институциональная форма реализации гражданского образования предполагает включение
Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей
Дата публикации: 31.03.2014 2014-03-31
Статья просмотрена: 2566 раз
Библиографическое описание:
Литвинова, О. В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1014-1016. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9910/ (дата обращения: 29.11.2021).
В последние годы, особенно в связи с демократическими трансформациями в нашей стране, широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. С каждым годом всё больше педагогов, психологов и социальных работников осознают, что построение подлинно демократического общества немыслимо без осознания учащимися ценностей гражданственности, толерантности и патриотизма. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и прежде всего в юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого не только в семье, социальной среде, но и в школе.
В «Концепции модернизации российского образования» обозначено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способные неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения и творчески их реализовывать, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главные качества гражданина в современном обществе — это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.
Гражданственность — это политическое, социально — психологическое качество, свойство поведения субъекта, которое характеризуется осознанием себя полноправным гражданином своей страны с политически зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к судьбам своей Родины и своего народа.
Современное гражданское образование
Гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека — гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.
Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.
Суть контаминационного подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин.
Согласно контаминационному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а видится одним из специфических направлений обществоведческого образования. В рамках этого направления существует ещё несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная.
Таким образом, гражданское образование — это личностно ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.
— воспитание внутренней свободы человека;
— формирование навыков социальной практики;
— глубокое усвоение основ социальных наук;
— создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;
— помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;
— формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;
— нравственное развитие личности;
— создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;
— формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;
— формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;
— формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;
— формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию.
В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний, а также культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.
Среди подходов к содержанию гражданского образования следует назвать следующие.
Ситуационно-воспитательный подход, для которого характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр и т. д.
Правовой подход, сторонники которого считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны.
Политологический подход отдаёт приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и т. д.
Обществоведческий подход в центр системы общественных отношений помещает человека.
Культурологический подход делает акцент на сравнительном анализе культур различных народов мира.
Дисциплинарный подход делает акцент на знания.
Деятельностный подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Проектный подход требует от ученика постановки самих задач, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений.
В настоящее время активными методами обучения считаются такие, которые позволяют учащимся:
— формировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать;
— учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
— обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
— уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;
— продуктивно усваивать учебный материал;
— анализировать факты и информацию;
— комфортно себя чувствовать на занятии;
— проявлять свою индивидуальность.
Под активными понимаются методы, включающие учащихся в процессы «добывания знаний» и развития мышления. Они позволяют:
— стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
— раскрывать свои способности;
— приобретать уверенность в себе;
— совершенствовать свои коммуникативные навыки;
— формировать у учащихся творческое мышление.
Под итерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися.
Позитивное взаимодействие — основополагающий принцип итерактивных (коллективных) методов обучения, смысл их заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчётности и ответственности каждого члена группы.
Модели гражданского образования
Внедрение системы гражданского образования в конкретной школе связано с обязательным выбором одной из организационной моделей её осуществления. Выделяют пять моделей гражданского образования в России, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах.
1. Предметно-тематическая модель гражданского образования основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения. Ограничения этой модели связаны с тем, что в её рамках слабо используются интерактивные методы обучения.
2. Межпредметная модель гражданского образования представляет собой совокупность педагогических приёмов и методов, объединённой общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов. Существенную трудность реализации данной модели представляет отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере.
3. Институционная модель гражданского образования представляет собой доминирование в организации жизни школы общественного самоуправления, придающего ей статус центра общественных и культурных связей.
4. Проектная модель гражданского образования- разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической, экологической направленности. Социальные и гражданские проекты рассматриваются как способ овладения гражданскими компетенциями.
5. Диссеминационная модель гражданского образования представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность учебной и воспитательной работы по проблемам правовой грамотности, развития социальных инициатив и др.
Модель «Школа — правовое пространство» — в современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества в современной России, граждане которой смогут жить в социально — правовом согласии друг с другом и с государством.
1. Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., Просвещение, 2011.
2. Игнатьев Е. Е. Духовно — нравственное воспитание школьников. — М., «Воспитание школьников», журнал, № 9, 2010.
Handbook of civic education
DGIV/EDU/CIT (2000) 1 rus
ГРАЖДАНСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Пособие для педагогов и работников образования
Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы
Н. ВОСКРЕСЕНСКОЙ, И. ФРУМИНА
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОВЕТЕ ЕВРОПЫ
Любое европейское государство может стать членом Совета Европы при условии признания принципа главенства закона и гарантии прав человека и основных свобод для каждого, проживающего на его территории.
Совет Европы является межгосударственной организацией, выполняющей следующие задачи:
• охрана прав человека, плюралистической демократии и главенства закона;
• содействие в укреплении демократической стабильности в Европе путём поддержки политических, законодательных и конституционных реформ;
• содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
• поиск совместных решений по проблемам стоящим перед европейским сообществом (проблемы национальных меньшинств, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, клонирование человека, СПИД, наркомания, организованная преступность и т.д.);
Образование: инвестиции в будущее Европы Реализацией программ Совета Европы в области образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (СКС). В его работе помогают четыре специальных комитета по вопросам школьного образования, высшего образования и научных исследований, культуры и культурного наследия. Регулярно проводятся конференции отраслевых министров.
Каким образом образование может содействовать укреплению прав человека, его основных свобод и развитию плюралистической демократии? Как оно может способствовать сближению народов Европы, взаимопониманию и укреплению доверия между ними? Как оно может помочь правительствам и гражданам Европы найти ответы на основные проблемы общества?
Совет Европы ищет ответы на эти многочисленные вопросы с помощью:
• разработки крупномасштабных проектов в области школьного и высшего образования, а также систем образования взрослых;
• обобщения новых идей, опыта и результатов исследований на благо всего общества;
• развития связей и обменов, установления новых контактов и стимулирования партнёрства;
• признания национальных дипломов в европейском масштабе;
• издания материалов практических исследований, а также учебных и других пособий для преподавателей и руководителей сферы образования;
• сотрудничества с другими европейскими институтами и неправительственными организациями.
Содействие в развитии образовательных программ для стран с развивающейся демократией Просвещение в вопросах прав человека и воспитание активного ответственного гражданина является наиболее важным элементом на пути к плюралистической демократии. Совет Европы разработал специальные программы оказания помощи странам с развивающейся демократией в реформировании их систем образования, в частности, в разработке новых программ и подготовке преподавателей по этим ключевым темам. Значительное количество руководителей систем образования и практиков этих стран прошло переподготовку в соответствии с этими новыми подходами.
Решение Страсбургской встречи в верхах «организовать движение за демократическую гражданственность» будет выполняться путём привлечения соответствующих заинтересованных групп (политики, борцы за права человека, молодёжь и т.д.).
Мнения выраженные в данном документе являются мнениями его авторов, и не обязательно отражают позицию Совета по культурному сотрудничеству.
ПРОЕКТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЦЕЛИ ШКОЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ЧАСТЬ I. ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Понятие «социализация»
2. Правовая социализация
3. Социализация нравственного поведения
4. Социализация через школьное гражданское образование
5. Курс «Основы социальной практики».
3. МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Предметно-тематическая модель гражданского образования
2. Межпредметная (надпредметная) модель гражданского образования.
3. Институциональная модель гражданского образования
4. Проектная модель гражданского образования
5. Модель гражданского образования «Домино»
4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ И
АДМИНИСТРАТОРОВ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Технология проведения тематических тренингов
2. Возможные варианты (сценарии) тематических тренингов.
Приложение: Разработка тематического тренинга (мастерской): «Интерпретация текстов и риторические стратегии»
ЧАСТЬ II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. ПРОГРАММА ДОКУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ
1. Основы демократии
2. Права человека
3. Гражданское общество и правовое государство
4. Гражданин
5. Мораль и право
6. Основы рыночной экономики
7. Политическое участие: выборы
3. МЕТОДИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
5. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО
Примеры некоторых тренинговых занятий
ЧАСТЬ III. СОЗДАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УСЛОВИЙ ДЛЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ
1. СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1. Что такое «скрытая реальность»? Пути её обнаружения.
Тема 2. Школа как целостная организация. Неформальные описания школы как целого.. Тема 3. Социально-психологические неявные реальности школы
Тема 4. Знание и язык как составляющие скрытой реальности
Тема 5. Распределение по группам, дисциплина, оценка и контроль как контекст гражданского образования.
Тема 6. Пространство и время как скрытые реальности
Тема 7. Социальный и культурный образ школы как контекст гражданского образования
Тема 8. Современное детство как элемент контекста гражданского образования. Тема 9. Учитель как элемент контекста гражданского образования
2. ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1. Принципы построения ведущих психологических концепций детства.
Представления о социальном становлении. Педагогические выводы
Тема 2. Периодизация и основные условия детского развития по Л.С.Выготскому и Д.Б.Эльконину
Тема 3. Культурные способы применения возрастно-психологических знаний. Литература
3. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: УПРАВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Тема 1. Идеал демократической школы
Тема 3. Идеал свободного образования и его использование в построении программ гражданского образования
Тема 4. Демократическое управление школой как элемент гражданского образования. Тема 5. Демократизация процесса обучения как условие гражданского образования. Тема 6. Проектирование первого шага
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И
ОПЫТА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ
Тема 1. Понятие правового пространства школы.
Тема 2. Законотворческая деятельность педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы.
Тема 3. Органы управления школьного коллектива
Тема 4. Формирование опыта правового поведения в курсе граждановедения. Тема 5. Руководители школы и правовое пространство.
Методические рекомендации по проведению занятий
ЧАСТЬ IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕЯТЕЛЕЙ
1. УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Варианты заданий для самостоятельной работы
2. ЭФФЕКТИВНАЯ ПОНИМАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ
3. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Возможная структура практикума
Задания на межсессионный период
5. ПРАКТИКУМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Примеры процедур и подготовка ведущего к занятиям
Приложение 1. Формула переговоров
Приложение 2. Принципы ведения переговоров
6.СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные методы социального исследования
Приложение 1. Варианты заданий
Приложение 2. Варианты использования социального исследования в школе
ПРОЕКТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В
КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Но особенно она важна для России, которая находится на переходной стадии исторического развития.
Наследие прошлого, кризис во всех сферах жизни определили специфику гражданского образования в нашей стране.
Сейчас отношения гражданина России с Государством и Обществом меняются. Он получил возможность реализовать себя в разных областях жизни. В то же время возросла ответственность россиян за свою судьбу и судьбу других людей. Но человек воспитанный в тоталитарном обществе не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа.
В понятие «гражданственность» входит:
• умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан;
• способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями;
• ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством;
• критическое отношение к социальной действительности, стремление ее преобразовать.
Система гражданского образования в школе охватывает все возрастные группы – от начальных до старших классов, она необходима России не только сейчас, в период социальных перемен. Важно, чтобы каждое новое поколение постигало демократические ценности и строило свою жизнь в соответствии с ними.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЦЕЛИ ШКОЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сейчас в различных регионах России накоплен первый опыт внедрения гражданского образования на всех ступенях учебного процесса. Разрабатываются авторские программы и курсы, которые учитывают национально-региональную специфику и многообразие педагогических направлений. Гражданское образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования в Российской Федерации, приобретая черты открытой развивающейся сферы. Наш опыт, как и зарубежная педагогическая практика, показывает, что обучение основам гражданственности не следует сводить к отдельному учебному предмету или к набору отдельных гуманитарных предметов. Формой школьного гражданского образования должны стать образовательные или учебно-воспитательные программы, включающие преподавание специального курса «Граждановедение» или отдельных тем в рамках гуманитарных предметов; передачу базовых сведений и формирование умений, необходимых гражданину, при обучении негуманитарным предметам; организацию внеучебной деятельности школьников, которая развивает гражданские качества и умения; организацию школьной жизни, где эти качества и умения можно было закрепить на практике в различных ситуациях гражданской активности школьников. То есть нужно одновременно развивать все четыре формы гражданского образования, уже существующие в России: предметную, межпредметную воспитательную и институциональную.
Система демократических и гражданских ценностей – основа гражданского образования. Однако не существует канонической трактовки демократических ценностей. Понимание этих ценностей должно быть основано на разуме, а также на чувствах и опыте личности. В любом современном демократическом обществе существуют разные подходы к морали, ценностям. Этические и моральные нормы, система ценностей меняются вместе с эволюцией самого общества. Эти различия часто становятся источником конфликтных ситуаций. Поэтому каждая конкретная ситуация в гражданском образовании рассматривается с различных точек зрения. Гражданское образование формирует уважение к другим людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. И тем самым инициирует цивилизованный диалог в обществе, а также дает возможность каждому гражданину участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.
КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учителю, который работает в области гражданского образования, важно обладать не только специальными знаниями и навыками, но общими профессиональными умениями и определенными личностными качествами. Школа всегда воспроизводила социальный стандарт знаний, навыков, ценностей и форм поведения, выполняя социальный заказ государства. Сегодня в школе как в зеркале отражаются новые социальные тенденции. Благодаря личности учителя образование способно осуществить прорыв к новым формам жизни и деятельности. В то же время парадокс гражданского образования в том, что педагог часто знакомит учеников с демократическими принципами в авторитарной форме. Пока невелико число преподавателей, способных не только передавать ученикам знания о правах, свободах, гражданских ценностях, но и создать в классе обстановку, способствующую свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположному мнению.
Педагоги школы и учителя курсов дают образцы гражданского отношения к профессиональной деятельности. Это первые взрослые, вводящие детей не в семейную, а социальную реальность. Поэтому переподготовка учителей должна включать не только освоение философии, содержания и методов гражданского образования, но и формирование профессиональной рефлексии и умения создавать условия для успешного гражданского образования.
К числу таких условий относятся в первую очередь:
— выраженная гражданская позиция педагога, предполагающая уважение к основам конституционного строя;
— система ценностей учителя, куда входит признание многообразия мира и толерантность;
— демократический стиль педагогической работы: стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное мнение ребенка;
— высокая коммуникативная культура учителя, предполагающая вовлечение учеников в планирование и регулирование образовательного процесса.
Вот почему педагог, который готовится к передаче идей гражданского образования, должен прежде всего сам стать гражданином.
На плечи учителя, таким образом, ложится огромная ответственность за успешное развитие гражданского образования в России. И в этом его необходимо поддержать. Большая роль в становлении гражданского образования принадлежит также школьным администраторам, которые должны способствовать созданию демократической обстановки в школе, разработке и реализации комплексной образовательной программы.
Чтобы освоить выбранную модель директор и школьные коллективы должны научиться самостоятельно проектировать школьные условия гражданского образования. Для этого школьные администраторы нуждаются в дополнительной подготовке.
ПРОЕКТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Содействовать процессу поиска согласия между руководящим звеном системы образования и педагогами, непосредственно работающими в школах, в вопросах реформы гражданского образования.
2. призвать к сотрудничеству в развитии гражданского образования местных властей.
3. Разработать направления и стратегию профессиональной подготовки и переподготовки кадров для преподавания дисциплин цикла «гражданское образование» в школах Российской Федерации.
4. Подготовить достаточное количество учителей, а также директоров школ для реализации программ гражданского образования в нескольких регионах Российской Федерации.
5. Выработать рекомендации по организации подготовки и переподготовки педагогов в области гражданского образования для Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и органов управления образования в регионах.
Поэтому программа стала своего рода венцом разнообразных попыток наладить переподготовку педагогов по гражданскому образованию. Весной 1997 года был готов первый вариант комплекта учебных материалов для курсов по повышению квалификации и переподготовке учителей. Затем зарубежные и российские эксперты провели экспертизу этих материалов с точки зрения их возможной интеграции в единый курс и их реализуемости. На основе заключений экспертизы была сделана дополнительная редакция материалов.
После этого в 1998-1999 годах при поддержке Совета Европы прошла серия семинаров и конференций, на которых данное пособие было широко обсуждено учителями, преподавателями институтов повышения квалификации. Наиболее показательным стал семинар по подготовке преподавателей для работы по материалам этого пособия, который проходил в 1999 на базе Красноярского института психологии и педагогики развития. Целый ряд разработок, представленных в предлагаемом пособии был также использован в инновационных проектах Британского Совета и Американской федерации учителей. В мае 1999 года на Всероссийской конференции по гражданскому образованию в Москве представители многих регионов подчеркивали необходимость скорейшего завершения работы над пособием, его издания.
В предлагаемом сборнике представлен полный пакет рекомендаций и программ по переподготовке педагогов в области гражданского образования, разработанный в рамках проекта Совета Европы.
После дополнительной апробации разработанные материалы будут сертифицированы Министерством образования России и станут доступны для государственных и независимых институтов, ведущих переподготовку педагогов.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Материалы предлагаемого вниманию читателей Сборника предназначены для различных категорий пользователей, среди которых:
• учителя и воспитатели, которые реализуют программы гражданского образования в учебной и внеучебной деятельности;
• школьные администраторы, создающие условия для реализации программ гражданского образования и обеспечивающие школьный опыт гражданской жизни;
• преподаватели высших учебных заведений и центров повышения квалификации учителей;
• авторы учебников и методисты, разрабатывающие учебные программы и планы для системы гражданского образования в школе и вузе;
• психологи, методисты, философы, социологи, работающие в органах управления и переподготовки кадров системы образования;
• работники органов управления образованием, создающие условия для реализации идей гражданского образования в регионах.
В идеале все материалы Сборника должны использоваться как единый пакет.
При этом сам процесс переподготовки может строиться как долговременный в очнозаочной форме. Он может состоять из трех-четырех пятидневных сессий с обязательным выполнением специальных заданий в межсессионный период.
Однако принципиальным для любой программы переподготовки, опирающейся на данные материалы, является этап самоопределения педагогов. Другая особенность интерактивный характер переподготовки. Интерактивный эффект можно усилить, если переподготовка будет рассматриваться не как самоцель, а как часть более широкой деятельности по обновлению школы, по проектированию и реализации собственной модели гражданского образования. В этом случае интегрирующим стержнем всей программы будет процесс проектирования и рефлексия деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
В Сборнике четыре части. Каждая из них имеет свое введение, что избавляет нас от необходимости подробной характеристики содержания каждой части. Отметим их целевое назначение.
Третья часть предназначена, прежде всего, для переподготовки организаторов гражданского образования, руководителей образовательных учреждений. Здесь идет речь о создании особого климата гражданского образования в школе. Эта тема полезна и учителям.
В четвертой части собраны модули тренингового характера. Тренинги помогут педагогам приобрести общие умения, необходимые для преподавания любой темы граждановедения или для воспитательной работы в этой области. В этой части собраны тренинги эффективного общения, разрешения конфликтов, проектирования и другие.
Все материалы изложены конспективно. Они содержат краткое изложение учебного материала переподготовки и небольшой методический комментарий. Для практического использования материалы необходимо детализировать, а также подготовить на их основе дидактические материалы.
Работая над этим Сборником, мы получили уникальный опыт сотрудничества в написании программ и курсов переподготовки в большой интернациональной команде, куда входили российские эксперты из семи регионов, специалисты из Австрии, Бельгии, Великобритании, США, Германии. Горячие споры о терминах и смыслах, о наиболее эффективных педагогических идеях позволили российским экспертам не только познакомиться с зарубежным опытом, но и по-новому взглянуть на достоинства и слабости наших собственных подходов. В соответствии с идеями гражданского общества в нашей команде не было доминирующей идеологии и, поэтому, сборник может показаться разнородным. В то же время всех авторов объединяло общее понимание гражданственности, ориентация на демократические ценности. Надеемся, что пользователь уловит эту общность.
Замечательные возможности для спокойной и вдумчивой работы нашего авторского коллектива были созданы, благодаря, прежде всего, поддержке Отдела образования, культуры и спорта Совета Европы. Администратор этого отдела Ульрике Шолль была подлинным мотором нашего проекта. Госпожа Шолль и ее помощники Наталья Тюренн и Сергей Кузнецов при помощи современной телекоммуникационной технологии обеспечили не только проведение семинаров в Калуге, Выборге, Москве, но и постоянный контакт авторов, многократное редактирование материалов. Мы искренне благодарны им за эту огромную работу.
Организационная поддержка Министерства общего и профессионального образования России сыграла важную роль в сборе российской команды, в получении нашим проектом общероссийского статуса. Отдел международных организаций Управления международного сотрудничества Министерства сделал все, чтобы заявка на проект превратилась в финансируемую реальность. Поэтому мы рады высказать благодарность авторов Е.А.Ленской, В.К.Бацину, К.Л.Бутягиной, А.Ю.Колягину.
Среди имен авторов материалов по переподготовке пользователь не встретит имен наших зарубежных коллег. Совет Европы изначально стремился к созданию в полном смысле оригинальной российской программы. Вместе с тем нельзя переоценить участие наших западных коллег в разработке рамки проекта, в разработке и доработке самих материалов. Поэтому, мы с удовольствием упоминаем здесь в качестве полноправных участников проекта Барта Маеса (Бельгия), Тони Торпа (Великобритания), Зигрид Штайнингер (Австрия), Стевена Шлехтера (США).
Мы также хотели бы поблагодарить руководителей образования Красноярского края, Калужской области, Выборгского района Ленинградской области за поддержку первых опытов переподготовки с использованием этих материалов. Хотелось бы верить, что они окажутся полезными и для педагогов в других городах и областях России и СНГ.
ЧАСТЬ I. ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Материалы данной части сборника предназначены в основном для организаторов и преподавателей курсов переподготовки учителей, а также для школьных администраторов.
Некоторые из них следует рассматривать как исходные или рамочные для отдельных курсов повышения квалификации. Они дают общие представления о проблематике гражданского образования, о таких базовых для этой области теоретических дисциплинах как политология и теория социализации. Эти материалы могут оказать помощь учителям в их самообразовании, играя роль смысловых ориентиров. В них предлагаются варианты построения курсов по данным дисциплинам.
В данной части также представлена классификация моделей гражданского образования. Знакомство с ними поможет школьным администраторам и преподавателям выбрать наиболее подходящую модель или сочетание некоторых моделей для того или иного учебного заведения.
Последний раздел, посвящен методологии переподготовки в области гражданского образования. Здесь также даны практические примеры как наиболее эффективно проводить занятия по переподготовке педагогов. Однако этот раздел может быть полезен не только ведущим таких мастерских, но и учителям гражданского образования. Особенно это касается «тематического тренинга» по риторическим стратегиям и отношению к пропаганде. До сих пор эта тематика слабо освещена в литературе по гражданскому образованию.
1. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Их не могут пересмотреть или отменить ни парламент, ни референдум. Они не дарованы властью, а являются неотъемлемой формой взаимоотношений людей в обществе, соответствуют их природному достоинству.
Суть ее заключается в том, что в нормально устроенном, цивилизованном обществе граждане сами устраивают свои дела, не полагаясь на государство и другие формы социального патернализма. В экономической, социальной и культурной сферах современный гражданин живет и занимается различными видами деятельности, полагаясь на свои силы, знания и способности.
противоположен монизму («монолитности») и означает признание законного разнообразия (множества) социальных интересов, политических позиций, политических идеологий. Оно предполагает, что в обществе нет и в принципе не должно быть инстанции, имеющей монопольное право выступать от имени всех общественных интересов и навязывать всем остальным свою волю, свое толкование коллективной пользы.
Общественное согласие достигается на основе консенсуса, что предполагает учет всех интересов и их согласование на основе взаимного компромисса.
Теория правового государства гласит: не только отдельные граждане, но и само государство подчиняется закону и ограничено им. Государство и гражданин в правовом отношении равноценны, а в ценностном гражданин стоит выше государства, что отражено в современном принципе жизнестроения демократических государств: «не гражданин для государства, а государство для гражданина».
В системе образования дисциплина «ПОЛИТОЛОГИЯ» может быть представлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (подготовка бакалавров) следующими основными темами:
1. Политический мир. Специфика политического измерения общественной жизни, основные характеристики и социальные функции политики, место политики в системе общественных отношений.
2. Политическая система. Институциональные аспекты политики. Гражданское общество и государство, политическая власть и государственное управление.
Разнообразие политических систем и их современная эволюция.
3. Основные субъекты политики. Носители политической активности, политической воли и интереса: политические классы и группы, политические элиты, политические лидеры.
4. Социо-культурные аспекты политики. Политическая культура, психология, 5. Краткая история политических учений и идеологий. Зарождение и формирование политической наук
и, ее современное состояние и общественные 6. Политический процесс в России. Реформы и контрреформы; современная политическая модернизация, ее задачи и перспективы.
7. Мировая политика и международные отношения.
Все эти темы раскрываются в общем смысловом контексте как учение о современной политической цивилизации, в центре которой стоит личность с ее неотчуждаемыми правами человека и гражданина.
В рамках первой темы рассматриваются следующие позиции:
Во-первых, раскрываются четыре основных условия политической жизни:
— наличие в обществе различных социальных групп со своими специфическими (несовпадающими) интересами;
— условия, при которых эти группы могли бы свободно заявлять о несовместимости своих интересов и тем самым лучше осознавать их специфику. Свобода слова и печати;
— возможность и право не только заявлять о своих специфических интересах, но и эффективно отстаивать их, объединяясь для этого в партии и другие организации. Партийно-политический плюрализм (многопартийность) и свобода ассоциаций;
— политическая жизнь не должна превращаться в «войну всех против всех», ограничение строгими рамками конституционной законности, процесс партийно-политического соперничества.
В рамках второй темы раскрываются следующие позиции:
Во-первых, политическая эволюция общества в целом идет по восходящей линии и характеризуется всемирно-исторической тенденцией перехода от авторитарно-тоталитарных режимов к демократическим;
Во-вторых, демократическая политическая система характеризуется принципом разделения властей и принципом легитимности. Разделение власти гарантирует политический плюрализм и самозащиту гражданского общества от опасности узурпации его прав и свобод со стороны государства, легитимность гарантирует доверие граждан к власти как свободно избранной в соответствии с конституционными правилами, а не навязанной.
К этическим компонентам современного гражданского общества относится этика гражданской ответственности, этика ненасилия, соблюдение нравственных принципов и норм в политике; примат общечеловеческих ценностей; недопустимость в политике принципа «цель оправдывает средства».
Пятая тема посвящена историческому этапу становления политического самосознания и политической теории. Здесь прослеживаются пути формирования основных понятий гражданской демократической культуры, рассказывается о том, как политическая теория искала и находила способы разрешения извечных противоречий:
между требованиями сильной (эффективной) власти и требованиями законной и справедливой власти, между потребностями государства и правами индивида, между суверенитетом большинства и правами меньшинства и т.п.
Особого внимания заслуживает эпоха перехода от средневековья к Новому времени, когда в Европе формировались основные понятия гражданского общества и правового государства. Например, различия между воззрениями Гоббса и Локка (почти современниками) очерчивают границу между долиберальной эпохой и эпохой, ориентированной на гражданское общество. Д. Локк выступает как предтеча современного либерализма, где превалирует идеал «государство-минимум» и ограничивается вмешательство политики в гражданские отношения.
Принцип разделения властей и идея законопослушного государства принадлежит Ш. Монтескье. А. Токвиль формулирует антитезу, разделившую либеральную мысль и социалистическую. Первая ориентируется на демократию свободы и мирится с неравенством, ибо в условиях свободного соревнования неравные от природы люди достигают неодинаковых результатов. Вторая предпочитает ценности социального равенства даже ценой ограничения свободы. Такое осознание цены свободы, связанной с риском (отсутствием полных гарантий, которые дает только зависимое существование) и с неизбежностью неравенства, очень важно для становления сознательной гражданской, демократической позиции.
В рамках шестой темы дается представление об особенностях российской политической теории и государственности, а также о причинах устойчивости этатистской традиции в России и путях ее модернизации. Подчеркивается, что в России имелась собственная либеральная традиция (Н.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.С.
Новгородский, Б.А. Кистяковский и др.) и делается вывод о том, что Россия имеет шанс формировать современное демократическое общество, не только опираясь на внешний опыт, но и развивая собственный, национальный.
В рамках седьмой темы особое внимание уделено современным мировым тенденциям интернационализации и глобализации. Речь идет об интернационализации экономических отношений и новых формах отношений между национальной и мировой экономикой, об образовании международного информационного пространства, о становлении международного гражданского общества, объединяющего людей по интересам, независимо от государственных границ, наконец, о глобальных проблемах, перед лицом которых человечество вынуждено вырабатывать совместную стратегию выживания.
В заключение можно сказать, что опорой гражданскому образованию в настоящее время в России может стать научная дисциплина «Политология», которая способна не только на достойном уровне раскрыть содержание многих тем, но и дать определенную методологию осмысления и решения проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, «выращиванием» навыков гражданской самодеятельности, политической культуры и социальной этики.
1. Гаджиев Г.А. Введение в политическую науку. М., 1996.
2. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.
3. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1994.
4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. М., 1999.
5. Малышевский А.Ф. Введение в культурологию. М., 1997.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Системное знание социализации поможет учителю наладить конструктивный диалог между двумя базовыми ролями, которые заданы требованиями современной педагогической культуры.
Необходимость введения такого спецкурса диктуется двумя обстоятельствами.
Во-первых, в последнее время авторы различного рода методических пособий, статей по педагогике, методике, методологии, философии образования и воспитания слишком узко трактуют это понятие, рассматривая социализацию школьников в качестве некоего социального идеала. По их мнению, во многом от этого может зависеть стабилизация отношений в российском обществе, формирование правового, законопослушного сознания. Понятие социализации все чаще употребляется либо в смысле законопослушания, либо в смысле самоактуализации, самораскрытия учащимися своих потенциальных возможностей, в том числе в конструировании собственного мира и своей роли в нем. Сосредоточение учителя лишь на одном, удобном для него, или требуемом извне смысле социализации сужает возможности конструктивного и гуманистического общения с ребенком. Во-вторых, теоретические знания о социализации позволят дать учителю более ясное и осмысленное представление о назначении, роли, наконец, смысле гражданского образования, что по признанию не только российских специалистов в этой области, является весьма непростой задачей.
Понятие «социализация» трактуется в различных областях знания по-разному.
Психология изучает личность, идентичность субъекта. Большое значение здесь придается воспитанию, как ведущему и определяющему началу социализации. В разных научных школах понятие социализации интерпретируется по-разному.
Антропологи рассматривают социализацию с точки зрения культуры, и в большей степени в содержательном, нежели в процессуальном аспекте. Они оперируют такими понятиями как целостность, способы мышления, чувства, действия, ценностях и нормы поведения. Эти ценности, нормы, общие способы мышления, чувствования и действия, интериоризованные каждым новым поколением, обеспечивают сплоченность и устойчивость общества.
Социологи феномен социализации рассматривают иначе. Их интересует то, через какие личности или институты осуществляется передача норм и моделей поведения, как происходит процесс обучения субъектов социальным ролям, как приобретаются ими социальные навыки. Другими словами, социологи в большей степени обращают внимание на институциональный аспект социализации. Она понимается как «та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества». (Современная западная социология., М., 1990, с.316-317).
Итак, психология, антропология, социология рассматривают социализацию на разных аспектах: на процессуальном, содержательном, институциональном.
В результате ребенок активно участвует в собственной социализации; и интериоризация им ценностей и норм культуры является результатом их личного присвоения. Личное присвоение способствует конструированию ребенком его собственной системы представлений о себе самом, о мире, о других людях. В ходе этого процесса происходит становление его личной и социальной идентичности. В этом сложном определении социализации самым важным является процедура, «сценарий»
социализации, представляющий собой сплетение «сюжетов» из предшествующих теорий.
возможна на основе различных контекстов и критериев. В литературе встречаются понятия: «первичная», «излишняя», «чрезмерная», «ранняя», «половая», «семейная», «правовая» социализация, а также «социализация нравственного поведения». На двух последних понятиях социализации мы остановимся более подробно, поскольку этот анализ важен непосредственно для целей гражданского образования, призванного содействовать формированию правовой и этической культуры школьников.
Существуют две концепции правовой социализации, в рамках которых исследователи этого феномена подходят к данной проблеме.
В первой концепции внимание концентрируется на приоритете закона.
Юристы и социологи права ищут пути и средства уважения закона, выясняют механизмы влияния правовых норм на индивидов и способы усвоения социальными группами этих норм. Главная идея заключается в том, что требования права должны отражаться в правовом сознании, проходить через поведение и влиять на развитие социальных отношений.
Согласно второй концепции человек осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должны войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире.
Различают два аспекта этого освоения:
• субъект приобретает общие знания о правовой культуре, которая доминирует в его обществе;
• параллельно субъект интерпретирует объекты права, опираясь на систему норм и значений, усвоенных им первоначально. Это позволяет ему понять и интегрировать свой личный опыт.
Все формы освоения права первоначально осуществляются за счет повседневного изучения правового языка в семье, в школе, через средства массовой информации и изучение литературы.
Обе концепции правовой социализации опираются на фундаментальные способы понимания общества: «объективистское» и «культурно-аналитическое».
Согласно объективистскому способу понимания общества все его институты есть явление естественное, оно подобно явлениям природы и состоит из жёстких объективных, «нерукотворных» фактов. Его системы и структуры существуют вне и независимо от идей, убеждений, мировоззрений, представлений индивидов, составляющих это общество. Все события развиваются по собственным законам и определенным образом связаны между собой. С точки зрения культурноаналитического понимания, общество нельзя рассматривать как продолжение природы. Общество «рукотворно», оно является продуктом человеческих действий.
Созданное людьми, общество развивалось по своим специфичным законам; человек отличается от животного исходными целями и социальными характеристиками.
В настоящее время широко распространена «критическая теория социализации», которая принадлежит немецкому философу и социологу Ю.Хабермасу.
Социализация в теории Хабермаса имеет своей целью самоутверждение личности. Она утверждает и предполагает воспитание критического отношения к элементам социальной среды. Индивидуальная жизнь личности, поиски своего Яфактора постоянного ее развития. Адаптация означает стремление индивида найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают приспособиться к другим людям.
И, что очень важно, установить с ними гуманные отношения.
Другая популярная сейчас теория социализации нравственного поведения была предложена американским психологом Л.Кольбергом. Задача социализации, по Кольбергу, состоит в том, чтобы стимулировать естественный процесс нравственного развития личности. Источником этого естественного процесса нравственного развития служат взаимодействие психологической и социальной структур личности, е взаимосвязь с социальной средой. Моральное чувство благодаря такому взаимодействию развивается от одной стадии к другой. Система Л.Кольберга включает три общих уровня морали:
• предшествующий традиционному;
• традиционный, конформистский;
• самостоятельный, принципиальный.
Внутри каждого из них шесть типов стадий:
1) ориентация на возможное наказание; послушание;
2) наивный потребительский гедонизм;
3) мораль «пай-мальчика», ориентированная на поддержание хороших 5) мораль, основанная на признании прав человека и демократически 6) индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно.
По мере взросления нравственное развитие и интеллектуальные возможности человека делаются всё более независимым от возраста.
Последнюю стадию развития морального чувства отличает умение человека отождествлять себя с другими людьми, заботиться об их благе, руководствоваться в своем поведении принципами гуманизма и справедливости.
То, на какой стадии находится тот или иной человек, можно понять по его моральным суждениям. Поэтому моральные явления (выраженные в языке морали) можно изучать таким же образом, как, например, «ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык» (Цит. По: М.Оссовская, Рыцарь и буржуа, М., 1987, с.6).
Моральное воспитание стимулирует естественное развитие собственных моральных суждений ребенка, что помогает ему в дальнейшем использовать эти суждения для контроля над своим поведением. Перестраивая свои моральные суждения при встрече с новыми требованиями социальной среды, ребенок конструирует новую программу своих действий, которая в большей степени соответствует новой ситуации. В обществе существуют определенные социальные структуры, которые выступают стимулом для морального развития личности: семья, экономика, право, форма государственной власти, социальная стратификация. Содержание этих институтов различно, но их функциональное значение в каждом обществе остается неизменным. Л.Кольберг выступал против «излишней» социализации, которая неизбежно, по его мнению, ведет к потере индивидом своей уникальности.
Таким образом, современные позиции по социализации характеризуются отходом от жестокого программирования детей и акцентом на самореализацию личности.
4. Социализация через школьное гражданское образование Социализация учащихся через гражданское образование в условиях современной российской школы наиболее успешно осуществляются в том случае, когда учитываются индивидуальные особенности школьника, а сам он включен в обучение различных классических текстов культуры. Освоение вечных, непреходящих ценностей помогают ему приблизиться к своему внутреннему миру, лучше понять себя.
В контексте социокультурной теории представляется целесообразным выделить в общем образовании три основных этапа. Они охватывают периоды, соответствующие начальной школе (1-4 классы), основной (5-9 классы) и полной (10-11 классы).
безусловная ценность человеческой жизни, свободы, мира; эмоциональное неприятие убийства, рабства, войны.
Второй этап предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственной культурной традиции. В этот период происходит, условно говоря, переход от образно-эмоционального (мифоэпического и мифологического) к рационально-логическому восприятию школьниками «общественных компромиссов», норм и ценностей. Они, в свою очередь, должны быть осознаны ими не как безусловная данность, а как результат длительного исторического развития, как духовнонравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа.
Все это проявляется в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения.
Третий этап, в отличие от предыдущего, обусловлен свойственной человеку рефлексией сознания. Здесь идет процесс переосмысления своего, а также чужого жизненного опыта, связанного с переходом к преимущественно рациональнологическому восприятию мира. В этот период можно ставить вопрос о сравнительном анализе различных культурных традиций, о сопоставлении их норм и ценностей, выявлении сходства и различия культур, причинной обусловленности этих различий.
Итогом должны стать понимание многообразия человеческих культур, глубинной общности между эпохами, континентами, обществами, социальными группами, людскими типами, индивидуумами, мировоззрениями и образами жизни, уважение к иным культурным традициям, возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, предлагаемых современному человеку.
Тема 1. Описание социальных фактов и процессов (расширение выразительных возможностей устной и письменной речи в описании событий, социальной практики, через их называние).
1.1. Социальные отношения к себе (безопасность, питание, здоровье и т.д.), к окружающим и социальные ожидания (ценности, правила, нормы, санкции).
1.2.Социальные взаимодействия. Индивидуальные взаимодействия (обмен, диалог, поддержание впечатлений, воспроизведение жизненного опыта); групповые взаимодействия: первичная группа: непосредственное, личное взаимодействие семья, влюбленные, друзья и т.д., вторичная группа: образовательное учреждение, производственное предприятие и т.д. межгрупповое взаимодействие (образование, производство, управление, бедствие ); коллективные взаимодействия (страх толпы, враждебность толпы, радость толпы; массовый страх, массовая враждебность, массовая радость; слух, коллективное возбуждение); социальные компромиссы;
социальная среда; индивидуальный жизненный опыт; сложившаяся в обществе культура).
1.3. Социальная девиация: создание норм, сущность норм, совершение девиантного поступка, признание поступка девиантным, признание человека девиантом, социальное «клеймение» (стигматизация), следствие социального «клеймения»;
индивидуальная девиация, коллективные формы девиации и социальный контроль (изоляция, обособление, реабилитация); неформальный контроль (социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка норм и т.д.), формальный контроль ( милиция, суд, тюрьма и т.д.).
1.4. Социальное неравенство: неравный доступ к социальным благам: деньги, власть, престиж, привилегии; стратификация: передача неравенства от одного поколения к другому, сословия и социальные слои; класс; этническая группа: язык, религиозное верование, расовые признаки, страна происхождения; осознание самого себя носителем определенной культуры); этнические отношения: (ассимиляция, плюрализм, правовая защита этнических меньшинств, перемещение групп населения, длительное порабощение, расизм; половая идентичность: физические различия, осознание своего пола, стереотипы мужского и женского поведения;
семейная жизнь, образование, работа; возраст: возрастной статус, возрастные нормы, жизненные циклы; социальная мобильность: «предписанный статус»: семейное происхождение, возраст, пол, раса, место рождения, достигнутый статус;
индивидуальная мобильность: вертикальная мобильность; восходящая социальная мобильность, нисходящая социальная мобильность, горизонтальная мобильность;
реорганизация социальной культуры; новая система стратификации, коллективная мобильность чувство недовольство существующим социальным устройством;
представительная демократия (вера в высокую значимость каждой личности;
конституционная форма правления; общее согласие тех, кем управляют; лояльная оппозиция); государственное устройство (централизованное государственное устройство (унитарное), децентрализованное государственное устройство (федеральное, конфедеративное); форма правления (парламентская форма правления, президентская форма правления); выборы (пропорциональная система, мажоритарная система, система абсолютного большинства).
2.2. Экономическая система как модель: производство, распределение и потребление наличных ресурсов (капитализм, демократический социализм, «коммунизм»); рыночная система и частное предпринимательство; государственное предпринимательство («регулирование» спросом, «регулирование планом);
индустриальное общество (переход от сельскохозяйственного к несельскохозяйственному труду, расширение сферы услуг, объединение мелких предприятий в крупные организации); постиндустриальное общество и технический прогресс (отчуждение человека, чувство беспомощности, ощущение бессмысленности труда, отрыв от результатов труда, профессионализм деятельности, противоречивость требований, сжатые сроки принятия решения, информированность, беспристрастность отношений); интернационализация экономики (упадок местных ремесел, противоречия между требованиями иностранных фирм и особенностями местной культуры, наводнение местного рынка дешевыми импортными товарами и сокращение рабочих мест на местных предприятиях, усиление экономического неравенства и т.д.; многонациональная фирма, транснациональная корпорация и т.д.).
2.3. Общество: общение между членами общества, производство товаров и услуг (общественные ресурсы: земля, труд, капитал, организация), распределение и потребление товаров и услуг; защита членов общества; «замена» выбывающих членов общества (народонаселение, «демографический переход», высокие уровни рождаемости и смертности населения, поддержание его стабильности; снижение смертности благодаря повышению экономического благосостояния людей, улучшение медицинского обслуживания населения и санитарных условий жизни;
низкие уровни рождаемости и смертности населения), миграция населения (иммиграция, эмиграция); контроль за поведением членов общества; постоянная территория, развитая культура, «политическая» независимость; допромышленное и традиционное общества (жизнь в соответствии с общественными обязанностями, обычаи, ограниченная специализация, религиозные ценности, семья и община);
индустриально-городское общество (стремление к личной выгоде, формальные законы, специализированные профессиональные роли, светские ценности, крупные корпоративные и ассоциативные объединения людей).
Уровни моделирования: микроуровень, макроуровень.
Язык моделирования: политико-правовой (Конституция Российской Федерации, Всеобщая Декларация прав человека, международное гуманитарное право), этикофилософский.
Тема 3. (для специализированных школ и классов) Теория социальных отношений и история социальных учений (раскрытие смысловых возможностей «социального текста» с появлением различных смысловых системообразующих идей и теорий).
1. Современная западная социология., М., 1990.
2. М.Оссовская. Рыцарь и буржуа, М., 1987.
3. Ш.Курильски-Ожвен, М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова, Образы права в России и Франции, М., 1996.
4. Л.Г.Ионин, Социология культуры, М., 1996.
5. К.А.Шварцман, Философия и воспитание, М., 1987.
6. Э.В.Тадевосян Социология. М., 1998.
3. МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разнообразие форм, в которых происходит развитие и распространение гражданского образования, – яркое свидетельство расширения зоны действия гражданского общества. Хотя в целом развитие гражданского образования в России в настоящее время идет преимущественно по экстенсивному пути – то есть в направлении распространения информации, все же в последние несколько лет заметно углубились процессы взаимодействия социальной практики и гражданского образования. Подтверждение этому – тенденция употреблять понятие «гражданское образование» в самом широком смысле слова, то есть рассматривать его и как учебный предмет, и как межпредметную форму деятельности в рамках образовательного пространства, и как форму организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению как самой школы, так и всех участников образовательного процесса.
В настоящее время представляется возможным выделить пять моделей (форм) гражданского образования в России как в чистом виде, так и в смешанных вариантах:
1-ая модель: предметно-тематическая;
2-ая модель: межпредметная (надпредметная);
3-ая модель: институциональная;
4-ая модель: проектная;
Рассмотрим их подробнее:
1. Предметно-тематическая модель гражданского образования.
Данная модель гражданского образования является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ России. Главный акцент здесь делается на изучении информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программ курсов, входящих в цикл «гражданское образование». Эта модель практически полностью отражена в текстах учебных программ и пособий, список которых весьма обширен.
— Человек и общество;
— Политика и право;
— Введение в политологию;
— Права человека;
— Экология;
— Экономика и др.
Набор тем, охватываемых сферой гражданского образования, еще более широк – это практически все темы, которые составляют содержание курсов «Политология», «Экономика», «Социология», «Правоведение» и т.д.
Чаще всего перечисленные выше темы – это популяризованные с учетом возраста учащихся университетские курсы социальных наук. Особое направление в рамках данной модели представляют собой тексты, в которых содержится информация, поступающая непосредственно из той или иной сферы социальной практики: из области прав человека, юриспруденции, социальной и экономической политики.
Предметно-тематическая модель в целом базируется именно на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний, что является ее несомненным достоинством, как и быстрый способ распространения информации из сферы гражданского образования, что позволяет учащимся и их педагогам в сравнительно короткие сроки познакомиться с общей терминологией.
Слабые стороны предметно-тематической модели связаны с тем, что в рамках отечественной высшей и средней школы слабо разработана методология и методика преподавания социальных наук с использованием современных интерактивных методов обучения. Однако в последние годы начали внедрять новые методы, такие как дискуссии, работа в группах, учебное сотрудничество и др. Некоторые из них представлены во второй части книги.
Использование данной модели может быть весьма продуктивным при следующих условиях:
— наполнение содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием;
— использование активных методов обучения – дискуссий, групповой работы, моделирования, ролевых игр и др;
— сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем и т.д..
2. Межпредметная (надпредметная) модель гражданского образования.
Межпредметная модель гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания.
Данный подход называется «морализаторским». Он часто служит источником явных и скрытых моральных конфликтов учителя с учениками или с их родителями.
Чтобы избежать морализаторства, учитель может встать на любую из позиций, разработанных для этой цели в практике международного преподавательского сообщества: информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера группы, эксперта, истинного члена группы. Он должен стремиться обсудить с детьми те или иные общественные проблемы, предоставив для этого максимум информации.
Существенная трудность реализации модели межпредметного гражданского образования – это отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере. Школа зачастую остается один на один со своими проблемами, точно так же, как и педагогический коллектив. Некоторые школы сами начинают организовывать себе такого рода поддержку, создавая различные научнометодические центры, лаборатории, объединения, изменяя организацию школьной жизни и отношения школы с местным сообществом.
3. Институциональная модель гражданского образования.
Данная модель подразумевает наличие, по крайней мере, четырёх сценариев существования гражданского образования в рамках жизни школы и социума.
Сценарий 1: В школе моделируются (воссоздаются) элементы взрослой гражданской жизни (пример: школьное самоуправление).
Сценарий 2: Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) – приводятся в соответствии с демократическими ценностями (пример: опыт красноярской школы «Универс») Сценарий 3: Уклад школьной жизни. Структура образовательного пространства выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев.
между интересами государства и интересами социальных групп, семей, отдельных граждан.
4. Проектная модель гражданского образования В целях наиболее успешной реализации своей ответственности перед обществом школы часто прибегают к проектной форме гражданского образования: разрабатывая и реализуя самые различные проекты, как международные, так и местного значения, связанные с тематикой гражданского образования.
Например, в последние годы Ассоциация «За гражданское образование»
осуществляет проект «Гражданин» в ряде школ России, в ходе которого учащиеся анализируют общественные проблемы, как правило в своем городе или населенном пункте, сами участвуют в их решении.
5. Модель гражданского образования «Домино»
В основу данной модели гражданского образования положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария – разработанный Ассоциацией «За гражданское образование» курс для старших классов средней школы под названием «Выборы в демократическом обществе». Данный курс включает программу из уроков, объединенных в четыре блока:
— Роль выборов в демократическом обществе;
— Мировой опыт проведения выборов. Избирательные системы;
— Политические партии в демократических выборах;
— Избирательная кампания.
Материал данной работы может быть использован как модельный курс или как составная часть курсов по граждановедению. Но само построение курса, его сценарии, способны вызвать в школьной жизни процессы, подобные падению костей домино:
изучение темы выборов в рамках разработанных в пособии сценариев и деловых игр может естественным образом привести школьников и учителей к созданию реально действующего школьного парламента, появлению ученической республики вслед за выборами ее президента.
Другим сценарием такого рода может стать материал темы: «Естественные права и свобода», изучение которой в рамках деловых, имитационных игр, дискуссий, конференций может привести к созданию, например, школьного театра культурологической направленности или постоянно действующего печатного органа в школе.
Выбор той или иной модели гражданского образования в разных территориях, как правило, определяется факторами субъективного порядка: например, наличие на данной территории крупных высших учебных заведений, а также сильных традиций в руководстве всей школьной жизнью со стороны муниципальных (региональных) органов управления образованием приводит к выбору предметно-тематической модели гражданского образования; активная работа в рамках того или иного местного сообщества различного рода центров по защите прав человека, окружающей среды приводит к возрастанию роли межпредметного варианта гражданского образования.
Команда сильных лидеров в руководстве школ может обеспечить развитие институциональной и проектной модели гражданского образования. В свою очередь, хорошие международные контакты в сфере образования, поддержка университетов и лидеры в администрации школ создают благоприятную среду для использования модели «Домино».
4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ И
АДМИНИСТРАТОРОВ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тематические тренинги или тренинги, сконцентрированные на теме, особенно широко применяются в зарубежной практике повышения квалификации учителей. Это известные сегодня формы профессионального обучения в рамках международного преподавательского сообщества. Они основаны на психоаналитическом подходе, который сочетается с постулатами и техниками гуманистической психологии. В последние годы распространяются тематические тренинги и в России, где становятся все более популярными в отечественной образовательной системе. Их преимущество заключается в том, что в процессе группового взаимодействия участники группы разрабатывают ту или иную тему.
Тематические тренинги позволяют также избежать ряда трудностей, которые возникают у учителей. Как правило достигается согласие между преподавателями по поводу используемой терминологии. Кроме того, идёт реальный прирост знаний у участников групп за счет получения информации из смежных дисциплин обмена, поскольку в тренингах принимают участие педагоги, имеющие различные специальности, разный жизненный и профессиональный опыт.
1. Технология проведения тематических тренингов Как правило, выбранная для тренинга тема, может быть «развернута» в нескольких контекстах. Внутри самой темы выделяется центральное понятие, которое представляет собой:
• либо понятие, обозначающее объект;
• либо понятие, обозначающее процесс (процедуру).
Основное понятие темы может быть развернуто:
• в содержательном (прояснение категорий) понимании;
• в процессуальном (анализ деятельности основных фигур) понимании;
• в институциональном (характеристика социальных институтов, связанных с данной областью) понимании.
В этом случае начальный этап тренинга предполагает соотнесение указанных подходов и освоение предметных умений с одновременным освоением общеучебных умений (например, коммуникации или анализа ситуации).
Данное понятие также может быть развернуто в следующих контекстах:
• личностном (что это понятие значит для индивида), • межличностном (что оно значит для группы), Основные требования к процессу групповой работы:
• нахождение баланса между работой над какой-либо темой, участниками «правил игры», заданными в рамках тренинга;
• поддержка самостоятельности каждого члена группы и создание свободной атмосферы, развитие индивидуальной и коллективной • понятный группе стиль руководства;
2. Возможные варианты (сценарии) тематических тренингов.
Вариант Данный сценарий в большей степени подходит для разработки нейтральных, «спокойных» тем, которые имеют фундаментальный, глобальный характер. Он позволяет участникам решать проблемы коммуникации, взаимодействия, тренинга навыков в условиях обстоятельного, неторопливого, «достойного» обсуждения темы.
Например: «Методика гражданского образования», «Экология», «Искусство» и т.д.
1. Четкая формулировка темы, над которой группа хочет работать. Накопление тем и выбор той, которая станет предметом тренинга.
2. Обоснование выбора и мотивация.
3. Анализ темы, определение проблемы.
4. Предложение, обсуждение, корректировка и принятие плана работы над 5. Групповая (интерактивная ) работа над содержанием темы, в том числе описание участниками своих действий, переживаний, впечатлений, ассоциаций и наблюдений во время работы (без оценки).
6. Обсуждение выступлений участников групп.
7. Сбор промежуточных результатов.
8. Представление результатов.
9. Оценка работы.
Вариант Предлагаемый сценарий предназначен для разработки темы, содержанием которой является какое-либо «институционализированное» личностное качество человека, например, «лидерство», «восприимчивость», «толерантность» и т.д. Основные роли ведущего группы: катализатор, дирижер, пример участника. Центральное понятие темы связано с процессом формирования какого-либо умения или навыка, личностного качества, сценария решения проблемы.
Основные шаги 1. Раскрытие основного понятия заданной темы в трех аспектах: психологическом (личностном, индивидуальном), межличностном и деловом (институциональном).
2. Групповая работа над личностным аспектом темы.
2. Групповая работа над раскрытием межличностного аспекта темы.
3. Раскрытие институционального (социального, делового) аспекта темы.
5. Групповая работа по созданию проектов, отражающих воздействие на общественную жизнь этих «институционализированных» качеств личности.
6. Оценка проектов, включающая групповые и индивидуальные презентации.
Ведущий группы должен возбудить (спровоцировать) дискуссию, вести эту дискуссию, не выпуская из виду модерацию и работу над темой. Помимо этого, ведущий группы должен соблюдать баланс индивидуальной и групповой работы, помогать участникам группы в интерпретации, уточнении содержания темы, давать индивидуальные задания, управлять ходом их выполнения. От ведущего группы требуется взять на себя трудную роль образца участника: он сам должен соблюдать правила игры, придерживаться принятых соглашений, и обладать необходимыми для работы в группе умениями.
1. Выбор проблемы.
2. Анализ проблемы.
3. Поиск решений.
«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО И ПРОФСОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ЗАДАЧ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ М. А. Молокова1 В статье проблемы взаимодействия власти и гражданского общества рассматриваются через такой традиционный институт представительства социальнотрудовых интересов наемного труда, как профсоюзы. Показывается непростая эволюция профсоюзного движения в сторону развития полноценного социального партнерства. В этом процессе традиционные профсоюзы утрачивают роль истинного защитника социальных интересов. »
«Кудряшова Галина Юрьевна Эволюция миссии библиотек отечественных высших учебных заведений Екатеринбург 2004 Оглавление Введение. 3 Глава1.Формирование представлений о социальном предназначении отечественных вузовских библиотек в период их становления (1724гг.). 22 1.1.Зарождение теоретических представлений о целях и задачах вузовских библиотек и практика их осуществления в составе первых российских вузов (1724-1863гг.). 22 1.2. Развитие идеи социального предназначения вузовских. »
«МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПОРТА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР Демо-версия маркетингового исследования импорта зерновых культур Содержание маркетингового исследования импорта зерновых культур 1. Информация о маркетинговом исследовании 1.1. Цель маркетингового исследования 1.2. Задачи маркетингового исследования 1.3. Основные источники информации 2. Резюме 3. Краткая характеристика зерновых культур 4. Анализ импорта зерновых культур на российский рынок 4.1. Динамика импорта зерновых культур 4.2. Структура. »
«КОЛЛЕКЦИЯ СКИДОК И ПРИВИЛЕГИЙ ДЛЯ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ПРЕМИАЛЬНЫХ КАРТ MASTERCARD® BANK LOGO Добро пожаловать в мир привилегий MasterCard ИЗБРАННОЕ 1 www.mastercardpremium.ru 1 УВАЖАЕМЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ ПРЕМИАЛЬНОЙ КАРТЫ MASTERCARD! MasterCard ИЗБРАННОЕ – это коллекция привилегий для держателей премиальных карт MasterCard ®: Gold MasterCard ®, World MasterCard ®, Platinum MasterCard ®, World MasterCard ® Black Edition * и World Signia MasterCard ®. Вас ждут более 500 эксклюзивных предложений в России и за. »
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) Р. Р. Рахимов КОРАН И РОЗОВОЕ ПЛАМЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТАДЖИКСКОЙ КУЛЬТУРЕ) Санкт Петербург Наука 2007 Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025229-5/ © МАЭ РАН УДК 908(575.1+575.3)+28 24 ББК 63.5+86.1 Р27 Печатается по решению Ученого совета МАЭ РАН Рецензенты: д.и.н. Ю.Е. Березкин, д.филол.н. М.С. »
«ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР Диалектика и атеизм: две сути несовместны _ О естественном, но “забытом” способе постижения человеком Правды Жизни (Редакция 2013 г.) Санкт-Петербург 2013 г. Страница, зарезервированная для выходных типографских данных © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом. »
«2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 4 ГЛАВА 1. Организационно-правовые основы деятельности музея как социокультурного института.. 16 Нормативно-правовые формы организации деятельности 1.1. музея.. 16 1.2. Подходы к изучению музея как объекту познания и управления.. 32 1.3. Сущность, содержание и принципы организации информационного обеспечения деятельности музеев по управлению культурными ценностями. 49 ГЛАВА 2. Управленческая деятельность государственных и муниципальных музеев Кемеровской области. 2.1. »
«УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НОВОСИБИРСКИЙ АРХИВНЫЙ ВЕСТНИК № 31 НОВОСИБИРСК 2010 РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: В.Д. Попов (гл. редактор), Е.В. Ивановская (зам. гл. редактора), О.К. Кавцевич (зам. гл. редактора), И.В. Пенькова (ответственный секретарь), И.П. Кандрашина, М.Г. Козьмина, О.М. Оберемченко, Н.Н. Тезина, Ю.Г. Мартынова, Т.Н. Гутыра, О.В. Выдрина Новосибирский архивный вестник: информационно-методический бюллетень управления государственной архивной службы. »
«ПОЭТОГРАД №4 Ноябрь 2010 Издатель Холдинговая компания ВестКонсалтинг Газета выходит с 2010 года 2 раза в месяц новости поэтограда КоЛонКа рЕдаКтора Лермонтовские дни в санкт-Петербурге Межрайонная центра- на и интересная культурная программа. лизованная библиотеч- Началась она 12 октября с путешествия в истоВ номере: ная система имени М. Ю. рию особняка Мусиных-Пушкиных, где распоЛермонтова при подде- лагается библиотека. В этот день прошло ржке Комитета по культу- открытие выставки. »
«ТО. Серебрянникова Предметизация документов ПРОФЕССИЯ Т. О. Серебрянникова ПРЕДМЕТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ Учебно-практическое пособие Санкт-Петербург издательство УДК 017 ББК 78.37 С 32 Серебрянникова, Т. О. Предметизация документов : учеб,практ. пособие / Т. О. Серебрянникова. — СПб. : Профессия, 2014. — 128 с. — (Азбука библиотечной профессии). ISBN 978-5-904757-32-8 В пособии дается общее представление об одном из важнейших процес сов аналитико-синтетической переработки информации —. »
«Организация Объединенных Наций CEDAW/C/NLD/Q/5/Add.1 Конвенция о ликвидации Distr.: General 19 October 2009 всех форм дискриминации в отношении женщин Russian Original: English ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НЕРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Предсессионная рабочая группа Сорок пятая сессия 18 января – 5 февраля 2010 года Ответы на перечень тем и вопросов в связи с рассмотрением пятого периодического доклада Нидерланды* _ * Настоящий доклад издается без. »
«Модуль 2 Выявление и диагностика туберкулеза СОДЕРЖАНИЕ 2.1. Введение в модуль Выявление и диагностика туберкулеза. 2 2.2. Диагностика туберкулеза на уровне общей лечебной сети. 2 2.2.1. Сбор жалоб и анамнеза. 4 2.2.2. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки. 6 2.2.3. Исследование мокроты. 6 2.3. Интерпретация. »
«Черты неореализма в творчестве Г. Газданова (роман Ночные дороги и документальная повесть На французской земле)1 Е.Н. Проскурина НОВОСИБИРСК Роман Г. Газданова Ночные дороги создавался в конце 1930-х гг., повесть На Французской Земле – сразу же после Второй мировой войны, в 1945 г. Работа над произведениями шла в период становления эстетических принципов неореализма. На наш взгляд, художественность обоих произведений формировалась не без влияния этого направления, которому была уготована роль. »
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 (Из опыта работы учителей физической, эстетической культуры и технологии) Декабрь 2013 г. Не молкнет сердце чуткое Шопена Урок музыки в 3 классе ПономареваОльга Николаевна учитель музыки Цель урока: познакомить с биографией Ф.Шопена, сформировать представление об особенностях композиторского творчества, через создание учебных ситуаций с элементами творческой и игровой деятельности вовлечь учащихся в активный учебный процесс. »
«СЕКЦИЯ ФИЛОЛОГИЯ КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Бабаян Р.Э. Последнее время к категории вежливости проявляют интерес специалисты многих гуманитарных наук, таких, как психология, этнопсихология, культурология, антропология, психолингвистика, социолингвистика, прагматика, прикладная лингвистика, теория коммуникации и др., и это не случайно, так как вежливость может рассматриваться только на междисциплинарном уровне и в межкультурном аспекте. Интерес к вежливости увеличивается с. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.