интерактивные формы проведения семинаров
Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров *
Андронова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.
Тарасенко Ольга Александровна, докторант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.
В данной статье рассматриваются новые требования к проведению занятий у бакалавров и магистров с применением активных и интерактивных методов.
Ключевые слова: магистр, бакалавр, активный и интерактивный метод проведения занятий, лекция-беседа, лекция-дискуссия, ролевые игры, мозговой штурм, кейс-метод.
In the given article are considered the new requirements to conduct classes for bachelors and masters with the use of active and interactive methods.
Key words: master’s degree, bachelor, active and interactive method of classes, lecture-conversation, lecture-discussion, role playing, brainstorming, case-method.
I. Новые требования к процессу преподавания
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
По информации, размещенной в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 14, Федеральный государственный образовательный стандарт публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru.
II. Сущность активного и интерактивного метода обучения
III. Лекции с применением активного метода
Рассмотрим далее возможности использования активного метода обучения при чтении лекций. Здесь мы полагаем полезным обратиться к подходу, высказанному В.Ю. Копытиным, который выделяет следующие активные формы проведения лекций:
IV. Интерактивные формы проведения практических занятий
Так как интерактивный метод основан на непосредственном контакте обучающихся между собой и преподавателем, то с его помощью целесообразно проводить практические занятия (семинары). Занятия могут проходить в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, игр по кейс-методу, мозгового штурма, психологических и иных тренингов, игрового судебного процесса в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Рассмотрим некоторые интерактивные формы практических занятий (семинаров), которые должны, на наш взгляд, активно использоваться в учебном процессе.
Большой интерес вызывают деловые игры, в которых студенты развивают профессиональное мышление и приобретают навыки применения своих теоретических знаний в практических ситуациях. Деловая игра помогает студентам научиться работать в коллективе, разрабатывать юридические документы, вести переговоры и публично выступать. Крайне актуальной видится игра по кейс-методу, которая представляет собой исследование и анализ студентами реальных или реконструированных юридических ситуаций с последующим предложением ими возможных решений практических задач. Представляется правильным, если в одном задании будет несколько практических вопросов, что будет способствовать повышению степени индивидуализации игры и возможности провести игру как в больших группах, так и в маленьких. Для больших по численности групп кейс-метод можно применять, разбив одно общее задание на несколько частей. Группа обучающихся делится на команды, и каждая команда готовит свой вопрос, и в итоге команды разбирают практическую ситуацию и отвечают на все вопросы, которые стояли перед ними в игре. Если группа немногочисленна, то каждому студенту предлагается полностью разобрать смоделированную перед ним практическую ситуацию в игре. Если поставленные задания в игре по кейс-методу содержат конкретные (однозначные) ответы, то обучающиеся могут осуществить самоконтроль, что исключит фактор субъективной оценки преподавателя. При проведении игр по кейс-методу студентам необходим доступ к справочным правовым системам, например к СПС «КонсультантПлюс», «Гарант». Большую практическую значимость может иметь задание, заключающееся в анализе материалов судебной практики, особенно в отсутствии ее единообразия. Это позволит студентам увидеть различные подходы судов в анализе одной ситуации и сформировать собственную позицию по данному вопросу.
Также необходимо указать, что для магистров и бакалавров в рамках учебного процесса должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Данная методика проведения занятий представляется весьма полезной для студентов, т.к. общение с практиками позволит обучающимся «погрузиться» в ту или иную профессиональную среду, а также будет способствовать формированию собственного мнения и представления о конкретной практической деятельности. Организованные встречи позволят увидеть студентам, как полученные ими знания можно применить на практике.
Завершая рассмотрение вопроса об активных и интерактивных формах проведения занятий, можно отметить, что их применение в процессе обучения направлено на формирование у магистров и бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник после окончания вуза будет подготовлен к решению задач своей профессиональной деятельности, а также научится аргументировать и защищать свою точку зрения.
Интерактивные формы проведения семинаров
Т. Н. Добрынина, кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета
Ключевые слова: интерактивное обучение, формы и методы интерактивного обучения, классификация семинарских занятий интерактивного типа, система аргументации знаний, предметные и социальные качества профессионала, цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.
воззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа» [3, с. 8].
Вместе с тем психолого-педагогический анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Традиционные формы, методы, средства обучения предполагают в основном деятельность преподавателя по передаче информации. При анализе семинарского занятия, основное внимание уделяется преподавателю, и нередко упускается главное: успешное овладение учебным материалом зависит только от мыследеятельности самого учащегося. Попытки ввести элементы активизации учащихся, например с помощью проблемного обучения, часто сводятся к постановке преподавателем по ходу занятия определенной задачи и раскрытию им же самим поднятой проблемы.
Все вышесказанное определяет необходимость формирования активной жизненной позиции будущих специалистов, которая, в свою очередь, должна формироваться интерактивными формами обучения, тем новым в их развитии, что обусловлено изменением всех сфер жизни нашего общества.
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и студентами; демократический стиль преподавания; сотрудничество в процессе урока преподавателя и студентов, студентов между собой; опора на личный опыт студентов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности студентов, их регулярная и целеобусловленная смена; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации студентов.
Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом, так и в практическом плане. Это методическое веление времени, которое связано с новым (или хорошо забытым старым) типом взаимодействия преподавателя с обучающимися, подразумевающим активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире проблем, противоречий и загадок, постижению смысла, поиску истины путем общения и рефлексии в процессе учебно-познавательной деятельности.
Но не всякая активность студентов является показателем того, что на семинарском занятии используются интерактивные формы и методы. Есть множество приемов, с помощью которых преподаватель может поддерживать высокую активность студентов, но они при этом будут оставаться пассивными зрителями и слушателями. Для лучшего понимания особенностей интерактивного обучения можно разделить активность участников на физическую (студенты меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют и т. д.), социальную (студенты задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д.) и познавательную (студенты вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, выступают как один из источников профессионального опыта, сами находят решение проблемы).
В полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением (друг с другом и с ведущим), и с изучаемым содержанием. Основное правило такого обучения: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. Двигательная (физическая) активность еще не означает взаимодействия участников с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, выступают как «разминки»; за-
дания на общение, не связанные с содержанием, превращаются в отвлеченное средство оживления обстановки.
Таким образом, основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционного являются: активизация познавательной деятельности обучающихся; самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий; создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности; непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися; изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер)); опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем; организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию, рефлексии [1].
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т. е. обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению. Опыт и знания участников служат источником их взаимообучения и ценностного взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей эффективности обучения. Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
— взаимодействие учащихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;
— процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);
— обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
— обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению студентами ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между потребностью студентов в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения в вузе.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это, скорее, тип, режим, форма обучения, которые позволяют наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса.
Исследования педагогов-ученых показали, что наибольшие обучающие и развивающие возможности имеют обобщающие семинары, которые применяются с целью обобщения и систематизации знаний студентов по какой-то изученной теме. Кроме того, дидактический эффект имеют вводные семинары, которые предваряют изучение темы и позволяют учащимся самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить.
Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Семинар связан со всеми видами учебной работы и, прежде всего, с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов.
Личностного включения студентов на таком семинаре не происходит, сковывается интеллектуальная инициатива, она принадлежит в основном преподавателю. Велика психологическая дистанция между ним и студентами, ставятся барьеры общения и взаимодействия. Студенты имеют возможность «спрятаться» за другого, отсидеться, отмолчаться, заниматься во время лекции или семинара другой работой.
Студент самой формой организации занятия ставится в пассивную позицию, речевая активность сводится к минимуму, каждый высказывается с особого позволения преподавателя. Основная масса студентов молча потребляет информацию и не имеет достаточной практики формулирования мысли на профессиональном языке. Язык, речь, по сути, выключены из учебной активности, а ведь речь является средством выражения мысли, выполняет функции объективации профессионального мышления.
В работах А. А. Вербицкого приводятся данные зарубежного опыта организации взаимодействия участников обсуждения на семинарских занятиях, не потерявшие актуальности и сейчас. Если преподаватель сидит отдельно от студентов и все они обращены к нему лицом, участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, но не друг другу. Если же он сидит среди студентов или как бы со стороны наблюдает их действия, становятся более частыми обращения студентов друг к другу, но не к преподавателю [2].
Замечено, что принцип «круглого стола», т. е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию их активности, увеличению количества высказываний, более принципиальному характеру дискуссии. Преподаватель также располагается в
Реализация этих принципиальных для интерактивного обучения положений привела к созданию ряда специфических форм семинарских занятий.
Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Особенностью такого семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Это раскрепощает интеллектуальные возможности студентов, резко снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
На семинаре-дискуссии студент должен научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Показателем развития формы семинара-дискуссии может быть использование элементов мозгового штурма и деловой игры. В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.
Дискуссия может использоваться и как метод и как форма, т. е. может проводиться в рамках других занятий, мероприятий, являясь их элементом. В вузовском обучении могут использоваться любые виды дискуссии. По окончании семинара-дискуссии преподаватель делает выводы, подводит итоги, оценивает вклад каждого и группы в целом в решение проблемы семинара. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, надо создать обстановку уверенности в том, что несогласие с позицией преподавателя в дискуссии не повлечет за собой неприязни, снижения оценки на экзамене. Нужно создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, стремиться к власти авторитета, а не к авторитету власти, реализовать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. Подгруппа готовит выступление представителя с ответами на проблемные вопросы. Затем идут доклады других подгрупп, а на последнем этапе семинара вырабатывается позиция всей студенческой группы. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу студентов.
INTERACTIVE FORM OF SEMINARS AT HIGHER SCHOOL
T. N. Dobrynina, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Novosibirsk State Pedagogical University
The article is devote to comparative approach of interactive and traditional training, conditions and problems of interactive training, classification of seminar types in the course of interactive training. Author considers that all interactive forms of seminar presented in the article help students to receive real practice of formulation and upholding of their point of view, judgements of argument system, i.e. transformations of information into knowledge, and knowledge into belief and sights. Subject and social qualities of an expert are formed at such seminars and purposes of training and education of a personality of future expert are reached.
Key words: interactive training, forms and methods of interactive training, classification of seminar employment of interactive type, argument system of knowledge, subject and social qualities of an expert, purpose of training and education of a personality of future expert.
Постоянный адрес данной публикации:
Публикатор:
Официальная страница автора на Либмонстре: https://elibrary.com.ua/Ippolit
Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир) • Google • Yandex
6 способов сделать учебный курс увлекательным
Эти инструменты помогут уберечь студентов от скуки на занятиях и сделать их участие в образовательном процессе активным.
Анастасия Причисленко — психолог, коуч, руководитель направления soft skills по личной эффективности и техникам публичных выступлений в Университете ИТМО, создатель онлайн-школы интерактивных методов обучения Designica School.
Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным, мы регулярно применяем самые разные методики — от деловых игр и дебатов до фасилитации. Необычный формат одного-двух занятий привлечёт учеников, заставит ненадолго «втянуться» в ту или иную тему, но не факт, что другие элементы курса будут им столь же интересны.
Сделать привлекательным весь курс — задача не из лёгких. Решение заключается в подборе таких механик для учебного процесса, которые:
Вот шесть неклассических механик, которые сделают процесс обучения нескучным. Они подходят для разных направлений: и корпоративного обучения, и тренингов по soft skills, и традиционных университетских программ, для формата как онлайн, так и офлайн.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Способ №1
Геймификация
Геймификация — это адаптация игровых механик для неигровых процессов, в частности для образования. Она позволяет увлекать участников через придуманную разработчиком программы историю или метафору. При этом не происходит отрыва от основной задачи обучения, под неё можно подстроиться, даже если речь идёт об уже сложившейся программе. Участники не покидают привычную реальность, но могут примерить в ней игровую роль и быстро получить обратную связь через систему вознаграждений — баллов, рейтингов и так далее.
Для любых видов обучения как детской, так и взрослой аудитории.
Несколько примеров наглядно показывают, что использовать такую механику можно в разных сферах.
Способ №2
Создание проекта
Учебный проект представляет собой практическую реализацию идеи в рамках тематики курса или, например, решение стоящей перед студентами задачи. Главное — чтобы сделать проект, студентам нужно применить знания, которые они получают на курсе. Одновременно проект — это кейс для портфолио студентов. Он позволяет им попробовать свои силы на практике и уже в процессе обучения применить теорию, о которой рассказывает преподаватель. Проект может быть индивидуальным или групповым, а может — вообще преподавательским, когда группа учащихся помогает создать его педагогу, а он таким образом проверяет знания и на доступном примере показывает, как использовать их в деле.
В основном для практико-ориентированных курсов. Создание проекта будет хорошо работать для программ дополнительного профессионального образования или повышения квалификации.
В зависимости от того, какого типа это проект — групповой, индивидуальный или преподавательский, техника отличается.
Индивидуальный ученический проект
Для бизнес-ориентированного образования идеально подходит формат создания проекта, недаром такую механику чаще всего используют разнообразные акселераторы. Участники курса уже во время обучения могут сделать первые шаги в том процессе, о котором рассказывают преподаватели, — именно практическая польза увлекает их и подстёгивает продолжать обучение. Проектный способ также позволяет изучить и применить разные методы управления в зависимости от целей и задач. Семь самых популярных методов включают классический менеджмент, Agile, Scrum, Kanban, Six Sigma и PRINCE2.
Например, Университет ИТМО совместно с посольством США запустил в 2019 году программу дополнительного профессионального образования ITMO Advance, чтобы помочь людям, которые не могут найти работу или продвинуться в профессии. Студентов учили новым цифровым и бизнес-навыкам, помогали повысить уровень владения английским языком и прокачать софт-скиллы. Для этого курса я разработала программу блока «Предпринимательство», и было очевидно, что его стоит построить как проект.
Суть этого проекта
Студенты сами выбирали близкую для себя бизнес-идею — кто-то хотел бизнес по пошиву пижам, а кто-то — агентство по локальному туризму. Каждый новый модуль предполагал поэтапное развитие своего бизнес-плана — например, анализ рынка и конкурентов, определение целевой аудитории, выбор бизнес-модели и так далее. К концу почти годичного курса у участников программы уже были наработки для запуска своего бизнеса, а некоторые действительно начали его. Студенты программы «прожили» свои проекты, и даже если они не получили видимого результата, то уже попробовали себя в деле и поняли, например, что оно им не подходит.
Групповой ученический проект
Этот формат — самый популярный, ведь работать в группах легче и комфортнее. Так, на курсе «Психология предпринимательства» в ИТМО ребята выбирали интересное им бизнес-направление, анализировали рынок и вместе делали небольшие виртуальные проекты — например, открывали свою мини-кофейню или запускали другие небольшие предприятия.
В пример можно привести и форум «Тебе решать», проведённый «Сбером» и ИТМО в рамках олимпиады «Я — профессионал». Участие в нём принимают студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры. Ребята со всей страны приезжали к нам, слушали лекции практикующих специалистов из «Сбера», «Яндекса» и ИТМО, а после объединялись в команды для создания проектов по тематикам, предоставленным банком-партнёром. Благодаря своим проектам они могли зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем и получить льготу для поступления в магистратуру.
Вести проект могут не только студенты, но и преподаватели. Это отличный способ разнообразить обучение, наглядно демонстрировать на протяжении курса применение теории и заодно проверять, хорошо ли закрепились знания в головах студентов. Например, в своём курсе «Образовательный гейм-дизайнер», который проходил на площадке «Ра-курс», я предложила каждому участнику создать собственную игру по выбранной ими теме и одновременно запустила свой преподавательский проект — тоже игровой. Его тему и детали выбирали коллективно, в итоге на протяжении всего курса мы создавали деловую игру по целеполаганию:
Способ №3
Хакатон
Хакатоны изначально возникли в IT-среде. Их суть заключается в следующем: в одном месте собирается несколько команд разработчиков, организатор хакатона объявляет сложную IT-задачу — написать новую программу с определёнными функциями или «хакнуть» действующую программу, то есть найти в ней уязвимость, или что-то подобное. На решение задачи даётся короткий срок (обычно от 8 до 72 часов), и всё это время команды не покидают помещение, где проходит хакатон. Команда, которая быстрее всех справится с задачей, получает приз. Со временем формат хакатонов вышел за рамки IT-мира и стал применяться в совершенно разных сферах.
В классических программах мы, конечно, не запираем участников в комнате на несколько суток. Тем не менее учебные программы в похожем формате тоже существуют. Привлекательность хакатона заключается в быстром достижении цели, необычной обстановке и в хорошем призовом фонде — поощрением может быть денежная награда или, например, финансирование проекта-победителя спонсором, как делают во многих крупных технологических компаниях.
Но организовать процесс непросто: надо подобрать заказчиков-спонсоров, менторов для работы с командами и решить ещё массу других задач, которые после перехода на тотальный дистант сконцентрированы вокруг обеспечения техникой и обратной связью.
Для практико-ориентированных курсов, в рамках которых могут быть сложные практические задания, рассчитанные на групповое решение. Упрощённая версия хакатона может помочь, когда есть риск, что учащиеся заскучают из-за большого количества однообразных действий.
В своей практике я не применяла хакатон в чистом виде, но использовала его упрощённую версию для формата онлайн-защиты итоговых (выпускных) проектов. Вот как это было.
Защита итоговых проектов в формате хакатона
Ситуация: 24 участника корпоративного обучающего курса, которым надо рассказать о своём итоговом проекте, показать презентацию и получить обратную связь. Если выделить на выступление каждого, включая вопросы и ответы, по десять минут, то в сумме на весь процесс уйдёт больше четырёх часов.
Проблема: концентрация внимания слушателей быстро упадёт, они устанут смотреть чужие доклады, даже если те будут им интересны. К тому же защита проходила онлайн — значит, большинство выключится из процесса после собственной «минуты славы».
Решение: защиту проекта каждого участника перевели в групповой формат — так, чтобы сокурсники тоже были активно заняты в процессе, а не просто пассивно слушали. Вот как это сделали:
Способ №4
Симуляция
Симуляция — проживание максимально близкого к реальности опыта. Она бывает как в офлайн-форматах, так и цифровой: от тренажёров по вождению в автошколах до специальных 3D-атласов по анатомии человека, используемых в подготовке хирургов. В любом случае суть в том, что в безопасных условиях учащийся может пройти через процессы, с которыми ему предстоит столкнуться в реальности.
Плюсы симуляции: наглядность учебного материала и вовлечение учащихся. Если лекцию или главу из учебника можно понять не до конца, то после симуляции вопросов обычно уже не остаётся. Этот инструмент изначально появился в подготовке космонавтов, пилотов, водителей — то есть профессий с особыми рисками. Теперь же его используют в самых разных сферах, но именно отсутствие рисков при отработке практических навыков привлекает в симуляции.
Для обучения тем рабочим процессам, в которых в ближайшем будущем точно ничего не изменится. Например, типичные лабораторные опыты с большой долей вероятности останутся теми же, что были многие годы. В иных случаях велик риск того, что пока симуляцию создадут и введут в учебный процесс, она уже устареет — не будет отражать современный опыт. Создание симуляции, как любой технологии, требует значительных инвестиций и времени.
В качестве примера удачной симуляции можно привести проект Virtonomica — он объединяет экономические симуляторы и тренажёры для начинающих предпринимателей. В многопользовательских играх без жёстких сценарных рамок любой человек может попробовать себя в роли бизнесмена, вывести на виртуальный рынок свой продукт, «пободаться» с конкурентами или стать боссом огромной корпорации. Организаторы изредка добавляют сюда новые механики, но основные изменения привносят сами игроки. Кстати, у игры есть демоверсия — там можно познакомиться с интересными механиками и вдохновиться на собственные свершения.
Ещё один пример — симулятор для юристов, созданный участницей одного из моих курсов. Он детально проработан: там есть и кейсы, которые встречаются юристам на практике, и организационные сложности, которые могут появиться в работе. История рассказывается с помощью разных элементов — текстовых, анимационных презентаций и квизов.
Способ №5
Исследование
Такая учебная задача, как исследование, позволяет студентам сформулировать какую-то гипотезу и подтвердить или опровергнуть её в процессе обучения.
Исследование позволяет ученикам лучше разобраться в теме, а также подобрать подходящие для себя методы или практики и даже создать собственную систему таких практик. Широкий спектр методов плохо воспринимается и запоминается, а исследование позволяет устранить этот пробел.
Эта форма используется в самых разных дисциплинах, где есть возможность проверить теорию на практике. Так, студенты-медики могут от занятия к занятию формировать картину определённого заболевания, ставить диагноз и пробовать разное лечение, будущие маркетологи проводят исследование сегментов рынка, а историки в подробностях изучают какое-то явление или событие.
Если предмет изучения — «софтовые» навыки, то исследование можно заменить на самоисследование. Этот процесс представляет собой самопознание и поиск индивидуальных решений. Участники курса исследуют собственные возможности и различные методики, которые помогут им, например, достичь определённой цели или просто стать счастливее.
Самоисследование позволяет учащимся получить мотивацию продолжать обучение и заниматься развитием своих навыков.
В основу другого марафона — по тайм-менеджменту — мы с коллегами-методистами заложили не этапы, а классификацию PAEI Ицхака Адизеса. Такая структура помогала выстроить каждому участнику собственную гипотезу — что может ему подойти, а что точно нет. Типология позволяла выбрать наиболее близкие к ней методы по организации своего времени.
Способ №6
Конструктор
Конструктор работает по простому принципу — методист формирует блоки курса, а темы для подробного обсуждения выбирают сами участники. Это своеобразная дженга, когда полностью убрать тот или иной уровень не получится, но в наших силах вытащить отдельные кубики и поэкспериментировать с ними.
Как и в случае с групповым проектом, этот формат позволяет ученикам влиять на программу, подбирать что-то полезное для себя и заодно погружаться в теорию, без которой выбрать практику невозможно.
Для преподавания очень объёмных, но непрофильных для конкретной целевой аудитории тем, которые нужно «вложить» в них за короткий срок. Например, курс права для студентов-экономистов (понятно, что за один семестр невозможно изучить всё то, что студенты-юристы проходят за четыре года, поэтому создаётся курс-ликбез по основам).
Конструктор можно использовать и в образовательных учреждениях, и в корпоративном обучении.
Подобный формат я делала несколько лет назад для студентов ИТМО, когда мне предложили прочитать им курс с ёмким названием «Психология». Задача была сложной, поскольку в техническом вузе знаний по психологии даётся минимум, и есть всего одна попытка, чтобы увлечь ребят предметом и не разочаровать их. При этом глубоко погрузиться в тему психологии за 5–6 занятий просто невозможно, поэтому и был задействован конструктор: на лекции я давала студентам теорию, а они на основании этого материала выбирали тему, которую хотели бы изучить подробнее, и предлагали обоснование своего выбора. Те, кто не посещал лекции, не могли повлиять на выбор практической темы — благодаря этому бонусу я получила лучшую посещаемость за все курсы, которые когда-либо вела.
Кстати, однажды я обнаружила записку с благодарностью от студентов того самого потока и выложила её в социальных сетях, а на пост откликнулась их куратор — оказалось, что ребята спустя несколько лет с удовольствием вспоминали курс «Психология». Такая вовлечённость и заинтересованность темой — и есть лучшая награда для преподавателя.
Эта статья подготовлена на основе вебинара «Больше, чем лекция: 6 неклассических способов провести курс», который прошёл на онлайн-площадке «Ра-курс».