интерактивные формы внеклассной работы

Использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению читательской активности

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу,оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно, способствует реализации всех поставленных задач.

Хочу представить творческие виды работ:

пересказ с изменением лица рассказчика;

пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами; передача прочитанного по ролям;

иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое);

подбор рифмы к словам,

сочинение сказок, рассказов;

метод проверки домашнего задания (дети самостоятельно проверяют друг у друга домашнее задание, причём дифференцированно распределяют роли); традиционные игры (узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию); литературные игры.

Эффективно в работе с информацией использовать приёмы технологии критического мышления.

Так4ая работа как «Чтение с пометами» развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Приемы активизацииранее полученных знаний:

• Прием «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

• Прием «Составление кластера» Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – стимулирование мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили

• Прием «Перепутанные логические цепочки» На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы,требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т. к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Прием «Цветопись» Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием «Пятиминутное эссе» Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочьученикам подытожить свои знания по изучаемой теме.Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Особо хочется остановиться на приёме «составление литературной карты». Урок идёт по основным, но необходимо повторить структуру литературной карты.Работа в группах:

1 группа: ищет начало (вступление) и конец (заключение) произведения. Вспоминает жанр, тип речи, тему и идею. Сравнивает заголовок с темой и идеей.

2 группа: ищет завязку, развитие событий. Выстраивает линию появления новых героев.

3 группа: ищет кульминацию и готовит ее для чтения по ролям.

4 группа: ищет развязку событий, вывод.

5 группа: дает характеристику главному герою по плану.

Выделяются следующие уровни читательскойсамостоятельности младших школьников:

Высокий уровень,Выше среднего, Средний, Низкий.

Важным в развитии памяти, связной речи, в повышении мотивации к чтению книг является ведение «Читательского дневника» учащимися, в котором они записывают не только название книги и автора, но и передают основное содержание прочитанного, что в свою очередь развивает навыки грамотного письма и каллиграфии.

Покажу на примере применение интерактивных методовы обучения, на уроках литературного чтения, на примере всем известной сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Работаем в 3 группах

Технология «Мозговой штурм»

— Какие бывают сказки?

Сказки бывают разных видов. (НА СЛАЙДЕ: БЫТОВЫЕ (Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев, ВОЛШЕБНЫЕ (Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости, О ЖИВОТНЫХ (Животные, растения, объекты неживой природы).

Задание: Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.

Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).

Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа 4 гр

В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.

Задание (работаем в группах): В тексте сказки встречаются такие слова как «невод», «корыто», «землянка», «светёлка». Ребятам предлагается обсудить в группе и объяснить значение слова. (У каждой группы напечатано на листочке своёслово: 1 землянка, 2 невод,3 корыто, 4 светёлка).

Технология «Общая дискуссия»

2. Установите очередность рисунков?

Технология «Воспроизведение информации»

Задание: Работаем в группе

1. Поставь картинки в логическом порядке. Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.

2. Придумайте по 2 интересных вопроса к иллюстрации.

Технология «Ролевая игра»

У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию.

Технология «Незаконченное предложение»

Технология «Поиск соответствий»

Задание: две команды мальчики и девочки

1. Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.

2. Опишите героя используя эти имена прилагательные.

Технология «Ключевой момент».

Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему. (Ответ: Много захочешь – последнее потеряешь или Ненасытному всё мало.

Внеклассная деятельность способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

Хочу с вами поделиться опытом работы, которую я провожу с ребятами своего класса.

Уже много лет стало традицией в течение учебного года в детской библиотеке проводить «Библиотечные уроки», которые проводят творческие библиотекари. Знакомство с библиотечными уроками у нас начинается с 1 класса, когда дети еще даже не умеют читать. С ребятами проводятся беседы о правилах пользования библиотекой, о бережном отношении к книге, знакомятся с писателями и поэтами, их произведениями.

Беседы, литературные викторины знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрение информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

В своей практике часто использую следующие формыработы с учреждениями культуры:

— экскурсии в музеи, посещение выставок,

— библиотечные часы, проводимые в нашей сельской библиотеке.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

групповая (тематическая консультация);

Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо помнить о психологической подготовке участников. В этой связи внеурочные занятия помогают детям почувствовать себя более комфортно.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Интерактивные методы можно применять во внеклассной работе используя активные методы обучения. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Во внеурочной деятельности мы используем следующие Технологии интерактивного обучения.

Источник

Интерактивные формы организации внеурочной и внеклассной работы

Интерактивные формы организации
внеурочной и внеклассной работы

(Из опыта организации исследовательской деятельности школьников, учителя математики Русановой М.А.)

«Мир нельзя удержать силой, его можно достичь лишь пониманием».

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество современного образования [1].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», декларирует, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем» [3].

Перед нами стоит вопрос: как организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В нашей педагогической деятельности делаем акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Необходимо создание таких педагогических условий, когда каждый ученик должен будет включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов и исследовательскую технологию. Их использование предполагает множество интерактивных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Они позволяют стимулировать интерес к знаниям, показывают необходимость их практического применения. Особое место в этой деятельности уделяю Web сервисам.

Одним из вариантов технологии проектирования, и одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов ( WebQuest ). Веб-квесты могут носить как краткосрочный характер, которые подразумевают приобретение и закрепление знаний, обычно длятся от 1до 3 часов, так и долгосрочные, призванные познавать новое, углублять и обобщать полученные знания, перерабатывать информацию, анализируя ее. Как правило, такие веб-квесты, нацелены на создание продукта обучения. Например, презентация (доклад), фотоколлаж, информационная статья, буклет, как наглядное представление найденной статистической информации.

Впервые термин «веб-квест» был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Учёный разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.[4]

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель.

Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

— исследовательской и творческой работы,

— качества аргументации, оригинальности работы,

— навыков работы в микрогруппе,

— письменного текста и т.п.

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Использование веб-квеста, как образовательного ресурса Интернета, и его интеграция в учебно-воспитательный процесс школьной дисциплины, помогает эффективно решать целый ряд педагогических задач. Так, в процессе работы над веб-квестом у обучающихся формируются следующие компетенции:

— Использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

— Самообучение и самоорганизация;

— Умение находить несколько способов решения проблемной ситуации.

Приведу примеры использования веб-квестов в своей практике:

Первым внеклассным мероприятием с использованием веб технологий является веб-квест «Живем и помним», посвященный 68-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Цель этой игры заключалась в поисково-исследовательской деятельности. При разработке заданий для веб-квеста, составляли их таким образом, чтобы поиск решения на них требовал изучения различных информационных источников, как печатных, так и электронных. Например, найти в газете «Республика» (с 2010-2013 гг.) статьи, посвященные Великой Отечественной войне, и составить алгоритм поиска.

В 2014 году был разработан веб-квест «Математика в литературе». Игра объединила, казалось бы, две, ничем не связанные между собой области знания: математику и литературу.

Целями веб-квеста «Математика в литературе» являются:

Развитие познавательного интереса к изучению математики.

Рассмотрение практического приложения математики.

Формирование информационных и коммуникационных компетенций школьников.

Структура веб-квеста состоит из 5 основных этапов и содержит такие разделы, как « Регистрация», «Визитная карточка», «Ресурсы», «Что такое веб – квест? » и «Итоги».

Чтобы зарегистрироваться, участники формируют команды, выбирают капитана, распределяют роли, вырабатывают правила работы в группе и создаютвизитные карточки своих команд. Визитная карточка может быть выполнена в форме эссе, презентации, видеоролика или просто представлена в виде фотоколлажа. Здесь все зависит от фантазии и умения игроков.

1этап — «Знаешь ли ты историю математики», посвящен интересным фактам из истории математики. На этом этапе учащиеся участвуют в литературно-математических викторинах.

Сильное впечатление всегда производит использование оригинальных формулировок задач, теорем, доказательств, известных из истории. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. В решении таких задач приходится упражняться и нашим участникам.

Кроме того, работая над проектом, дети узнают, что великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию. Преподавая много лет основы математики в основанной им же знаменитой Яснополянской школе, он написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям Л.Н. Толстой нередко предлагал интересные задачи. Такие же задачи будет предложено выполнить и нашим участникам проекта.

Всем известно, что математика, как наука известна с древних времён. Если вспомнить такие великие государства прошлого как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики. Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно-художественных произведений. Поэтому мы предлагаем провести мини-исследование «Математические задачи в литературных произведениях».

Принимая участие в веб-квесте, участники игры включаются в различные виды деятельности:

— Поиск и систематизация информации по заданной теме;

— Создание презентаций в различных программах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— технология веб-квестов применяется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в воспитательной работе;

— каждый ученик включен в творческую деятельность в ситуацию поиска путей и решения социально значимых проблем;

— веб-квест стимулирует интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

— индивидуальная работа каждого члена команды нацелена на общий результат.

В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет.

Немаловажным этапом в исследовательской и проектной деятельности является умение презентовать и защитить полученный результат. Как сделать так, чтобы ваша работа заинтересовала и окружающих и имела дальнейшее практическое значение. Представить интересную и полезную информацию можно в формате «печа-куча».

Чтобы «печа-куча» удалась, необходимо подготовить мультимедийное оборудования для демонстрации презентаций. Рассмотрим особенности этой формы организации учебного процесса на конкретном примере. Это может быть представление исследовательской работы на научно – практической конференции. После того как работа написана, собран необходимый теоретический и практический материал, наступает работа по подготовке к выступлению. Для начала необходимо подготовить доклад-презентацию из двадцати слайдов, каждый из которых длится 20 секунд, каждый слайд должен автоматически меняться на следующий. Таким образом, продолжительность доклада ограничена шестью минутами сорока секундами. За это время надо успеть сказать только самое главное, важное. Здесь нет времени растечься мыслью по древу. На первый взгляд кажется, что всё очень просто, но это только на первый взгляд. И очень важно, учителю помочь ребятам качественно подготовить презентацию проекта, избежать ошибок, помочь создать ситуацию успеха. В процессе работы над проектом педагог продумывает возможные направления обсуждения проекта, вопросы на случай, если слушатели не сразу включатся в диалог. Не следует забывать и о воспитывающем воздействии на обучающихся: культура общения, саморегуляция, умение работать в группе, толерантность.

«Печа-куча» как интерактивная форма организации учебной деятельности предполагает использование сразу нескольких интерактивных методов обучения или их элементы.

В своей педагогической деятельности применяю «печа-куча» не только во внеурочной деятельности, но и на разных этапах урока: актуализация знаний, новая тема, закрепление полученных знаний. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учитель становится модератором – это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса. Очень важно чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать. чтобы дети все время были активными.

Если Вы только знакомитесь с этой интерактивной формой представления информации, то для Вас несколько советов от «Печа-кучи». Итак, исходя из собственного опыта, как же подготовить свой доклад, чтобы все 6 минут 40 секунд внимание людей было исключительно вашим:

Тема выступления. Выберите ту тему, которая вас особенно трогает, которую вы пропустили через себя, поделитесь своими эмоциями со всеми.

Репетируйте. Подготовить красивую презентацию – еще не означает, что вы можете также красиво ее рассказать. На самом деле, 20 секунд – это довольно много, если вы плохо владеете материалом. Если же вы очень хорошо владеете своим материалом, то эти 20 секунд покажутся вам коротеньким мгновением, и вам будет хотеться рассказать больше. Поэтому, если вы не отрепетируете несколько раз, вы можете попасть впросак.

Соблюдайте время. Набросав 20 слайдов – вы не станете великим докладчиком. Все требует времени: выбрать тему, собрать материал, разработать сценарий, подобрать темп рассказа. Вам понадобиться в общей сложности не меньше 6 часов, чтобы подготовиться к докладу.

Рассказывайте. Рассказывайте не только то, что у вас показано на слайдах, а ваши переживания, ваши озарения и ваши ошибки. Вовлеките людей в свой рассказ, пусть они почувствуют себя участниками вашего рассказа. Ваша задача удержать их интерес. Говорите с людьми, обращайтесь к ним, улыбайтесь, смотрите им в глаза, а не куда-то в точку далеко позади них.

Поблагодарите людей за внимание. Не уходите сразу же после выступления. Вы рассказали людям свою историю – получите обратную связь, дайте им возможность подойти к вам и задать вопросы. Будьте открыты к диалогу.

предстоит решение комплексной проблемы, требующей разностороннего подхода;

нужно принять нестандартное решение; важно, чтобы «все поговорили со всеми» и выработали общее видение проблемы;

существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить.

На практике нами была использована данная технология на уроке при подготовке к ЕГЭ по теме тригонометрия, с обсуждением основных теоретических ключевых моментов этой большой и очень значимой темой с разбором нестандартных задач, которые имеют несколько вариантов решения. (Так как на уроке нет возможности пить кофе, поэтому мы назвали данный формат урока «world – chat », но актуальность и принцип проведения от этого не изменился). Урок (учебная пара 40 х 40) прошел быстро, «на одном дыхании» и очень продуктивно – повторили не только основные формулы по тригонометрии, но и рассмотрели различные способы тригонометрических уравнений и неравенств.

Список использованной литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 // Российская газета. – 2012. – 21 июня (N 139)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный документ] // Министерство образования и науки российской Федерации. – точка доступа : http ://минобрнауки.рф/документы/1450

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *