интерактивные формы деятельности на уроке
Статья «Интерактивные формы обучения»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Методические разработки некоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.
В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:
в чем сущность интерактивного обучения?
какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?
как – принципиально – строится интерактивный урок?
с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?
в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.
Интерактивые формы нацелены на:
— стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Характеристика методов обучения
ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).
АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик
Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:
«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.
Покажем некоторые интерактивные упражнения:
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.
«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.
Инструктаж учащихся для выполнения задания.
Ознакомление с раздаточным материалом
Презентация домашнего задания
Практическое усвоение материала.
Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»
Обсуждение с целью закрепления материала.
Как строится интерактивный урок?
Что является его принципиальными составляющими?
Мотивация – 2 минуты (5%)
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
Итак, принципиальные линии интерактива:
— линия переживания опыта в диалоге;
— линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:
ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?
На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.
Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.
На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».
Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).
«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.
«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.
«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.
«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».
Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.
В методике описаны организационные формы рефлексии:
«Для меня сегодняшний урок…»
«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.
Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?
Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?
Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:
(оценки, влияние родителей)
Внешняя и внутренняя
Внутренняя (интерес самого учащегося)
Пассивная, активность очень низкая
Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива
Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности
3. Роль личности учителя
Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются
Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя
Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности
4. Степень усвоения материала
Знание, понимание, воспроизведение
Широкий спектр, дифференциация обучения
Знания, анализ, синтез, творческое применение информации
Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы
Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты
Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены
Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…
Интерактивные формы проведения урока
Интерактивные формы проведения урока
Форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса.
Современные дидакты выделяют следующие формы обучения:
— форма организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;
— форма организации учебной деятельности учащихся.
Формы обучения соответственно разделяются на группы по следующим признакам:
количество учащихся (индивидуальное, групповое, фронтальное);
место обучения (школьное, внешкольное, экстернат);
длительность (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).
Становление форм организации системы обучения происходило одновременно с развитием общества:
I – индивидуальное обучение (ученик – учитель);
II – индивидуально-групповой способ (учитель – группа, однако обучение имеет индивидуальный характер);
III – групповое обучение, как основа классно-урочной формы обучения ( XVI – XVII вв)
IV – коллективный способ обучения (20-е годы ХХ века) – обучение проходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учащихся, которые выучив различные темы, по очереди обучали друг друга.
Элементы этой формы обучения широко используются и сейчас (например, в интерактивных технологиях).
На протяжении столетий с разной степенью активности происходили поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учащихся, которые в современной дидактике выделяют четыре:
парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);
групповая (учитель одновременно обучает весь класс);
кооперативная (коллективная) – все ученики активны и обучают друг друга;
индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе тех или иных способов организации усвоения учащимися знаний (методы, технологии).
В 60-е годы ХХ века советский дидакт Голант выделил две основные модели обучения: активную и пассивную в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности.
Сегодня к этой классификации можно прибавить интерактивное обучение как определенную разновидность активного.
Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. – источником правильных знаний. К этим соответственным методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и наблюдают (лекция – монолог, чтение, объяснение, демонстрация и репродуктивный опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.
Активная модель обучения
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы:
проблемные и творческие задания (часто домашние)
вопросы: ученик – учитель; учитель – ученик, развивающие творческое мышление.
Интерактивная модель обучения
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка “ interact ”, где “ inter ” – взаимный и “ act ” – действие. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик осознает свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), при котором и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначимыми субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и создают.
Организация интерактивного обучения предусматривает:
использование ролевых игр;
общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
ИО эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, предоставляет педагогу возможность стать действительным лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной идеи над другой. Во время ИО ученики учатся
общаться с другими людьми;
принимать продуманные решения.
В пользу ИО свидетельствуют исследование современных русских психологов. По их оценкам старший школьник может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом:
10 % – читая про себя
50% – слушая и рассматривая
90% – общая деятельность с обсуждением
Американские ученые (60-е годы), проведя исследование национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд), сделали вывод, что интерактивное обучение позволило резко увеличить процент усвоения материала, т.к. влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю, действия, практику. Результаты этих исследований были отображены в схеме, получившей название «Пирамида обучения».
Более 2400 лет тому назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Несколько изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать следующим образом кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной деятельности учащегося и его собственного активного участия в этом процессе. Истинные прочные знания можно получить только при помощи активного (интерактивного) обучения.
В соответствии с Концепцией 12-летнего образования, в процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:
осмысливать идеи и концепции.
Обладая этими навыками, уметь искать и находить нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях.
Именно этому и способствуют интерактивные технологии.
Для того, чтобы преодолеть сложности применения отдельных интерактивных технологий надо помнить:
Интерактивное взаимодействие требует определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Следует начинать с постепенного включения элементов этой модели, если вы и ученик с ними незнакомы. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».
Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Настройте учеников на старательную подготовку к интерактивным занятиям. Используйте сначала простые интерактивные технологии:
работа в маленьких группах;
Использование интерактивного обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего оказывает содействие:
предоставляет возможность действительно реализовать личностно-ориентированное обучение.
Для эффективного применения интерактивного обучения, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, следует старательно планировать свою работу чтобы:
дать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;
во время самих упражнений дать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее серьезно, а не механически или «играя» выполнили ее;
на одном занятии можно использовать одно (максимум – два) интерактивное упражнение, а не их калейдоскоп;
очень важно проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам интерактивного упражнения, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы, прямо не указанном в интерактивном упражнении;
проводить быстрые опрашивания, самостоятельные домашние работы по разнообразным материалам темы, которые не были связаны с интерактивными заданиями.
Для укрепления контроля за ходом процесса обучения при условиях использования интерактивной модели обучения учитель также должен предварительно хорошо подготовиться:
– глубоко изучить и продумать материал, в том числе дополнительный:
– старательно спланировать и разработать занятия:
подготовить вопросы и возможные ответы;
выработать критерии оценки эффективности занятия.
– мотивировать учеников к изучению путем отбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем, объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учеников;
– предусмотреть разнообразные методы для привлечения внимания учеников, настроя их на работу, поддержание дисциплины.
Технологии интерактивного обучения
В современной научной педагогической литературе отсутствует классификация интерактивных технологий обучения. Можно определить их условную рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. Их можно распределить на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:
– Интегрированные технологии кооперативного обучения;
– Интерактивные технологии коллективно-группового обучения;
– Технологии ситуативного моделирования;
– Технологии обработки дискуссионных вопросов.
Интерактивные технологии кооперативного обучения
Парная и групповая работа организовывается как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений, навыков. Эти виды работы возможны:
– сразу же после изложения учителем нового материала;
– в начале нового урока вместо опрашивания;
– на специальном уроке, посвященном применению знаний, умений и навыков;
– быть частью повторительно-обобщающего урока.
Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.
Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения.
Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для любой дидактической цели:
При такой организации работы все дети в классе получают редкую для традиционного обучения возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает учащимся время обдумать и обменяться идеями с партнером и только после этого озвучить свои мысли перед классом. Она содействует развитию навыков общения, умения убеждать и вести дискуссию.
Использование такого вида сотрудничества содействует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно задание выполнить быстрее. Среди заданий, которые рекомендуется выполнять в парах, можно назвать следующие:
— обсудить короткий текст, задание, письменный документ;
— взять интервью и определить отношение партнера к данному чтению, лекции, видео или другой учебной деятельности;
— сформулировать итог урока или серии уроков по теме;
— разработать вместе вопросы к преподавателю или другим учащимся;
— проанализировать вместе проблему или эксперимент;
— протестировать и оценить друг друга;
— дать ответы на вопросы учителя;
— сравнить записи, сделанные в классе.
Организация работы в парах
Предложите учащимся задания, поставьте вопрос для небольшой дискуссии. После объяснения вопроса или факта, дайте 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов.
Объедините учащихся в пары, определите, кто из них будет высказываться первым и предложите обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу же определить время на высказывание и общее обсуждение, что способствует четкой организации работы в парах. Учащиеся должны достичь согласия в ответе или решении.
По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости эта работа может стать началом дискуссии или другой познавательной деятельности.
Работа в малых группах
Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, которые требуют коллективного мышления. Использовать работу в малых группах следует только в тех случаях, когда задание требует общей, а не индивидуальной работы.
Убедитесь, что ученики владеют необходимыми знаниями и умениями для выполнения задания.
Объедините учащихся в группы. Пять человек – это оптимальный верхний предел для проведения обсуждения в рамках малой группы.
Предложите им пересесть по группам. Убедитесь в том, что ученики сидят по кругу – бок-о-бок, один напротив другого. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.
Сообщение учащимся о ролях, которые они должны распределять между собой и выполнять во время групповой работы.
Спикер (руководитель группы):
зачитывает задание группе;
организовывает порядок выполнения;
предлагает участникам группы высказаться друг за другом;
поощряет группу к работе;
подводит итоги работы;
ведет запись результатов работы группы;
запись ведет коротко и разборчиво;
как член группы должен быть готов высказать мысли группы при подведении итогов или же помочь докладчику.
следит за временем;
поощряет группу к работе.
четко выражает мысли группы;
докладывает о результатах работы группы.
Будьте внимательны к вопросам внутригрупповых взаимоотношений. Обеспечьте справедливый выбор докладчика.
Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию по организации групповой работы.
Следите за временем. Предоставьте группам достаточно времени для выполнения задания. Подумайте, чем можно занять группу, которая закончит работу раньше других.
Подумайте о том, как ваш метод поощрения влияет на применение метода работы в малых группах. Обеспечьте награды за общие успехи.
Будьте готовы к повышенному шуму, который характерен для метода коллективного обучения.
Во время работы групп обойдите их, предложите помощь, но не отвлекайте внимание на себя. Продумайте свою роль.
Предложите группам предоставить результаты своей работы.
Спросите учащихся была ли проведенная работа полезной, чему они научились. Используйте их идеи в следующий раз.
Проконтролируйте работу группы с точки зрения их учебных результатов и вопроса организации процедуры групповой деятельности.
Важным моментом групповой работы является обработка содержания и предъявления группам результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп:
Диалог – поиск согласованного решения.
Синтез мыслей – продукт деятельности одной группы передается на доработку другой и т.д.
Общий проект – каждая группа имеет отдельные задания, которые потом объединяются в единый проект.
Поиск информации – для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в различных источниках информации.
Структура и методика интерактивного урока
Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из 5 элементов:
б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
в) предоставление необходимой информации;
г) интерактивное упражнение – центральная часть занятия
д) подведение итогов, оценка результатов урока.
Цель этого этапа – сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая предоставляет учащимся возможность осознать, что они начинают изучать другой предмет, перед ними другой учитель и совершенно другое задание.
Таким образом, субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность; осознавать, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих двух опор: мотивов учения и мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания.
Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение определенных проблем
– интерактивные технологии (мозговой штурм, микрофон, ледокол).
Эти элементы урока занимают не более 5% времени (≈ 10 минут).
Б. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов
Цель – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель.
Формирование результатов интерактивного урока для содействия успешного обучения учащихся должно соответствовать следующим требованиям:
отображать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и должно быть сформулировано следующим образом: «После этого урока учащиеся смогут …»
четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после урока. Результаты должны быть сформулированы при помощи соответствующих глаголов.
Знания: объяснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать …
Умения / навыки: дискутировать, аргументировать идею, давать собственную оценку, анализировать.
Отношения: сформулировать и высказать собственное отношение к …, объяснить свое отношение к …
В интерактивной модели обучения построение технологии обучения невозможно без четкого определения дидактической цели.
Однако, достичь результатов в интерактивной модели можно только в том случае, если все учащиеся привлечены к деятельности.
Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам обучения, в этой части интерактивного урока нужно:
назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочесть ее;
ели название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на них внимание учащихся;
попросить кого-нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты;
напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите насколько они достигли ожидаемых результатов; как вы будете оценивать их достижения в баллах.
В. Предоставление необходимой информации.
Цель этого этапа урока – предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время.
Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта урока учитель может еще раз обратить на нее внимание.
Г. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока.
Цель – усвоение учебного материала, достижение результата урока.
Обязательной является следующая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения.
Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2-3 минуты)
Объединение в группы и распределение ролей (1-2 минуты)
Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5-15 минут)
Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут)
Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что достигается путем их специального коллективного обсуждения (5-15 минут).
Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения на уроке. Она предоставляет учащимся возможность:
Осознать, чему они научились;
Припомнить подробности своего опыта в этой работе;
Оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения;
Сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, коррекция определенных позиций;
Как постоянный элемент обучения приучать учащихся к рефлексии в реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги;
Учителю: посмотреть реакцию учащихся на обучение и внести необходимые коррективы.
Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения.
Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока.
Устное обсуждение может проводиться по вопросам:
с какой целью мы проводили это упражнение?
какие мысли оно у вас вызвало?
чему вы лично научились?
чему хотели бы научиться в дальнейшем?
Д. Подведение итогов урока
Итог является очень важной частью интерактивного урока. Именно здесь выясняется содержание проделанного; подводится черта под знаниями, которые должны быть усвоены, устанавливается связь между тем, что уже известно и тем, что понадобится в будущем.
Функции итогового этапа урока:
выяснить содержание проделанного;
сравнить ожидаемые результаты с реальными;
проанализировать, почему все проходило так, а не иначе;
закрепить или скорректировать усвоенное;
наметить новые темы для обсуждения;
установить связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться;
составить план дальнейших действий.
Ступени (стадии) заключительного этапа урока:
установление фактов (что состоялось);
анализ причин (почему это произошло);
планирование действий (что делать дальше?)
Технология проведения заключительного этапа
используйте открытые вопросы: как, почему, что?
настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев;
говорите о том, что сделано, а не о том, что могло быть сделано;
спросите о причинах: почему, как, кто?
слушайте внимательно ответ (почему этого нет? что было бы, если бы?)
ищите альтернативные теории: есть ли такая возможность?
подберите другие примеры. Когда и где происходило что-то подобное.
приведите мнения независимых экспертов.
добивайтесь, чтобы учащиеся взяли на себя обязательства о дальнейших действиях.
Выбор стратегии оценивания
В зависимости от цели и выбранных критериев оценивания, можно выбрать разнообразные стратегии (методы, приемы) оценивания.
Можно отдать предпочтение:
методу наблюдения и составить список показателей;
дать задание написать небольшой очерк (отзыв), эссе с изложением собственного мнения по этому поводу
При оценивании ролевой игры учитель может:
а) оценить качество индивидуального участия учащихся в игре;
б) провести тест-вопросник, где нужен конкретный ответ: «да» или «нет»;
в) попросить учащихся написать дома эссе, где нужно выразить свою точку зрения относительно того, что происходило, и аргументировать ее.
Оценивание навыков презентации своих мыслей.