институт убежища в международном праве
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Основные понятия права в области предоставления убежища
В случае, если лицо соответствует указанным критериям, то ему предоставляется статус беженца или убежище. Если человек обратился с ходатайством о предоставлении статуса беженца, но решение по его делу ещё не принято, то его следует называть лицом, ищущим убежища (а не беженцем).
В России СМИ зачастую употребляют термин «политическое убежище». В современном российском законодательстве такое понятие существует и может предоставляться Президентом лицам, подвергающимся преследованиям за свою общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Однако на практике эта форма международной защиты в России практически не применяется, а в большинстве иностранных государств этого понятия не существует. Поэтому корректно говорить не о запросе «политического убежища», а о ходатайстве о статусе беженца.
Международной организацией, ответственной за помощь беженцам и лицам, ищущим убежище, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Наконец, особняком стоят также не относящиеся к категории беженцев внутренне перемещённые лица (ВПЛ). Они определяются как лица или группы лиц, вынужденные покинуть место постоянного проживания из-за последствий или стремления избежать последствий вооружённых действий, общего насилия, нарушений прав человека или природных или технологических катастроф, и которые не пересекали международно признанных государственных границ. Очень часто ВПЛ (например, на Северном Кавказе) ошибочно называют беженцами. Это неверно с терминологической точки зрения. В отличие от ситуации с беженцами, защита внутренне перемещённых лиц относится к обязанности государства, гражданами которого они являются, а международные организации могут играть только вспомогательную роль.
Институт убежища в международном праве
Дата публикации: 19.10.2019 2019-10-19
Статья просмотрена: 677 раз
Библиографическое описание:
Чепилко, Е. С. Институт убежища в международном праве / Е. С. Чепилко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63155/ (дата обращения: 29.11.2021).
Право на убежище может применяться в странах даже если страна, подданный которой не признает такого регулирования. Таким образом, возникает вопрос о возможность предоставления убежища в свете международного права. В данной статье рассмотрено что сегодня представляет институт убежища и его виды.
Ключевые слова: убежище, права человека, категории, статус, государство.
The right of asylum can be applied in countries, even if a country does not have such a right. Thus, the question arises about the possibility of granting asylum in the light of international law. This article considers what the institution of asylum and its types represent today.
Keywords: asylum, human rights, categories, status, state
Убежище, понимаемое как защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте под контролем определенных своих органов лицу, которое его ищет, является известным институтом международного права. Поскольку убежище фигурирует в значительном числе конституционных текстов по всему миру, ценность этого института как одного из основополагающих принципов в правопорядке во всем мире очевидна и, как таковая, она информирует само международное право. Право на убежище подразделяется на три основные категории: территориальные, экстерриториальные и нейтральные.
Экстерриториальное (дипломатическое) убежище относится к убежищу, предоставляемому в посольствах, представительствах, консульствах, военных кораблях и торговых судах на чужой территории и, таким образом, предоставляется на территории государства, от которого запрашивается защита. Случаи предоставления экстерриториального убежища в посольствах, представительствах или консульствах часто являются поводом для спора. Например, актуальная сегодня история Джулиана Ассанжа, которого власти Эквадора лишили убежища в лондонском посольстве [1]. Убежище у Ассанжа появилось после того, как он привлек международное внимание, выпустив секретные сообщения и документы высокого уровня через свой сайт WikiLeaks, включая секретную информацию правительства США, но Эквадорский посол пригласил столичных полицейских в здание посольства после того, как Эквадор отозвал дипломатическое убежище, предоставленное Ассанжу в июне 2019 года.
Нейтральное убежище используется государствами, осуществляющими нейтралитет во время войны, для предоставления убежища на своей территории войскам воюющих государств при условии, что эти войска будут отправлены на интернирование на время войны.
Однако, право государства предоставлять убежище физическому лицу, но это не право человека на предоставление убежища государством. Эта перспектива отражена во Всеобщей декларации прав человека [2], которая, хотя и признает право «искать и пользоваться убежищем в других странах от преследования» (ст. 14), прямо не предусматривает права на убежище. Международная практика чаще идет по пути обозначения в качестве лиц, ищущих убежище, тех людей, которые еще не приобрели статус беженца, но ясно выражают свое намерение сделать это в принимающем государстве.
Европейская доктрина убежища базируется на естественно-правовой теории, где сутью регулирования выступают неотчуждаемые права человека, в осуществлении которых государство и помогает индивиду. В результате последние годы Европа получила большие проблемы, выразившиеся в нашествии лиц, ищущих убежище, из Сирии и ряда африканских стран. Кризис беженцев и миграции с 2015 года пролил новый свет на статус права на убежище и принцип невыдворения в Старом Свете, ЕС в частности все больше неохотно принимает лиц, ищущих убежища на своей территории и хотя запрет на экстрадицию, высылку или депортацию лиц в страны, где они сталкиваются с серьезным риском жестокого обращения, остается не затронутым, Европа в первую очередь сотрудничает со странами транзита, чтобы не допустить данных лиц к своим границам. Это стало одной из причин того, что Генеральный секретарь в своем докладе от 7 сентября 2017 г. обратился к государствам, напомнив об их общих обязательствах по правам человека, в связи с чем попросив их управлять своими границами чувствительным к защите образом, не отказывать в доступе тем, кто ищет убежище и тем, кто нуждается в защите в соответствии с международными правами человека.
В свою очередь конституционно-правовым основанием для предоставления убежища на территории РФ является ст. 63 Конституции [3]. Ее нормы одновременно регламентируют предоставление политического убежища (ч. 1) и запрет на выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2). Таким образом, российская правовая концепция убежища строится на сочетании принципа государственного суверенитета и соблюдения международно-правовых норм в области прав человека.
Таким образом, убежище не может быть противопоставлено действию национального правосудия, но при этом одной из проблем международного права и одним из основных пробелов нынешнего комплекса норм, составляющих институт убежища, является отсутствие универсальной конвенции о территориальном убежище, которая собрала бы воедино отраслевые принципы международно-правового регулирования предоставления права убежища государствами.
Современные проблемы дипломатического убежища
Младший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Шарбатулло Содиков объясняет, почему, по его мнению, дипломатическое убежище должно быть запрещено.
Функции дипломатических представительств и консульских учреждений по дипломатической защите перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые закрепляют положения о возможности этого вида защиты при нарушении прав граждан и организаций в рамках международно-правовых отношений.
Вместе с тем, эти конвенции не разъясняют пределы и условия применения дипломатической защиты, как и то, чем вызывается ее необходимость. Согласно ряду исследований, к дипломатической защите может быть отнесено и право территориального убежища, когда убежище лицу предоставляет не дипломатическое или консульское учреждение, а государство на своей территории. О предоставлении убежища доводится до сведения МИДа страны, откуда появился беженец. Естественно, между государствами вопрос о беженце решается путем переговоров. Беженец, получивший убежище (в государстве или в дипломатической миссии), не должен совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, которое предоставило ему убежище.
Относительно права убежища в нашей Конституции имеет место ст.63, в п.1 которой говорится: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным лицам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Кроме того, 21.07.1997 г. было принято Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
В Европе наиболее либеральным государством, которое последние два века предоставляет убежище лицам вне зависимости от их политических и прочих взглядов, является Великобритания. Причем в отличие от общемировой практики, Соединенное Королевство может предоставить убежище даже лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях или осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, и военным преступникам.
Здесь надо отметить, что Великобритания, а также Франция и США формально не допускают на своей территории дипломатического убежища, не признают права предоставлять убежище за другими государствами, но сами его предоставляют. Для Запада вообще в этом смысле характерно признание не столько нормы права, сколько политической целесообразности.
Не могут считаться дипломатической защитой такие действия государства, которые тем или иным образом нарушают нормы международного права.
Универсальная позиция отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В п.3. ст.41 этого документа сказано вполне определенно: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Что следует из этого положения? Предоставление дипломатического убежища не входит в состав функций дипломатической миссии. Значит, его предоставлять нельзя. Однако стороны могут заключить между собой специальное соглашение — и тогда ситуация меняется. Институт дипломатического убежища действует, главным образом, в странах Латинской Америки. Такое право предоставляется, в основном, лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам.
Практика не проясняет проблемы дипломатического убежища, хотя она и очень обширна. Вопросы решались по-разному. Примеров можно было бы привести много, но сошлемся на один, поскольку он поучителен и интересен. В 1936—1939 гг. в Испании шла гражданская война. С её начала противники республиканского правительства разбежались по иностранным посольствам в поисках убежища. В мае 1937 г. число этих беженцев составило 6000 человек. Испанское правительство не признавало права дипломатического убежища и настаивало на их выдаче. Возникла проблема, которой занялась Лига Наций. Проблема эта рассматривалась на 95-й чрезвычайной сессии в январе 1937 г. Никакого решения принято не было, а было лишь высказано пожелание, чтобы проблема была урегулирована путем прямых переговоров между заинтересованными сторонами.
Проблема дипломатического убежища давала о себе знать и позже. Споры в этой связи доходили даже до Международного суда ООН, но окончательное решение так и не было найдено. Получается, в конечном итоге, что государство, рассматривая вопрос, предоставлять какому-то лицу или группе лиц дипломатическое убежище или нет, руководствуется исключительно политическими интересами. Так, скажем, в годы «холодной войны» посольство США неоднократно давало в своих стенах приют разным «антисоветчикам», хотя официально на всех уровнях США оспаривали право государств на убежища подобного рода. С переходом России в иное политико-правовое качество проблема подобного рода в российско-американских отношениях исчезла.
Но она остается на универсальном уровне. Её необходимо урегулировать совместными усилиями всех государств, например, в рамках ООН. Это представляется необходимым потому, что укрывательство кого-либо в посольстве или консульстве очень осложняет отношения между государствами, что в международных отношениях никогда не бывает желательным. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была.
Представляется, что дипломатическое убежище должно быть запрещено, поскольку иммунитет посольству предоставляется для отправления общепризнанных функций, обозначенных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Ни одна из этих функций не предполагает дипломатического убежища.
В современных условиях, как видно, дипломатическая защита осложнена разными условиями, которые выходят за рамки до сих пор признанного понятия института дипломатической защиты. Запад на различного рода уровнях пытается расширить это понятие. Особенно это заметно в работе Комиссии международного права. Представляется, что к настоящему моменту, когда ведется деятельность по подготовке и принятию соответствующей конвенции, российская сторона лишь ограниченно определилась со своей позицией относительно проекта статей по дипломатической защите, подготовленного в КМП и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Этот проект представляется достаточно спорным, как и тенденция все большего сближения дипломатии с бизнесом. Да, для бизнеса подобная тенденция кажется правильной, но следует иметь в виду, что отношения бизнеса не всегда сближают государства; часто они могут становиться фактором, осложняющим межгосударственные отношения.
dvorkin
Личный блог и сайт обо всем на свете
Право убежища в зарубежных странах.
Право убежища принадлежит государству, которое предоставляет его на своей территории. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека искать и пользоваться убежищем от преследования в других странах (п.1 ст. 14). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право индивида покидать любую страну, включая свою собственную (п. 2 ст. 12). В связи с этим убежище представляет собой определенную форму защиты права человека на жизнь и физическую неприкосновенность и обеспечения свободы его передвижения.
В международном праве сложился институт политического убежища, под которым понимается предоставление государством иностранным гражданам или лицам без гражданства возможности: 1) укрыться от преследований по политическим мотивам, которые они испытывают в стране своего гражданства или обычного местожительства; 2) не подвергаться выдаче в страну, где им может угрожать опасность такого преследования; 3) пользоваться основными правами и свободами человека в стране пребывания. Преследование по политическим мотивам включает в себя преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозную, расовую или национальную принадлежность, отношение к определенной социальной или тендерной группе. По своему происхождению международно-правовые нормы, направленные на регулирование отношений по предоставлению убежища, являются обычными.
Существуют такие формы покровительства, как территориальное и дипломатическое убежище. Под первым понимается предоставление убежища лицу, находящемуся непосредственно на территории государства. Второе означает предоставление убежища в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства или на иностранном военном корабле. Пункт 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает, как общее правило, использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с его функциями. Страны Латинской Америки признают этот институт, опираясь на региональную практику и содержание Каракасской конвенции Организации американских государств (ОАГ) о дипломатическом убежище 1954 г. Статья 1 этой Конвенции устанавливает, что «государство, осуществляющее территориальную юрисдикцию, должно уважать убежище, предоставляемое в представительствах, на военных судах, в военных лагерях или на воздушных судах лицам, разыскиваемым по политическим причинам или за политические правонарушения». Истории известны случаи использования такой формы защиты, как религиозное убежище. Беглецы получали его в помещении храмов, считавшемся неприкосновенным, что исключало возможность их преследования и задержания до тех пор, пока они оставались там.
Убежище является самостоятельным институтом в международном и внутригосударственном праве. Международно-правовая регламентация убежища связана с закреплением общих прав и обязанностей принимающего государства по отношению к индивиду. В этой области регулирования отсутствуют предписания по установлению принимающим государством каких-либо правил и процедур, связанных с признанием статуса лица, получившего убежище. Требование к стране, предоставившей убежище, состоит в том, что она не должна позволять лицам, его получившим, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН (ст. 4 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г.).
Внутригосударственное регулирование убежища, как правило, включает: определение круга лиц, имеющих право на убежище, процедуры его предоставления и основы правового статуса индивидов, его приобретших. Зачастую право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище содержится в конституционном законодательстве. Так, п. 1 ст. 63 Конституции РФ предусматривает предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт 2 ст. 63 не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Любое государство вправе решать вопрос о предоставлении убежища, исходя из своего суверенитета, поэтому само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает его автоматического предоставления. Детальная регламентация порядка обращения за получением убежища и правового положения заявителя содержится, как правило, в иммиграционном или административном законодательстве.
Характеристика права убежища в международном праве
Понятие и виды убежища
Понятие «убежище» необходимо рассматривать в соответствии с его классификацией:
Данный вопрос не до конца урегулирован нормативно на международно-правовом уровне. Положения рекомендательного характера включены в 14 статью Всеобщей декларации прав человека (1948 год). Она гласит, что каждый человек имеет право на убежище, он вправе искать его для избежания преследования в других государствах и пользоваться им. Понятие и особенности убежища рассматривает и Декларация ООН о территориальном убежище (1967 год).
Право убежища не может принадлежать лицу, в отношении которого есть основания полагать, что оно осуществило преступные действия против мира, человечества или военное преступление.
Декларацией предусмотрены и гарантии для лиц, которым предоставляется право на убежище. При этом страна, которая его предоставляет, не может позволять тем людям, которые получили убежище, вести деятельность, противоречащую целям и принципам ООН.
Право убежища в международном праве
Сегодня право на убежище закрепили конституции многих государства. Так, в нашей стране в 63 статье Конституции РФ содержится положение о том, что наше государство предоставляет политическое убежище по нормам международного права для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Право убежища в международном праве регулируется, в первую очередь, с помощью международных обычаев. В соответствии с ними любой человек имеет право искать убежище в других странах, что происходит в случае преследования по политическим и прочим основаниям. Каждой страной с учетом суверенитета на уровне ее законодательства, определяется порядок предоставления убежища.
Предоставление убежища нельзя считать недружественным актом в отношении другой страны, поскольку в его основе лежат гуманные соображения.
Человек, для которого предоставляется убежище, не может быть выслан в страну преследования. Следует отметить, что невозможно оказать помощь в предоставлении убежища тем людям, которые совершили международные преступления или были обвинены в общеуголовных преступлениях.
Особенности правового регулирования предоставления убежища
Декларация о территориальном убежище 1967 и 1977 гг. носят рекомендательный характер и закрепляют институт территориального убежища. Второй документ содержит подтверждение права каждой страны предоставлять убежище любому субъекту. Он должен вполне обоснованно опасаться стать жертвой преследования, осуществляемого по расовому, гражданскому, политическому признаку, вероисповеданию и др.
В практике латиноамериканских стран институт дипломатического убежища был сформирован, получив закрепление в рамках Гаванской конвенции об убежище (1928 год) и в Конвенции о дипломатическом убежище (1954 год). На основе данных документов убежище может предоставляться на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в стране, где пребывает лицо, на бортах военного корабля, воздушного суда, на территории военных баз зарубежных стран.
Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961 год) не было признано право убежища на территории дипломатических представительств в государствах, где пребывает лицо.
В Российской Федерации данный процесс производится в качестве предоставления гражданства с помощью Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Посредством Указа Президента осуществляется предоставление политического убежища.