интеллектуальная система учета электрической энергии мощности что это
С 1 июля россиян обязали устанавливать умные счетчики. Что это значит
Россиян обяжут устанавливать в домах и квартирах интеллектуальные системы учета электроэнергии. Соответствующий закон вступает в силу сегодня, 1 июля 2020 года. Умные счетчики будут монтировать по мере выхода из строя старых приборов.
Рассказываем, за чей счет установят приборы учета нового образца и как они будут работать.
Механизм умного счетчика
Основное отличие умных счетчиков от старых приборов учета заключается в том, что они станут осуществлять хранение и защиту данных о расходе электроэнергии и передавать их напрямую в энергетические компании, пояснил адвокат, управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. По его словам, передавать показатели устройства смогут через домашнюю сеть Wi-Fi, мобильный телефон или сим-карту, установленную в нем. Одной из главных целей механизма является задача переложить ответственность за неуплату счетов на непосредственного нарушителя, а не раскладывать сумму долга неплательщика на всех потребителей через тариф.
Установка без согласования
Установка будет производиться бесплатно для граждан компанией, осуществляющей обслуживание объектов энергетики. Учитывая, что электросчетчики чаще всего располагаются за пределами жилых помещений, их монтаж и демонтаж предполагается без специального уведомления жильцов, уточнил Гавришев. Он отметил, что организации, которые не смогут предоставить потребителям доступ к умным счетчикам после 1 января 2023 года, будут оштрафованы. «Замену счетчиков планируется производить постепенно, в соответствии с окончанием сроков эксплуатации старых», — подчеркнул эксперт.
Оплата и тарифы
Обязанности по учету электричества в многоэтажках возложены на гарантирующих поставщиков, а для остальных потребителей — на электросетевые организации. Расходы на обслуживание систем будут включены в тариф за электричество. Однако завышения стоимости потребитель не заметит, так как, согласно закону, платеж за коммуналку ограничен уровнем инфляции, отметил адвокат. Граждане, которые не получат в срок новые приборы учета, будут иметь право не платить за электричество.
Отказ от установки
При желании и согласно закону гражданин имеет право отказаться от установки умного счетчика. «В этом случае расчет будет осуществляться по нормативам, что выйдет дороже, поэтому вряд ли стоит ожидать массовых отказов граждан от замены приборов», — пояснил Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический поверенный». Однако если выяснится, что собственник отказывается допускать мастера для замены счетчика, который вышел из строя, ему могут отключить электричество за использование электросчетчика, не соответствующего требованиям законодательства, резюмировал партнер AVG Legal.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Умный счетчик: эксперт о плюсах и минусах новой системы учета электроэнергии
С 1 июля 2020 в стране начнется построение интеллектуальной системы учета электроэнергии. Обычные электросчетчики постепенно, после истечения срока службы, поменяют на интеллектуальные приборы учета. Займутся этой работой энергокомпании: сетевые организации в частном секторе и у юридических лиц, сбытовые со статусом гарантирующих поставщиков в многоквартирных домах. Такой порядок определен Федеральным Законом 522-ФЗ.
Хотя времени остается меньше года, многие нормативные акты до сих пор не утверждены. Между тем подготовлен проект документа, который позволяет оценить возможности новой интеллектуальной системы учета электроэнергии. Это Постановление Правительства «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии». В нем перечислены необходимые функции для «умных» систем, в том числе электросчетчика.
Какие плюсы и минусы получат от этого энергокомпании и потребители в прямом эфире на радио «Эхо Москвы в Барнауле» рассказал заместитель генерального директора «Барнаульской сетевой компании» Алексей Бакунин. Самые интересные фрагменты интервью предлагаем читателям портала amic.ru
Эволюция учета
– Алексей Викторович, когда впервые заговорили об интеллектуальных приборах учета?
– Первый нормативный акт, который был подписан в декабре прошлого года – это Федеральный Закон 522-ФЗ. Согласно этому Закону приборы учета должны быть интеллектуальные и стать составной частью умной системы учета.
– Что это за умные приборы и почему в них возникла потребность?
– Обычный прибор учета установлен в большинстве квартир наших потребителей. Это индукционный счетчик с вращающимся диском. Старый, железный, надежный аппарат, который уверенно считает показания, но, к сожалению, не умеет их передавать. Для того, чтобы их передать нужно посмотреть показания, записать или запомнить и направить одним из удобных способов в Горэлектросеть. Схема вполне рабочая и не требует огромных затрат ни от энергокомпании, ни от самих собственников, потому что сделать это один раз в месяц не составляет большого туда.
Законодатель предлагает цифровую трансформацию отрасли начинать с внедрения интеллектуальных систем учета. Устанавливаемые приборы учета смогут обеспечить систему необходимыми данными для работы определенных бизнес-процессов в цифровом пространстве в автоматическом режиме. Обрабатывая огромные массивы данных по заданным алгоритмам, система сможет принимать решения быстрее и точнее. Например, при отключении электроэнергии у потребителей система передаст об этом информацию, и проанализировав точки поставки, оказавшиеся без напряжения, а также параметры режима сети, определит поврежденный участок, отключит его, и выполнит восстановление питания без участия выездной бригады. Но это перспектива цифровизации, первый этап которой – установка приборов учета с расширенным функционалом.
– Как раз эти обязательные функции умного электросчетчика перечислены в проекте нормативного акта?
– Да. Проект документа расположен на площадке обсуждения нормативно-правовых актов на сайте regulation.gov.ru Можно зайти на этот портал, набрать в контекстном поисковике название проекта «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» и ознакомиться как с его разработкой, так и с движением по инстанциям, заключениям, замечаниями и предложениями экспертов.
Преимущества новой системы
– Алексей Викторович, давайте назовем эти функции, чтобы понять, действительно ли они нам нужны?
– Важная полезная функция – передача данных, то есть результатов измерений потребленной электроэнергии. Большинство ошибок и неточностей в начислениях платы за электричество связаны с неправильной передачей показаний абонентами. Кто-то не поставил запятую при передаче показаний, кто-то вместо одной цифры увидел другую. У пожилых людей зрение не очень хорошее и такие случаи бывают. Возможность автоматической передачи данных полностью исключает все ошибки, которые связаны с человеческим фактором.
Следующий момент – предоставление информации о параметрах электрической энергии: её качества с фиксацией отклонения от нормативных пределов, это напряжение, частота и другие параметры, за которыми система будет следить. Например, если вдруг в результате перепада напряжения вышла из строя бытовая техника, то данные об этом будут записаны в системе и станут доказательством произошедшего. Все эти показатели будут храниться в системе, как это сейчас заложено в проекте, 3,5 года, и для абонента не составит труда получить к ним доступ через личный кабинет на сайте компании.
– Мне кажется, сейчас таких проблем не так уж и много.
Действительно случаи редчайшие и связаны с аварийными или форс-мажорными ситуациями. Например, дерево упало на провода или банально при раскопках повредили кабельную линию.
Еще одна функция – возможность полного или частичного ограничения подачи электроэнергии, а также ее возобновления. Если потребитель становится неплательщиком, то система его ограничит. Исполнительный механизм счетчика сделает самостоятельно, предварительно отправив предупреждение по заданному системой алгоритму. Это может быть звуковой сигнал, смс-оповещение либо иные способы, которые предусмотрит законодатель.
Сегодня схема уведомления должника об отключении электроэнергии является достаточно трудозатратной. Нужно пойти к должнику для вручения соответствующих документов под роспись, потом еще раз, чтобы отключить, что приводит к дополнительным расходам. «Умная» система это выполнит дистанционно без затрат и потребителю в последствии не придется оплачивать расходы. В этом случае выигрывают все.
Еще одна полезная возможность интеллектуальных систем заключается в отслеживании измерений потребленной электрической энергии на протяжении всех суток. При этом для физических лиц будет учитываться почасовое потребление, а для юридических лиц – получасовое. Это нужно, чтобы помочь потребителю выбрать выгодный для него тарифный план, согласно которому будет осуществляться оплата электроэнергии. Возможность выбора тарифного плана есть и сегодня, однако не очень востребовано потребителем. В дальнейшем оно может быть расширено и система сама подскажет как сэкономить на платежах.
– Таким образом юридические лица могут очень хорошо экономить.
– И сетевые компании тоже. В течение суток график нагрузки в электросети не всегда ровный. Всплески дают существенную разницу в потреблении электроэнергии, а высокая нагрузка в сетях вызывает высокие потери. Соответственно, при выравнивании нагрузки потребитель меньше платит денег за электроэнергию, а сетевая компания несет меньше расходов на оплату потерь.
Помимо названных функций стоит отметить возможность передачи различной справочной информации о событиях, зафиксированных прибором учета с помощью датчиков, установленных у него внутри. Например, после попыток воздействия на счетный механизм магнитом или попытка вскрытия клеммой крышки. Сейчас это проверяют инспекторы, а в будущем контролировать себя будет сам счетчик, что позволит снизить трудозатраты на инспекционный контроль.
Вопросы без ответов
– Алексей Викторович, настолько ли все будет радужно с внедрением интеллектуальных систем?
– К сожалению, минусов хватает. Времени практически не осталось, но основные документы еще не приняты. Счетчики должны быть разработаны в соответствии с требованиями, которые еще не утверждены. Между тем процессы нужно стандартизировать и подготовить в виде типовых решений.
Кроме того, нет протоколов передачи, а их следует надежно защитить, ведь информацию, полученную от прибора учета, можно использовать в разных целях. Например, по графику потребления электроэнергии легко узнать, когда человек находится дома. Безопасность такой системы очень важна, но о ней предпочитают не говорить.
Пока не ясно, как можно защитить потребителя от возможных несанкционированных вмешательств. Существует множество нестыковок с правилами техники безопасности, которые регламентируют процедуру отключения и включения. Что будет, если прибор учета вдруг включит электроэнергию, когда этого не нужно?
– А нужно ли все эти параметры отслеживать по каждому дому или квартире?
– На мой взгляд, нет, поскольку это значительно повлияет на стоимость прибора учета и на обслуживание каналов связи и серверного оборудования, которое будет хранить и обрабатывать поступившие данные.
Даже то, что предполагается делать, можно отнести к избыточным параметрам, которые потребителю не нужны. Это значительно повлияет на стоимость прибора учета и не только на это. У нас в городе 250 тысяч счетчиков, которые будут передавать данные. Мы забьем информацией все каналы связи, а она просто не пригодится. Кроме того, стоить такой счетчик будет больше чем 100 тысяч рублей. Как этот необходимый функционал засунуть в бюджетный вариант? Непонятно.
– Так все-таки известно уже, сколько будет стоить умный электросчетчик?
– Максимальная цена определена Министерством энергетики. Это 14 тысяч рублей для однофазного прибора учета.
Интеллектуальная система учета электрической энергии мощности что это
Летом 2020 года на законодательном уровне было введено понятие интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ). В настоящее время установлен переходный период, в течение которого поставщики ресурса (гарантирующие энергоснабжающие организации) обязаны осуществить за свой счет установку данных приборов в многоквартирных домах. В случае нарушения сроков, для ресурсников предусмотрены штрафные санкции. И хотя уже очевидно, что первоначальный срок такой установки будет откладываться (потому что год ушел на «раскачку», а активной установки так и не началось), тем не менее, тенденция государственного регулирования в плане учета обозначена ясно: тотальное оприборивание с широкими возможностями по дистанционному функционалу. Разбираем вопрос, что делать управляющей организации при переходе на ИСУ.
ИСУ: максимально коротко
Понятие ИСУ введено сразу в нескольких законодательных актах в области электроэнергетики.
ИСУ – это совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 890 (далее – Правила № 890).
Владельцами ИСУ будут являться территориальные сетевые организации и гарантирующие поставщики. ИСУ позволит дистанционно снимать показания, нормализовать коммерческий учет электроэнергии, и моментально в упрощенной процедуре ограничивать потребление электричества должниками.
Все приборы учета электроэнергии, которые вводятся в эксплуатацию после 01.01.2022 г. – должны соответствовать функциям ИСУ, которые определены в Правилах № 890 (абз. 2 п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354). Поэтому в этой части устаревшие приборы учета без дополнительных возможностей – постепенно уйдут в прошлое.
В отношении «старых» (прежних») приборов учета, поверку осуществляет гарантирующий поставщик (речь в том числе про приборы, не принадлежащие гарантирующему поставщику). Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. (абз. 2 п. 80.1 Правил № 354).Действующие поверенные приборы учета могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (абз. 9 п. 80.1 Правил № 354).
Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее индивидуальный прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, то его установка должна быть осуществлена 31 декабря 2023 г.
Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г.(абз. 1 п. 80.2 Правил № 354).
В остальных случаях установка ИСУ должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета;
— с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки.
За отсутствие установки ИСУ в указанные сроки предусмотрены для поставщика ресурса штрафные санкции (абз. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 п. 80.2 Правил № 354).
Действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ: приводим в соответствие документы и договора
Управляющей организации при переходе на ИСУ необходимо:
Состав общего имущества определяется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491). В случае установки в многоквартирном доме ИСУ, данное оборудование не будет являться общим имуществом жителей (абз. 2 п. 7 Правил № 491). В определенном смысле уменьшение состава общего имущества в виде отсутствия на балансе управляющей организации измерительного комплекса по электрике – это скорее благо, чем нет (экономия на поверках, замене трансформаторов тока и так далее).
Сразу после введения понятия ИСУ было внесено множество изменений в нормативные акты, в том числе, регулирующие порядок заключения договоров ресурсоснабжения. При согласовании условий договора энергоснабжения стороны определяют:
— обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (в случае ИСУ эти действия осуществляет поставщик ресурса) (пп.«Д» п. 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, далее – Правила № 124);
— обязанность управляющей организации предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения ИСУ, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальныхприборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам (при этом расходы на подключение к ИСУ не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от управляющей организации компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения) (пп. «Ж» п. 18 Правил № 124);
— порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала общедомового прибора учета, оборудования, входящего в ИСУ, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанных случаях (пп. «З» п. 18 Правил № 124).
Кроме того, в договоре энергоснабжения дополнительно устанавливается:
— порядок допуска гарантирующего поставщика к местам установки общедомовых и индивидуальных приборов учета;
— участие заинтересованных сторон во вводе в эксплуатацию приборов учета, установленных гарантирующим поставщиком;
— обязательство управляющей организации по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса передать документы и информацию:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы на установленные общедомовые и индивидуальные приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию о дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) приборов учета электрической энергии на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома;
— обязанность управляющей организации обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию ИСУ;
— ответственность управляющей организации в отношении осуществления коммерческого учета электрической энергии (п. 18.1 и 18.2 Правил № 124).
Правила № 124 не раскрывают, где именно управляющая организация должна взять информацию, которой у нее может не быть и этот факт лишь снова отражает крайнюю асимметричность закона, написанного полностью в интересах поставщика ресурса без учета реальных возможностей управляющей домом организации. Кроме того, полностью непонятна логика законодателя в части отнесения обязанности коммерческого учета электрической энергии на управляющую организацию с учетом реальных возможностей ИСУ.
После присоединения прибора учета ИСУ в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы (пп. «З» п. 19 Правил № 354)).
Можно дополнить основной договор с управляющей организацией формулировкой, которая приведена в п. 13 Приложения 1.1 к Правилам № 354: «После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы», либо прописать более подробно суть данной системы в части прав и обязанностей управляющей организации и потребителей.
В части нормативной и договорной работы описанные три пункта являются основными для управляющей организации. После них (или одновременно с ними) наступает организационная работа.
Организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ
И для ресурсника, и для управляющей организации, самое сложное в установке ИСУ – работа с жителями. У многих домов приборы учета установлены не в местах общего пользования на лестничных клетках, а внутри помещений.
Работа с людьми, тем более в таком объеме, по умолчанию является морально вредной и проблематичной (людям, которые обоснованно привыкли не доверять государству, тяжело объяснить суть перемен по учету электроэнергии). Законодатель отнес работу по установке ИСУ одновременно и на ресурсника (финансирование и работа), и на управляющую организацию (полное и безоговорочное содействие и послушаниересурснику).
Итак, организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ следующие:
1.Информирование собственников о начале установке в доме ИСУ и обязанности для потребителей оказать необходимое содействие. Это можно сделать не только путем листовки, размещаемой на доске объявлений около подъезда, но до начала работ разместить указанную информацию на каждой квитанции (чтобы был максимальный охват и полное информирование).
Кроме того, управляющая организация обязана уведомлять потребителей на официальном сайте, на информационных стендах (стойках) или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации:
— о последствиях недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации для установку ИСУ;
— о присоединении общедомового или индивидуального прибора учета к ИСУ и начале предоставления показаний указанных приборов учета посредством ИСУ (п. з_1) и з_2) п. 31 Правил № 354).
Управляющая организация должна разъяснить, что потребитель:
-обязан допускать представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации в занимаемое помещение для установки ИСУ (п. ж_1) п. 34 Правил № 354));
— не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) и вмешиваться в его работу (п. «Г» п. 35 Правил № 354)).
В случае двукратного недопуска потребителем представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации для установки ИСУ, плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов с применением повышающего коэффициента равного 1,5 (начиная с расчетного периода, когда был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета) (п. 60.3 Правил № 354).
Управляющая организация обеспечивает допуск гарантирующего поставщика к местам установки ИСУ. При этом по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса управляющая организация обязана довести эту информацию до собственников (абз. 11 п. 80.1 Правил № 354)
Закон не предполагает совместного доступа к ИСУ и управляющей организации и гарантирующего поставщика. При этом обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем ИСУ (пп. «Ж» п. 31 Правил № 354). Между тем, показания по приборам учета необходимы управляющей организации для контроля коммерческого учета.
Поэтому исполнитель обязан:
— ежемесячно получать от гарантирующего поставщика показания по ИСУ;
— заносить полученные показания в журнал учета показаний;
— предоставить эти показания потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения;
— обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет (пп. «Е» п. 31 Правил № 354).
Это очень странное требование и норма, особенно в свете того, что в силу п. 26 Правил № 890, период предоставления информации из архива данных ИСУ должен составлять не менее 3 лет. Таким образом, этот архив в любом случае будет иметься у ресурсника как владельца ИСУ, однако ответственным за его хранение и «крайним» по привычке снова делают управляющую организацию.
В п. «Д» п. 32 Правил № 354 указано, что приостановку или ограничение подачи потребителю коммунальных ресурсов осуществляет исполнитель. Вопрос только в том, кого им считать: управляющую организацию или поставщика ресурсов. Если данные действия будет осуществлять управляющая организация, то ей будет необходим полный доступ к ИСУ. Либо эта норма так и останется неработающей и все отключения за долги ресурсник будет осуществлять самостоятельно.
Активной работы управляющей организации с поставщиком ресурса при переходе на интеллектуальную систему учета электроэнергии в масштабах страны пока еще не начато. Однако важным является понимание всех необходимых действий, подготовка жителей и содействие поставщику ресурса в данной работе. Автоматизация и широким функционалом в области электроэнергетики становится неизбежной.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук