интегрированный форма организации образовательного процесса 5 букв вторая л
Организуем интегрированные формы работы дошкольников
С введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов возникла необходимость изменить организацию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и личностными особенностями дошкольников.
Интеграция должна обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов детской деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс мы строим на основе календарно-тематического планирования. Мы стараемся использовать интегрированные формы работы,такие как: творческие мастерские, социальные акции, исследования, опыты и эксперименты, игры с использованием интегрированных пособий, экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, выставки детской деятельности, сбор коллекций и многое другое.
Важным аспектом любой образовательной деятельности является мотивация, детям нравится помогать, выручать из беды, что-то искать, соревноваться. На таких занятиях, как «В гостях у сказки», «Гуси-лебеди», «Экскурсия в зоопарк», «Помощь Снегурочке» интегрировано решались задачи разных образовательных областей. Такие занятия проходят на одном дыхании, благодаря смене игр и деятельности дети не устают, в комплексе решают все поставленные задачи.
Очень помогают нам в работе многофункциональные интегрированные пособия. Благодаря легкости размещения я постоянно обновляю на них материал в соответствии с лексической темой. Яркость и необычность наглядного материала привлекает детей. Дети с удовольствием используют эти пособия в самостоятельной деятельности. Играя с ними, дети в непринужденной форме упражняются в ведении диалога, закрепляют знания лексической темы, состава числа, прикручивая крышечки, развивают мелкую моторику и многое другое. Родители нам помогали в изготовлении пособий и подборе материалов для них.
Иногда инициаторами бывают сами дети. Например, дети стали спрашивать о том, кто написал услышанные песни, живы ли композиторы, которые их сочинили. И мы провели работу по краткосрочному проекту «Детские композиторы», в результате которого познакомили детей с композиторами В. Шаинским и Г. Гладковым. Итогом проекта стал «Вечер музыки» и альбом рисунков по любимым песням.
По инициативе детей также была организована проектная деятельность по таким темам, как «Наши гости-свиристели» и «Всё о тушканчиках», потому что они особенно заинтересовали детей.
Важно отметить, что в результате проектной деятельности дети стали более самостоятельными, активными, инициативными в поиске ответов на вопросы, в практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков. Непосредственными участниками данной деятельности являются родители. Они активно участвуют в изготовлении газет, книжек-малышек, поделок и макетов, в сборе коллекций.
Наши дети, как и многие другие, любят проводить опыты и эксперименты, поэтому мы много времени уделяем проведению опытов с объектами живой и неживой природы. Мы проводили опыты и эксперименты с деревьями (определяли возраст деревьев, по цвету и запаху находили от какого дерева опилки, с водой (выращивали снежинки путем поэтапного замораживания; получали нужный цвет воды, смешивая краски, с песком (через лупу рассматривали и зарисовывали песчинки разной формы, с магнитами и разными материалами и мн. др. Данная деятельность помогает детям научиться договариваться, общаться, совместно решать проблемы, мыслить, познавать окружающий мир. В пополнении лаборатории материалами нам также активно помогают родители.
Социальные акции оказывают существенное влияние на нравственность детей. Наши дети совместно с родителями принимали активное участие и побеждали в различных социальных акциях д/с и города по изготовлению скворечников, ёлочных игрушек, поделок по ПДД, сбор корма для птиц и пр. В этом году в ходе социальной акции мы придумали и изготовили безопасный автомобиль. Дети проявили большое творчество и фантазию, придумали много новых функций для автомобиля, которые мы потом внедрили в совместную поделку. Процесс был длительным. Дети работали индивидуально, коллективно и в парах. Они научились работать дружно и согласованно. Результаты этой акции мы показали воспитателям д/с и детям соседней гр. № 45. Совместно с детьми ст. гр. наши дети изготовили медали с изображением безопасного автомобиля и подарили их младшим детям. И здесь родители были с нами на протяжении всей работы, помогали детям воплотить идеи в рисунках и рассказах, специалисты написали нам свои отзывы. Фотографии с описанием технических функций автомобиля родители передали на ВАЗ в НТЦ и собрали отзывы ведущих специалистов (главного инженера и начальника отдела дизайна) в наш блокнот отзывов и предложений. Это мероприятие произвело большое впечатление на детей, они ещё долго рисовали и мастерили различные автомобили и придумывали к ним новые функции. Дети рассказывали, что они стали больше обращать внимание на ПДД и делать замечания родителям, если те их нарушали.
Еще хотелось бы рассказать о творческих мастерских, которые мы регулярно открываем для изготовления книг, афиш для театра, реклам, украшений к новому году, подарков для родителей и малышей и пр. Детей всегда привлекает продуктивная деятельность, мотивация усиливается благодаря соревновательному характеру. В ходе работы дети также знакомятся с различными точками зрения, высказывают и обосновывают свое мнение.
Благодаря различным интегрированным формам работы и созданию предметно-развивающей среды у наших детей были решены многие проблемы, которые существовали раньше при общении с нами и со сверстниками. Дети не слышали нас и не хотели слушать друг друга, некоторые вели себя агрессивно. Теперь у детей развились социально-значимые качества. Они научились договариваться и сотрудничать, ставить перед собой общие цели, слышать и помогать друг другу, управлять своими чувствами и поведением. Теперь они могут работать подгруппами и в парах. Дети много общаются в процессе разных видов деятельности, рассказывают друг другу где были, что видели, дают оценки своим поступкам и поступкам сверстников. Наши дети стали проявлять интерес и заботу к младшим детям, с удовольствием им помогают, обучают, изготавливают поделки. Хотя и с большими трудностями, нам удалось установить контакт с детьми. На протяжении трех лет мы показывали культурные нормы общения, давали оценки поступкам, знакомили с правилами поведения, требовали подчинения общим правилам в играх. Сначала ведущую роль мы брали на себя, затем стали передавать детям. Мы всегда старались находиться рядом с детьми, и дети стали нам доверять.
Большую благодарность нам хочется выразить родителям, с которыми у нас установился тесный контакт. Они нам во всем помогают и работают с нами в одном направлении. Родители активно участвуют во всех проектах, в сборах коллекций, конкурсах и нередко побеждают.
Организация и проведение интегрированных занятий в детском саду Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) программа должна строиться на основе.
Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС
Александра Конопля
Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Конопля Александра Александровна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 «Родничок», г. Серпухов
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования:
Принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
Вторым системообразующим фактором является их интеграцияна основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Третьим системообразующим фактором является интеграцияосновных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей.
Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.
Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.
Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду» / М., 2013
2. Трубайчук Л. В. «Интеграция как средство организации образовательного процесса» / М., 2013.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт / [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования Методический кабинет Управления образования Администрации города Новочеркасска Городская тематическая неделя «Реализация модели организации.
Формирование образовательного потенциала развивающей среды логопедического кабинета детского сада в условиях реализации ФГОС В настоящее время большую актуальность приобрели вопросы обеспечения условий в образовательной организации для полноценного развития детей.
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОО в условиях введения ФГОС В настоящее время перемен, необходимо как нельзя точно осознавать, что планирование является очень нужной и важной частью работы педагога.
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Опыт работы «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 7 пгт Ильского МО Северский.
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС Емельянова Н. В. – учитель –логопед, Тюрк А. В. – учитель –логопед МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок» Организация коррекционно – развивающей.
Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.
Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС через создание книг с рисунками и рассказами Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.
Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы
Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
Принципы интегрированного обучения
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
Минусы интегрированного обучения
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊