интегрированные уроки как форма реализации межпредметных связей

Интегрированные уроки как средство реализации межпредметного подхода в образовательной организации

С целью улучшения качества образования в настоящее время арсенал педагогов богат современными эффективными технологиями. Можно предположить, что у каждого педагога есть опыт проведения интегрированных уроков. Естественно организация и проведение таких занятий требует большой подготовки, что в результате приводит к довольно высокой эффективности. За время урока нужно организовать и протянуть непрерывную нить, которая просматривается на интегрируемых учебных дисциплинах, что дает возможность ученику в благоприятной образовательной среде получать нужные знания. В чем же преимущества организации и проведения интегрированного урока?

В настоящее время в школе одной из форм организации является интеграция. Ни смотря на то, что на протяжении длительного времени в школе изучаются отдельные дисциплины, напрашивается вопрос: насколько целостно учащиеся усваивают знания о природе, обществе, человеке? На основе чего формируется возможность полноценного восприятия действительности? Как происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной? Какие нужны условия для получения ответов на поставленные вопросы?

Интеграция, межпредметные связи на слуху у каждого учителя. Как организовать учебный процесс и дает ли это ученику возможность сформироваться всесторонне развитой личностью – проблемный вопрос, который в современной системе образования звучит несколько по-другому. Его актуальность прогнозируется современными требованиями, которые предъявляются к школе. Интеграция, вот тот необходимый шаг, который нужно делать в системе образования. Это объясняется утратой эффективности традиционной системы в образовании. Сейчас большая часть учебных дисциплин конкурируют друг с другом. Каждый школьный предмет рассматривается как определенный набор сведений, необходимый учащимся для формирования целостного мировоззрения.

Есть ли возможность формирования целостно картины мира – остро стоящий вопрос в современной системе образования.

На основе этого возникают следующие проблемы: ученики не умеют применять полученные знаний, так как они обрывочные, ни их основе возникает клочкообразное представление о мире и его законах; не умеют связывать полученные знания с изученными ранее, не говоря уже о использовании на других предметах. Интеграция может осуществляется на любом этапе учебного процесса: при постановке целей урока; на уровне содержания; при выборе форм проведения занятий (уроки, экскурсии, конференции, проекты и прочее).

Образовательный процесс можно разделить на следующие ветви:

Лаконично организованная работа педагогического состава образовательной организации позволит структурировать содержание образовательного процесса таким образом, что появится возможность осуществить интеграцию учебного материала, а также рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам, что позволит более четко систематизировать учебный и создать у учащихся представление о целостной научной картине мира.

Существующая и применяемая предметная система обучения показывает традиционное разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельное существование предметов, их невидимое взаимодействие препятствуют органическому восприятию целостной картины мира. В мировой педагогике всегда обсуждался и до сих пор имеет место вопрос: как строить учебные планы, состоящие из отдельных учебных дисциплин или из комплексов и проектов, в которых знания учащихся будут лаконично группироваться из различных наук вокруг какой-нибудь области исследования.

Интегрированный урок – один из особых типов урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Такой тип урока учителя используют при явном существовании дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при маленьком количестве учебного времени, отведенного по программе на изучение темы; при изучении межнаучных и общенаучных понятий, таких как движение, время и другие; при явном противоречии в описании явлений, событий, фактов в разных науках; при возможности создания проблемной развивающей методики обучения предмету.

Из вышесказанного мы видим очевидные преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным. Явно просматривается возможность создания благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, что дает возможность научить применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных ситуациях. Многопредметные уроки дают возможность максимально приблизить образовательный процесс к жизни, наполнить смыслом выполнения практических заданий, что помогает учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук. Такие уроки обогащают учителей, способствуют росту и повышению профессионального мастерства, так как требуют владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществление деятельностного подхода к обучению.

Межпредметные связи интегрированного урока предполагают согласованную взаимосвязь содержания каждой учебной дисциплины, построение и отбор материала, методов и форм обучения, которые определяются общими целями образования, обусловленными спецификой каждого учебного предмета.

Наряду с плюсами, мы встречаемся с проблемами интегрированных уроков. Одним из главных отрицательных моментов, на наш, взгляд, можно считать сложность точного распределения времени, а именно его строгая экономия, учитывая, что выдаваемый материал достаточно объёмный, и нужен чёткий поминутный расчёт времени на каждый вид деятельности. Таким образом, распределение времени и его строгое отслеживание – одно из важных условий успешного проведения интегрированного урока.

Эффективного результата интегрированного урока можно достичь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, грамотно организуя деятельность на уроке. Основная сложность проведения такого типа уроков состоит в том, что необходимо учитывать актуальность подачи материала каждой дисциплины, что не всегда предусмотрено рабочими программами. Оба учителя должны мастерски владеть навыками составления программы и быть гибкими и толерантными при проведении уроков.

В заключении хотелось призвать коллег отбросить все сомнения, пробовать, развиваться, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза учащихся, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках – это один из ценных результатов работы каждого учителя.

Список литературы

Источник

«Интеграция, как эффективная форма реализации межпредметных связей»

Просмотр содержимого документа
««Интеграция, как эффективная форма реализации межпредметных связей»»

ТЕМА: «Интеграция, как эффективная форма реализации межпредметных связей»

МАОУ «СОШ № 85» г.Кемерово

Гурбатова Ольга Дмитриевна

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе.

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы, самопознания, психологии.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения, повышает эффективность урока и качество знаний учащихся.

Специфика интегрированных уроков состоит в том:

проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов,

чаще всего проводятся с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме,

предусматривает смену видов деятельности учащихся,

на таких уроках специфична оценка деятельности учащегося.

Роль интеграции в совершенствовании учебного процесса в том, что

Интегрированное обучение создает:

новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой модель активации мыслительной деятельности.

позволяет качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующие закономерные связи в явлениях природы и общества.

Различают 4 уровня интеграции:

сопоставлять факты, суждения,

применяют выработанные учебные умения.

устанавливать связи и закономерности, применять выработанные учебные умения.

умение сопоставлять и противопоставлять явления и объекты

объединение понятийно-информационной сферы разных предметов

внутрипредметная интеграция- это интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

исследование учебного материала.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовится 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

В заключении своего доклада, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.

Источник

Технология интегрированного урока

Выступление на августовской конференции 2017 года

Филиал НП ЦО «Лицей « Столичный»

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков:

Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;

Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;

Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений и навыков.

Технология личностно-ориентированного обучения направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

организация деятельности учащихся на уроке

ученик как субъект учебного взаимодействия

компьютерные технологии обучения

технология проектного обучения

технология развития критического мышления учащихся

технология интегративного обучения

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Интеграция происходит и внутри блока технологии. Примером служит изготовление картин из атласных лент, когда пейзаж рисуется на канве и затем вышивается лентами; вышивка по трикотажному полотну, пошив изделия и отделка кружевом, связанным крючком. Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и очень интересны, поэтому и слабоуспевающие ученики не остаются равнодушными и с большим удовольствием готовят такие проекты, проявляют активность и творческую инициативу.

Выполнение интегрированных проектов показывает практическое применение межпредметных связей:

ОБЖ – соблюдение правил техники безопасности

химия – классификация текстильных волокон;

физика – изучение свойств текстильных волокон;

математика – расчеты вязаного полотна; черчение – снятие мерок и построение выкройки изделий;

экономика – расчет себестоимости изделия;

изобразительное искусство – художественное оформление изделий, выполнение эскизов моделей;

информатика – оформление и защита проекта.

Можно сказать: межпредметные связи – условие повышения качества учебно – воспитательного процесса современной школы, условие интеграции науки и практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать

межпредметные связи – показатель педагогического мастерства учителя. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

2. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.

4. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.

6.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

Источник

Статья «Интегрированный урок – эффективная форма реализации межпредметных связей»

Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни. В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда педагоги обращаются к методическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие или урок. Что же такое интегрированный урок?

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания различного типа, которые выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учащимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, а по нескольким предметам сразу.

Итак, принятая классификация интегрированных занятий:

организация и проведение занятия двумя и более педагогами разных учебных предметов;

организация и проведение занятия одним учителем, который имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;

создание не только одного интегрированного занятия, но и разработка интегрированных тем или разделов, а при возможности и курсов.

Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося.

Интегрированный урок результативен, если реализованы следующие дидактические задачи: тема должна быть актуальна, содержать проблему и межпредметные связи.

Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам. Таким образом, интегрированные уроки в современном учебном процессе приобретают важную и значимую роль. Именно поэтому в нашей педагогической работе мы планируем применять как интегрированные занятия, так и интегрированные уроки иногда по абсолютно разным и на первый взгляд несмежным предметам.

Как же возникла идея интегрированного урока по литературе и технологии на тему, посвященную 180-летию со дня смерти великого русского поэта А.С. Пушкина.

Основой интеграции стала взаимодополняемость содержания некоторых тем рабочих программ этих предметов в 7 классе:

по предмету «Литература»- «Пушкин в Петербурге», «Любовь к родине, уважение к предкам», «Тема любви в стихотворениях А. С. Пушкина».

В результате интегрированного урока в части «Литература» учащиеся овладели различными видами учебной деятельности:

— научились ставить учебные цели;

— искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

— понимать смысл стихотворения и настроение героя;

— выполнять задания в группах;

— выражать в словесной форме смысла творчества поэта;

— оценивать свою деятельность на уроке.

Для подготовки литературной викторины учащиеся самостоятельно находили необходимый материал по жизни и творчеству поэта, готовили сообщения и учили стихотворения, отвечали на вопросы.

Применение в образовательном процессе интегрированных уроков, способствует эффективной реализации межпредметных УУД.

по предмету «Технология» – темы «Направления моды», «Правила этикета»; Практическая работа «Разработка приглашения на торжество»; раздел «Творческий проект».

При подготовки исследовательского проекта на тему «Мода пушкинских времен» целью которого, было исследование моды и этикета того периода, являющимися духом времени, влияющими на настроение, умы и нравы современников А.С. Пушкина, ставших источником его вдохновений.

Во время проведения исследования и в результате интегрированного урока учащиеся ознакомились с примерами декоративно-прикладного искусства, модой, этикетом, правилами хорошего тона, искусством приглашения в стиле того времени, сравнили быт и нравы пушкинских времен с современным этикетом. Также узнали правила взаимоотношений мужчины и женщины, молодых и пожилых людей, выполнили практическую работу по составлению приглашения на бал, научились определять основные стили одежды того времени и современные направления моды, ознакомились с эскизами различных моделей женской одежды в художественном оформлении которых, присутствуют бисер и блестки, художественная вышивка и другие. Научились осуществлять поиск информации об истории развития моды, этикета того времени, а также информации о современных направлениях моды, и презентацию проведенного исследования в виде готового продукта.

В результате интегрированного урока в части «Технология» учащиеся овладели различными видами учебной деятельности:

— проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического, прикладного и художественного творчества в создании новых объектов;

— проводить расчеты и обоснование создания ученического проектирования;

— выполнять эскизные работы проекта, зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия ;

— выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект;

— выполнять проект и анализировать результаты работы.

— применять зрительные иллюзии в одежде;

— проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности;

— понимание ценности материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия, в развитии творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

— овладели этапами выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический);

— научились разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукт с использованием освоенных технологий;

— анализировать особенности декоративного искусства России пушкинских времен, сравнивать эстетические возможности различных направлений моды.

В ходе интегрированного урока использовались методы проектов, коллективного обсуждения, сравнение технологий и анализ основных направлений моды, быта, этикета.

Так как современное образование ставит задачу сформировать у обучающихся целостную картину мира, то интегрированный урок открывает значительные возможности перед учителем и учениками для приобретения разносторонних, более углубленных знаний, используя информацию по нескольким предметам, с возможностью формирования метапредметных УУД.

В результате интегрированного занятия у обучающихся сформировалось одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность. Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Таким образом, поставленные задачи в ходе интегрированного урока были реализованы в полном объеме.

Помимо этого интеграция позволила сформировать творческие способности самостоятельной, толерантной, ответственной личности. Интегрированное занятие организовано таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода к получению информации и знаний обучающихся. Интегрированный урок открыл возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей, возможностей и интересов. Учащимся предлагались различные методы получения и усвоения знаний: от творческого поиска, проекта, глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа и обсуждения изученной информации. Следовательно, в ходе участия в интегрированном занятии у детей развилось умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких источников и предметов, сформировалась преемственность полученных учениками знаний.

Преподаватели при подготовке урока тесно взаимодействовали между собой, применялось обязательное кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного, опережающего домашнего задания, использовались приемы обратной связи, обеспечивалась преемственность между его этапами. Также при подготовке интегрированного урока учитывались возрастные особенности учащихся, возможности класса, отношения между учащимися. Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность и логическую взаимосвязь изучаемой информации по предметам.

Особо необходимо отметь, что интеграция предполагает увеличение объема самостоятельной работы учащихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.

Данный интегрированный урок рекомендуется провести в виде литературного вечера, а занятие разделить на несколько этапов — страниц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *