институт контрасигнатуры существует в какой форме правления

Контрасигнатура

Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её, либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).

В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.

Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.

Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета.

Связанные понятия

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).

Источник

Контрассигнатура актов главы государства в зарубежных странах

институт контрасигнатуры существует в какой форме правления институт контрасигнатуры существует в какой форме правления институт контрасигнатуры существует в какой форме правления институт контрасигнатуры существует в какой форме правления

институт контрасигнатуры существует в какой форме правления

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение[2]. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).

В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.

Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен[2]. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.

Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета

Источник

Институт контрассигнатуры: понятие, основные черты.

Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т.д.), исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в том случае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соответствующего министра, к ведомству которого этот акт относится. Без скрепы акт главы государства ничтожен. Ответственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства не получит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства

Институт контрасигнатуры является юридическим оформлением ограничения полномочий главы государства: полномочия его обширны, иногда огромны, но он их не осуществляет. Здесь мы сталкиваемся с одной из юридических фикций, которыми так богато конституционное право

Процедура импичмента.

Импи́чмент — процедура судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента как правило уличает лицо в актах, совершённых незаконно, т.е. в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

— Юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;

— После прений Палата представителей Конгресса простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената. При этом формулируются конкретные пункты обвинения «статьи импичмента»;

— Дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств);

— Сенат выступает в качестве суда присяжных;

— Без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения (по каждой статье импичмента);

— Решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;

— Если хоть один пункт обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.

Источник

Институт контрасигнатуры в контексте принципов ответственного и представительного правления

Филиппова Н.А., доцент, кандидат политических наук, докторант Института философии и права УрО РАН (г. Екатеринбург).

Постановление о толковании некоторых положений ст. 94 ч. 2 и ст. 102 ч. 3 Конституции Республики Молдова N 14 от 18 марта 1999 г. // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. N 31-32/24 от 1 апреля 1999 г.

Горенберг М.Б. Глава государства // Конституционное государство. Сборник статей. С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1905. С. 81.

На наш взгляд, действительное правовое содержание института контрасигнатуры заключается не в переносе ответственности за акты главы государства на контрасигнующее должностное лицо, а в разграничении (разделении) функций и полномочий исполнительной власти.

Вопреки распространенному мнению контрасигнатуру может осуществлять и не министр (премьер-министр), а председатель (палаты) национального парламента.

Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства. Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века. С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1908. С. 69.

Да и как быть ответственным вместо того, кто никогда и не был ответствен за свои акты ни перед парламентом, ни перед народом?

Кареев Н. Указ. соч. С. 70.

Постановление о толковании некоторых положений ст. 94 ч. 2 и ст. 102 ч. 3 Конституции Республики Молдова N 14 от 18 марта 1999 г. // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. N 31-32/24 от 1 апреля 1999 г.

В классических парламентских системах круг контрасигнуемых актов, как правило, не ограничен либо определены акты, не подлежащие контрасигнации, акты-исключения из общего правила контрасигнации (позитивное регулирование неконтрасигнуемых актов). Поэтому целесообразно выделять наряду с политическим, административным и смешанным типами контрасигнатуры формы неограниченной и ограниченной контрасигнатуры. Наконец, в смешанных республиках возможна контрасигнатура не только актов главы государства, но и актов правительства (т.е. различные виды контрасигнатуры).

Контрасигнатура в постсоветских евразийских государствах представлена различными сочетаниями определенных выше типов, видов и форм.

Политическая неограниченная контрасигнатура актов главы государства (Латвия). Обязанность контрасигнации лежит на премьер-министре или компетентном министре (ст. 53); контрасигнации подлежат все акты, за исключением акта о назначении форматора Кабинета министров, решения о созыве и ведении чрезвычайного заседания Совета министров (ст. 46 и 56). Предусмотрена как коллегиальная ответственность Правительства, так и персональная ответственность министров перед Сеймом (ст. 59).

Перечень полномочий Президента Молдовы имеет открытый характер; Конституция называет около двух десятков полномочий.
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. с изменениями и дополнениями от 5 июля 2000 г. Кишенеу: MOLDPRES, 2000.
Постановление о толковании некоторых положений ст. 94 ч. 2 и ст. 102 ч. 3 Конституции Республика Молдова N 14 от 18 марта 1999 г. // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 1999. N 31-32/24.

Смешанная неограниченная контрасигнатура актов Правительства (Эстония). Постановления Правительства Эстонии скрепляются подписями премьер-министра, компетентного министра и государственного секретаря, назначаемого и освобождаемого от должности премьер-министром единолично (§ 95 и 97 Конституции Эстонии). Государственный секретарь приравнивается по своему статусу к министру и имеет право голоса в заседаниях Правительства, но не несет персональной ответственности перед Государственным Собранием; также без инвеституры парламента могут быть назначены министры без портфеля (Президентом Республики по представлению премьер-министра); однако все министры политически ответственны перед парламентом.

Административная ограниченная контрасигнатура актов Правительства (Армения). Постановления Правительства не во всех, а лишь в предусмотренных Регламентом Правительства случаях подписываются компетентным министром, ответственным за его осуществление (ст. 87 Конституции Армении); персональной ответственности членов Правительства перед Национальным Собранием не предусмотрено.

Специальные гарантии (гарантии в законодательном процессе):

Смешанными республиками мы считаем также Беларусь, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.

Если нормативный акт Правительства Российской Федерации принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений (так называемое делегированное регулирование), судебная проверка нормативного акта Правительства Российской Федерации невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции Российской Федерации с точки зрения установленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, отметил Суд. См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, части первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 г. N 1-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 5. Ст. 403.
О толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 6. Ст. 866.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. Т. 2. М.: Юристъ, 2006. С. 333.

Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань: Казанский государственный университет, 2006. С. 323.

Окушева Р.Т. Указ. соч. С. 81.

Отторжение, полагает Шеппели, обусловлено тем, что авторы конституций гораздо более отчетливо представляют себе «то, кем и чем они не являются, чем то, кто и что они есть на самом деле». См.: Шеппели К.Л. Конституционализм заимствования и отвержения: изучение кроссконституционного влияния с помощью негативных моделей // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 3. С. 78; Осятынский В. Парадоксы конституционного заимствования // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. N 3. С. 55.

Зазнаев О.И. Указ. соч. С. 353.

Источник

Значение слова «контрасигнатура»

институт контрасигнатуры существует в какой форме правления

Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её, либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).

В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.

Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.

Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета.

контрасигнату́ра

1. юр. подпись министра на документе, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный документ

Делаем Карту слов лучше вместе

институт контрасигнатуры существует в какой форме правленияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: раскрываемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *