интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста»

интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста Федоренко Татьяна Александрона
Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста»

Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения.

Давайте разберемся, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

2. Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

3.Основные задачи такого обучения и воспитания:

Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

Интегрированное содержание работы с детьми;

Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Одной из целей интерактивного обучения является создание комфортных условий, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что в последующем сделает воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами; исключается доминирование одного участника над другим, одной мысли над другой; использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

— А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

— технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

— организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера – это интерактивные педагогические технологии.

В последнее время интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира», «интерактивные экскурсии»). Включать интерактивные технологии можно практически во все образовательные области. Причем, активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает детей к самостоятельному поиску, исследованию.

5. Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

6. Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

7. Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.

2 часть (практическая)

— Уважаемые коллеги! Сегодня мы вам предлагаем испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые мы применяем в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг другу. Данная технология называется «Цепочка».Например: Я начинаю «Я желаю вам хорошего настроения» (Участники выполняют действия)

— Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы).

— Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе (тройке)». Вы будете собирать картинку. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

— Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм», используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

— Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется «Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия)

— Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

— Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе, то данная пара объясняет, почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия)

— Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение». Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер – класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии потому, что….» (Участники высказываются)

— И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно-образовательном процессе, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель — воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Источник

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Интерактивноеобучение решает три задачи:

1. Учебно — познавательную

2. Коммуникативно — развивающую

3. Социально ориентированную Суть интерактивных методов:

— обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

— предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

— нет доминирования одного мнения, лидера;

— педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т. е. организатора процесса обучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные для работы с дошкольниками:

интерактивные и ролевые игры:

— дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций) характерными особенностями интерактивных методик является:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Интерактивноеобучение решает три задачи:

1. Учебно — познавательную

2. Коммуникативно — развивающую

3. Социально — ориентированную Суть интерактивных методов:

— обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

— предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

— нет доминирования одного мнения, лидера;

— педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т. е. организатора процесса обучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные для работы с дошкольниками:

интерактивные и ролевые игры:

— дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций) характерными особенностями интерактивных методик является:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Как же методы интерактивного обучения влияют на сам на процесс обучения дошкольников.

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.

Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры:

1. Подбор педагогом заданий н упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

3. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

5. После окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение, анализируются результаты, подводятся итоги. Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой.Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Метод «Мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного методавозможно на различных этапах организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний.

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

— Можно научить детей позитивной критике.

Метод почти не требует предварительной подготовки.

Тема мозгового штурма могут быть различные:

Чем можно рисовать на асфальте?

Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

Как сделать разноцветную льдинку?

Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

Куда в комнате можно спрятать куклу?

Во время дискуссии формируются коммуникативные компетенции, навыки социального общения.

Например, темой для дискуссии может быть «Я имею право», где у детей в процессе данной дискуссии в интересной и занимательной форме даются знания о том, что у каждого человека есть права; дети в соответствующей их возрасту форме знакомятся с правами ребёнка

«Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируютсяследующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

При этом кейсы мы создаём сами.Для этого нужно:

3. Определение контекста;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. Кейс-методв свою очередь делится на виды: кейс-прогнозирование, кейс- инцидент, кейс-дискуссия, кейс-диспут, кейс-рисунок, кейс-фото.

Метод проектов. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, он активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

интерактивные формы работы с детьми дошкольного возрастаФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

интерактивные формы работы с детьми дошкольного возрастаКонсультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

интерактивные формы работы с детьми дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Источник

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста Ольга Проняева
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.

В педагогикеразличают несколько моделей обучения:

При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обуче-ния является личностно-ориентированный подход.Основные требования его соблюдения:

• гуманная педагогическая позиция;

• ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

• создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

• владение методикой и основами образовательных технологий;

• целенаправленное развитие индивидуальности детей.

Структура интерактивной НОД

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог знакомит с темой, выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа.

• По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план.

• Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей.Это может быть: «Мозговой штурм», КВН, проект и др.

4. Рефлексивно-оценочный этап

• Оценка эффективности проделанной работы, соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.).

Интерактивные технологиирассматриваются в двух значениях:

технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Посмотрите, пожалуйста, на слайде основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционного

Отличительные особенности интерактивных занятий:

• необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.

• логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

• свободное размещение наглядного материала.

• смена динамических поз.

• привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивныеметоды в организации учебного процесса:

Синтез мыслей

Метод многоканальной деятельности

Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре:

— дети по очереди описывают картину.

«Назови первый звук в слове»

-работа по мнематаблицам

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

«Синтез мыслей»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.», «Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Метод многоканальной деятельности»

Например,при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине,стоит поставить детям творческие задания:

«прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;

• почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»;

• мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу»стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.

«Кейс-технология»

Виды кейс – технологии:

• Анализ конкретных ситуаций;

• Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации». Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

• иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

• воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;

• воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

• дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.

• Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ.

Еще одной современной технологией является проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

— принцип опоры на обучаемость ребенка;

— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

— принцип соблюдения интересов ребенка;

— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;

— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

— принцип отказа от усредненного нормирования;

— принцип опоры на детскую субкультуру.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.

Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;

• Взаимодействие с родителями.

При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Пример индивидуального маршрута в нашем детском саду (на слайде)

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания.

Педагогические здоровьесберегающие технологии для работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ для раннего возраста Пальчиковая гимнастика. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши.

«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов).

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.

Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *