инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме это
Преимущества графических способов представления информации:
Преимущества графических способов представления информации:
Просмотр содержимого документа
«Преимущества графических способов представления информации:»
Преимущества графических способов представления информации:
с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком, увидеть ее «с высоты птичьего полета»;
графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру проблемы;
когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи: человеческого мозгу всегда нужны графические образы;
с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы
«застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Графическое представление информации
Графическое представление информации
(по материалам статьи «Во всем нам хочется дойти до самой сути…» –Алхимия проекта: Метод. разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel Ò»Обучение для будущего». – М., 2005, с. 24-29)
МК строится на основе ключевых слов и фраз, расположенных в центре карты и на ее ветвях. По мере удаления от центра происходит все большая конкретизация проблемы. Можно использовать, чтобы
• «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда человек размышляет над какой-либо задачей;
• оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Информацию о проекте можно систематизировать и конкретизировать. Становятся более конкретными исследовательские задания, которые могут быть даны учащимся. Становятся ясными те ключевые слова, по которым можно искать информацию в Интернете.
Трудно придумать удачные графические образы, которые делают схему более наглядной. Надо вовремя остановится в конкретизации и детализации схемы.
Денотатный граф [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов.
Эффективно использовать тогда, когда необходимо провести анализ нового понятия, определить с разных позиций его содержание.
Не всегда легко найти систему ключевых слов (существительных и глаголов) для полного описания понятия, закона или явления.
Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие
Удобно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию, когда имеется большой объем фактов, подтверждающих наличие проблемы.
На начальном этапе планирования проекта бывает сложно выявить всю систему фактов и причин.
«Кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров могут быть размещены: основополагающий вопрос, темы учебной программы, темы исследовательских работ учащихся.
Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся.
Кластеры могут быть очень разветвленными, поэтому всегда нужно выбрать тот уровень детализации, на котором можно остановиться.
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа или комплексной оценки процессов и явлений.
Целесообразно использовать тогда, когда в проекте будет осуществлять сравнительный анализ различных явлений и процессов, сопоставление фактов.
На начальном этапе планирования проекта трудно выявить все основания для отрок и столбцов матрицы, поэтому ее уточнение будет происходить в процессе реализации проекта.
Опорный конспект 1
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы. «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
• оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Пример ментальной карты
Рассмотрим пример ментальной карты. Ее разработка но физике касается волновых и корпускулярных свойств света.
В центре ментальной карты – основополагающий вопрос – Что такое свет? На главных ветвях ментальной карты вопросы темы учебной программы: Свет – это частица? Свет – это волна? На вспомогательных ветвях представлены факты, доказывающие ту или иную природу света.
Ментальная карта в данном случае позволила систематизировать и конкретизировать информацию. С одной стороны, стали ясны те ключевые слова, по которым можно искать информацию в Internet (давление света, фотоэффект, дифракция и т. д.). С другой стороны, становятся более конкретными исследовательские задания, которые могут быть даны обучаемым.
Как составить ментальную карту
1) Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или A3
2) При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
3) Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок.
4) От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
5) Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
6) Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
7) Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
Опорный конспект 2
СХЕМА ФИШБОУН СХЕМА ФИШБОУН («Рыбьи Косточки». «Рыбий скелет»)
Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Удобно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию, когда имеется большой объем фактов, подтверждающих наличие проблемы.
Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Пример схемы «фишбоун» Основополагающий вопрос «Почему мы говорим о глобальном экологическом кризисе?»
Использование схемы Фишбоун позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты, что безусловно облегчит поиск информации в Internet, а также позволить в более конкретном виде представить основные направления исследований участников проекта.
Опорный конспект № 3
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). Тема проекта «Индивидные характеристики». Основополагающий вопрос «Ты и я: все мы индивидуальны? (Что такое индивидные характеристики’.’)»
В центре кластеров, в главном овале – основная проблема (Основополагающий вопрос?). В овалах следующего уровня вопросы, на которые нужно ответить в процессе выполнения проекта: «Какую роль в жизни человека играют биоритмы?», «Каким бывает темперамент?», «Чем отличаются левша и правша?», «Как на нас влияет возраст?» и др.
Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Internet, а также для определения основных направлений исследований учащихся.
Опорный конспект 5
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной опенки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
Как место проживания влияет на удовлетворенность людей?
Городской исторический центр
Городские трущобы
Инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме это
Дедуктивный метод, по мнению ряда специалистов, способствует интенсивному изучению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
для анализа проблемы для систематизации информации, выявления существенных признаков, изучаемых явлений, событий
Когда применяют
Какая польза
Стратегия IDEAL позволяет увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения, основываясь на ранее полученных и новых знаниях. Алгоритм решения проблем:
• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема. • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая работа) • Выдвижение гипотез • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа). • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему. • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы). Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.
Поставить задачу (В чем проблема?)
Прояснить контекст (Что мы знаем об этой проблеме?)
Назвать возможные варианты решения (Какие 3-4 варианта приходят в голову?)
Проанализировать варианты (Какой вариант самый лучший, если оценить все плюсы и минусы?)
Ясно сформулировать критерии и причины (Почему мы предпочли именно это решение другим?)
Проанализировать ближние и дальние последствия (Что будет, если. )
Самоконтроль (Давайте посмотрим еще раз, вдруг мы что-то пропустили)
Концептуальная таблица составляется для анализа проблем, • используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. • представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления. • помогает наметить направления исследований. • также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet. В заголовке размещается проблемный вопрос
Презентация на тему «Графический способ представления информации»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Графические способы представления информации
Компьютерная графика бывает двух типов: векторная и растровая
Растровая графика Растровые изображения представляют собой решётку из маленьких квадратов, называемых ПИКСЕЛЯМИ. Все пиксели имеют одинаковый размер и выстроены для удобства в виде прямоугольной матрицы, которая называется растром. Пиксель это минимальный элемент, из которого состоит растровое изображение. Для каждого пикселя задан цвет. Когда вы редактируете растровые изображения, вы работаете с пикселями, а не с объектами рисунка. Растровые изображения лучше всего подходят для представления изображений с множеством мелких деталей, едва уловимыми оттенками, поэтому они идеальны для представления фотографий и фотореалистичных изображений.
Векторная графика Векторное изображение состоит из прямых и кривых линий, называемых ПРИМИТИВАМИ. Векторы описывают изображения в соответствии с их геометрическими характеристиками. Векторные изображения можно масштабировать и трансформировать без каких-либо потерь качества. Векторная графика идеальна для представления немногоцветных изображений, которые должны оставаться чёткими при масштабировании. Векторная графика используется для создания рисунков, чертежей, карт, логотипов и т.д.
Растровая графика Достоинства Очень просто ввести в компьютер с помощью сканера или цифровой камеры. Выглядит более реалистично поэтому используется для хранения фотографий и видео. Легко редактировать определённые детали: менять цвет, яркость, использовать различные визуальные эффекты. Недостатки Требуется большой объём памяти. Плохо поддаётся масштабированию. Сложно редактировать форму изображённых объектов. Любой объект на изображении представляет собой набор независимых пикселей, нигде не хранится информация о форме объектов. Сложно перевести в векторное, практически всегда для этого требуется вмешательство человека.
Векторная графика Достоинства Занимает меньший объём памяти и проще редактируется. Не зависит от разрешения (нет привязки к пикселям), поэтому при масштабировании и других трансформациях не возникает потерь качества. Легко перевести в растровое. Лучше подходит для создания анимации Недостатки Ввод векторной графики в компьютер очень сложно автоматизировать. Не годится для хранения изображений фотореалистичного качества. Существует множество стандартов векторной графики; зачастую полноценный перевод из одного стандарта в другой невозможен.
Выводы: Компьютерная графика бывает двух типов: векторная и растровая. Принцип векторной графики заключается в построении изображения с помощью примитивов. Растровое изображение строится по принципу мозаики, каждый элемент которой называется пиксель. Векторные изображения можно масштабировать и трансформировать без каких-либо потерь качества. Растровые изображения лучше всего подходят для представления изображений с множеством мелких деталей и едва уловимых оттенков.
Способы графического представления информации
Создатель схем «фишбоун» Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Применение схем Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма. В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Пример ментальной карты
Пример метальной карты
Пример концептуальной таблицы
Преимущества графических способов представления информации с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»; графика помогает наглядно и понятно для себя и других слушателей (а впоследствии для реальных учеников) представить структуру проблемы; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для студентов); повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческого мозгу всегда нужны графические образы; с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-078101
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Инструменты структурирования информации Часть 02
06
Нояб
Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
Продолжаем тему структурирования и систематизации информации.
Инструменты этого раздела используются как при командной работе, так и в случаях, когда Вы, например, в одиночку работаете с какой-то большой задачей, и у Вас есть необходимость структурировать информацию. Это важная часть процесса выработки решений, технологий командной работы, да и вообще деятельности любого управленца.
В первом посте из этой серии мы с Вами рассмотрели два инструмента – Таблицы и Матрицы. В этом рассмотрим ещё четыре.
3. Ментальные карты
Итак, третий инструмент — это ментальная карта. Я влюблен в ментальные карты! Я их использую очень активно! При работе с Клиентами, для себя… Я пишу статьи с помощью ментальных карт, я пишу книги с использованием ментальных карт, готовлю раздаточные материалы, проекты и многое другое. Их ещё называют интеллект-картами. Мне не очень нравится это название, потому что в оригинале это Mind Map. Скорее это «карта ума». Как работает наш ум, как он двигается. Ментальная карта по сути дела моделирует работу нашего ума. Наше мышление нелинейно, и ментальная карта тоже. Она состоит из таких «островков», по которым как будто двигается наш ум.
Представьте ситуацию, что Вы в первый раз в жизни организуете свадьбу. И Вы не знаете, с чего начать. И Вы начинаете строить ментальную карту. В центре пишете слово «свадьба», а от него делаете ответвления – питание, гости, музыка, развлечения, выпивка; как гости приедут, какая будет рассадка. И что здесь очень важно (не устану повторять) – ментальная карта не линейна! Делая план сложного нового мероприятия, Вы не знаете заранее, что там будет вообще. Поэтому Вы не можете сразу составить таблицу или другой жестко структурированный документ. Иногда пытаются так делать, но это неправильно! Вы пока не имея всего массива данных сразу загоняете себя в клетку. Поэтому сначала – свободный поток сознания. Потому что, например, думая о музыкантах, Вы вдруг можете вспомнить про зубочистки. И вы прыгаете туда, на соответствующий «островок» (мы это называем «кластер»). Так вот Вы «прыгаете» на соответствующий кластер, в котором написано про салфетки, солонки и т.п. Либо создаете новый кластер.
Ментальные карты и работа ума
Таким же образом работает наш ум! Он прыгает, он работает ассоциативно. Так же думают участники в процессе командной работы. Поэтому особенно при решении новых сложных задач, которые изначально не структурированы, ментальная карта – это лучший инструмент. Дальше какие-то её кусочки можете загонять в таблицы, матрицы, куда угодно. Но начинаем с ментальной карты.
4. Диаграмма Ишикавы
Одна из разновидностей ментальных карт это диаграммы Ишикавы (также Исикавы), или «Рыбий скелет» (Fish-bone). Вы видите картинку. Диаграмма по форме напоминает рыбий скелет. Это точна такая же ментальная карта. Отличие состоит в том, что карта эта имеет определенную направленность. Мы видим как бы позвоночник, отходящие от него пять основных костей и ещё маленькие косточки. Ишикава не был ученым. Это был практикующий, как сказали бы сейчас, Топ-менеджер. Он руководил компанией Mitsubishi и искал способы уменьшения или устранения брака, дефектов. Он использовал эту диаграмму для поиска причины брака и дефектов.
Мы с Вами тоже можем взять все причины брака и определенным образом их структурировать. Соответственно на одном конце диаграммы пишем слово «Брак», а дальше все причины, которые к нему приводят. Эти причины необходимо найти, проанализировать, классифицировать, разложить по этим «косточкам» рыбки и дальше что-то с ними делать. Это очень удобная и наглядная диаграмма. Рекомендую Вам использовать «Рыбий скелет» в случаях, когда речь идёт о диагностике. Поиск причин брака – это тоже диагностика. Или диагностика причин ухода Клиентов. Подобные задачи более наглядны, когда ментальная карта имеет направленность. Мы видим, что как будто все причины ведут к одному слову – брак, или уход Клиентов, или чему-то подобному.
Диаграмма Ишикавы — применение
И вторая ситуация, когда лучше, чтобы ментальная карта имела определенную направленность, движение, это когда задача как-то распределена по времени. Когда есть так называемый timeline, или временная шкала. Тогда выстраиваем «косточки» в соответствии с этой временной шкалой.
Сейчас есть масса софта для построения ментальных карт – и облачного, и обычного, инсталлируемого на компьютер. И во многих подобных программах уже есть заготовки, в том числе «Рыбий скелет», поскольку это один из часто используемых каркасов, схем для структурирования информации.
5. Алгоритм и блок-схема
Следующий инструмент – это алгоритм и/или блок-схема. Блок-схема фактически является графическим изображением алгоритма. Что такое алгоритм? Это определенная последовательность шагов. Кто программировал, наверняка знакомы с алгоритмами. Уверен, и Вы сталкивались, даже если не программировали никогда. Когда Вы, например, звоните в банк, или службу технической поддержки, а Вам отвечает робот. У робота есть определенный алгоритм, и он Вас по этому алгоритму «ведет». Спрашивает, по какому вопросу Вы позвонили, предлагает выбор. Дальше в зависимости от этого может быть ещё выбор и так далее. Для графического изображения алгоритма используются блок-схемы. Там есть прямоугольники, ромбы (когда процесс может пойти про разным «веткам») и так далее.
Блок-схемы, алгоритмы подходят очень хорошо для описания процессов. Например, Клиент обратился в Вашу фирму с жалобой. Ваш сотрудник выясняет проблему, уточняет её. Дальше в зависимости от того, чья это ошибка, процесс идет в ту или иную сторону. В процессе может быть сколь угодно шагов, веток (или вариантов). Главное «прокачать» весь алгоритм.
Моя рекомендация – не делать сложных алгоритмов! Если процесс сложный – бейте на куски! Идеальное описание процесса – это что-то похожее на инструкцию по безопасности в самолете. Простая, четкая последовательность шагов и её графическое изображение.
6. Сетевые и календарные графики
Это инструмент работы с задачами, в которых есть распределение задач и ресурсов, и есть распределение этих задач во времени. Хороший пример такой задачи – ремонт квартиры. Там есть определенная последовательность шагов, там большое количество разнообразных работ, и каждая со своими объёмами, со своими ресурсами. Мало того, между работами есть взаимосвязи – например, какие-то работы можно начинать только после окончания других. Какие-то можно делать в параллель. Как всё это скомпоновать, как всё это свести воедино? Один из инструментов – это сетевые и календарные графики.
Я проходил их когда-то в институте. Не любил страшно! Не понимал, что на самом деле нам дают работающие инструменты управления проектами.
Сетевые и календарные графики позволяют не просто визуализировать весь проект, его шаги, но и управлять им. Например, в случае необходимости увеличивать или уменьшать количество ресурсов с тем, чтобы не «поехали» сроки проектов.
Хочу отметить, что в софте для составления ментальных карт Вы найдете заготовки как для алгоритмов и блок-схем, так и для календарных и сетевых графиков.
В следующем посте поговорим о двух последних инструментах из этой серии.