инструментальное произведение для слушания имеющее как правило строгую музыкальную форму
Самые распространённые формы музыкальных произведений
Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.
Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Формы музыкальных произведений
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.
В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.
Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.
Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).
Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.
Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.
Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.
На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.
2 + 2: форма и жанр в музыке
Истоки многих современных жанров следует искать в Древней Греции, колыбели европейской культуры, но античный пафос не скроет от нас простоту построений, на которых держится все музыкальное искусство.
Мы легко замечаем драматургические швы, когда смотрим фильм или читаем книгу, но даже внимательное слушание музыки не всегда позволяет нам интуитивно понимать происходящее.
Музыканты склонны преувеличивать сложность внутренней организации своего искусства: если бы в школах оно занимало то же место, что и литература, мы с легкостью отличали бы сонату от рондо. Это не высшая математика и даже не алгебра.
Единственный подвох заключается в том, что музыкальная форма тесно связана с понятием музыкального жанра: соната — это и жанр, и форма; экспромт часто написан в строгой форме, вопреки своему названию; рондо может быть частью более крупной формы — сюиты и т. д. Но если распутать этот клубок, то в основе мы увидим простые языковые структуры, а параллели между формами, жанрами и другими художественными явлениями объясняют не только внутреннее строение музыки, но и общие законы формообразования в искусстве.
Самой массовой музыкальной формой стала куплетно-припевная, в которой чередуются куплет (A) и припев (B). Она легко узнается из-за широкого распространения, но ошибочно полагать, что вся популярная музыка имеет такое незатейливое строение: часто в ней есть вступление, каденция (заключительный эпизод) и другие части, оставшиеся в наследство от джаза или академической музыки прошлого. Прежде чем научиться различать сложные формы, нужно разобраться с простейшими структурами, из которых состоит любое произведение.
Самые мелкие формообразующие элементы — мотив, фраза и предложение, которые равноценны слову, фразе и тому же предложению в языке. Мотив может состоять из двух звуков (равняющихся слогам) и больше. Отличить фразу от предложения сложно как в музыке, так и в речи, здесь поможет только особая интуиция или слова, если произведение вокальное. На примере арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» можно легко проследить параллель языковых и музыкальных форм. «Куда, куда, куда вы удалились?» = мотив, мотив, фраза; все вместе дает нам предложение.
П.И. Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Период — это уже законченная музыкальная мысль, которая может быть самостоятельным коротким произведением. Структура периода — два предложения: первое из них заканчивается неустойчиво или вопросительно, а второе — устойчиво и утвердительно.
Простейшими примерами таких музыкальных конструкций являются частушки: несмотря на жанровое разнообразие, в основе своей все они имеют форму периода.
Отрывок из документального фильма с упоминанием знаменитой частушки «Яблочко»
Произведения инструментальных жанров, написанные в форме периода, часто объединяют в циклы с программным названием, например «Детский альбом» Чайковского или «Двадцать четыре прелюдии» Шопена.
П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом» в исполнении Михаила Плетнева
Ф. Шопен. Прелюдия № 7 ля мажор, сочинение 28 в исполнении Льва Гунина
Колыбельные также строятся по принципу повторения одного периода. Этот жанр достался нам в наследство со времен первобытно-общинного строя, когда еще не существовало разделения на музыку и быт: колыбельные, трудовые, пастушьи песни органично вплетались в повседневность.
Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»
Искусство обособляется и становится отдельной областью при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому: Древний Египет, Индия, Китай, Месопотамия и наконец Греция. Здесь мы уже находим массу музыкальных жанров, и наиболее интересные среди них — древнегреческая трагедия и комедия, имевшие особую структуру. Так, первая состояла из пролога, перемежающихся между собой диалогов и хоровых сцен, речитативов в сопровождении инструментов и заключения. Однако музыкальных форм в нашем понимании тогда еще не существовало, мелодия не была самостоятельной и следовала за текстом.
Расшифровка древнегреческой буквенной нотации: верхняя строка символов — вокал (для исполнения голосом), нижняя — инструментальная партия (более древняя). Источник
Хотя Древняя Греция не дает нам музыкальных форм, весьма интересна эволюция вышеупомянутых жанров, зародившихся в этой стране. Много позже, в эпоху Средневековья, на первый план выходит полифония — склад многоголосной музыки, когда несколько разных мелодий звучат одновременно и согласуются между собой.
К XVI веку развитие полифонии дошло до «варварских» пределов: в произведениях могло звучать до двадцати голосов одновременно, а текст совершенно терялся в перекрещивании мелодий.
Тогда члены Флорентийской камераты решили, что пора заканчивать с этой заумью, и вспомнили об античном наследии. Возрожденную греческую трагедию сперва назвали drama per musica («драма на/через музыку»); доработав ее и устранив со временем некоторые недостатки этой формы, получили оперу — наиболее живучий жанр, который пустил корни во все музыкальные и театральные направления. Оперетта, мюзикл и даже кабаре восходят именно к опере.
В древнегреческой комедии существовал прием «парабаса» («отступление»), когда хор обращался непосредственно к зрителю, высказывая критическое мнение автора о существующих порядках. Эта же черта является отличительной для кабаре, культуре которого посвящено исследование Лизы Аппиньянези, где она пишет:
«Артист кабаре обращался непосредственно к зрителю, разрушая воображаемую четвертую стену, которая в традиционном театре отделяет сцену от зала. Он, так же как и артисты в театре Брехта, не пытался перевоплощаться в своих героев, а оставался всегда самим собой, что бы с ними ни происходило по ходу представления».
Несложно обнаружить, что из кабаре происходит жанр стендап-комедии, имеющий с этой культурой больше сходств, чем с варьете, хотя именно последнее чаще называют ближайшим родственником стендапа.
Что же касается богатейшего оперного наследия в современной популярной музыке, то здесь в первую очередь следует упомянуть такие жанры, как рок-опера и концептуальный альбом. Если первая — явление особое, и по популярности ее можно сравнить с мюзиклом (по сути это и есть мюзикл в стиле рок), то концептуальные альбомы существуют во всех музыкальных направлениях.
Оксимирон. «Горгород», один из самых популярных концептуальных альбомов на российской сцене
Формы, которые встречаются внутри самой оперы, мы можем также обнаружить и в камерной музыке (произведениях для небольшого количества исполнителей), и в отдельных инструментальных пьесах. Поэтому имеет смысл представить основные их виды, двигаясь от простых к сложным.
Двухчастная форма состоит из двух разных периодов, о строении которых мы говорили выше. Схематически она записывается буквами AB. Если один или оба периода повторяются, то такая форма называется «двухчастной репризной» (реприза — это повторение музыкального отрезка). Во втором случае она будет выглядеть так: A:||B:||.
В романсе «Ель и пальма» Римского-Корсакова непохожие образы противопоставлены с помощью двухчастной формы: в первом периоде описывается ель, во втором — пальма, которая ей «мерещится».
Переход от одного периода к другому легко заметить благодаря резкой смене фактуры и восточному колориту мелодии.
Романс «Ель и пальма» в исполнении Марины Шутовой (второй период начинается в районе 50-й секунды видео).
Эта форма была самой распространенной в танцевальной музыке Ренессанса и барокко. Так же как диджей-сеты, танцы компоновались в циклические произведения — сюиты. Быстрые и медленные фрагменты в них чередовались, что давало возможность танцорам отдохнуть и восстановить силы. Аллеманды, куранты и многие другие танцы имеют именно такое строение.
Сложные двухчастные формы не так сложны, как кажется, иногда любители распознают их лучше студентов-профессионалов. Почему? Студенты при анализе смотрят в ноты, где можно увидеть три или четыре раздела. Не зная музыки и не обладая хорошим внутренним слухом, легко запутаться. Любители же, не имея возможности взглянуть на музыкальный текст, просто «верят своим ушам»: сложная двухчастная форма почти всегда содержит два контрастных раздела. Ее отличие от простой заключается в том, что часть B больше A и выходит за рамки периода. Несмотря на то, что слагаемых фрагментов много, в основе это все равно двухчастная форма. Чаще всего она применяется в оперных ариях, где A — вступительный речитатив, а B — собственно ария.
Сцена гадания Марфы из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» в исполнении Ирины Архиповой
Интересна и структура оперного речитатива: будучи второстепенным жанром-связкой, он долгое время оставался полуимпровизационным. Ритм и темп также были весьма размытыми и зависели от пения вокалиста.
Речитатив — островок анархии среди музыкальных жанров.
Трехчастные формы устроены сложнее, но и их можно определить при внимательном слушании: первая часть в них — период, вторая — неустойчивая структура, а третья — реприза первой, иногда расширенная.
П.И. Чайковский. Вальс № 8 из сочинения 40 в исполнении Сергея Рахманинова. 1-я часть длится до 0:45, 2-я — с 0:45 до 2:07, 3-я — с 2:07 до конца.
За простыми формами следуют условно-сложные, самые распространенные из них — рондо, вариации и соната.
Рондо состоит из рефрена (A), который открывает произведение, повторяется после каждого эпизода и является заключительной частью, и самих эпизодов (B, C, D etc.), причем их количество может быть разным. Простейшая схема рондо выглядит так: ABACA…A. Это одна из самых ранних форм, и происхождение ее тесно связано с куплетно-припевной музыкой, о которой мы говорили в самом начале. Французские клавесинисты называли эпизод «припевом». Несмотря на то, что в академической музыке формы с течением времени усложнялись, ранние произведения определить на слух труднее, чем рондо эпохи романтизма. Все дело в том, что они были проще, порой материал эпизода не отличался от рефрена ничем, кроме смены тональности.
Пример раннего рондо: Л.-К. Дакен, «Кукушка» в исполнении Андреаса Заппе. Первый эпизод (куплет) — 0:37; возвращение рефрена — 1:03…
Пример романтического рондо: Ф. Шуберт, Экспромт ми-бемоль мажор в исполнении Григория Соколова. Первый эпизод — 1:33, возвращение рефрена — 3:32…
Форма рондо имеет место не только в музыке, но и в поэзии, хотя соотношение частей здесь несколько иное. Повторяющийся фрагмент («рефрен») — усеченный первый стих (первая строка), тогда как условные эпизоды составляют восемь, три и пять стихов. Впервые в белорусской поэзии форму рондо использовал Максим Богданович.
Оригинал | Перевод Бронислава Спринчана |
Рандо Узор прыгожы пекных зор Гарыць у цемні небасхіла; Вада балот, стаўкоў, азёр Яго ў глыбі сваей адбіла. І гімн спявае жабаў хор Красе, каторую з’явіла Гразь луж; напоўніць мгла прастор, І ўстане з іх гарачы міла І сонца дальш клянуць, што скрыла Луж зоры днём. І чуе бор, І чуе поле крэхат хілы, Ды жаб не ўчуць вышэй ад гор, Там, дзе чыясь рука зрабіла Узор. | Рондо Узор небес… Ласкают взор Их полуночные светила. Вода проток, прудов, озер Их в черном лоне повторила. И славит гимном жабий хор Красу, которую явило Болото; тьме наперекор, Оно, мерцая, отразило И ропщут жабы, что есть силы На солнце: выйдя из-за гор, Оно глаза им ослепило… Но там не слышен их укор, Где из созвездий ночь творила Форма вариаций, так же как и рондо, уходит корнями глубоко в историю; на слух ее определить довольно просто, количество вариаций темы неограниченно, а схема выглядит следующим образом: A A1 A2 A3… Легендарное произведение, написанное в этой форме, — Гольдберговские вариации Баха. И.-С. Бах. Гольдберговские вариации в исполнении Густава ЛеонхардтаТворчество художника Агостино Боналуми называют «вариациями форм», поскольку по художественному методу его работы соответствуют этой музыкальной структуре. Сонатная форма уже не так проста, но из всех сложных является и одной из самых популярных. Ее часто называют «сонатным аллегро», из-за того что она чаще всего встречается в сонатно-симфоническом цикле. Если же говорить об одноименном жанре, то это произведение, которое, как правило, имеет три самостоятельные части, объединенные в цикл. Первая из них, так же как в циклическом жанре симфонии и концерта, написана в форме сонатного аллегро. Во времена классицизма (вторая половина XVIII — начало XIX века) выкристаллизовался золотой стандарт сонатной формы. До этого существовали старинные музыкальные образцы, но они не стали эталоном для других жанров. Форма строится на контрасте главной и побочной партий двух главных героев и состоит из трех основных разделов: в экспозиции проводится указанное противопоставление, в разработке эти темы развиваются, в репризе повторяется экспозиция. В XX веке с философией конфликта, лежащего в основе такой музыки, экспериментировали композиторы Лучано Берио и Пьер Булез. Но это уже не имеет ничего общего с классическими сонатными формами, с которыми работали, наполняя их новым звуковым содержанием, неоклассицисты, в том числе один из ярчайших представителей этого направления Пауль Хиндемит. П. Хиндемит. Соната для фортепиано № 1 Der Maine [Майн — приток Рейна. — В. М.] в исполнении Анатолия ВедерниковаСонатно-симфонический цикл также претерпевает множество изменений, но первая часть, как правило, написана все в той же сонатной форме, что говорит о ее универсальности. Г. Малер. Симфония № 5 в исполнении оркестра под управлением Герберта фон КараянаИз этих базовых форм выросла вся музыка и не только она. В большинстве случаев чем старше форма, тем она «универсальнее» для искусства в целом, а понимание такого рода культурных связей не только повышает общую эрудицию, но и развивает аналитические способности.Если у вас возникнет желание погрузиться в мир музыкальной формы на музыковедческом уровне, можно почитать следующие учебники: Открытый урок по слушанию музыки «Основные особенности произведений инструментального жанра»МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Открытый урок по слушанию музыки « Основные особенности произведений Составитель преподаватель Селезнева Т. И. 1.Тема. Цели и задачи. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание урока. 4. Выводы и анализ урока. 5. Список литературы. Тема. Цели и задачи. Тема урока: « Основные особенности произведений инструментального Цель урока: « Создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений. Приобщению детей к музыкальному искусству в целом. Задачи обучающие: научить детей активно, осознанно слушать музыку, понимать ее язык, элементы музыкальной речи, чутко воспринимать стиль образный и эмоциональный строй произведений инструментального жанра. Задачи воспитательные: помочь понять содержание музыкальных произведений, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства. Задачи развивающие: Сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки. С помощью музыкальных примеров показать разнообразие произведений инструментального жанра. Основная деятельность во время урока направлена на активизацию осознания слушания музыки, понимание языка и стиля музыкальных произведений. Урок проводится совместно с учащимися второго и пятого классов. Учащиеся фортепианного отделения являются иллюстраторами музыкальных произведений. На беседу приглашены ученики 5 класса общеобразовательной школы, которые являются одноклассниками юных музыкантов. Своим выступлением пианисты приобщают своих друзей к прекрасному миру музыки. В течение урока учащиеся знакомятся с содержанием музыкальных произведений и со способностью музыки раскрывать широкий круг образов окружающего мира. На примере музыкальных произведений знакомятся со стилями и направлениями в музыке, дается характеристика основных особенностей произведений инструментального жанра. Наша встреча с музыкой уже не первая. Мы беседовали с вами о музыкальных средствах выразительности, о том, какие существуют формы в музыкальных произведениях, о различных инструментах. Мы хотим, чтобы сегодня вы открыли для себя увлекательный мир музыкального искусства, постигли его язык и характерные особенности. Поэтому, чтобы насладиться всеми сокровищами музыки, нужно научиться слушать и понимать ее. Наши музыканты познакомят вас с произведениями различных композиторов, пьесами, написанными в разных стилях и эпохах. Любое произведение относится к определенному жанру. В живописи есть жанр натюрморта, пейзажа, портрета. В литературе мы встречаем поэмы рассказы, стихи, сказки. Так и в музыке существуют различные жанры: танцевальный, инструментальный, вокальный, каждый из которых тоже делится. Мы сегодня познакомимся с произведениями инструментального жанра, которые написаны для инструмента фортепиано. Французское слово ЭТЮД означает учеба. Музыкант, играя этюды, упражняется в игре на своем инструменте, развивает технику своих пальцев. Звучат этюды ( картинка зимы и картинка весенних ручейков или диалог смешных клоунов). Американская народная песня прозвучит в джазовом стиле. Есть произведения, которые создаются композиторами, а бывают пьесы, которые создаются на основе народных песен. Звучит «Американская народная песня» Но встречаются переложения музыкальных произведений. Послушайте, как звучит этот романс в ансамблевом исполнении Звучит романс « Я вас любил» Звучат песни « Добрый Дед Мороз» «Хоровод с Дедом Морозом» Звучит « Медленный вальс» Этюды писались композиторами не только для развития техники пальцев. Лист, Шопен, Паганини превратили этюды в концертные пьесы виртуозного характера. Исполняются они на различных инструментах: скрипке, виолончели, фортепиано и других инструментах. Васина Лиза исполнит для вас два этюда. При исполнении важно выдержать темп, ритм, и в тоже время создать музыкальный образ, постараться исполнить этюд как музыкальную пьесу. В репертуаре наших музыкантов есть и сонаты, и прелюдии, и музыкальные моменты, ноктюрны, фантазии, экспромты и пьесы различные по стилю. Особенно ребятам нравится играть произведения кантиленного характера, певучие, лирические. Прозвучит пьеса, напоминающая вечерний закат на море. Звучит « Джазовый вальс» Вы, конечно, уже отличаете музыку классическую, современную, эстрадную, джазовую. Звучит пьеса « Вьющаяся роза» и народная мексиканская мелодия Произведения, которые вы слушали, относились к гамофонно-гармонической музыке. Но встречаются в музыке и произведения полифонического склада. Полифония в переводе означает многоголосие. Гедель, Бах писали церковную музыку, которую исполняли на органе. Полифонические произведения встречаются не только в инструментальной музыке, но в вокальной. Инвенции, фуги, сюиты это произведения полифонического склада. Звучит «Ария» композитора Штельцеля из Партиты Соль минор Возвращаясь к джазовой музыке, хочется сказать о характерных ее особенностях. Это синкопы, своеобразный ритм, разнообразная гармония, которая может меняться в каждом такте. Звучит Джазовая пьеса « В день рождения» Лысак Звучит « Опавшие листья» Мы предлагаем вашему вниманию песню нашего современного песенного композитора и исполнителя Газманова « Морячка». Звучит песня « Морячка». На этом наша встреча подошла к концу. Надеемся, что встреча с музыкой была для вас интересной и осознанной. Вы познакомились с разными стилями и жанрами в музыке. Думаем, что вы не остались безучастными к прослушанным произведениям. Нам будет приятно, если после нашего концерта вы вновь захотите послушать музыку и прийти к нам на следующую беседу. Чтобы полюбить музыку, ее надо, прежде всего, слушать.
|