институты и формы социального контроля
Институты и формы социального контроля
— механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Формы социального контроля.
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:
• контроль через отождествление с референтной группой;
• контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое «множество возможностей»).
Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить.
Основными институтами социального контроля следует назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне межличностных отношений институт семьи и брака. Вообще говоря, любой социальный институт, выполняя свою основную регулятивную функцию, в той или иной мере выступает и институтом социального контроля, устанавливая и регламентируя поведение людей в той или иной плоскости в соответствии с социально одобряемыми принципами и нормами.
Институты социального контроля
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные функции социального контроля
В целом, функции общественного контроля условно можно разделить на две основные группы: регулятивные и конструктивные. Важность первой группы заключается в создании условий для обеспечения стабильности функционирования всего общества в целом посредством механизма самостоятельной регуляции. К подобным механизмам относятся регламентация и консолидация общественной деятельности личности, исполнения социальных ролей.
Действенность данных механизмов выражается в создании институциональных и неинституциональных стандартов поведения и деятельности человека в социуме, а также регламентации и оценки деятельности каждой личности и подведению этой деятельности под общепринятые стандарты при помощи разработанной системы общественных санкций.
Здесь отдельным предметом, на который непосредственно направлен механизм общественного контроля, является девиантное поведение индивида (поведение, не укладывающееся в общепринятые рамки). Другими словами, именно посредством общественных институтов и различных механизмов социального контроля обществу становится известно о поступке, его вреде или, наоборот, пользе и конструктивности. Именно благодаря общественным институтам социум анализирует тот или иной поступок и дает ему свою оценку, заслуживает ли человек, сделавший его порицания, наложения санкций либо наоборот вызывает уважение и гордость за него.
Виды институтов социального контроля
Институты социального контроля нужны для ограждения общества от отрицательных и деструктивных проявлений девиации, с другой стороны они обеспечивают прогресс общества в сфере совершенствования и появления новых норм и правил, отражающие новые реальные социальные виды отношений. Особо это касается, постоянно меняющихся институциональных правовых норм. Таким образом, объясняется вторая группа функций общественного контроля – конструктивные функции.
Готовые работы на аналогичную тему
Главными институтами, осуществляющие социальный контроль являются государство, законодательные и правовые институты, правоохранительные органы, полиция, внутренние войска, суды, прокуратура.
Каждый из перечисленных органов имеет свои определенные функции. Однако все они имеют одну функции, для выполнения которой и были созданы – обеспечение безопасности граждан и стабильности всего государства. Деятельность этих органов регламентирована соответствующими законами и другими правовыми документами.
Социальный контроль: понятие, примеры, классификация, функции
Для благополучного существования любого общества необходимо, чтобы каждый человек понимал, что его поведение влияет на окружающих. Следовательно, он должен придерживаться определённых правил, принятых в этом обществе. Увы, далеко не все готовы следовать правилам добровольно. А значит, необходимо предпринимать меры, обеспечивающие порядок и соблюдение общепринятых правил.
Эту задачу решает особый социальный институт, в той или иной форме существующий в любом обществе – социальный контроль. Сегодня мы подробно поговорим о том, что он собой представляет, выясним, какие формы он может принимать, и рассмотрим несколько примеров, наглядно объясняющих его природу и принципы функционирования.
Что такое социальный контроль?
Социальный контроль – это совокупность мер, предпринимаемых для того, чтобы поведение всех людей соответствовало нормам и правилам, принятым в данном обществе. По сути, социальный контроль является основным инструментом поддержания устойчивости социальной структуры. Он включает в себя разные методы, посредством которых общество или социальная группа регулирует поведение своих членов и предотвращает нежелательные поступки.
Автором термина считается французский социолог и криминолог Габриель Тард. Правда, сам он называл так метод общественной реабилитации преступников с целью возвращения их к нормальной жизни. Позже смысл термина расширился, и сегодня данное понятие относится ко всем членам общества.
Социальный контроль включает в себя два ключевых элемента:
Ключевая задача социального контроля – обеспечение соблюдения каждым членом общества общепринятых норм поведения. При этом нет необходимости в том, чтобы постоянно контролировать все действия каждого отдельно взятого человека, проверять их соответствие нормам и навязывать ему «правильное» поведение насильственными методами. Влияние социального контроля часто бывает незаметным и практически неощутимым.
Хорошо воспитанные люди, как правило, сами тщательно следят за своим поведением, стараясь соответствовать общепринятым правилам и боясь не оправдать ожидания общества. И это тоже проявление социального контроля. Как правило, человек усваивает социальные нормы ещё в детстве, в процессе социализации, и в дальнейшем соблюдает их, особо не задумываясь над этим, поскольку его собственные принципы и ценности полностью соответствуют общественным.
Примеры социального контроля
Очевидно, что в той или иной форме социальный контроль присутствует во всех сферах жизни общества. Если быть более точным, он есть везде, где происходит какое-то взаимодействие людей с социумом или между собой. Именно общественный контроль заставляет нас соблюдать законы и правила дорожного движения, вовремя приходить на работу, соблюдать взятые на себя обязательства и выполнять данные обещания, вежливо общаться с окружающими и в целом уважительно к ним относиться.
Для того, чтобы общественный контроль был эффективен, необходимы общепринятые и общеизвестные социальные нормы. Если человек по каким-то причинам не знает, как принято вести себя в определённой ситуации, он может принять неправильное решение.
Рассмотрим несколько примеров социального контроля:
Конечно, эти примеры не объясняют в полной мере, что такое социальный контроль, ведь это сложное и многогранное понятие. Они лишь дают понимание механизма, который лежит в его основе. Важно учитывать, что социальный контроль работает не столько из-за страха человека перед санкциями, сколько из-за его желания соответствовать ожиданиям окружающих людей.
Виды социального контроля
Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Формальный
Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.
Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.
Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.
2. Неформальный
Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.
В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.
Социальные санкции
Роль исполнительного механизма социального контроля играют социальные санкции – меры, применяемые для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Очевидно, что все санкции можно разделить на позитивные (поощрения) и негативные (наказания). Кроме того, можно выделить две группы по степени формальности: формальные и неформальные.
Таким образом, всего существует 4 вида социальных санкций:
И формальные, и неформальные социальные санкции способствуют формированию у индивида поведения, которое будет максимально точно соответствовать действующим в данном обществе законам и социальным нормам. При этом у него не будет ощущения, что он «прогнулся» под систему, потому что он принимает действующие ценности и считает их своими собственными.
Механизм осуществления социального контроля
Для осуществления социального контроля используется три основных метода:
При выработке механизмов осуществления социального контроля важно помнить, что задача состоит не в том, чтобы наказать нарушителя, а в том, чтобы найти причины девиантного поведения и минимизировать их влияние.
Функции социального контроля
Для полного понимания того, что такое социальный контроль, необходимо знать также основные функции, которые он выполняет. В качестве таковых можно назвать следующие функции:
Принципы социального контроля
Существует три основных принципа, которых необходимо придерживаться при осуществлении социального контроля, независимо от его вида и используемых методов:
Интересно, что сам по себе социальный контроль не является деятельностью, направленное на создание каких-либо общественных ценностей. Он не создаёт какого-либо ценного продукта или прибавочной стоимости. Однако он необходим, поскольку без него невозможно полноценное функционирование общества.
Заключение
Социальный контроль – это важный элемент нашей жизнедеятельности, присутствующий во всех сферах общественной жизни. Для большинства из нас этот социальный институт практически незаметен, поскольку он действует «прозрачно», заставляя нас корректировать своё поведение в соответствии с собственными нравственными установками, которые в значительной мере основываются на принятых в обществе моральных нормах. Но несмотря на такую неприметность, социальный контроль является одним из важнейших столпов современного общества, от которого зависит порядок и стабильность нашей повседневной жизни.
Институты и формы социального контроля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:36, лекция
Описание
Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья);
2) распределительные (или экономические);
Работа состоит из 1 файл
Институты и формы социального контроля.docx
Институты и формы социального контроля.
Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья);
2) распределительные (или экономические);
3) регулирующие (религия, политические системы)
Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
Западный социолог- структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:
1) интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. — Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.
2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений»
3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей»
При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безоговорочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интегративные институты должны удовлетворять потребности в «скрытости», диструбутивные — в «адаптации», а организационные — в «интеграции» и «достижении цели».
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
В «Социологическом словаре» (пер. с англ.) (Казань, 1997) приведено пять основных комплексов социальных институтов: «(1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; (3) институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью».
Российские социологи также приводят много различных классификаций социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов: 1) экономическо-социальные институты; 2) политические институты, 3) социокультурные и воспитательные институты ; 4 ) нормативно-ориентирующие институты; 5) нормативно-санкционирующие институты, 6) церемониально- символические и ситуационно-конвенциональные институты. А.П.Лимаренко, с точки зрения содержания исполняемых функций, делит социальные институты следующим образом: 1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.); 4) социальные, в узком смысле, институты (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации). М.О.Мнацаканян, один из авторов книги «Социология: Парадигмы и темы» (М., 1997), подразделяет социальные институты по главным сферам общественной деятельности и выделяет прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты экономические. И.И.Лейман в зависимости от выполняемых функций делит институты на следующие группы: экономические; политические; воспитательные и культурные, включая науку; социальные институты в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения и т.п.).
Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов — экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.
Следует отметить, что очень важным, в высшей степени необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинства примитивных обществ — единственный реально функционирующий институт (например, у многих народов Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты — образование, здравоохранение, воспитание и др.
В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:
1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно- воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.
Формальный институт — это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов. формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г.Эфендиев написал, что «если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества».
Неформальный институт — это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).
Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение своих друзей и коллег.
Для примера рассмотрим институт дружбы, имеющий многие признаки социального института. Дружба — обязательное устойчивое явление современного человеческого общества. Для нее характерна достаточно полная, четкая и порой даже жесткая регламентация. Своеобразными формами социального контроля в институте дружбы выступают неформальные негативные (обида, различные сплетни, ссора, прекращение дружеских связей) и позитивные (улыбка, доверие, симпатия, длительность знакомства) санкции, не оформленные в виде законов, административных уложений и т.п. У института дружбы нет учреждений. Несмотря на то, что дружба имеет четкое разграничение как от любви, так и от братских отношений и взаимоотношений с коллегами по службе, в ней нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.
Неформальные институты играют очень важную роль в сферг межличностного общения в малых группах. Например, 1руппа играющих ребят выбирает себе лидера и его помощников и устанавливает специфические «правила игры», Т.е. нормы, которые позволят разрешать возникающие в процессе этой игры конфликты. В данном случае цели, методы и средства решения задач также не установлены строго и письменно не зафиксированы.
Существующая система социальных институтов общества очень сложна. Это связано, во- первых, с тем, что человеческие потребности, стимулирующие создание данных социальных институтов, очень сложны и многообразны, а во-вторых, с тем, что социальные институты постоянно видоизменяются, так как некоторые элементы структуры института в ходе исторического развития общества или утрачиваются, или наполняются новым содержанием, появляются новые задачи и функции. В качестве примера рассмотрим производственную функцию семьи. Если раньше подготовкой молодежи к профессиональному труду занималась только семья, то с развитием производственных отношений и усложнением разделения общественного труда семья была уже не в состоянии выполнять эту функцию. Восстановление в настоящее время в России частной собственности, развитие предпринимательства и фермерства опять частично восстановили производственную функцию семьи, в основном в сельской местности.
Все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.
Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормального функционирования всего общества. Система социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.
Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе. А.Г.Эфендиев, рассматривая в своей работе социальные связи, сравнил их с тысячами невидимых нитей, с помощью которых человек связан с другими людьми и обществом, продолжив эту аналогию в отношении социальных институтов, он написал, что «социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность». Поэтому социальные институты выступают для социологов в качестве одного из наиболее важных объектов анализа, являются объектом специализированных социологических исследований.