интерактивные формы воспитательной работы с учащимися
Презентация. Интерактивные методы воспитания.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Интерактивные методы воспитания
«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко»
Успех процесса воспитания во многом зависит от взаимоотношений Воспитателя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с воспитателемтелем Воспитаннника с коллективом
Интерактивные методы воспитания – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с воспитателем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы воспитания позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого воспитанника в процесс воспитания Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Интерактивные методы воспитания позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств
Интерактивные методы воспитания позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Методические приёмы интерактивного обучения: Игры Пары и группы «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Проекты
Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью модели Различие интересов участников игры Наличие общей игровой цели Реализация цепочки решений Использование гибкого масштаба времени
Ситуативные игры Ситуации – иллюстрации Ситуации – упражнения Оценочные ситуации Проблемные ситуации Прогностические ситуации
Пары и группы Этот метод даёт воспитанникам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, воспитатель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
«Мозговая атака» Это способ поощрения активности воспитанников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Правила проведения Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи Наличие ролей
Правила проведения В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей Доброжелательная, творческая атмосфера проведения Активное взаимодействие всех участников Применение системы оценки, стимулирование
Проектная деятельность Самостоятельное исследование различных тем, проводимое воспитанниками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций воспитанников, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.
« Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа занятия, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Воспроизведение информации Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Желаем успеха в применении интерактивных методов в работе!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-045394
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Интерактивные технологии в воспитательном процессе
Интерактивные технологии в воспитательном процессе
Подготовила социальный педагог высшей категории
учреждения» Школа № 54 города Донецка»
Бурцева Светлана Александровна
1) создание ситуации диалога;
2) организация воспитательного пространства;
3) изготовление продукта социокультурной деятельности;
4) использование психологической экспресс-диагностики;
5) восприятие социально значимой видеоинформации.
В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:
1.работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;
2.дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
3.социально-психологические и оздоровительные проекты;
4.социально-педагогические и психологические игры;
Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов :
теоретический и методический материал;
схема рассадки участников;
описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;
предварительное ознакомление учащихся с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.
индивидуальное и групповое консультирование;
Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.
Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).
Работа в малых группах позволяет:
включить в работу всю группу;
поставить в активную позицию каждого студента;
выявить лидеров, одаренных студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
создать возможность учащимся с проблемами в общении проявить себя;
научиться слушать и понимать собеседника;
брать на себя инициативу;
задействовать как мотив состязательность, соревнование (наш класс «лучше всех»);
вырабатывать навыки социального взаимодействия;
соотносить свою позицию с мнениями других.
формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
-Понравилась ли вам работа в группе?
-Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
-Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
-Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
-Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».
Рассмотрим методику работы с использованием перечисленных технологий
1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.
Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.
Выберите три наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.
Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.
Проведению дебатов по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
определение исходного тезиса дебатов;
работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Порядок проведения дебатов.
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
В конце зала, справа и слева – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»), сторонники и противники тезиса
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
Третьи номера опровергают аргументы соперников;
Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.
Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.
При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:
Оценка состояния проблемы в данной области.
Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость.
Полезность данного проекта.
Непосредственные и перспективные цели проекта.
Какие задачи будут решены в случае реализации проекта.
Описание путей достижения поставленных целей и оборудования, необходимого для реализации проекта.
Уровень компетентности и достижений участников проекта в данной области.
Основные этапы реализации проекта и ожидаемые результаты по каждому этапу.
Предполагаемые формы отчетности: а) характеристика проведенной работы; б) финансовый отчет; в) отчет об использовании оборудования.
Составление проекта бюджета.
4. Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
отдыхать и развлекаться;
фантазировать и импровизировать;
самовыражаться и развивать свои способности;
самостоятельно находить верные решения;
соревноваться и радоваться полученным результатам.
С помощью игр учащиеся:
расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;
формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;
развивают способности, положительные личностные свойства и качества;
совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.
При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:
5. Психолого-педагогическая олимпиада.
Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.
Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:
Создание оргкомитета и разработка положения об олимпиаде.
Подготовка вопросов и заданий для участников олимпиады (команд), а также для «болельщиков».
Формирование команд и подготовка отдельных участников к олимпиаде.
Определение состава жюри; разработка критериев оценки выполнения отдельных конкурсов и заданий.
Проведение олимпиады; выполнение участниками заданий. Работа жюри по оцениванию каждого конкурса, задания, ситуации.
Определение жюри команд-победителей и победителей в личном зачете. Подведение итогов олимпиады и награждение участников.
Комплектование команд для участия в следующем туре олимпиады.
Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи:
формирование художественно-оформительских способностей;
развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
развитие творческого мышления;
выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
развитие коммуникативных способностей.
формирование авторских умений и навыков;
выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
развитие личной и групповой активности, инициативы;
создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
Формирование небольших групп (не более 5 чел.).
Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».
Работа групп (40-60 мин.).
Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.
Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).
Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).
Проведение мини-тренингов, круглых столов и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений, так же является примером использования интерактивных технологий в воспитательной работе.
В каждом классе проводится планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. В разработанных совместных комплексных планах с
Примеры интерактивных форм и методов воспитательной работы, на практике применяемых в начальных классах
Примеры интерактивных форм и методов воспитательной работы, на практике применяемых в начальных классах
Аннотация: В работе рассматриваются современные методы и формы воспитательной работы, в частности в начальных классах одного из лицеев г. Ульяновска. Обозначены теоретические аспекты организации воспитательной работы, в том числе и обучения, а также представлены практические примеры применения некоторых рассмотренных методов.
Ключевые слова: методы и формы воспитательной работы, активные и интерактивные приемы.
Воспитание – это одна из важных функций каждого общества. На сегодняшний день к основным задачам педагогов относят воспитание в детях самостоятельности в процессе принятия решений, формирование целенаправленности в их действиях и поступках, а также развитие в детях способности к самовоспитанию и саморегулированию их отношений с человеком или группой людей.
Что касается непосредственно средств воспитания, то определяющими среди них во все времена были: игра, труд, спорт, творчество и общение. В современном информационном обществе большое применение в воспитательном процессе нашли технические средства воспитания и обучения, но при этом не потеряли своей важности такие средства, как слово педагога, его личностный пример и, соответственно, уровень культуры педагога.
Создать строго определенную классификацию методов и форм воспитания практически невозможно, поскольку в области педагогики существует великое множество форм и методов работы с детьми. В нашей работе мы представим общую классификацию методов, форм и моделей воспитания, опираясь на работы двух опытных педагогов, Первушина Б.Н. 1 и Брагиной Я.М. 2 Методы воспитания в общем виде можно классифицировать следующим образом:
1. Методы убеждений. Сюда относят методы, формирующие взгляды, представления и понятия детей. С помощью этих методов производится оперативный обмен информацией между педагогом и воспитанниками. К этим методам можно отнести: внушение, повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплики и развернутый рассказ.
2. Методы упражнений. С помощью этих методов организуется деятельность воспитанников, а также стимулируются мотивы этой деятельности. В процессе применения этого метода воспитанникам поручаются разного рода задания, приводятся примеры выполнения заданий, показываются различные образцы и предъявляются педагогические требования.
3. Методы оценки и самооценки. Применение этих методов направлено на стимулирование самооценки и оказание помощи учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии, т.е. в самоанализе, и в самовоспитании. Кроме того, производится и оценка педагогом поступков учеников. К данным методам можно отнести: соревнование, поощрение, создание ситуации доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.
Кроме способов выполнения задач воспитания, существуют формы и виды воспитания. Под формами воспитания подразумевают доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, который сложился на основании использующихся в педагогической системе средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с учениками.
Под видами воспитательной деятельности подразумевают: познавательную деятельность (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.), трудовую деятельность (формирование правильного отношения к материальным ценностям), ценностно-ориентированную деятельность (формирование отношения к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоения детьми нравственных и иных норм в жизни людей и т.д.), общественную деятельность (участие воспитанников в различных органах самоуправления, в детских и молодежных объединениях и т.д.), эстетическую деятельность (развитие художественного вкуса, интересов и культуры детей) и досуговую деятельность (организация содержательного и развивающего отдыха для детей).
Выбирая форму воспитания, педагог опирается на содержание: происходит выбор оптимального средства, наилучшим образом отражающего в себе нагрузку внешнего оформления идеи. В свою очередь, сам ученик производит обратный процесс: он воспринимает внешнее обличие и через него постигает суть. В целом взаимосвязь вида воспитательной деятельности и ее формы по В.А. Сластенину выглядит следующим образом:
1. Вид: познавательная деятельность. Форма: ведение устного журнала, обзор научно-популярных статей, экскурсии, конкурсы и олимпиады.
2. Вид: трудовая деятельность. Форма: организация общественно-полезного труда по самообслуживанию, применение игровых форм.
3. Вид: Общественная деятельность. Форма: организация пресс-центра, круглого стола и/или дискуссии.
4. Вид: ценностно-ориентированная деятельность. Форма: организация самоанализа и взаимоанализа, например, с помощью таких вопросов как «Как мы вели себя на экскурсии?», «Каким стоит быть, а каким не стоит быть?» и т.п. Кроме того, возможна организация диспута на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?», а также проведение уроков культуры и поведения.
5. Вид: художественная деятельность. Форма: проведение концертов, художественных конкурсов, посещение театров, проведение экскурсий в музеи, проведение фестивалей и праздников.
5. Вид: спортивно-оздоровительная деятельность. Форма: организация спортивных игр, состязаний и олимпиад.
6. Вид: свободное общение. Форма: организация праздников, организация Дней Именинников, проведение прогулок, посещение концертов, театров, организация встреч друзей и различных поездок.
На сегодняшний день наибольшую популярность имеет интерактивная модель, поскольку она позволяет добиться более высоких результатов в воспитании и обучении детей, ведь здесь присутствует постоянное налаживание взаимопонимания между педагогом и детьми, что дает детям большую мотивацию к изучению того или иного предмета и усвоению тех или иных правил поведения. В процессе интерактивного обучения или организации интерактивного подхода к воспитанию исключено доминирование педагога над учениками или учеников друг над другом. Особенно важным является применение интерактивного подхода к воспитательному процессу на начальных его этапах. Ведь как говорил В.А. Сухомлинский: «Есть успех – есть желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
В качестве наглядных (практических) примеров реализации описанных выше средств, методов, видов, форм и моделей проведения воспитательной работы, применяемой в образовательной деятельности начальной школы, мы представим способы проведения уроков и внеурочной деятельности в начальных классах МБОУ Лицей физики, математики и информатики № 40 при Ульяновском Государственном университете г. Ульяновска. Практические примеры проведения уроков в начальной школе представлены учителем начальных классов данного образовательного учреждения Мацеральник С.Ю. 3 В качестве активных моделей учитель использует следующие приемы в процессе проведения своих уроков:
— прием кластер. Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление этих единиц в определенном порядке в виде грозди. Данный прием преподаватель может использовать на любом из этапов урока. Это пример графической систематизации изучаемого материала. Дети выделяют центр – тему урока, от центра они отводят лучи – крупные смысловые единицы из изучаемой темы, а от них уже более мелкие смысловые единицы (термины и понятия). Этот прием сравним с моделью солнечной системы.
— прием «инсерт» или «концептуальная таблица». Этот метод применяется педагогом в случае необходимости сравнения трех или более аспектов или же вопросов по изучаемой на уроке теме. Строение таблицы следующее: горизонталь – то, что сравнивается, вертикаль – свойства и черты, по которых производится сравнение. Пример таблицы представлен на рис. 1.
Рис. 1. – Пример концептуальной таблицы.
— прием «поздоровайся глазами». Этот прием позволяет снять напряжение среди учеников и определить их позитивный настрой на учебную деятельность. Ученики здороваются друг с другом глазами молча, стараются глазами передать свое настроение.
— прием «написание синквейна». Это прием используется для обобщения пройденного на уроке материала. Ученики производят краткое резюмирование учебного материала. Это творческая работа, но в соответствии с определенными правилами. Правила в данном случае следующие: первая строчка – существительное обозначающее тему урока; вторая строчка – два прилагательных раскрывающих тему; третья строчка – три глагола, описывающие действия по отношению к теме; четвертая строчка – целая фраза (крылатое выражение, цитата или же предложение от самого ученика в контексте темы; пятая и последняя строчка – слово-синоним, выражающее отношение ученика к теме.
На примере урока русского языка применение этих приемов выглядит следующим образом:
1. Организационный этап урока. Упражнение «Поздоровайся глазами».
2. Этап целеполагания. Парная работа детей. Прием активного целеполагания «Группировка» и метод «Составление кластера». Пары детей соотносят карточки лото с фразеологизмами и карточки с толкованием этих фразеологизмов. Затем отвечают на вопросы учителя, пытаясь сформулировать тему и цель урока.
3. Этап знакомства с новым материалом. Дети самостоятельно изучают новый материал, читают текст, осмысливают его, ставят пометки на полях (частично-поисковый метод), применяется метод «инсерт» (ответы на вопросы учителя), производится фронтальная работа (объясняют свое понимание значения фразеологизмов, устно составляют свои собственные предложения, объясняют их, работают со словарем).
4. Этап «Физкультминутка». Применение активного метода релаксации «Четыре стихии».
5. Этап первичного закрепления новых знаний. Самостоятельная работа в тетрадях, фронтальная работа, групповая работа и применение частично-поискового метода.
6. Зрительная гимнастика. Релаксация. Выполнение детьми комплекса расслабляющих упражнений для глаз.
7. Этап промежуточного контроля. Тест с самопроверкой. Метод «Составление кластера».
8. Домашнее задание. Ученики выбирают вариант домашнего задания из предложенных учителем вариантов.
9. Этап рефлексии. Фронтальная работа, самооценка, подведение итогов урока учениками самостоятельно.
Существует немало интерактивных форм проведения воспитательной работы. Их применение возможно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Вот один из примеров использования интерактивных моделей воспитательной работы, применяемых в указанном образовательном учреждении, и во многих других образовательных учреждениях России:
Метод «Пресс». Воспитанники учатся дискутировать и аргументировать свои мысли. Этот метод можно представить как часть урока или как заключительный этап внеурочной деятельности, например, посещения музея. Шаг 1: ученики получают материалы, где указаны 4 метода пресс (позиция («Я считаю, что …»), обоснование («… потому, что …»), пример («… например …»), выводы («Поэтому я считаю …»)). Шаг 2: ученикам объясняют каждый из этапов метода, дети высказывают свою точку зрения, обосновывают свои мысли, приводят примеры, аргументы, в поддержку своих позиций и производят обобщение своих мыслей.
Кроме этого интерактивного метода на уроках и во внеурочной деятельности данного образовательного учреждения применяются такие формы и методы воспитательной работы, как: прием «Факел» (в процессе передачи картинки с факелом дети высказывают свою точку зрения относительно изучаемой темы), прием «Займи позицию» (выслушав утверждение, ученики подходят к плакату со словом «Да» или «Нет», обосновывая свой выбор), прием «Броуновское движение» (передвижение по классу с целью сбора информации по изучаемой теме) и т.д.
Использование всех представленных методов и форм воспитательной работы является обязательным в педагогической практике. Участвуя в различных видах деятельности, дети узнают новое, учатся переживать неудачи и правильно принимать успех, а также приобретают необходимой для полноценной жизни социальный опыт, формируя тем самым в себе полноценную личность.
2. Мацеральник С.Ю. Активные методы обучения в начальной школе // Копилка уроков – сайт для учителей, 2016. – Режим доступа:https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/aktivnyiemietodyobuchieniianaurokakhvnachalnoishkolie;
3. Первушкин Б.Н. Формы и методы воспитательной работы в современной школе // Педагогическое сообщество, 2016. – Режим доступа:http://урок.рф/blogs/formi_i_metodi_vospitatelnoj_raboti_v_sovremennoj_085535.html.
1 Первушкин Б.Н. Формы и методы воспитательной работы в современной школе // Педагогическое сообщество, 2016
2 Брагина Я.М. Технологии интерактивного обучения в начальной школе // Инфоурок, 2016
3 Мацеральник С.Ю. Активные методы обучения в начальной школе // Копилка уроков – сайт для учителей, 2016