институциональная форма реализации гражданского образования предполагает организацию
Организационные формы и компоненты гражданского образования в общеобразовательной школе
Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все перечисленные формы.
Выбор приоритетными ценностями гражданственности и правовой культуры вызывает необходимость изменения всей системы воспитания и образования в школе. Такая система складывается из разных составляющих:
Важное значение в реализации гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умению и навыков как учебных, так и гражданских. Приоритетное значение приобретает проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время. Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивается единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и деятельностно-практического компонентов содержания.
Гражданское образование в школе направлено на формирование следующих социальных компетентностей личности:
Создание системы и реализация основных принципов гражданского образования в школе требуют принципиально новых подходов к его методике. Гражданское образование может быть реализовано лишь при использовании тех методов и стиля обучения, которые построены на взаимоуважении учителя и ученика, профессионализации процесса обучения. Для этого необходимо отказаться от формально-традиционного подхода при передаче знаний, от академизма, когда информация выдается без учета возможностей и реальных потребностей ребенка.
Ориентация учебного процесса на учащихся предполагает их активное вовлечение в процесс обучения, что возможно лишь при широком использовании интерактивных методов обучения.
Методика учебно-воспитательной работы должна предусматривать возможность участия школьников в обсуждении различных проблем общественной, политической, культурной, экономической жизни, проблем своей школы. Необходимо научить учащихся обосновывать свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Очень важна позиция педагога, от способности которого признавать право учащихся высказывать собственное мнение, принимать обоснованную критику про¬цесса обучения, не оставлять без внимания факты нарушения прав учащихся со стороны администрации, коллег-учителей, родителей зависит достижение целей гражданского образования.
Задачи образования невозможно решить исключительно посредством передачи академических знаний. Необходимо привлекать внимание учащихся к общественно-политическим, социальным и культурным событиям в России и мире. Постоянной практикой в школе должны стать ознакомление учащихся с работой органов государственной власти всех уровней, посещение судебных заседаний (с последующим обсуждением), обучение пониманию и анализу доку¬ментов (Конституции РФ, нормативно-правовых актов, программ политических партий и т.д.).
Подобный подход предполагает высокую эмоциональную вовлеченность педагога. Необходимо стремиться создать такой стиль обучения, при котором ребенок является соучастником этого процесса, где есть место открытому выражению мнений и гарантирована их свобода, главенствуют честность, открытость и справедливость. Поскольку гражданское образование неизбежно предполагает изучение общественно-политических проблем современной жизни, а процесс обучения не может быть свободным от влияния индивидуальных и коллективных идеологических пристрастий, задача учителя — информировать учащихся о возможно большем спектре оценок, мнений и взглядов, не навязывая при этом собственных убеждений и предлагая им самим определить идеологические приоритеты.
Особенно важными являются воспитание уважения к праву, нормативным документам, институтам государственной власти и местного самоуправления, недопущение идеи насильственного изменения государственного строя Российской Федерации.
Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей
Дата публикации: 31.03.2014 2014-03-31
Статья просмотрена: 2566 раз
Библиографическое описание:
Литвинова, О. В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1014-1016. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9910/ (дата обращения: 29.11.2021).
В последние годы, особенно в связи с демократическими трансформациями в нашей стране, широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. С каждым годом всё больше педагогов, психологов и социальных работников осознают, что построение подлинно демократического общества немыслимо без осознания учащимися ценностей гражданственности, толерантности и патриотизма. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и прежде всего в юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого не только в семье, социальной среде, но и в школе.
В «Концепции модернизации российского образования» обозначено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способные неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения и творчески их реализовывать, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главные качества гражданина в современном обществе — это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.
Гражданственность — это политическое, социально — психологическое качество, свойство поведения субъекта, которое характеризуется осознанием себя полноправным гражданином своей страны с политически зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к судьбам своей Родины и своего народа.
Современное гражданское образование
Гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека — гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.
Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.
Суть контаминационного подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин.
Согласно контаминационному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а видится одним из специфических направлений обществоведческого образования. В рамках этого направления существует ещё несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная.
Таким образом, гражданское образование — это личностно ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.
— воспитание внутренней свободы человека;
— формирование навыков социальной практики;
— глубокое усвоение основ социальных наук;
— создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;
— помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;
— формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;
— нравственное развитие личности;
— создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;
— формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;
— формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;
— формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;
— формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию.
В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний, а также культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.
Среди подходов к содержанию гражданского образования следует назвать следующие.
Ситуационно-воспитательный подход, для которого характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр и т. д.
Правовой подход, сторонники которого считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны.
Политологический подход отдаёт приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и т. д.
Обществоведческий подход в центр системы общественных отношений помещает человека.
Культурологический подход делает акцент на сравнительном анализе культур различных народов мира.
Дисциплинарный подход делает акцент на знания.
Деятельностный подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Проектный подход требует от ученика постановки самих задач, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений.
В настоящее время активными методами обучения считаются такие, которые позволяют учащимся:
— формировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать;
— учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
— обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
— уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;
— продуктивно усваивать учебный материал;
— анализировать факты и информацию;
— комфортно себя чувствовать на занятии;
— проявлять свою индивидуальность.
Под активными понимаются методы, включающие учащихся в процессы «добывания знаний» и развития мышления. Они позволяют:
— стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
— раскрывать свои способности;
— приобретать уверенность в себе;
— совершенствовать свои коммуникативные навыки;
— формировать у учащихся творческое мышление.
Под итерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися.
Позитивное взаимодействие — основополагающий принцип итерактивных (коллективных) методов обучения, смысл их заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчётности и ответственности каждого члена группы.
Модели гражданского образования
Внедрение системы гражданского образования в конкретной школе связано с обязательным выбором одной из организационной моделей её осуществления. Выделяют пять моделей гражданского образования в России, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах.
1. Предметно-тематическая модель гражданского образования основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения. Ограничения этой модели связаны с тем, что в её рамках слабо используются интерактивные методы обучения.
2. Межпредметная модель гражданского образования представляет собой совокупность педагогических приёмов и методов, объединённой общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов. Существенную трудность реализации данной модели представляет отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере.
3. Институционная модель гражданского образования представляет собой доминирование в организации жизни школы общественного самоуправления, придающего ей статус центра общественных и культурных связей.
4. Проектная модель гражданского образования- разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической, экологической направленности. Социальные и гражданские проекты рассматриваются как способ овладения гражданскими компетенциями.
5. Диссеминационная модель гражданского образования представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность учебной и воспитательной работы по проблемам правовой грамотности, развития социальных инициатив и др.
Модель «Школа — правовое пространство» — в современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества в современной России, граждане которой смогут жить в социально — правовом согласии друг с другом и с государством.
1. Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., Просвещение, 2011.
2. Игнатьев Е. Е. Духовно — нравственное воспитание школьников. — М., «Воспитание школьников», журнал, № 9, 2010.
Институциональная форма реализации гражданского образования предполагает организацию
Часть 1 комментируемой статьи непосредственно связана с частью 1 ст. 43 Конституции РФ. Однако если конституционная норма закрепляет за каждым право на образование («каждый имеет право на образование»), то в соответствии с нормой Закона об образовании каждому право на образование гарантируется.
Понятие права на образование. Образовательное право возникло для того, чтобы обеспечить реализацию права каждого человека на образование.
Под правом на образование в объективном смысле (объективное право на образование) понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования (о нем пойдет речь позже, в тех разделах учебника, которые посвящены нормам и источникам образовательного права.
Право на образование в субъективном смысле (субъективное образовательное право) гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня.
Право на образование, закрепленное в Конституции РФ и предусмотренное основными международными договорами по правам человека, представляет собой субъективное право.
Право на образование относится к основным правам и свободам человека и производно от такого фундаментального права, как право на жизнь. Право на образование относится к правам человека второго поколения, которые объединяют основные социально-экономические и культурные права — право на труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т. д. (правами первого поколения по этой терминологии считаются личные и политические права, а правами третьего поколения — коллективные права на мир, здоровую окружающую среду, развитие и др.).
Право на образование одно из наиболее значимых социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку развития человека как личности, влияет на состояние общества, находится в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами человека.
Право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать всё накопленное им другим поколениям. Образование является одним из основных условий полноценного существования человека в обществе.
Человек обладает изначально, независимо от воли государства, всеми основными правами, включая право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство же обязано обеспечить реализацию этого права, не ставя при этом получение образования в зависимость от своей воли.
В качестве основного права человека право на образование не может быть даровано, передано другим лицам или отчуждено в какой бы то ни было форме. Более того, сам человек не может отказаться от права на образования. Основное общее образование сегодня в соответствии с международными стандартами является обязательным, поскольку без него оказывается невозможной социализация человека в современном обществе.
Право на образование предполагает свободу образования, то есть возможность получения образования всеми желающими, свободу образования в соответствии с убеждениями, то есть возможность для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир, а также педагогические и академические свободы, подразумевающие свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий, независимо от того, задевает такая полемика кого-либо или нет.
Современное понимание права на образование не сводит его исключительно к праву каждого на получение образование, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, право на свободный выбор языка обучения, установлением не только права, но и обязанности получения основного общего образования, приоритетным правом родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей и т. д.
Юридическим основанием реализации права на образование на практике, в повседневной жизни должно стать его закрепление международным правом и внутригосударственным законодательством.
Международные стандарты права на образование. Проблема соблюдения и обеспечения основных прав и свобод человека давно уже перешагнула национальные границы отдельно взятого государства и заняло центральное место среди приоритетных проблем международного права. Каждому государству вменяется в обязанность гарантировать на своей территории соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, к числу которых относится право на образование.
Право на образование обозначено в качестве одного из фундаментальным прав человека во всех базовых документах международного права по правам человека.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено (ст. 26), что каждый человек имеет право на образование. При этом уточняется, что:
а) образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования;
б) начальное образование должно быть обязательным;
в) техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным;
г) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Международное право ориентирует образование на полное развитие человеческой личности и уважение к правам человека и основным свободам. «Образование, — закреплено во Всеобщей декларации прав человека, — должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. было подтверждено (ст. 13) право каждого человека на образование, при этом государства – участники Международного пакта признали, что для полного осуществления права на образование:
а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
б) среднее образование, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
в) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
г) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
д) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
Таким образом, объём права на образование может различаться для разных ступеней образования. В Пакте предусматривается обязательность и бесплатность начального образования, и только постепенное введение бесплатного среднего и высшего образования.
Еще одним базовым документом, в котором установлены международные стандарты права на образование, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. В ней, государства-участники, признавая право ребенка на образование, обязуются (ст. 28):
а) ввести на своих территориях бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощрять развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечить его доступность для всех детей;
в) обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
г) обеспечить доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Государства – участники этой Конвенции обязались делать все возможное, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Нормы, определяющие универсальные международные стандарты права на образования, содержатся и в других актах, принятых Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, МОТ и др.).
Конституционное и законодательное определение права на образование. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.
Право на образование — это конституционное право. Практически во всех странах оно закреплено на самом высоком, конституционном уровне правового регулирования. Это, с одной стороны, отражает особое значение, которое государство и общество придают праву на образование, а с другой стороны, служат дополнительной политико-правовой гарантией его реализации. В случае нарушения конституционной нормы, закрепляющей право на образование, появляется возможность обратиться с соответствующей жалобой в органы конституционного контроля (конституционные, уставные суды и т. д.).
В Российской Федерации право на образование было включено текст самой первой конституции ― Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 17): «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Очевидно, что в условиях экономической разрухи и полной неграмотности значительной части населения, царивших в России в то время, эта норма была декларативной и имела исключительно пропагандистский характер.
Более развернуто понятие права на образование дается в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). В ней закреплялось, что граждане СССР имеют право на образование, и содержались основные гарантии его реализации:
— всеобще-обязательное восьмилетнее образование,
— развитие среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования,
— всемерное развитие вечернего и заочного образования,
— бесплатность всех видов образования,
— система государственных стипендий,
— обучение в школах на родном языке,
— организация на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения.
Следует уточнить, что полное среднее и высшее образование было платным (при этом для некоторых категорий граждан делались исключения, и образование предоставлялось бесплатно на всех уровнях). Плата за полное среднее и высшее образование была отменена только в 1956 г. (Постановление Совмина СССР от 6 июня 1956 г.).
Конституция СССР 1977 г. (ст. 45) гарантировала бесплатность всех видов образования, среднее образование определялось как всеобщее и обязательное. При этом доступ к бесплатному высшему образованию ограничивался конкурсом по результатам экзаменационных испытаний абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения.
В Основном законе СССР 1977 г. содержались и другие гарантии права на образование: некоторые из них уже присутствовали в предыдущей конституции (развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, возможность обучения в школе на родном языке), другие же были впервые закреплены на конституционном уровне (бесплатная выдача школьных учебников, создание условий для самообразования).
Касаясь закрепления права на образование в советских конституциях, нельзя не отметить одну из его основных характеристик, обусловленных самой сущностью советского конституционализма: образование в советский период было полностью идеологизировано и исключало существование педагогических и академических свобод.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя (ст. 43) право каждого на образование, раскрывает конституционно-правовое содержание этого права через установление:
— общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
— права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
— обязательного характера основного общего образования;
— полномочий Российской Федерации по установлению федеральных государственных образовательных стандартов.
Оно уточняется конституционной нормой (ст. 44), закрепляющей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также свободу преподавания.
Кроме того, Конституция РФ (ст. 26) наделяет каждого правом на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.
Конституционные положения о праве каждого на образование развиваются в законодательстве об образовании.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. содержание права каждого человека на образование уточняется (ст. 5) через установление гарантий:
во-первых, реализации этого права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
во-вторых, общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
в-третьих, на конкурсной основе бесплатности высшего образования при условии, что образование данного уровня получается впервые.
В части 2 комментируемой статьи закреплено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Данная норма производна от конституционной нормы, в которой закреплен принцип равноправия граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ): «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Часть 3 комментируемой статьи определяет, в каком объеме гарантируется каждому право на образование. В соответствие со ст.43 Конституции РФ комментируемая норма устанавливает:
— общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
— на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если выше образование получается впервые.
Части 4 и 5 комментируемой статьи посвящены непосредственно гарантиям права на образование.
Очевидно, что одного лишь закрепления в Конституции РФ права каждого на образование недостаточно.
Право на образование должно быть обеспечено соответствующей государственной политикой, направленной на поддержку и развитие образования. Государству необходимо сформировать систему гарантий реализации конституционного права на образования, то есть создать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки осуществления действительно каждым права на образование.
Создание гарантий для реализации каждым своего конституционного права на образование составляет одну из основных задач государственной политики в сфере образования.
Формируя политику в области образования, государство исходит из приоритетности самого образования как сферы государственного регулирования.
Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (ст. 2 Конституции РФ).
Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии российского образования, так как с состоянием образования напрямую связаны не только порядок реализации конституционного права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному, духовному и иному совершенствованию, но также развитие российской экономики и социальное благополучие нации, состояние национальной безопасности. Пожалуй, не существует такой сферы общественной и государственной жизни, которая не была напрямую связана с образованием.
Создание на практике разнообразных и эффективных гарантий права на образование становится одной из основных целей государственной политики, поскольку от наличия таких гарантий зависит успех всех начинаний государства в области образования.
Гарантии обеспечивают переход от общего к частному в системе правового регулирования образования отношений; от нормы, закрепленной в законодательном или ином нормативном правовом акте, к реальной ситуации, в которой конкретный участник образовательных правоотношений получает возможность реализовать на практике предоставленное ему право на образование.
Систему гарантий конституционного права на образования составляют гарантии политические, социально-экономические, организационные и юридические.
Основными политическими гарантиями права на образование выступают демократический характер власти и государственно-политического режима, обеспечивающий политическую стабильность в государстве и обществе, высокий уровень политической культуры власти и личности, гарантирующий образованию центральное место среди приоритетов государственной политики.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания социально-экономических условий для получения образования. Основными социально-экономическими (материальными) гарантиями выступают, прежде всего, стабильная национальная экономика, а также эффективная государственная денежно-кредитная и налоговая политика, учитывающая интересы образования, поддерживающего экономику образования с помощью кредитных, налоговых и прочих льгот и т. д.
Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, предоставляет поддержку образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, и т. д.
В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:
— полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, инвентарем;
— обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
— получение стипендий, материальной помощи, других денежных выплат и т. д.
Образовательное законодательство предусматривает ряд специальных социально-экономических гарантий:
— для инклюзивного образования: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
— для образования особо одаренных лиц: государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;
— для получения образования на родном языке: государство гарантирует право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; всем народам, независимо от их численности, гарантируется равноправие языков и т. д.
Организационной гарантией права на образование выступает сама система образования ― федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и т. д., наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности и т. д.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования выступает Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ (например, Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61[1], Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497[2]).
Юридические гарантии — это собственно правовые средства и способы реализации и защиты права на образования. Юридические гарантии права на образование включают, в свою очередь, гарантии двух видов —формально-юридические и институциональные.
Формально-юридические гарантии сводятся к нормативному закреплению основных положений, обеспечивающих реализацию права на образование, в том числе и тех, положений, которые уже были упомянуты в качестве политических, социально-экономических и организационных гарантий.
Такие положения могут быть закреплены в Конституции РФ и актах отраслевого законодательства (законодательства об образовании, административного, трудового, налогового законодательства и т. д.).
Базовыми формально-юридическими гарантиями права на образование являются конституционные нормы, в соответствии с которыми:
— человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ― обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ);
— основные права и свободы человека провозглашаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17);
— общепризнанные нормы и принципы международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) признаются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15);
— запрещается применение любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15);
— устанавливается равенства каждого перед законом и судом (ст. 19);
— запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55);
— каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (ст. 45) и др.
Особое место среди конституционных норм занимают положения, запрещающие произвольное ограничение основных прав и свобод человека. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Одним из примеров ограничения права на образование является особый порядок обучения граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 20) обучаться на военной кафедре могут только те граждане, которые заключили соответствующий договор с Министерством обороны РФ. Законодательно установлены условия заключения такого договора:
— гражданин должен обучаться в федеральной государственной образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;
— быть не старше 30 лет;
— быть годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья;
— отвечать профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям;
— не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления и не быть подвергнутым уголовному преследованию;
— пройти конкурсный отбор в Министерстве обороны РФ.
Примером формально-юридических гарантий права на образование, содержащихся в актах отраслевого законодательства, могут стать положения Закона об образовании (ст. 5), в которых закреплены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
1. Право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
3. Реализация права каждого на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
4. Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Гарантируются условия, в максимальной степени способствующие получению образования и социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Государство оказывает содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, — обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.
6. Гарантируется полное или частичное финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.
Однако одного лишь закрепления права на образование в тексте нормативного правового акта (даже если таким актом является конституция) оказывается недостаточно. Без институциональных гарантий нормативные положения быстро превратятся в фикции, закрепленные лишь на бумаге.
Институциональные гарантии позволяют человеку иметь реальные возможности защитить и восстановить свои нарушенные права и тем самым обеспечить реализацию формально-юридических гарантий.
Институциональными гарантиями выступают как различные государственные органы и общественные организации, в которые гражданин может обратиться за защитой своего права на образование, так и процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту права на образование (процедуры административной жалобы, судебные процедуры и т. д.).
К числу таких органов и организаций относятся органы государственного контроля и надзора (органы прокуратуры, адвокатура, уполномоченные по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации и т. д.), органы исполнительной власти (органы опеки и попечительства, полиции, юстиции и т. д.), общероссийские, региональные и местные общественные организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (Всероссийский студенческий союз, Российский профсоюз студентов «Союз молодежи», конфедерация обществ защиты прав потребителей и т. д.).
Основной институциональной гарантией права на образование является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенного права относится к личным неотъемлемым правам и сопровождается рядом процессуальных гарантий (право на получение квалифицированной юридической помощи, право на пересмотр судебного решения, запрет обратной силы закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений, гарантии прав потерпевших и т. д.).
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Российские граждане имеют установленную Конституцией РФ (ст. 46) возможность обращаться за защитой своих прав также в межгосударственные органы (например, в Европейский суд по правам человека). Основаниями для такого обращения являются наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.