институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества
Тема лекции: «Институты представительства и согласования интересов»
1. Парламент как институт представительной власти
2. Политические партии и партийные системы
3. Лоббизм как функциональная система представительства интересов.
4. СМИ как политический институт
В политической системе существует ряд институтов. Выполняющих схожую функцию представительства интересов. К ним можно отнести парламент, политические партии, лоббизм, корпоративизм и неокорпоративизм, СМИ.
Как институт политической власти парламент в первые возник в Англии в XIIв. Первоначально имел сословно-представительный характер. Аналогичные органы власти возникли во многих европейских странах (например, Генеральные штаты – во Франции или кортесы – в Испании). С периода Нового времени во многих европейских странах постепенно превратился в институт представительной демократии. Как институт представительства интересов парламент выполняет несколько функций:
· выражает интересы различных социальных групп;
· осуществляет согласование интересов социальных групп;
· вырабатывает политику на основе учета интересов социальных групп;
· решает возникающие в обществе конфликты;
· определяет основные цели политического развития;
· вырабатывает и принимает основные законы страны;
· способствует рекрутации политической элиты;
· осуществляет политический контроль за исполнительной властью.
Собственно исполнение тех или иных функций зависит от характера организации политической системы, формы правления государства.
По структуре парламенты подразделяются на одно и двухпалатные. Около трети сегодня в мире являются двухпалатными. В верхней палате, как правило, представлены региональные интересы, а в нижней – интересы различных социальных групп. Как правило, верхняя палата более консервативна, и ротация ее членов происходит постепенно. Депутаты нижней палаты избираются обычно голосованием, состав верхней палаты в большинстве случаев формируется косвенно.
Полномочия верхней и нижней палат могут быть как равные (симметричные парламенты), так и неравные (ассиметричные). В большинстве стран полномочия верхней палаты меньше, чем у нижней, но в тоже время она выступает своеобразным ограничителем демократически избранной нижней палаты.
2.Политические партии и партийные системы
Политическая партия –это институт, который выражает интересы определенной социальной группы (или групп) и идеологию, а также стремится к государственной власти для их реализации. Итало-американский политолог Джован-ни Сартори (рожд. 1924): партии это основной посредник между обществом и правительством. Это значит, что партии формулируют и транслируют органам государственной власти те интересы, которые формируются в различных социальных группах. Отсюда складывается специфика партии как политического института: 1) она формирует специфические социальные интересы;
2) стремится их реализовать, через государственные органы власти.
Джозеф Лапаломбра (род. 1925г.) выделяет 4 основные элемента конструирующих партию:
— идеологию – определенную политическую ориентацию, специфическое видение социального мира и расположение в нем человека и социальных групп.
— организацию – продолжительное по времени объединение людей, осуществляющее политическое взаимодействие на основе определенных форм и позволяющее партии осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей.
—цель –завоевание власти.
— мобилизацию– обеспечение поддержки со стороны общества.
В организационной структуре партии можно выделить 3 уровня:
1. Низший уровень(избиратели, не являющиеся членами партии, это ее социальная база)
2. Средний уровень(первичные партийные ячейки, формируются как правило, но основе избирательных округов, их цель – мобилизация рядовых избирателей на выборах; руководство осуществляет партийный аппарат, который является организатором проведения избирательных кампаний, в него вкл. аналитическое и финансовое подразделение).
3. Высший уровень(представители партии в структурах государственной власти, это партийная элита)
Современные исследования показывают, что уровень членства в партиях Западной Европы, за искл. Скандинавских стран, варьирует в пределах 5-10% взрослого населении. Исследователей партии в значительной степени интересует стимулирование партийного активизма. Обычно выделяют два вида стимулов: коллективные и селективные.
Коллективные связаны с потребностью индивида в обретении групповой идентичности.
Селективные стимулы связаны со стремлением индивида к извлечению выгоды от партийной деятельности. На этапе становления партии коллективные доминируют на селективными.
1. Политология как наука. Абрамовский
2. Методы политического исследования.Бутаков
3. Понятие власти основные подходы. Воробъёва
4. Ресурсы власти. Галицин
5. Виды власти. Дубровин
6. Правовое и социальное государство. Ерченко
7. Политическое господство и легитимность власти. Типы легитимности. Жорник
8. Идеология либерализма. Казицкий
9. Идеология консерватизма. Карбушев
10. Идеология социализма. Колпаков
11. Понятие и структура политической системы. Корнеев
12. Функции политической системы. Корнейчук
13. Типология политических систем. Лобова
14. Типы политических режимов и критерии их классификации. Милаков
15. Демократический режим: понятие и особенности. Ольшанский
16. Парламент как институт представительной власти. Паутов
17. Политические партии и партийные системы. Сиплевич
18. Понятия и признаки государства. Сумский
Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Политические партии в Республике Беларусь.
Каналы представительства интересов граждан в демократическом обществе достаточно разнообразны: институты законодательной и исполнительной власти, политические партии и общественные организации, органы местного самоуправления.
Политические партии в современном обществе выступают как один из самых существенных, а в ряде ситуаций и решающих субъектов политического процесса.
Термин «партия» происходит от лат. pars – часть какой-либо целостности, сторона явления.
Политическая партия – это идеологическая и организационная общность людей, созданная в целях завоевания, удержания и использования государственной власти или влияния на нее.
Политическая партия – это совокупность субъектов, которые объединены идеологией, общими интересами, общими целями – стремлением к завоеванию власти.
Партии возникают:
1) при переходе к буржуазному обществу;
2) введение всеобщего избирательного права;
3) возникновении идеологий;
4) появлении многообразия форм собственности и многообразии интересов различных социальных групп и классов;
5) ограничении государственного вмешательства в общественную жизнь, утверждении политических свобод (слова, собраний, союзов);
6) усложнении управления обществом;
7) осознании своих интересов социальными слоями и классами, т. е. осознании механизма их осуществления.
Типология политических партий:
1) правящие и оппозиционные;
2) мягкие и жесткие. Первые не требуют согласования позиций депутата в парламенте с позицией партии. Вторые (жесткие) предписывают своим парламентариям строгое соблюдение программных требований;
3) кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются свободным членством, опираются на профессиональных политиков. Массовые партии характеризуются многочисленностью, сравнительно жесткой организацией;
4) правые и левые, реформистские и революционные. Правые ориентируются на реформистскую идеологию, а левые – на революционную.
Первыми политологами, которые изучали проблемы политических партий, были М. Я. Острогорский (1854–1919) и Роберт Михельс (1876–1936).
В своем трехтомном труде «Демократия и организация политических партий» (1898) М. Острогорский пришел к выводу, что образование политических партий стало следствием демократизации общественной жизни. Вместе с тем партии подвержены антидемократическим тенденциям.
В любой массовой политической партии реальная власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей. Постоянство состава руководства партий ведет к унификации мышления, ликвидации индивидуальных особенностей, что значительно обедняет деятельность партии, снижает ее эффективность. Бюрократизация политических партий оказывает отрицательное влияние на всю политическую систему, в первую очередь на институты государственной власти (парламент, механизм выборов). Для недопущения этого М. Острогорский предлагал заменить постоянно действующие партии временными объединениями граждан, создаваемыми для достижения какой-либо конкретной цели.
Р. Михельс развивал идеи Острогорского о бюрократизации политических партий, ввел понятие «олигархизация партии». Под ней он понимал формирование оплачиваемого аппарата партии, стабилизацию состава руководства, концентрацию власти в центре, снижение роли рядовых членов партии в принятии решений. Истоки олигархизации – не только в организационных началах, но также и в психологических качествах личности. Олигархические тенденции в развитии политических партий Р. Михельс поначалу рассматривал как отрицательное явление, угрожающее демократии. Но впоследствии он пришел к выводу, что олигархизация является положительным процессом, вытекает из исторического опыта (вожди никогда не передавали власть массам, она переходила в руки других вождей). Поскольку, по мнению Р. Михельса, партия представляет собой малую модель общества, то олигархизация характерна и для государственной власти, все граждане не могут участвовать в управлении государством.
Политические партии как особый институт выполняют ряд функций, реализация которых также позволяет определить, действительно ли является партией называющая себя так организация. К таким функциям можно отнести следующие:
– определение целей, задач и путей развития общества;
– выявление, обобщение и представительство социальных интересов;
– участие в формировании правящей элиты;
– формирование общественного мнения, мобилизация граждан для участия в политическом процессе;
– участие в борьбе за власть и ее осуществление в рамках институтов и процедур демократического общества;
– осуществление контроля над властью.
В зависимости от места, роли, характера организации и деятельности политические партии подразделяются на ряд нижеприведенных разновидностей:
– по содержанию идейно-политических доктрин – коммунистические, социалистические, социал-демократические, клерикальные, экологические, либеральные (идеологический критерий);
– по социальной сущности выражаемых партиями интересов – буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, национальные (функциональный критерий);
– по отношению к существующей политической и социально-экономической системе – революционные (выступающие за радикальные преобразования), реформистские (стремящиеся к постепенным, в рамках существующих порядков, изменениям), консервативные (отстаивающие сохранение существующего строя), реакционные, действующие в целях восстановления предшествующей политической и социально-экономической системы (революционный критерий);
– по характеру членства и участия членов партии в ее деятельности – кадровые (отсутствует официальное членство, партия действует преимущественно не через массу рядовых членов, а через профессиональных партийных функционеров, основная цель – победа на выборах, парламентская работа своих представителей) и массовые (фиксированное членство с уплатой взносов и обязанностями каждого члена активно работать в своей организации, постоянные совместные действия членов партии);
– по месту в политическом процессе – парламентские (действуют главным образом в ходе избирательных кампаний и в парламенте) и авангардные, осуществляющие активную внепарламентскую деятельность, имеющую своей целью качественные преобразования существующих порядков (структурный критерий).
Политические партии Республики Беларусь. Формирование многопартийности в новейшей истории Беларуси началось во второй половине 1980-х гг. Тогда действовало несколько десятков так называемых неформальных объединений, часть которых имели политическую направленность. В феврале 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР и аналогичные статьи в конституциях других республик, в которых утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС и ее место как ядра всей политической системы. В декабре 1990 г. в СССР вступил в силу закон «Об общественных объединениях», а с марта 1991 г. началась регистрация политических партий. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси, образованная в ноябре 1990 г. на основе ряда организаций демократической направленности, критически оценивавших политику КПСС – КПБ.
В октябре 1994 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О политических партиях». Для основания партии было необходимо не менее 500 человек.
В статье 5 действующей Конституции Республики Беларусь отмечается, что политические партии содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Сформированная правовая база многопартийности и относительно высокая политическая активность первой половины 1990-х гг. привели к быстрому росту количества политических партий. В конце 1997 г. на территории Беларуси были зарегистрированы 43 политические партии. Однако с этого времени число партий стало сокращаться, и к концу 1998 г. их было 28, а через год их осталось 17. На 1 января 2017 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, но в избирательных компаниях участвуют не более 8.
Сокращение числа политических партий обусловливалось несколькими причинами.
Во-первых, многие партии были чрезвычайно малочисленными, не имели своих структур на местах и фактически не вели никакой работы, поэтому Верховный суд принял решение считать их недействующими.
Во-вторых, в соответствии с декретом Президента от 26 января 1999 г. проводилась перерегистрация политических партий и иных общественных организаций. Данный декрет увеличил количество учредителей одной партии с 500 до 1000 человек от большинства областей Беларуси и г. Минска. Многие партии не соответствовали данному требованию и перерегистрацию не прошли.
В-третьих, произошло объединение некоторых мелких партий в более крупные.
Большинство белорусских партий малочисленны, насчитывают от одной до трех тысяч человек. Самыми многочисленными являются Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия, Белорусская аграрная партия.
По характеру своих программ партии Беларуси делятся на четыре группы: правые партии либеральной направленности; демократические центристские партии; партии левого толка (коммунистической
и социалистической ориентации), экологические партии.
Правые партии либеральной направленности выступают за развитие Беларуси по западному образцу (ускоренное внедрение основ капитализма и приватизация, введение западных общественно-полити-ческих институтов и ценностей), включение Беларуси в мировую цивилизацию, ориентацию на сотрудничество со странами Западной Европы и США. Наиболее показательными в этом плане являются находящиеся в бескомпромиссной оппозиции к действующей власти партия Белорусский народный фронт, Консервативно-Христианская партия – БНФ, Объединенная гражданская партия.
За развитие социально ориентированной рыночной экономики выступают демократические центристские партии. В их числе Либерально-демократическая партия, Белорусская аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Республиканская партия, Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Социал-демократическая партия народного согласия.
Партии левого толка (Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия) выступают за развитие социалистических отношений на основе советской модели с исправлением ошибок прошлого.
К экологическим партиям относятся находящиеся в оппозиции Белорусская партия «Зеленые».
Характерными чертами политических партий Республики Беларусь являются низкий авторитет среди народа (люди не интересуются политическими партиями), идентичность политических программ подавляющего большинства организаций, увлеченность критической деятельностью (критикуют друг друга, чем еще больше дискредитируют себя в глазах народа, не предлагая четких и конкретных мероприятий).
Преодоление этих недостатков возможно путем укрупнения партий, выдвижения четких, конкретных программ, понятных народу, активизации повседневной работы среди народа.
3.2. Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом
Во всех странах выбор целей и задач общественного прогресса, выражение и защита интересов различных общностей осуществляет та или иная политическая партия. Без них невозможно представить себе формирование и функционирование представительной демократии.Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества.
В политической науке под партией (партия от лат. часть или группа) понимается организованное объединение части населения на основе определенной политической программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами.
В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:
партия как группа людей, объединенных общей идеологией;
партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;
партия как представитель классовых интересов.
Первые два подхода берут начало в концепциях французских мыслителей Б. Констана и М. Дюверже, третий – присущ марксизму.
В действительности же все эти стадии прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Другие формировались на протяжении длительного отрезка времени. Политические партии, аналогичные современным, появились лишь во второй половине XIX века с расширением избирательного права и развитием рабочего класса.
Политические партии выполняют почти все функции, свойственные политической системе:
— выявление, формирование и обоснование интересов тех социальных сил, представителями которых партии выступают, интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;
— формирование идеологии и разработка на ее основе политических доктрин и программ деятельности как самой партии, так и государства;
— политическое просвещение общества в целом или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для партии и отвечающем ее политической линии;
— участие в борьбе за власть, в осуществлении государственной власти, в формировании политической системы общества;
— влияние и непосредственное участие в формировании персонального состава государственных органов, других институтов политического характера, подготовка и выдвижение кадров.
Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не имеют массовой опоры, однако могут обладать политическим влиянием, которого достигают посредством союзов с массовыми партиями или благодаря поддержке со стороны определенных групп давления. По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:
-консервативные; реформистские; революционные.
С точки зрения классового подхода делятся на:
-буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии; помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки; мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии; рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда; крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства.
Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:
либеральные; консервативные; социалистические; коммунистические и др.
В зависимости от критериев классификации партии могут быть:
правящие и оппозиционные; централизованные и децентрализованные; автократические и демократические; конфессиональные; национальные и т.д.
Политическая партия отличается от любого общественного формирования:
во-первых, особыми организационными принципами;
во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе;
в-третьих, стремлением к реализации своих целей посредством борьбы за власть.
В структуре политической системы общества наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две основные формы общественных объединений – общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.
Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны: наличие устава; специализированного управленческого аппарата; относительная стабильность состава; материальное участие членов организации (членские взносы).
К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества. С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные,
международные организации. Затем следует перейти к характеристике общественных движений.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.
Общественные движения отличаются:
— широкой социальной базой;
— организационной и идейной аморфностью;
— нестабильностью ориентации и состава.
Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям.
По целям н сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.
По отношению к существующему общественному строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные.
Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Что такое группа интересов?
Группа интересов – это добровольная организация, созданная для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она организуется как группа давления.
Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально- групповых интересов, возникающих в гражданском обществе в политический фактор.
3.3. Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь. Типология и сравнительный анализ партийных систем
Подъем общественной активности в республике пришелся на конец 80 — начало 90-х гг. XX в. Политической предпосылкой возникновения новых объединений в Беларуси явились начавшаяся демократизация политической системы общества, рост социально-политической активности масс, их стремление реализовать свою инициативу посредством объединения в политические партии, группы по интересам. Фактически это была ответная реакция граждан на формализм, бюрократизм, социальную демагогию, укоренившиеся в деятельности КПСС, традиционных общественных движений и организаций (профсоюзов, комсомола).
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 26 октября 1994 г.). Законодательство регулирует порядок образования, формы и условия деятельности общественных объединений, вопросы финансирования, участие в выборном механизме и др.
В Беларуси зарегистрировано 36 республиканских профсоюзов, 19 союзов общественных объединений, а также 64 фонда, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных): физкультурно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительные, молодежные, ветеранские, научно-технические, национальных меньшинств, сторонников охраны природы, памятников истории и культуры, творческие, женские и др.
Среди общественных формирований следует отметить правозащитное движение, представленное Белорусской секцией Международного общества прав человека, Белорусским отделением Хельсинского комитета, Белорусской ассоциацией защиты прав человека и др. Белорусский комитет мира объединяет сторонников этого движения. В 2002 г. состоялась первая учредительная конференция белорусских антиглобалистов.
Среди 156 молодежных объединений выделяются Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация молодых политиков, Белорусская молодежная политологическая ассоциация, республиканская общественная молодежная организация «Гражданский форум», белорусское молодежное движение «Социальная оборона». Их основными целями являются патриотическое воспитание, проведение идеологической работы, оказание помощи и поддержки президенту страны и правительству. Особенностью функционирования оппозиционных молодежных организаций является их деятельность без регистрации.
Существуют различные союзы, объединяющие граждан по профессиональному признаку: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей, Агросоюз, Агро- и экотуризм, Белорусская ассоциация политических наук, Белорусская ассоциация бухгалтеров, Белорусская ассоциация журналистов, Белорусский союз юристов и др.
Широкое развитие получило экологическое движение. В республике насчитывается 70 общественных объединений, которые связаны с экологией, преодолением последствий Чернобыльской катастрофы.
Сформировались и действуют 36 женских общественных объединений: Белорусский союз женщин, Белорусская женская лига, Женское независимое демократическое движение, Белорусская организация трудящихся женщин, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин и другие, которые ставят перед собой задачи достижения подлинного равноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными во властных структурах, способствуют социальной поддержке женщин, популяризации материнства. Беларусь лидирует на постсоветском пространстве в рейтинге по тендерному равенству.
Возрождается практика создания профсоюзных, молодежных и других общественно—государственных объединений. Такими являются Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное объединение» и др.
В идеологическом плане белорусские политические партии можно классифицировать следующим образом. Блок партий левой ориентации составляют Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Белорусская патриотическая партия (БПП).
Правый фланг представлен блоком партий либерально-консервативной направленности: Объединенной гражданской партии (ОГП), Либерально-демократической партии (ЛДП). В партии национально-демократической ориентации входят Партия Белорусского народного фронта (Партия БНФ), Консервативно-христианская партия Белорусского народного фронта (КХП-БНФ).
Левоцентристский блок представляют социал-демократические партии: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (БСДГ), Социал-демократическая партия Гражданского Согласия (СДП ГС), а также Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости.
Для Беларуси характерно существование партийной оппозиции. Восемь политических партий (ПКБ, ОГП, КХП-БНФ, Партия БНФ, БСДГ, БСДП(Г), БСДП ГС, Белорусская партия «Зеленых») находятся в оппозиции к Президенту страны, Правительству, ЛДП рассматривается как конструктивная оппозиция власти, шесть партий (КПБ, БПП, БАП, БССП, РП, РПТС) поддерживают проводимый в стране политический курс. «Партии власти» в республике нет.
При сравнительно большом количестве общественных институтов они пока не стали одной из заметных составляющих белорусского гражданского общества. Партии Беларуси малочисленны, слабоструктурированные, консолидированные, не подготовлены к проведению крупных политических акций, не имеют политической перспективы, достаточных политических организационных ресурсов, кадрового потенциала, серьезной социальной поддержки, для того чтобы взять власть в свои руки и обеспечить управление страной. В функционировании представительных и исполнительных органов власти политические партии практически никакой роли не играют. Идет процесс формирования организационных и иных предпосылок к возникновению партийной системы.
Партии в процессе своего функционирования вступают в отношения между собой, создавая сложную структуру, именуемую партийной системой.
В зависимости от характера политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.
Однако на современном этапе наибольшее распространение получило деление партийных систем по количественному критерию. Согласно данному подходу все партийные системы делятся на одно-, двух-, и многопартийные.
В однопартийных системах высшая политическая власть осуществляется руководителями партий. Создание новых партий запрещается. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих структурах. Любая политическая деятельность вне этой партии является незаконной.
В однопартийных системах практически происходит своеобразное слияние партии и государства. Единственная партия превращается в руководящую силу общества.
Однопартийные системы характерны для тоталитарных и авторитарных режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией.
Двухпартийные системы предполагают существование двух политических партий, каждая из которых в состоянии завоевать абсолютное большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь, таким образом, правящей партией.
Классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и другие партии, однако их влияние на общество ограничено.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни более двух партий, которые имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем выделяют: уклад многопартийной раздробленности, блоковую или поляризованную многопартийность, многопартийную систему с доминирующей партией. Общим критерием для такой классификации многопартийных систем является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы.