инструменты экономического регулирования земельно имущественных отношений
Земельно-имущественные отношения
Разговор о земельно-имущественных отношениях, пожалуй, правильно начать, рассмотрев по отдельности каждую из частей этого словосочетания: существительное «отношения» (разумеется, в правовом контексте) и слагаемые составного сложного прилагательного «земельно-имущественные». Отношения в праве ─ это четко урегулированные его нормами общественные отношения. Четко ─ значит по писаному закону, полностью следуя его букве, а не в соответствии с порой достаточно размытыми понятиями, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь «хорошо» и «плохо» на разных исторических отрезках очень часто меняются местами.
Чтобы понять, в чем состоят земельные отношения, логичнее всего обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), где в п. 1. ст. 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» они определены следующим образом: «отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земельные отношения ─ предмет регулирования земельного права. Имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные регулируются нормами другой отрасли права ─ гражданским правом. Об этом сказано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), а именно в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством». Имущественные отношения часто определяют как имеющие форму ссуд, кредитов, аренды и купли-продажи отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом. Очевидно, что содержащиеся в ст. 2 ГК РФ слова о порядке осуществления права собственности и других вещных прав относятся в т. ч. и к обороту недвижимой собственности. А земля, вовлеченная в гражданский оборот, как известно, помимо множества прочих своих функций, является еще и недвижимостью.
Если посмотреть на проблему взаимоотношений земельного и гражданского законодательств в историческом контексте, станет понятно, что существующее положение вещей не случайно. В нашей стране вплоть до реформ начала девяностых годов XX столетия частной собственности на землю не существовало. Земля не была вовлечена в гражданский оборот, не являлась объектом купли-продажи и в этом смысле не представляла интереса для гражданского права. В странах с «бескомпромиссно» рыночной экономикой ситуация была прямо противоположной. Земля, один из объектов права частной собственности, находилась в гражданском обороте, и поэтому земельные отношения регулировались почти исключительно нормами гражданского права. Но всякая бескомпромиссность, в какую бы сторону она не была направлена, редко доводит до добра. Россия встала на путь рыночных реформ и вернулась к забытой более чем на полвека частной собственности на землю. А в некоторых странах, где раньше мало кто сомневался в том, что «рынок сам все устроит», осознали, что государство не вправе самоустраняться от решения проблем землепользования. Не просто осознали, но и приложили максимум усилий для развития специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего (в т. ч. административными, а не только экономическими, методами) порядок пользования землей. И в этом не было ничего революционного, ведь еще великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев отмечал: «…рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике. Только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес…». Жизнь показала, что применительно к земле эти слова справедливы вдвойне.
Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий. Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права. Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло. Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского. В п. 3 уже упоминавшейся ст. 2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами». Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.
Очевидно, что в условиях рыночной экономики самым действенным механизмом сосредоточения земельных ресурсов в руках наиболее эффективных собственников является рынок земли. Насколько он успешно справится с этой непростой задачей, во многом зависит от двух «не рыночных» факторов. Во-первых, от состояния законодательной базы. А во-вторых, от эффективности функционирования органов власти всех уровней, призванных осуществлять государственное регулирование земельно-имущественных отношений. Главная задача государственного управления земельно-имущественными отношениями ─ создание благоприятного экономического климата для всех участников рынка земли. Важное место в этой работе принадлежит административно-правовым методам ─ совокупности организационных и правовых актов и мер воздействия, устанавливающих правила и способы использования земельных участков и регулирующих отношения владения, пользования и распоряжения ими. К числу механизмов государственного управления земельными и имущественными отношениями относятся земельный налог и арендная плата за пользование государственными землями. Роль региональных и местных органов власти в регулировании земельно-имущественных отношений. Важная роль в процессах государственного регулирования земельно-имущественных отношений принадлежит региональным органам власти. В ряде субъектов Российской Федерации орган государственного управления, уполномоченный выполнять эту работу, называется министерство имущественных и земельных отношений. Это республики ─ Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Чувашская, и целый ряд областей ─ Тверская, Рязанская, Тульская и другие. В Республике Башкортостан ответственное за решение «земельного вопроса» министерство называется почти также ─ только слова «имущественных» и «земельных» поменялись местами ─ Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Министерства с аналогичным названием есть в соседнем Татарстане и в Республике Тыва. Составной частью ряда областных администраций, например, в Ярославской, Белгородской, Смоленской, Владимирской областях, является департамент земельных имущественных отношений. Но какое бы название не носили «ответственные за землю» региональные властные органы, суть деятельности у них одна: управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности субъекта федерации, включая земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Немалая часть нелегкой ноши по регулированию земельно-имущественных отношений досталась муниципальным органам власти. Называться они могут по-разному. Например, отдел имущественных и земельных отношений, комитет имущественных и земельных отношений или как функционирующие в муниципальных районах Республики Татарстан муниципальные учреждения под названием «Палата земельных и имущественных отношений». Этим структурам приходится решать чрезвычайно широкий круг задач, направленных на обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования недвижимого муниципального имущества, и контролировать это использование.
Они выполняют разнообразные функции:
— участвуют в разработке муниципальных программ, направленных на более эффективное регулирование земельных отношений и рациональное использование земель;
— вырабатывают предложения о разграничении собственности земельных ресурсов;
— ведут Реестр муниципальных земель, поддерживая функционирование системы учета земельных ресурсов;
— обеспечивают передачу земельных участков гражданам и юридическим лицам;
— осуществляют муниципальный земельный контроль;
— выступают заказчиком работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
— контролируют поступление в местный бюджет средств от продажи и аренды, а также иных видов использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Способом государственного участия в развитии экономики является программно-целевой метод планирования и управления. Его уже многие годы используют в США, Великобритании, Германии и других странах. России тоже есть, что предъявить в части разработки и реализации государственных целевых программ. Достаточно вспомнить о плане ГОЭЛРО или Энергетической программе. Федеральные целевые программы позволяют ставить и эффективно решать самые сложные задачи, поскольку программно-целевой подход способствует преодолению межведомственных барьеров, помогает обеспечить действенный контроль за ходом достижения поставленных целей и рациональным расходованием финансовых средств. Примером федеральной целевой программы, непосредственно касающейся земельно-имущественного комплекса, является программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)». Она направлена на гармонизацию сферы земельно-имущественных отношений на основе соблюдения баланса интересов, взаимной ответственности и координации усилий государства, бизнеса и общества в обеспечении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Еще один по своей сути программный документ ─ «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р. Он призван обеспечить условия для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиту прав на недвижимое имущество, снижение административных барьеров в развитии рынка и обеспечение рационального налогообложения недвижимости.
Развитие рынка потребовало большого числа квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям. Чтобы восполнить их дефицит в перечне направлений подготовки среднего профессионального образования появилась специальность под названием «Земельно-имущественные отношения». Ее основное содержание ─ экономика и управление недвижимостью. Сегодня специалист по земельно-имущественным отношениям ─ чрезвычайно востребованная профессия, а земельно-имущественные отношения ─ специальность, которую смело можно причислить к числу наиболее популярных среди абитуриентов. Объектом профессиональной деятельности специалистов по земельно-имущественным отношениям является недвижимость: земля и иное недвижимое имущество. Они обеспечивают проведение учетной и инвентаризационной деятельности, занимаются установлением рыночной, инвестиционной, ликвидной и иной стоимости имущества. В высшем профессиональном образовании направлений подготовки (специальностей), название которых совпадало бы с заголовком этой статьи, нет, но есть созвучные ─ «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Экспертиза и управление недвижимостью». По окончанию обучения по этим специальностям выпускникам присваивается квалификация «инженер». А тем, кто проходил подготовку по специальности «Землеустройство и кадастры», присваивается квалификация «Бакалавр землеустройства» или «Магистр землеустройства». Сегодня земельно-имущественные отношения ─ значимый сегмент многих сфер государственной и общественной жизни: правовой, административной, экономической, социальной, информационной. И это абсолютно справедливо, ведь история убедительно доказывает: от состояния земельно-имущественных отношений во многом зависит уровень социально-экономического развития любой страны. В т. ч. и уровень жизни людей, казалось бы, не имеющих к рынку земли никакого отношения.
Экономическое регулирование земельных отношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности регулирования земельных отношений
В современной экономике большое значение имеют вопросы и проблемные моменты механизма экономического регулирования отношений, связанных с землёй.
Экономические государственные интересы, интерес землевладельцев и пользователей земли реализуется в процессе регулирования земельных отношений, которое осуществляется государством и рынком.
Регулирование земельных отношений с помощью государства способно создать организационную правовую основу, с помощью участия и ответственности участников земельного права.
Регулирование с помощью рынка проводится на основе комбинации и взаимодействия спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, результаты труда и средства производства.
Рыночное регулирование не всегда может охватить всю систему земельных отношений, поскольку продовольственная территориальная безопасность государства требует вмешательств, которые имеют отношение к экономической целесообразности.
Экономическое регулирование земельных отношений включает систему мер специального хозяйственного воздействия, которые направлены на:
Механизмы регулирования земельных отношений
Система экономических инструментов, позволяющих регулировать земельные отношения, включает в себя:
Готовые работы на аналогичную тему
Экономическое регулирование земельных отношений и его инструменты должны отвечать некоторым требованиям:
Земельная рента
Основной инструмент экономического регулирования земельных отношений представляет собой механизм оплаты за землю. С помощью этого механизма государство может учитывать интересы владельцев и пользователей земли, побуждая их наращивать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении.
Плата за землю представляет собой особый вид издержек, который позволяет иметь доход в виде ренты.
Рента представляет собой устойчивый доход, который напрямую связан с деятельностью предпринимателя.
Выделяют несколько видов ренты, включая государственную, банковскую, связанную с займами, в соответствии с которой выплачиваются рентные доходы в виде процентов.
Земельная рента обладает другой природой. Так, земельный собственник может осуществлять хозяйство самостоятельно, но также может передать право использования земли в аренду предпринимателям. По условию арендного договора предприниматель может временно получить права хозяйства на этом участке, за что обязан выплатить землевладельцу арендную плату. Данная монополия характеризует превращение части прибыли арендатора в земельную ренту.
Предприниматели рассчитывают на получение не только средней прибыли, но и добавочного дохода, выплачиваемого впоследствии собственнику земли в виде земельной ренты. Таким образом, земельная рента представляет собой форму экономической реализации собственности на земельные участки. В составе ренты принято выделять дифференциальную, абсолютную, а также монопольную ренту.
Понятие дифференциальной ренты возникло на основе монополии на землю в качестве объекта хозяйствования. Каждый предприниматель может получить в свое распоряжение определенный участок, ограниченный по размерам. По качеству данные участки отличаются и при равных затратах обеспечат получение разного количества дохода и прибыли.
При увеличении спроса на продукцию сельского хозяйства в хозяйственный оборот вовлечены худшие участки земли, с которых можно получить обычную прибыль, а на средних и лучших участках можно получить более высокую сумму дополнительной прибыли, которая впоследствии превращается в дифференциальную ренту.
Возникновение абсолютной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю.
Источником образования этого вида ренты является превышение прибавочной стоимости над средней прибылью, образующейся в сельском хозяйстве по причине конкуренции между отраслями, более низкого ограниченного состава капитала, трудности перелива капитала из промышленных отраслей в отрасли сельского хозяйства. Также это происходит по причине приравнивания нормы прибыли по капиталу сельскохозяйственных производителей и общей нормы прибыли.
Разница, которая получается между стоимостью и ценой производства, представляют собой добавочную прибыль, которую необходимо передать в форме абсолютной ренты собственникам земли или государству. Получение абсолютной ренты возможно с любых участков, вне зависимости от их нахождения, качества и производительности.
Экономический механизм регулирования земельных отношений
Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку. Механизм платы за землю (абсолютная и дифференциальная рента). Ипотека земель в развитых государствах. Рыночная цена земли и методы её регулирования в разных государствах.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.01.2012 |
Размер файла | 85,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Экономический механизм регулирования земельных отношений
земля рента ипотека рыночный
В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью.
Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.
Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает:
— арендную плату за землю;
— рыночную цену земли;
— залоговую цену земли;
— компенсационные платежи при изъятии земель;
— компенсационные выплаты при консервации земель;
— платежи за повышение качества земли;
— штрафные платежи за экологический ущерб;
— налоговое обложение при гражданском земельном обороте;
— плату за право аренды и т.д.
Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:
— обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
— разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
— использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.д.);
— учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;
— стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;
— усиление экологической защиты земельных угодий.
Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.
Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.
Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.
Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены производства.
Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли.
Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек.
Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования.
При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты.
Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования.
Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье.
Ипотека земель в развитых государствах
В экономически развитых странах ипотека (залог) земли имеет широкое распространение, прежде всего потому, что это выверенная веками гибкая и весьма эффективная организационно-правовая форма рыночного оборота объектов недвижимости. Только она позволяет, не меняя титула собственности, привлекать долгосрочные финансовые ресурсы и одновременно сдавать заложенные участки в аренду, вести на них гражданское и промышленное строительство, другую выгодную и необходимую для залогодателя деятельность.
Определяющим фактором, сдерживающим реформу отечественных земельных отношений и развитие рынка недвижимости является чрезмерное огосударствление земель. Сегодня свыше 92% всего земельного фонда РФ находится в государственной или муниципальной собственности. Как показывает практика, этот публичный собственник весьма неэффективен, мало заинтересован в рациональном землепользовании и организации развитого, а значит и «прозрачного» земельного рынка. К настоящему времени из хозяйственного оборота законодательно исключено почти три четверти земельного фонда РФ, т.е. эта земля вообще не подлежит залогу, не имеет рыночной стоимости и не является реальным обеспечением для потенциально возможного колоссального объема новых финансовых инструментов, остро необходимых зарождающемуся российскому ипотечному, да и фондовому рынку. Указанные причины, усиливаясь коррупцией и бюрократическими препонами, сдерживают капитализацию российской экономики, снижают финансовую отдачу и эффективность использования земли, препятствуют притоку в реальный сектор экономики не только иностранных, но и отечественных инвестиций, что, в конечном счете, ведёт к снижению темпов роста ВВП и уровня благосостояния населения страны.
При земельной ипотеке инвестор получает наиболее полную гарантию безопасности и возврата своих капиталовложений, поскольку имеет: договор об ипотеке земельного участка и закладную, зарегистрированные органом государственной регистрации; гарантированный ипотечным законодательством приоритет перед другими кредиторами заёмщика; приоритетное страховое возмещение. Кроме того, возможна и взаимовыгодная для кредитора и заёмщика торговля на отечественном и зарубежных финансовых рынках акциями, облигациями, векселями и закладными, обеспеченными земельными участками, что также явится дополнительной гарантией возврата ипотечной задолженности.
Муниципальные образования (МО) и субъекты РФ (СФ) с преобразованием своих земельных активов в ЗЗФ приобретают эффективный рыночный инструмент для реализации долгосрочных социально-экономических планов и поддержки малого и среднего бизнеса. При этом используются внебюджетные средства и исключаются потенциальные угрозы для бюджетов территорий перед кредиторами, поскольку нет необходимости в предоставлении государственных и муниципальных гарантий. В результате широкого внедрения земельного инвестиционного механизма получит импульс реформа местного самоуправления, население приобретает реальную возможность через земли своих территорий непосредственно участвовать в рыночных и социально-экономических процессах. Ипотека земель предоставляет дополнительные ресурсы для решения и таких социально острых и трудно решаемых сегодня проблем, как расселение «беженцев», мигрантов, «северян», военнослужащих, перепрофилирования моногородов. Данный ипотечный механизм может стать хорошим подспорьем в обеспечении внебюджетными финансовыми средствами жилищной программы, реформы ЖКХ и АПК.
Вместе с тем, наиболее значимых результатов в инвестиционной политике субъектов РФ и муниципальных образований можно достичь при условии гармоничного сочетания предлагаемой модели использования публичных земельных активов с комплексным планированием социально-экономического развития территорий и организацией в них благоприятных режимов хозяйствования (ОЭЗ, СЭЗ). В этом случае объективно повышается кредитный рейтинг региона, а инвестор получает чёткую и ясную долгосрочную перспективу вложения своих капиталов, поскольку имеет в наличии три важнейших и определяющих мотивы его решений фактора: льготный инвестиционный климат; социально востребованный инвестиционный проект; публичную гарантию возврата капиталовложений.
Рыночная цена земли и методы её регулирования в разных государствах
В развитом рыночном хозяйстве земля становится предметом купли-продажи. Что же в этом случае лежит в основе цены на земли?
При продаже земли ее собственник заботится о том, чтобы не потерять получаемый им рентный доход. Он, по-видимому, стремится получить за участок по крайней мере такую сумму денег, которая, будучи помещена в банк, принесла бы ему годовую величину процента, равную ренте. В свою очередь, покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, сравнивает приносимую землей сумму ренты с процентом, который он может получить, если положит свои деньги в банк. Стало быть, цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна ставке депозитного процента (Пц’):
При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка процента. Если, допустим, банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, то участок, приносящий ренту в размере 14 000 марок в год, будет продаваться за 2800 тыс. марок (). Когда же норма банковского процента понизится до 2%, цена того же участка возрастет до 7 млн. марок ().
На рыночную цену земли определенное влияние оказывает соотношение предложения и спроса на данный товар. При этом важно отметить, что количество предлагаемой земли не может вообще измениться под воздействием повышения или снижения цены: общее количество освоенной земли невозможно увеличить. Только при очень высоких ценах на землю становится выгодным вовлекать в оборот заболоченные, пустынные и им подобные территории, но и их количество имеет непреодолимые пределы.
Для современных условий характерна тенденция уменьшения предложения земли вследствие ряда обстоятельств. Так, непрерывно усиливается процесс урбанизации (роста городов) и использования земли для других несельскохозяйственных целей (добычи полезных ископаемых, строительства аэродромов и т.п.). В связи с этим государство в ряде стран идет на национализацию части земель (выкупая ее у собственников), создает национальные парки и заповедники, в которых в экологических целях сохраняется в неприкосновенности природная среда. Оно улучшает использование земель для городского строительства и рационального развития отдельных регионов страны. Все это, естественно, ограничивает предложение на рынке земли.
Одновременно возрастает спрос на землю. Его предъявляют крупные сельскохозяйственные предприятия, стремящиеся расширить свою деятельность. Активными покупателями выступают те, кто строит дома за пределами городов и использует землю для иных несельскохозяйственных нужд. В итоге для соотношения предложения и спроса на землю сейчас типична ситуация, изображенная на рис. 12.5.
Рис. Изменение цены земли при разных соотношениях предложения и спроса на нее
Не случайно во второй половине XX в. в странах Запада сложилась устойчивая тенденция к росту цены земли. Показательно, например, что в ряде регионов США цена земли выросла по сравнению с 1940 г. более чем в 3-5 раз. Сопутствующим этому следствием является еще более быстрое повышение цены на жилые дома. Так, в тех же США в начале 50-х годов цена традиционного односемейного дома равнялась 8 тыс. долл., а в середине 80-х годов она возросла более чем в 10 раз. Для приобретения дома американская семья может получить ссуду в размере 70% его товарной цены с рассрочкой на 25-40 лет. Между тем выплачиваемая по процентам сумма оказывается больше первоначального займа в 2 или более раза.
В итоге мы приходит к важному выводу. Эффективно использовать собственность на землю (получить доход) можно при разных формах землепользования: и когда действует арендатор чужой земли, и при сдаче земли ее владельцем в ипотеку, и если собственник земли полностью сам распоряжается ею. Это означает, что сельское хозяйство может успешно развиваться при плюрализме форм собственности на землю. Решающее значение для получения нормального дохода имеют технические и организационно-экономические условия производства. Такие условия имеются у процветающих крупных хозяйств. Что касается мелких фермерских хозяйств, то они нуждаются в поддержке государства: им требуется финансовая помощь, серьезные экономические стимулы и современная инфраструктура сельскохозяйственного производства, которую обеспечивает агропромышленный комплекс. В нем продуктивно соединяется изготовление необходимых средств производства для сельского хозяйства, само это хозяйство и отрасли промышленной переработки полученной продукции. Новейшие научно-технические достижения позволяют поднять эффективность труда во всех отраслях комплекса.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Земля как фактор производства. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве. Понятие ренты и теория рентных отношений. Методы оценки рыночной стоимость земли. Проблемы регулирования рынка земельных ресурсов в России.
курсовая работа [82,8 K], добавлен 03.04.2018
Виды рент, источники их образования, понятие ренты на землю. Способы присвоения рент в условиях государственной собственности на землю и развития рыночных отношений. Принципы и экономический механизм государственного регулирования земельных отношений.
курсовая работа [111,3 K], добавлен 24.12.2009
Изучение понятия, видов ренты. Цена земли. Источники образования ренты. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Присвоение ренты в условиях рыночных отношений. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в РФ.
курсовая работа [112,3 K], добавлен 20.03.2016
Земля как фактор производства. Абсолютная и монопольная рента. Особенности спроса и предложения на земельном рынке. Понятие ренты и рентных отношений. Цена земли как дисконтированная стоимость. Проблемы регулирования рынка земельных ресурсов в РФ.
курсовая работа [35,9 K], добавлен 01.06.2010
Рента как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью. Лизинг как долгосрочная аренда. Сущность земельных и рентных отношений. Основные виды земельной ренты. Цена и спрос на землю.
контрольная работа [14,5 K], добавлен 06.06.2010
Специфика земельных отношений. Формы дифференцированной ренты, ее происхождение и особенности. Передача в аренду худших земель (абсолютная рента). Государственная собственность и рента. Рентные отношения в Российской Федерации, пути их совершенствования.
реферат [31,7 K], добавлен 27.06.2011
Особенности земли как экономического ресурса. Абсолютная и дифференциальная рента. Цена земли для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных пользователей. Добавленная стоимость как рыночная стоимость продукции. Расчет экономической прибыли бизнеса.
контрольная работа [19,4 K], добавлен 06.11.2011