интерактивные формы проведения мероприятий

Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе

интерактивные формы проведения мероприятий Надежда Ижболдина
Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе

Доклад на педагогическом совете:

Интерактивные формы и методы

в воспитательной и профилактической работе

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно-нравственной, развитой, творческой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социально-культурных условиях.

Основные направления воспитательной работы в общежитии:

На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска». Появились такие социальные проблемы, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью, бродяжничеством, попрошайничеством, открытой агрессией и деструктивными (разрушительными) конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, воровством и другими формами отклоняющегося поведения.

Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории

Эти методы отлично характеризует знаменитая китайская поговорка

Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь

Цель профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами применения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия подростков между собой и с педагогом в форме различных занятий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Различают две группы методов профилактической работы: традиционные и интерактивные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционная форма

1. Определяется физиологическим развитием и социальным развитием принуждением;

2. Планирование мероприятия (занятия) осуществляется педагогом.

3. Познавательная деятельность обучающихся ориентирована на передачу знаний.

4. Анализ деятельности обучающихся на мероприятии (занятии) осуществляется педагогом.

5. Групповой и индивидуальный способ применения профилактической работы.

6. Не учитывается эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности

Интерактивная форма

1. Определяется задачами.

2. Планирование занятия совместно с детьми.

3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.

4. Совместно с детьми анализ взаимоконтроль.

5. Комбинирование коллективного, группового, парного, индивидуального, малыми группами способа применения профилактической работы.

6. Постоянное сочетание в практике применения профилактической работы познавательной и эмоциональной сфер, ситуации диалога и открытого нового знания.

В традиционном методе педагог выступает в позиции лектора, где излагает новый материал, демонстрирует, объясняет, отвечает на вопросы и т. д.

Задача подростка при применении традиционного метода заключается в том, чтобы выслушать, понять и воспроизвести своё мнение при контроле.

В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

К основным видам интерактивных методов можно отнести:

игры (деловые, ролевые, сюжетные, дидактические, имитационные и т. д.,

беседы (индивидуальные, разъяснительные, диалоги, размышления,

Один из интересных методов – «мозговой штурм».

Как правило, участники процесса – это группа обучающихся и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает остальным участникам несколько своих вариантов идей для решения данной проблемы. Советуется с обучающимися, какой вариант решения более подходит, анализирует выбранный вариант, опять советуется и убеждает детей, что выбрали правильное решение.

В этой форме педагог – активен, а обучающийся – менее активен.

В течение всего мероприятия педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

В этой форме обучающийся – активен, а педагог – менее активен.

В профилактической работе воспитателями очень широко используются такие интерактивные формы как акции, виртуальные экскурсии, дидактические игры, обсуждение профилактических фильмов, создание роликов, презентаций, в которых принимают участие обучающиеся

Виртуальная экскурсия. Одна из эффективных форм интерактивного воспитания. Она позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным воспитательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы обучающихся.

Например на мероприятии «Мой край» можно провести «Виртуальная экскурсия по историческим местам города Сарапула

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На профилактических мероприятиях используем как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма ставим перед обучающимися несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. В конце обязательно подводими итоги и озвучиваем извлеченные выводы.

Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности подростка. Мультимедийная игра имеет развивающее значение, подростки закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».

Эта форма может использоваться:

— для информирования воспитанников;

служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет воспитателю сделать шаг на пути сплочения коллектива

Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

В своей работе я больше применяю игровые интерактивные игры.

Интерактивные игры является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса

Интерактивная игра – это метод обучения (воспитания) в действии.

То есть игроки взаимодействуют между собой получая некий (необходимый) опыт.

Информация усваивается лучше через игровые методы, формы, технологии.

Интерактивные методы в воспитательной и профилактической работе позволяют решать следующие задачи:

Активное включение каждого обучающегося в процесс какой-либо деятельности

Обучение навыкам успешного общения (обучающиеся учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Умение эффективно работать в группе, команде

Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Воспитание лидерских качеств

Повышение самооценки обучающихся, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу, и проверить свои способности

Развитие творческих способностей

Развитие навыков самостоятельной деятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных форм и методов профилактической работы, это форма работы, которая позволяет наладить взаимодействие педагога с обучающимся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Все интерактивные формы и методы призваны решать главную задачу — научить и развивать подростка. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Все Интерактивные методы воспитания, используемые в нашем общежитии, показали следующие преимущества: высокая мотивация; налицо творчество и фантазия; развивается коммуникабельность; становится устойчивой активная жизненная позиция; повышается командный дух; подчеркивается ценность индивидуальности; широко применяется свобода самовыражения; акцент дается на деятельность; в коллективе работают такие принципы, как взаимоуважение и демократичность; а все это повышает веру и стремление к успешности в жизни.

Данная мотивация – это один из главных факторов в формировании навыка общения и сотрудничества в построении межличностных отношений. особенно у подростков, склонных к девиантному поведению.

интерактивные формы проведения мероприятийФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

интерактивные формы проведения мероприятийКонсультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

интерактивные формы проведения мероприятийКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

интерактивные формы проведения мероприятийРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

интерактивные формы проведения мероприятийСеминар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

интерактивные формы проведения мероприятийОпыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Источник

5 интерактивных форматов для мероприятий нового поколения

Поделиться

«Совместное потребление» (или «sharing economy») — новый мировой тренд, в результате которого возникли, например, Uber, Airbnb и Ebay. Это такая экономическая экосистема, которая выстраивается вокруг взаимодействия услуг и ресурсов. Эта коллаборация проникает во все бизнес-процессы. Совместное потребление имеет огромный потенциал. Он изменит способы общения, производства, потребления и вовлечения, повлияет на все аспекты жизни.

Именно поэтому такие sharing-мероприятия и есть мероприятия нового поколения. Влияние этого тренда на нашу индустрию — свершившийся факт. Сегодняшние event’ы сконцентрированы на общении между участниками, чтобы они могли делиться своими знаниями друг с другом, взаимодействовать в более неформальной обстановке. Как следствие, появились и новые форматы мероприятий. Техники «аквариумов», «неконференций», технология опенспейса и Pecha Kucha — лишь маленькие образцы event’ов будущего, возвращающих нас к корням, когда мы собирались вокруг костра, чтобы поговорить, потанцевать и создать что-то впечатляющее. И сегодня это по-прежнему отличное средство для обучения и вдохновения.

Аквариум

В чем суть формата? Небольшая группа людей обсуждает какую-то горячую тему перед большой аудиторией. В классических аквариумах любой участник может присоединиться к маленькой группе и вступить в дискуссию. Это очень эффективный формат для обсуждения трендовых тем и выявления разных точек зрения. Отлично, если маленькая группа состоит из лидеров общественности и частного сектора, а аудитория — из работников и рядовых граждан. Аквариумы делают процесс принятия решений прозрачным, выстраивает доверительные отношения и упрощает сложные вопросы.

интерактивные формы проведения мероприятий

Как использовать формат

Длительность: около 1,5 часов

Для чего подходит такой формат?

PechaKucha

PechaKucha или Pecha Kucha — способ презентации, в котором нужно успеть представить 20 слайдов за 20 секунд каждый (всего 6 минут 40 секунд). От этого презентация получается емкой, динамичной и по делу. Формат стал невероятно популярен по всему миру и используется не только в творческой сфере, в которой был зарожден, но также подходит для различных тем в event-индустрии.

интерактивные формы проведения мероприятий

Как использовать формат

Обычно PechaKucha состоит из 8-14 отдельных презентаций. В каждой из них должно быть максимум 20 слайдов, каждый из которых должен быть представлен максимум за 20 секунд. PechaKucha, как правило, проводится в необычных местах, например, в барах, клубах, студиях, университетах, храмах, на пляжах или даже пещерах. Время проведения — поздний вечер. Обычно сопровождается напитками. И хотя PechaKucha был придуман для обсуждения вопросов дизайна, архитектуры, фотографии и искусства, этот формат активно используется для исследовательских проектов, студенческих диссертаций, обсуждения хобби, маршрутов для путешествий и различных историй. Для PechaKucha характерно наличие большой сцены, большого экрана для презентаций и видимого всем таймера для отслеживания времени.

Длительность: около 1,5 часов

Для чего подходит такой формат?

Технология Open Space

Этот формат создан, чтобы достигать соглашения по сложным вопросам. Подходит для больших (более 2000 участников) и маленьких групп (менее 10). Дает хорошие результаты, если мероприятие проходит в течение 1-2 связанных между собой дней. Главная задача модератора — представить участникам проблему и пояснить особенности формата. После этого участники сами создают себе расписание и задают скорость мероприятию.

Источник

Интерактивные формы и методы работы с детьми

интерактивные формы проведения мероприятий Татьяна Скрягина
Интерактивные формы и методы работы с детьми

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

2. Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3. Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения.Наиболее известные из них:

— case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

интерактивные и ролевые игры:

— дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

Эти формы/ методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр,но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

— Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

— Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой.Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формирование культуры речевого общения

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Соответственно, для формированиясоциально активной личности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения,а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения. Речевая деятельность – это речь как процесс.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной, всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследованиями ученых установлено,что воспитание культуры речевого общения определяет:

формирование у детей знаний норм и правил общения;

— умение общаться с окружающими;

— желание ребенка вступать в контакт;

— предупреждает негуманное проявление эмоций.

Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.Обучение детей предполагает:

— объяснение их значения;

формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Особое внимание следует уделять:

— беседам с детьми;

— использованию художественного слова;

— комплиментам, как одному из видов поощрения;

— проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

— драматизации отдельных произведений.

Содержанием формированиякультуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:

формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения, сопереживания);

— с разными собеседниками: взрослыми и детьми;

— в таких видах деятельности, как регламентированная, совместная, самостоятельная деятельность.

Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность педагога дошкольной организации.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т. е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

В современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время, именно становление вполне определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе. Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями. Формирование коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста будет идти успешно,если:

— содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, эффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения;

-технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам,включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений;

-ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений;

-средством формирования коммуникативных умений будут выступать специальные кружковые занятия и дидактические игры коммуникативного содержания, сходство которых позволяет использовать единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности;

-предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

Принципы речевого взаимодействия взрослого и ребенка

— общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;

— при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

— стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;

— любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;

— вступая в общение с ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, взрослый выступает в качестве «индивидуально настроенного инструмента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка. Взрослый строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребенка с тем или иным вариантом развития, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при организации его взаимодействия с детьми разного возраста. В младенчестве взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне, на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и эмоционально-делового общения, на активизацию лепета. Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. В этот период взрослый создает условия для формирования у ребенка познавательной активности,направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком деятельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обогатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Взрослый добивается возникновения у ребенка ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овладения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том,чтобы:

— обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

формировать начала личности (базис личностной культуры);

— развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

— сотрудничество при взаимодействии;

— создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

— использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В основе: обучение ребенка умениям и навыкам.

Самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам.

Способы общения: наставление, требование, запрет, угроза, наказание.

холодное наблюдение, реагирование уходом, реагирование раздражением, неприятием.

Тактика общения: руководство и контроль.

Мирное сосуществование: рядом, но не вместе.

Результат общения: подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость.

Разрыв эмоциональных связей

— выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

— высказывание собственного мнения;

— желание достичь результата;

— обращение за помощью.

— свобода мышления, воображения;

— возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

— появляется единство физического и психического здоровья.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования Форма проведения: Педагогический «квест» Место проведения: МБДОУ № 8 «Светофор» Дата проведения: 19.12.2017г. Время проведения: 13.30ч.

Презентация «Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию» 1слайд Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию 2слайд настоящее время проблемы экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт) В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги.

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Интерактивные формы работы с родителями ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

Современные интерактивные формы работы с родителями воспитанников В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *