отдельных ее участков.

По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган чувствительности – ЦНС.

Развитие ЦНС у различных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида и особенностями среды обитания. Присуща перцептивная стадия развития психики.

Таким образом, Развитие психики на основе усложнения нервной системы про­исходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяю­щиеся условия жизни вызывают изменения в поведении живот­ных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложне­ние приспособления животного к окружающей среде. В итоге про­исходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных

В зависимости от уровня развития нервной системы и психи­ческой деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, на­выки и простейшие формы интеллектуального (разумного) пове­дения.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного реф­лекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты заданы в гото­вом виде уже при рождении. Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как ре­зультат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.

Выразительный пример: незадолго до того, как цып­лята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Под­ражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанию курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появив­шееся на свет существо не может иметь никакого представления ни об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.

Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животны­ми, запасание пищи на зиму и т. д.

Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятель­ность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска пра­вильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наимень­шей затрате строительного материала создать помещения макси­мальной вместимости.

Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, причем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искус­ством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м и шириной 1—2 м), при­чем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «отлавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное пове­дение производится автоматически, без какого-либо признака ра­зума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действия из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмыслен­ные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполня­ет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вер­нувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.

Инстинкты, характерные, прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборони­тельного инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.). В поведении человека инстинкты носят совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе че­ловека.

Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, пере­страиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые во­обще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.

Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспо­собиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни жи­вотных ведущее значение начинает приобретать новый, более со­вершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе на­выка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совер­шенный приспособительный механизм, так как животное получа­ет возможность в соответствии с изменениями среды сравнитель­но быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.

Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведен­ные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Что касается разума, мышления, то в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клет­ки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку повора­чивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему ме­сту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспо­собления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препят­ствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни ин­стинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой зада­чей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в пер­вую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.

Этот тип обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям среды.

1. На этом уровне происходит установление связей между различными формами предметов (цветные кубики на разные кучки);

2. Возможность устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации (палка-банан);

3. Способность решать «2-фазные задачи». Первая часть действия животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает к необходимым условиям (2 палки – банан).

Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки различной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвле­каясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление живот­ного к меняющимся условиям среды.

Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли­тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на ма­ленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке по­мещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в некоторых слу­чаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис.).

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Поче­му же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а во­дой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке — разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее пред­ставление о воде и ее свойстве. Она знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.

Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав­лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3—4-летнего возраста.

В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм поведения и все большую и большую роль начинают играть приобретенные формы поведения.

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

инстинктивные формы поведения навыки интеллектуальное поведение животных

У животных не происходит закрепления функции орудия (делает опять палку).

Способность к научению – интеллект.

Человеку присуще сознание, как высший уровень развития психического отражения. Возникновение сознания у человека является качественно новым этапом развития психики. Основой перехода явился труд людей представляющий собой их совместную цель. Сознание – коллективный продукт. Основной предпосылкой и условием возникновения человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором влияющим на развитие сознания была трудовая деятельность основанная на совместном употреблении орудий труда. Мозг; рука, как орган труда; речь!

Сознание имеет целенаправленный, активный характер и является общественным продуктом.

1. Совокупность знаний о мире;

2. Различие субъекта и объекта; отношение субъекта к объекту;

3. Возможность целеполагающей деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *