интерактивные формы внеурочной деятельности

Статья «Интерактивные формы внеурочной деятельности младших школьников.»

Интерактивные формы внеурочной деятельности младших школьников.

Общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком и находить решение даже самых сложных вопросов, исходя из этого, приоритетной задачей школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации.

При этом школа должна создать все условия для формирования и развития такой личности. В большей степени формирование универсальных учебных действий производится на уроках, но для нас большой интерес представляет внеурочная деятельность, так как именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет внеурочную деятельность как образовательную деятельность, которая осуществляется в формах отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В педагогической практике существует огромное количество разнообразных форм организации внеурочной деятельности: словесно-логические, игровые, образно-художественные, трудовые, психологические и так далее.

Большой интерес представляют именно интерактивные формы работы. Это объясняется тем, что сейчас общество делает социальный заказ на выпускников, которые способны ориентироваться в незнакомой ситуации, умеют извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивают ее в виде новых знаний и применять эти знания на практике.

Интерактивное обучение и воспитание — это специальная форма организации познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

При использовании в работе интерактивных форм обучения и воспитания резко меняется роль учителя, он перестаёт быть центральной главенствующей фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Внеурочная деятельность в наибольшей степени позволяет раскрыться каждому ребенку.

При использовании интерактивных форм организации внеурочной деятельности воспитанник определяет цель деятельности – классный руководитель помогает ему в этом. Кроме того, воспитанник открывает новые знания – классный руководитель рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – классный руководитель содействует, воспитанник активен – классный руководитель создает условия для проявления активности.

Отсюда следует, что интерактивные формы и методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.

Внеурочная деятельность в нашей начальной школе организована по следующим направлениям: спортивно – оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Интерактивные формы внеурочной деятельности, используемые учителями нашей школы: дискуссия; ролевая игра, мозговой штурм, деловая игра, экскурсии, диспуты, электронные игры, электронные физкультурные минутки, мульти-медиапрезентации.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей.

Педагогами создаются все необходимые условия для проявления у ребят творческой активности. Занятия по внеурочной деятельности ведутся учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.

В целях предоставления широкого выбора для учащихся занятий по интересам, возможности свободного самоопределения и реализации ребенка, школа привлекает к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных педагогов, тренеров, сотрудников музеев. Учащиеся имеют возможность заниматься исследованиями и проектной деятельностью в научном клубе «Совёнок», проявлять творческие способности и учиться создавать чудесные вещи своими руками на занятиях «Умелые ручки». На внеурочном занятии «Умники и умницы» ребята учатся нестандартно мыслить и принимать правильные решения в спорных ситуациях, отстаивать свою позицию. На занятиях кружка «Занимательная экология» ребята учатся видеть и замечать красоту окружающего мира, учатся добру, состраданию, любви к живому.

Одна китайская притча гласит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Интерактивное обучение позволяет решать сразу несколько задач, главной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Такое взаимодействие помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, так как приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактивных форм в процессе обучения снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- 2-е изд.

— М.: Просвещение, 2011.

3.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998. – 256с

Источник

Статья «Применение интерактивных технологий во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС».

учителем начальных классов

МБОУ «Начальная школа-детский сад п.Пустоши»

1. Внеурочная деятельность как ценностно-ориентированный процесс.

2. Задачи внеурочной деятельности.

3. Интерактивное обучение.

4. Правила организации интерактивного обучения.

5. Использование методов интерактивного обучения.

В связи с введением стандартов второго поколения неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность, которая рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.

Главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении, смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества.

Средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Поэтому необходимо использовать для этих целей ещё и внеурочную деятельность. Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

Задачи внеурочной деятельности:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

— оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно способствует реализации всех поставленных задач.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Совместная деятельность обучающихся на внеклассных занятиях означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность во внеурочных мероприятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.

Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения

Правило второе. Надо помнить о психологической подготовке участников. В этой связи внеурочные занятия помогают детям почувствовать себя более комфортно.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

Интерактивные методы можно применять во внеклассной работе. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Во внеурочной деятельности можно использовать следующие технологии интерактивного обучения.

Источник

Интерактивные формы работы школы в урочной и внеурочной деятельности

«Интерактивные формы работы школы в урочной и внеурочной деятельности»

Бухарова Ольга Васильевна

Сл. 1 Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами. Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

СЛ.2 Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Планируя организацию внеурочной деятельности в нашей — сельской школе, мы изучили и проанализировали материально-технические условия, нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое, кадровый потенциал, запрос родителей, интересы детей.

Выяснилось, что, не смотря на то, что здание школы новое, имеет современное оборудование, материально- техническая база была недостаточна для создания условий развития и воспитания детей.

СЛ.3 Была поставлена цель : участвовать в грантовых проектах для развития внутренней и внешней образовательной среды.

Сл. 5 Т.О., благодаря гранту, выигранному МАУ ДО «ЦТ» в благотворительной акции «Формула хороших дел», в нашей школе появилась возможность заниматься спортивным туризмом, развивать творческие и интеллектуальные способности детей как в урочной, так и внеурочной деятельности. Сл. 6 Данный проект был краткосрочным, поэтому для продолжения занятий с детьми школа участвовала во втором этапе благотворительной акции «Формула хороших дел», выиграв грант на 114 тыс. руб.

Сл. 7 Цели и задачи проекта:

Популяризация и развитие химической науки, обеспечение учреждения необходимыми условиями для преподавания химии и биологии.

Знакомство с историей села В-Аремзяны, биографией великого химика Д.И. Менделеева, нефтехимической отрасли в Тобольске.

Сл. 10. Учитель биологии и химии Авазова Л.П., как педагог дополнительного образования, ведет НОУ по биологии, занимаясь проектно –исследовательской деятельностью. В прошлом 2016-2017 учебном году кружковцы разработали маршрут экологической тропы «Удивительное рядом», на которой так же проводят исследования окружающей среды. Экологическая тропа позволяет реализовать самые разнообразные виды деятельности: экскурсии, на которых дети сами выступают в роли экскурсоводов, наблюдение за живой природой, сбор материала, опыты, зарисовки, а так же игры, викторины, конкурсы.

Результаты проектно –исследовательской деятельности по биологии были успешно представлены на районной научно-практической конференции «Интеллект- XXI век».

В рамках профориентационной работы, связи уроков химии с практикой была оформлена экспозиция о развитии нефтехимической отрасли в Тобольске, старшеклассники посетили смотровую площадку ООО «Сибур», ознакомились с производством. Сл. 11

Сл.12 Большое внимание в школе уделяется краеведческой работе. В обновленном виде работает музей «На родине Д.И. Менделеева», который известен за пределами Тюменской области. Кружковцы участвуют в научно –практических конференциях разного уровня, в конкурсах социальных проектов, они –активные участники всех патриотических мероприятий, проводимых в школе. Сл. 13. 1 сентября 2017г. в рамках реализации социального проекта «Память хранят живые» на здании школы была открыта памятная доска нашему выпускнику Герою Советского Союза Чаркову Т.Н., памятный знак, установленный возле памятника погибшим сельчанам и заложена сосновая аллея. В процессе сбора материала о нашем земляке возникла потребность рассказать о нем как можно большему количеству людей.

Сл. 14. Т.О., наша работа была представлена на городской музейной конференции «Невиданная Отчизна», XII тюменских родословных чтениях с публикацией в сборнике, городской научно –практической конференции «Растим патриота и гражданина: теории, опыт, инновации», XXIII конкурсе имени В.И. Вернадского научных работ среди обучающихся, Всероссийском конкурсе научно –исследовательских работ обучающихся. На всех конференциях работа заняла 1место. В кабинете истории в рамках проекта оформлен стенд о Т.Н. Чаркове. Материалы школьного музея часто используются на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в музейной педагогике.

В целях предоставления широкого выбора для занятий по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, школа тесно сотрудничает с МАУ ДО «Центр творчества», МАУ ДО «ДЮСШ» Тобольского района, сельским клубом, библиотекой. Дети посещают кружки и секции в Тобольске.

Сл. 15. У любого учителя рано или поздно возникает потребность в осуществлении межпредметных связей с другими дисциплинами. Ознакомление школьников с результатами интеграции наук стало необходимостью. Сл. 16. Идея интеграции знаний получила признание у педагогов нашей школы, которые провели ряд интегрированных уроков: литературное чтение+ музыка_ИЗО 3кл. (Захарова Н.К.), Окружающий мир+технология+математика 2кл. (Бухарова Г.А.), Литература +музыка+ искусство 6кл (Кузнецова В.А., Сиволобова Л.А.), Алгебра+география 7кл. (Мастерских А.В., Авазова Л.П.) и др. Также осуществляется проектная деятельность и через интеграцию уроков. Сл. 17. Например, в рамках интеграции технологии, математики, географии, русского языка обучающиеся 6класса работают над проектом «Мой дом», а по истории, ИЗО и информатике – над проектом «Быт жителей Древней Руси». Обучающиеся 4класса в рамках интеграции предметов работают над созданием проекта «Мир животных моего края».

Сл. 18. ВЫВОД: Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов в урочной и внеурочной деятельности можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей.

Организация учебной и внеучебной деятельности предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Она может разворачиваться как в классе, так и в школе, в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. Это, по сути, включение школьников в решение социально-значимых вопросов, выполнение ими различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.

1) В течение 2016, 2017гг. произошли значительные изменения в образовательной среде школы;

2) Созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей;

3) 100% охват детей внеурочной деятельностью по интересам;

4) Развитие интереса к точным наукам.

5) Обучающиеся 9класса ежегодно успешно сдают ОГЭ по биологии.

Список использованной литературы:

Источник

Доклад по теме «Интерактивные формы обучения во внеурочной деятельности»

Интерактивные формы внеурочной деятельности как средство формирования личностных результатов младших школьников

Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

В педагогической практике существует огромное количество разнообразных форм организации внеурочной деятельности: словесно-логические, игровые, образно-художественные, трудовые, психологические и так далее. Для нас большой интерес представляют интерактивные формы работы.

Интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.

Использование интерактива во внеурочное время, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.

При использовании интерактивных форм обучения и воспитания резко меняется роль учителя, он перестаёт быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

В своей практике мы используем такие интерактивные формы работы, как

работа в малых группах;

обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

Формирование личностных результатов младших школьников включает в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Уже в младшем школьном возрасте я стараюсь готовить детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребенок должен найти свое место в социуме и мы готовы ему помочь в этом, подготовить его к жизненному и личностному самоопределению. Ребенок уже в начальной школе учится определять границы знания и незнания, успеха и неуспеха в учении. И если он находит свое место в классе, в обществе друзей, свою значимость в школе, то он сможет реализовать себя как личность.

Учащиеся моего класса с удовольствием посещают кружок «Театр и мы», где учатся ставить сценки и сказки. Именно, в сказке дети выбирают себе роль по желанию, превращаются в любимых героев и сказка оживает на наших глазах. Таким образом, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Ролевая игра предполагает взаимодействие участников игры на основе диалога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками, что является одним из условий интерактивного обучения.

Разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить план своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Кружок «Очумелые ручки» ведут учителя начальных классов Чувакова Г. В. и Кобец О. В. Один из ведущих методов занятий — метод проектов. Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети мастерят подарки своими руками для родителей, друзей, педагогов. Они понимают, что купить в магазине готовый подарок просто и быстро, но дорого. Лучше сделать его самим, вложив своё тепло и добро. Ребята освоили работу с природным материалом, аппликацией, оригами.. Занятия всегда проходят в тёплой творческой атмосфере.

В сентябре 2015 года в нашем городе проходила благотворительная акция «Белый цветок», целью которой является возрождение христианских традиций в помощи ближним, добра и милосердия. Обучающиеся нашей школы младших классов приняли активное участие в изготовлении цветков. Такие мероприятия помогают воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания, учат уважать и принимать ценности общества, что является неотъемлемой частью поликультурного образования.

С недавнего времени в своей работе мы стали практиковать такие формы работы, как диспуты. Классные руководители Михайлова Л. В. и Астапова Н. А. провели занятия «Все люди разные? Все люди одинаковые?», «Патриотизм: знак вопроса», «Что такое хорошо?». Такая форма работы учит делать правильный выбор с позиции гражданских и общечеловеческих ценностей, уметь объективно оценивать свои действия и действия своих товарищей.

Мы видим, что интерактивные формы и методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.

Источник

Организация интерактивных форм внеурочной деятельности младших школьников

Цыремпилова Гэрэлма Шулуновна,

учитель начальных классов

МОУ «Кусочинская средняя

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года организация внеурочной деятельности рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей, развития творческих способностей и показателем сформированности социального опыта детей.

Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты. В школе есть 12 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, столовая. В кабинете информатики 10 компьютеров, которые имеют выход в интернет, проектор, экран, интерактивные доски. Кабинет начальных классов оснащён рабочими местами и техническими средствами обучения.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

Способствовать личностному становлению учащихся.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.

Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.

Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся

Результатом организации внеучебной деятельности должны стать:

развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции

В сентябре 2009 года 1 класс начальной ступени нашей Кусочинской средней школы среди 77 школ Забайкальского края начал работать в эксперименте по апробации ФГОС второго поколения.

Планируя организацию внеурочной деятельности в нашей — сельской школе, мы изучили и проанализировали материально-технические условия, нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое, кадровый потенциал, запрос родителей, интересы детей.

Исходя из особенностей сельской школы, малочисленности классов-комплектов, финансовых возможностей образовательного учреждения занятия внеурочной деятельности проводятся для разновозрастных групп детей, учащихся 1-4 классов.

По требованиям ФГОС, учитывая материально-технические условия, кадровый потенциал, запросы родителей и детей, руководители стараются на внеучебных занятиях применять такие инновационные формы и методы сотрудничества с учащимися, такие как интерактивные формы обучения и взаимообщения.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Понятие «интерактивные формы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» — действовать, действие) можно перевести как формы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.(слайд)

Под интерактивными формами обучения мы понимаем систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.

Интерактивные формы внеучебной деятельности:

-метод анализа конкретных ситуаций;

Внеурочная деятельность в начальной школе была организована по следующим направлениям:

Занятия по внеурочной деятельности ведутся учителями начальных классов, учителями предметникам, педагогами дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей.

В целях предоставления широкого выбора для ребенка занятий по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, школа привлекает к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов-музыкальных руководителей, библиотекаря сельского Дома Культуры, руководителя музея, тренеров культурно-спортивного комплекса, где находится наш второй спортивный зал. Здесь проводятся секции по борьбе, волейболу и футболу Мы, учителя, всегда радуемся за успехи наших волейболистов, борцов — старшеклассников. Но и готовится новая смена. В этот зал с удовольствием ходят наши малыши.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий.

По желанию детей и родителей в школе реализуется программа модуля по по выбору «Я-шахматист». Студию ведёт учитель начальных классов Бальжинимаева Б.Б. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением. При командной игре на шахматах дети, используют «Мозговой штурм», как одну из интерактивных форм, когда они реализуют «цепочку решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

Учащиеся 2-4 классов с удовольствием посещают студию «Театр и мы», (Руководитель учитель английского языка Раднаева Е.И.),где учатся ставить сценки и сказки на английском языке. Именно, в сказке дети выбирают себе роль по желанию, превращаются в любимых героев и сказка оживает на наших глазах. Таким образом, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Ролевая игра предполагает взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками, что является одним из условий интерактивного обучения.

На начальной ступени ведётся кружок «Ёһо заншал». Руководитель кружка учитель начальных классов Цыремпилова Г.Ш. Сегодня наш бурятский народ возвращается к истории своего народа, к обычаям и традициям, к заповедям. Поэтому внедрение в систему воспитания народной педагогики воздействует на мысли и чувства детей, вызывая в них формирование лучших человеческих качеств, передавая жизненный опыт предыдущих поколений. По результатам работ в конце учебного года оцениваются знания учащихся по народным традициям: оформление рефератов, проведение конкурсов, дискуссий, экскурсий, защита мультимедиапрезентаций на темы: «Бурятская кухня», «Бурятская одежда», «Жизнь, быт, традиции бурятского народа» и другие. Члены кружка ежегодно становятся победителями и призёрами районных, окружных, краевых конкурсов чтецов на бурятском языке. В этом учебном году участник кружка, ученик 2-го класса Батожаргалов Тимур стал вторым призёром на районном конкурсе чтецов среди школьников «Буряад хэлэмни, шамдаа!» и третьим призёром на окружном конкурсе. Также участник данного кружка Маюров Батор стал победителем в конкурсе «Эрхим найруулга». Руководитель Цыремпилова Г.Ш.

Учащиеся начальных классов ежегодно успешно принимают участие в межмуниципальном конкурсе исследовательских работ «Мы-исследователи» (п. Оловянная»). В конкурсе принимают участие члены кружка «Я-исследователь»(3-4 классы), руководителем которой является Тумунбаярова Ц.Д. На занятиях кружка дети учатся вести дискуссию, т.е. коллективно обсуждать конкретную проблему, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор.

В прошлом учебном году участник кружка «Юный исследователь», победитель межмуниципального конкурса «Мы-исследователи» ученик 4-го класса Цындымеев Насак стал вторым призёром (в общем зачёте) краевого интеллектуального марафона учеников-занковцев. Насак в составе команды Читинской области стал участником XI всероссийского интеллектуального марафана учеников-занковцев в г. Казань. Учитель Тумунбаярова Ц.Д.

Среди учащихся 2-4 классов в школе проводится кружок «Учимся говорить красиво», который ведёт учитель русского языка и литературы Игумнова Н.К. Одна из интерактивных форм проведения занятий игра – «Своя игра». На занятиях дети с удовольствием учатся сочинять загадки. скороговорки и маленькие четверостишия на знакомые им темы: «Моя любимая игрушка», «Мой самый лучший друг», «Моя дружная семья» и другие.

Кружок «Очумелые ручки» ведёт учитель начальных классов Раднаева Б-Х. Ц. Один из ведущих методов занятий — метод проектов. Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети мастерили подарки своими руками для родителей, друзей, педагогов. Они понимают, что купить в магазине готовый подарок просто и быстро, но дорого. Лучше сделать его самим, вложив своё тепло и добро. Ребята освоили работу с природным материалом, аппликацией, бисероплетением, оригами.. Занятия всегда проходят в тёплой творческой атмосфере.

На занятиях студий «Весёлая палитра» и «Звонкие голоса» дети учатся находить новое, необычное и прекрасное через музыку и средства изобразительного искусства.

Сегодня мы живём во времена бурного развития гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютера, сотовой связи)-всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и ухудшению его здоровья. Секция «Ритмика» способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма.

Учащиеся начальных классов с большим интересом относятся к занятиям. Особенно нравятся ребятам занятия в спортзале, на школьной площадке, прогулки, экскурсии, поездки, занятия танцами, рисованием, музыкой.

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим фактором. В конце учебного года планируется публичный отчёт деятельности — конкурсы, концерты, презентации проектных работ, спортивные соревнования, открытые занятия с приглашением родителей.

Выводы:Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Учащиеся начальных классов с большим интересом относятся к занятиям. Особенно нравятся ребятам занятия в спортзале, на школьной площадке, прогулки, экскурсии, поездки, занятия танцами, рисованием, музыкой.

С учетом проблем, пожеланий родителей, учащихся, руководителей кружков, мы определили для работы в новом учебном году следующие задачи:

-создание условий для свободного выбора каждым ребенком занятий в сфере внеурочной деятельности, удовлетворяющих его интересы, желания и потребности; (пополнение книжного фонда)

-совершенствование материально-технической базы (электронные учебники, цифровой фотоаппарат)

Тем требованиям, которые предъявляет новый стандарт к организации внеучебной деятельности соответствовать довольно сложно: это и условия школы, и финансовое обеспечение и кадровые условия, но тем не менее практика организации внеучебной деятельности в нашей школе имеет свои результаты. Также наши младшие школьники – активные участники очных, заочных олимпиад, ежегодно успешно участвуют в молодёжных чемпионатах: «Старт», «Олимпус». Есть у нас победители и призёры федерального и регионального уровня, которые награждены ценными призами-энциклопедией, книгами, медалями и дипломами.

А. Я. Психология. Группы. Детский коллектив [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc95.html

Конвенция о правах ребенка. Статья 13 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/

Презентация «Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников по реализации ФГОС» [Электрон. ресурс] / Режим доступа:http://uosheb.ucoz.ru/load/razvitie_obrazovanija_i_vospitatelnaja_rabota/obshhee/vneurochnaja_dejatelnost_fgos/8-1-0-118)

Радченко Т.И. Концепция разновариантных соревнований обучающихся//Первое сентября. Физика N09 (945), 1-31.10.2012 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200702310

Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. Проект «Информатизация системы образования». Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электрон. ресурс].- 2006/ Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html

Система оценки внеучебных достижений учащихся в МОУ «СОШ с.Лох» [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://lsshbur.narod.ru/13.htm

Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *