институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

Статья 35. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений

Статья 35. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений

1. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается республиканским государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии.

3. Экспертная комиссия создается республиканским государственным органом управления образованием или уполномоченным им местным (муниципальным) органом управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители республиканского государственного органа управления образованием, соответствующего местного органа представительной власти и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

4. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений; оснащенности учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

5. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

6. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения.

7. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

8. Отрицательное заключение экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем в судебном порядке. Иск учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.

9. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, выдавшим лицензию, только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии.

10. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

11. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации или Республики Карелия возникают с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аттестации.

12. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

13. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится республиканским (центральным) и ведомственными государственными органами управления образованием или местными по их доверенности органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

14. Аттестация образовательных учреждений проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по ее поручению либо доверенности органами государственного управления, органами местного управления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

15. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.

16. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в аккредитации.

17. Аттестация дошкольных образовательных учреждений; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений производится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном для этих образовательных учреждений Типовыми положениями.

18. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

20. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных республиканских, российских, зарубежных и международных общественных и образовательных научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны Республики Карелия.

21. В лицензировании и аттестации государственных учреждений дополнительного образования и аттестации их работников участвуют соответствующие республиканские отраслевые органы государственного управления Республики Карелия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Процедуры аттестации и аккредитации: понятие, место в структуре административного процесса, правовое регулирование, субъекты и стадии

институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

В настоящее времязаконодательного понятия аттестации в настоящее время нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под атте­стацией понимают определение деловой квалификации, уровня знаний.

Существует аттестация арбитражных управляющих, бухгалтеров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих и т.д.

Аттестация муниципального служащего – проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств, а также соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых можно выделить государство в лице специально уполномочен­ных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отно­шении которых данная аттестация проводится.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государствен­ной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

В ряде случаев аккредитация возможна только на основании аттестации. Например, положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Процедуры аттестации и аккредитации обладают всеми признаками административных процедур. Все эти процедуры имеют стадии, в рамках которых осуществляется определенный порядок действий субъектов участвующих в данном процессе.

Субъектами с одной стороны выступают заявитель, а с другой – администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровня. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления.

Заявителем в данных процедурах может выступать:

– общественное объединение, не являющееся юридическим лицом.

При этом заявителям предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей.

В качестве администрации в данных процедурах может выступать:

– федеральный орган исполнительной власти, иной государ­ственный орган федерального уровня (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ);

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственной орган субъектного уровня;

институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

– исполнительный орган местного самоуправления;

– иные публичные организации, которым в установленном законом порядке переданы властные полномочия в сфере управле­ния, а также государственные служащие федеральной государственной службы, государственные служащие государственной службы субъек­тов Российской Федерации, муниципальные служащие.

Различают следующие стадии административной процедуры:

Первая стадия. Обращение в администрацию – подача заявления в орган, непосредственно выдающий такое разрешение.

В заявлении должно быть указано требование о принятии ре­шения по данному заявлению. Кроме того, заявитель должен пре­доставить определенный перечень документов, необходимых при рассмотрении и принятии предварительного решения по данному вопросу.

Перечень документов для каждого вида рассматриваемых видов деятельности различен, но, как правило, на данной стадии необ­ходимо предоставить:

– копию свидетельства о постановке соискателя на учет в на­логовом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

– документ, подтверждающий уплату финансового сбора за рассмотрение органом заявления о предоставлении разрешения;

– сведения о квалификации работников соискателя разрешения.

Например, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3-х последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Такое обращение предполагает существование у заявителя того или иного права либо свободы, для реализации которого недостаточно толь­ко воли заявителя, но обязательно также принятие (издание) админист­ративного акта. Основания приобретения такого права либо свободы могут быть различны: в силу закона или в силу договора. В связи с этим администрация на первой стадии рассмотрения обращения должна вы­явить соответствие заявленных требований таким юридическим основа­ниям, которые признали бы эти обращения допустимыми.

Таким образом, первая стадия административной процедуры – обращение в администрацию – завершается принятием промежу­точного решения о приемлемости обращения, с точки зрения его соответствия следующим условиям:

а) обращение подано субъектом, обладающим административной процессуальной правосубъектностью;

6) обращение подано в надлежащей правовой форме, требова­ния основаны на нормах закона;

в) представлены доказательства фактических, обстоятельств ад­министративного дела (необходимые сведения или необходимые документы).

В случае соблюдения этих условии первая стадия административ­ной процедуры завершается принятием административного дела к рас­смотрению. При их несоблюдении заявитель должен быть уведомлен о непринятии его заявления с указанием мотивов такого решения.

Вторая стадия. Рассмотрение заявления в рамках административного дела и принятие административного решения. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. К этим мерам относятся: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, истребование необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. Итогом стадии является принятие административного акта или совершение требуемого действия.

К числу наиболее общих вопросов, составляющих обязательную часть административной процедуры второй стадии, относятся:

– права и обязанности заявителя и администрации;

– ответственность заявителя и администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов.

Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представ­ленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. Именно администрация определяет объем и характер необходимых дли исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультиро­вание, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информи­рование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимают полномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находя­щихся в иных органах и организациях, у иных лиц.

На данном этапе может формироваться аттестационная или аккредитационная комиссии (коллегии), в состав которых входят представители заявителя и административного органа.

Например, при аттестации образовательного учреждения в состав аттестационной комиссии включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобрнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств.

При аккредитации образовательного учреждения в состав аккредитационной комиссии включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Имеется еще одна обязанность у администрации: информиро­вать заявителя о порядке осуществления административной проце­дуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя, а также о способах и форме пересмотра решения по административному делу.

Определяя правовой статус заявителя (представителя заявителя) в ходе осуществления административной процедуры, следует особо отметить его право быть выслушанным администрацией перед тем, как будет принят административный акт по вопросам, имеющим значение для разрешения дела. Заявитель также обладает правом хо­датайствовать перед администрацией об истребовании дополнительных материалов, проведении тех или иных процедурных действий.

Следует также сказать и об ответственности, которая может на­ступать на данной стадии. Ответственность наступает, если нару­шены требования федерального закона, при этом необходимо учесть, что в отношении администрации могут быть применены как чисто дисциплинарные меры ответственности, так и материальные, а в исключительных случаях – уголовные.

Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонару­шения, то в отношении заявителя могут быть применены меры от­ветственности, предпочтительно материальные.

Сроки рассмотрения административного дела могут быть общи­ми и специальными.

Общий срок осуществления рассматриваемой стадии (один месяц с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов), с одной стороны, должен предоставлять администрации реальную возмож­ность исследовать материалы административного дела в полном объеме, а с другой – не должен создавать существенных препятствий правам заявителя.

Специальный (сокращенный) срок рассмотрения обращений устанавливается в особых случаях, например, когда без немедленного прекращения или приостановления действий администрации жизни или имуществу заявителя может быть нанесен существенный ущерб. В этом случае решение принимаются немедленно.

Итогом рассматриваемой стадии станет окончательное решение по административному делу – принятие административного акта или совершение требуемого действия. По характеру решения адми­нистративный акт может быть как позитивным – удовлетворение заявленного требования, так и негативным – отказ в нем.

Например, решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

Уполномоченный орган имеет право приостановить действие или аннулировать свидетельство об аттестации или аккредитации.

Третья стадия. Пересмотр административного решения (факультативная). На этой стадии лицо, не согласное с принятым решением об отказе на занятие определенным видом деятельности, имеет право обратиться в вышестоящую организацию, а также в органы судебной власти.

Следовательно, данная стадия может наступить в случае отказа лицу разрешения со стороны государства, то есть в случае неудовлетво­рительного для него решения.

Этой стадии присущи принципы законности, своевременности, объективности. Основными ее элементами являются:

– права и обязанности заявителя, администрации и выше­стоящей администрации;

– ответственность вышестоящей администрации за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры.

На сегодняшней день, в условиях формирования правового, де­мократического государства, реализация данной стадии имеет особо важное значение, так как направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализующих свое право на получение разре­шении от государственных органов на занятие определенным видом деятельности.

Источник

Лицензирование и аккредитация организаций

Лицензирование образовательной деятельности

Современное законодательство к элементам государственной системы качества образования относит лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества. Лицензирование — достаточно сложный институт административного процессуального права. Образовательная организация проходит лицензирование образовательной деятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность, осуществляемая учреждением без наличия соответствующей лицензии, является незаконной, и подлежит прекращению.

Лицензирование образовательной дятельности осуществляетсмя по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:

институт лицензирования аттестации и аккредитации в административном праве

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответсвующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральном органом испольнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (приказ Министераста образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждениии формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществение образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»).

Лицензия выдается бессрочно. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом испольнительной власти, осуществяляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответсствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 273-ФЗ.

Право на осуществление образовательной деятельности, льготы, установленные законодательством для образовательных организаций, возникают с момента выдачи им лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе ознакомится с лицензией и приложением к ней.

Лицензирование — это установление соответствия условий осуществления образовательной детельности, предлагаемой образовательной организацией в соотвествии с государственными и местными требованиями в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам, реализуемым в соответсвии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключеним образовательных программ дошкольного образования, а также по основням образовательным программам, реализуемым в соответсвиии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным госкударственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовке обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом — федеральным органом испольнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 273-ФЗ.

Порядок государственной аккредитации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным программам в отношении каждого уровня образования, к которому относятся заявленные для государственной акредитации основные общеобразовательные программы.

Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательный программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательтную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответсвия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной акредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

При принятии решения о государственной аккредитации о государственной аккредитаци образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельстро о государственной акредитации, срок действия которого составляет 12 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основням общеобразовательным программа; 6 лет для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным программам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Иные документы о проведении лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности можно найти на сайтах организаций, их утвердивших:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *