интерактивные формы работы с обучающимися

Интерактивные формы обучения в начальных классах

«Презентация практического опыта по применению интерактивных форм обучения в начальных классах».

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

пробуждают у обучающихся интерес;

поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

обращаются к чувствам каждого обучающегося;

способствуют эффективному усвоению учебного материала;

оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

осуществляют обратную связь (ответная реакция класса);

формируют у обучающихся мнения и отношения;

формируют жизненные навыки;

способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников на группы. Первоначально лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Правило седьмое. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

Правило восьмое. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Учителя начальных классов на своих уроках применяют разные формы и методы интерактивного обучения.

Такие как: 1.« Метод проектов».

В методе проектов ученики объединяются в небольшие группы и работают над темой, которая их интересует или, которую им предложил учитель. «Метод проектов» чаще всего используют на уроках окружающего мира, литературного чтения. Учителя считают, что данный метод способствует развитию гармоничной личности и отвечают потребностям современного общества.

2.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.

Учащиеся 4-ых классов готовят презентации к урокам окружающего мира, литературного чтения. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

3. «Метод дискуссии и конструктивного диалога».

Данный метод предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между учениками. Киселева Елена Александровна использует метод дискуссии и диалога и учит школьников применять следующие правила в диалоге:

— отвечать на поставленный вопрос;

— каждый имеет право на свою версию;

— каждый имеет право поддерживать версию другого;

— каждый имеет право критиковать версию другого.

Как считает Елена Александровна, наиболее ценным в применении этого метод является то, что учение идет от обучающихся, а она направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет их к правильному выводу. Отвечают и слабые и сильные. Дети не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда помогут одноклассники и все вместе они примут решение. Главное в работе- умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

4. «Метод группового обучения».

Учителя 1-ых классов парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

-не владеют умениями совместной деятельности;

-не готовы сотрудничать в больших группах;

-плохо знают друг друга;

-не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

А учителя 2-ых, 3-их классов считают работу в парах наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности,

Согласовывать способы достижения предложенной цели; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Начиная с 3-го класса учителя вводят в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах необходимо соблюдать несколько условий:

1.Группа получает задачу с вполне предсказуемым результатом.

2.Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.

3.Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.

Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый ребенок работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь детям найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания- это интересно и необходимо.

5.Метод «Разминка».

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. Такой метод на уроках применяют Лебедева Т.Н., Жалнова И.А.

6. «Ролевая игра». Игра «Юридический хоккей», «Аукцион знаний», «Тренинг» и другие формы обучения применяет на своих уроках Афанасьева И.В.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Тренинг-это форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то, чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Аукцион – это активная форма проверки знаний.

Бородина Ю.А. работает по программе «Школа 2100». Авторы данной образовательной системы постарались в своих методических рекомендациях указать максимальное количество различных интересных методов и форм обучения. Вот одна из тех форм, которые она использует на своих уроках, и которые очень нравятся ученикам.

Игра «Пресс-конференция». Такую игру учитель проводит после изучения темы на повторительно-обобщающем уроке. Проводить её следует на начальном этапе урока, это позволяет актуализировать и обобщить знания по изученной теме. Кроме того, можно проверит и теоретические знания у большинства класса. А также такой прием позволяет выставить максимальное количество оценок, так как на повторительно-обобщающем уроке оценки должен получить каждый ученик.

Роль учителя заключается лишь в том, чтобы корректировать вопросы, исправлять речевые ошибки учащихся.

И, конечно, стоит отметить, что данный прием очень нравится детям, даже слабые ученики хотят попробовать себя в роли «корреспондентов» и задать свой вопрос. Таким образом, весь класс включается в работу.

Заключение

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Источник

Применение активных и интерактивных форм и методов при проведении учебных занятий

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Н евинномысский энергетический техникум »

«Применение активных и интерактивных форм и методов

при проведении учебных занятий»

ГБП ОУ «НЭТ» г. Невинномысск, Россия.

Введение

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в Невинномысском энергетическом техникуме. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных учреждениях среднего профессионального образования.

Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

Выявить особенности современных интерактивных методов.

Объект исследования – интерактивные методы.

Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в современных СПО.

Методы исследования – анализ литературы по теме педагогики, психологии и вопросам инновационных методов образования.

Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия

1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами техникума

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. [4, с. 79].

Ведущий (преподаватель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:

организация тематических занятий,

организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

формирование портфолио студента,

организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

для создания образовательных ресурсов.

В соответствии с ФГОС СПО специальности 13.02.03 «Электрические станции сети и системы» основной задачей средних специальных учебных заведений является освоение профессиональных и общих компетенций. При выполнении этой задачи студенты с одной стороны овладевают знаниями, необходимыми в труде, с другой – приобретают профессиональные умения и навыки. В труде специалиста важное место занимают умения – способность использовать практические знания в сложных производственных условиях. Каждая специальность уникальна, поэтому нет универсальных методик по освоению профессиональных компетенций.

Настоящий специалист должен уметь делать правильные расчеты, анализировать производственные ситуации, делать соответствующие выводы, принимать решения, контролировать результаты своего труда. Для этого необходимо овладеть профессиональными умениями и навыками, практическим опытом.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Новые государственные образовательные стандарты РФ могут быть реализованы, и их содержание подчёркивает это, используя инновационные методы. Такие, как:

индивидуализация обучения, когда время диктует необходимость создания системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования;

элективность — предоставление студентам максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ;

контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;

креативное обучение, базирующееся на следующих принципах:

принцип соответствия внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям (непрерывная диагностика личного образовательного приращения);

принцип индивидуальной образовательной траектории студента в образовательном пространстве;

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

Использование игровых форм;

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

Деятельностный подход в обучении.

К активным методам обучения относятся:

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности студентов техникума. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше). [6, с. 97]

1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Систематизатор познавательных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.

Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.

Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).

И тогда методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом. [2, с. 134]

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Глава 2. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе

2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения

Парадигмальный сдвиг в системе среднего профессионального образования, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Противоречия научного познания раскрываются посредством постановки проблемы. Учебная проблема и проблемная ситуация являются основными структурными компонентами проблемного обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность такого метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный успех данного метода в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение. [8, с. 107].

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. [10, с. 59].

В целом метод УКС, как уверяют западные наши коллеги – преподаватели, позволяет:

принимать верные решения в условиях неопределенности

разрабатывать алгоритм принятия решения

овладеть навыками исследования ситуации

разрабатывать план действий

применять полученные теоретические знания на практике

учитывать точки зрения других специалистов.

Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Разработана общая технология работы при использовании метода УКС.

До начала занятий преподаватель:

определяет основные и вспомогательные материалы

Обязанности студента – получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.

Во время занятий преподаватель:

организует предварительное обсуждение кейса

делит группу на подгруппы

руководит обсуждением кейса

предлагает варианты решений

составляет письменный отчет о работе

Позволим себе не согласиться с подобной трактовкой и отношением к интерактивным методам в образовательном процессе. На наш взгляд, при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности приемов обучения, что безусловно важно, а на конечную результативность методов преподавания. И исходя из этих позиций говорить как о степени востребованности каждых из методов, так и о содержании современных методик профессионального образования.

2.2. Стратегия интерактивного обучения

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны, учиться с книгой в руках».

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

конструировании знаний учащимся;

использовании самооценки и обратной связи;

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:

Позиция учащегося и педагога.

Организация коммуникации в учебном процессе.

Принципы интерактивного подхода.

С точки зрения компетентностного подхода, одной из целей применения инновационных педагогических технологий в процессе обучения студентов техникума является развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию, т.е. формирование ключевых компетенций. Инновационными подходами в учебном процессе педагоги считают практику моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия.

Глава 3. Практическая часть

Активные методы обучения в Невинномысском энергетическом техникуме.

При освоении профессиональных модулей специальности 13.02. 03 Станции сети и системы более 500 часов лабораторно-практических занятий, для выполнения которых требуется как методическое, так и материально-техническое обеспечение. Задача преподавателя – сделать их интересными, содержательными, органически вписывающимися в изучение данного модуля. Студент осознанно должен подходить к выполнению данных работ, зная, что приобретенные навыки, в дальнейшем будут использованы при выполнении курсового, дипломного проекта, а так же в работе по специальности.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практических работ. При проведении практических работ используют активные методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

При отборе содержания практических работ по профессиональному модулю следует руководствуются перечнем профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения модуля. В перечень практических занятий по изучаемому модулю могут быть включены:

анализ производственных ситуаций

решение конкретных производственных задач

принятие управленческих решений

ознакомление с технологическим процессом

разработка технологических схем

выбор режимов работы оборудования

расчет и подбор оборудования

изучение устройства машин

Перечень практических занятий может быть расширен исходя из опыта, творческой устремленности преподавателя и контингента студентов.

Структура проведения практических занятий в принципе традиционна.

Она включает в себя:

инструктаж по выполнению работы

инструктаж по технике безопасности (при необходимости)

Завершается практическое занятие сдачей зачета.

Эффективность практических занятий зависит в значительной мере от качества инструктивных материалов, разработанных преподавателями для каждой практической работы, в которых четко сформулированы цели, задачи работы, методы выполнения, ход работы, вопросы для сдачи зачета, список необходимой литературы. Педагогическое руководство преподавателя заключается в четкой постановке задачи, корректировке действий студентов, проверке результатов. Перед началом практического занятия целесообразно провести входной контроль в виде тестирования, в ходе которого выявляется степень подготовленности студента к дальнейшему практическому занятию и обеспечивается допуск к практическому занятию.

При выполнении практических занятий преподаватель ближе знакомится со студентами, так как во время их проведения в коллективе создается неформальная обстановка, снимается напряженность, скованность, уменьшается стрессовое воздействие. При непосредственном контакте со студентом преподаватель выявляет потенциальные способности каждого, склонности, особенности мышления, возможные затруднения, чтобы в дальнейшем помочь их преодолеть. Кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то обладает отличной графикой и пространственным мышлением, у кого-то золотые руки и т.д. Распознать все индивидуальные задатки возможно в первую очередь при проведении практических занятий, и в дальнейшем их целенаправленно развивать, что в конечном итоге скажется на результатах. И студент, и преподаватель получат моральное удовлетворение от проделанной работы. Зная возможности каждого студента, преподавателю в дальнейшем легче определиться с выбором тематики дипломной работы или проекта. Много случаев, когда успешные студенты весьма посредственно выполняли дипломные работы, и наоборот. В данном случае вина преподавателя, своевременно не распознавшего и не давшего объективную оценку возможностям студента. В итоге – неудовлетворительный результат может оставить неприятный отпечаток на всю жизнь, помешать карьерному росту. Отличные результаты, наоборот, окрыляют.

Хочется подчеркнуть, что без продуманной и тщательной организации практических занятий невозможно воспитать компетентного, востребованного на рынке труда специалиста, обладающего необходимым багажом не только теоретических знаний, но и приобретенными умениями и навыками. Рациональная организация проведения практических занятий, разнообразие форм их проведения, наличие конечного результата, делает их более привлекательными для студентов, не превращает в пассивных слушателей, активизирует и побуждает к деятельности, к получению результата. Благодаря практическим занятиям выпускники средних специальных учебных заведений зачастую являются более подготовленными к практической деятельности, чем аналогичные специалисты с высшим образованием

Пример учебного занятия с аспектным анализом

Дисциплина «Диагностика эл. оборудования электроэнергетических систем.»

Специальность13.02.03. Электрические станции, сети и системы.

Тема учебного занятия : Система сопровождения оборудования по техническому состоянию. (Тепловизионная диагностика).

Тип учебного занятия : комбинированное учебное занятие.

Время проведения 90 минут.

Цель: Формирование профессиональной компетенции при изучении тепловизионной диагностики.

Изучить систему сопровождения оборудования по техническому состоянию (тепловизионную диагностику).

Изучить тепловизионный контроль высоковольтного оборудования. Формировать интерес к изучаемому материалу.

Формировать умение обобщать материал, выделять главное, умение работать с материалом, интернетом.

Формирование общей компетенции: Использование коммуникационных технологий в профессиональной компетенции.

Воспитание личных качеств: культуры речи, технической речи, умению пользоваться учебной литературой, самостоятельности и ответственности

Электрооборудование станций и подстанций

Материально техническое оснащение.

Плакаты ( трансформатора; ВВ.)

Методы и средства оценки состояния энергетического оборудования. Выпуск 20. 2002г Санкт-Петербург. С 234-300. статья Власов А.Б.

приветствие, запись в журнале (2-3 мин)

5.1. Система сопровождения оборудования по техническому состоянию.(Структурная схема-раздаточный материал).

5.2. Подготовительные мероприятия в СТД

5.3. Тепловизионное обследование в СТД

. Обработка данных тепловизионного контроля

5.5. Обработка банка данных в СТД

5.6. Повторное тепловизионное обследование в СТД

Домашнее задание. Конспект 1 мин

Перечислить требования предъявляемые к ВВ.

Назвать основные неисправности ВВ?

Перечислить требования предъявляемые к сжатому воздуху.

I вкл- дать определение?

Собственное время отключения.?

Что значить полный цикл операций выключателя?

Как происходит гашение дуги в ВВ?

Перечислить достоинства ВВ.

Перечислить достоинства ВВ.

Перечислить недостатки ВВ.

Вопросы на закрепление.

В каких случаях тепловизионная диагностика оправдывает себя? (в сочетании с планово-предупредительного и прогностического тех обслуживания электрооборудования.)

Назначение блока подготовительных мероприятий

Назначение блока непосредственного тепловизионного контроля.

Назначение блока обработки данных тепловизионного контроля.

Назначение блока обработки данных банка данных тепловизионового контроля.

Перечислить назначение блока повторного обследования?

Какие повреждения высоковольтного оборудования можно диагностировать методом тепловизионного контроля?

( качество пайки соединённых головок стержней стартерных обмоток состояния ТТ,ТН,ОПН,ТР-Р генераторов и электродвигателей.)

Какие методы можно использовать совместно с тепловым методом?

Где можно использовать инфракрасное обследование в других областях промышленности?

ТБ при проведение обследований.

Как влияет О.С. на обследование?

1.Принцип действия метода низковольных импульсов(метод НВИ).

2. Достоинства и недостатки метода НВИ.

1.Дать определение температуры вспышки трансформаторного масла

2.У каких трансформаторов необходимо определять температуру вспышки трансформаторного масла и для чего?

1.Общие требования предъявляемые к выключателям.

2.Влияние СБК на работу В.В.

1.На какие параметры выключателей ( все типы) должны обращать внимание диагносты и почему?

2.Перечислить достоинства элегазовых выключателей.

5. Изучение нового материала: Система сопровождения оборудования по техническому состоянию. (Тепловизионная диагностика).

5. 1.Система сопровождения оборудования по техническому состоянию.

В то же время ни в одном документе нет сведений об использовании метода диагностики, как системного метода диагностики электрооборудования.

Основное внимание в работах, посвященных применению тепловизионной техники, как правило, уделяется анализу технологии собственно тепловизионной съемки, и в редких случаях сопоставлению данных тепловизионного контроля и других видов диагностики. С одной стороны, это связанно с развитием методики контроля и расширением его инструментальной базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов, и как следствие, недостаточно аргументированным экспертными оценками. С другой стороны, имеется недостаточное понимание возможностей данного инструментального метода, как средства позволяющего, наряду с традиционными, не только оперативно контролировать состояние оборудования, но и осуществлять прогнозирование его работы на основании анализа показателей эксплуатационной надежности.

Предлагается выполнять сопровождение объектов по техническому состоянию с помощью тепловизионной диагностики (СТД), основные компоненты которой приведены на рис. 1. Задачей данной системы является максимально полное и эффективное использование метода тепловизионной диагностики в энергетической системе как для оперативных мероприятий на ремонт, так и по долгосрочному прогнозированию.

Создание подобной системы, возможно при выполнении определенных условий:

1. Энергетическая система или ее предприятия должны иметь тепловизионный прибор, с характеристиками, соответствующими требованиям, предъявляемым к данному типу приборов в энергетике. В них входят, полный комплект программ оперативной и стационарной обработки теплограмм, программы для приведения данных тепловизионного контроля к единому критерию, программы для статической обработки получения показателей надежности.

2. Работы по тепловизионному контролю должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и опыт работы с ИК-техникой, обученным приемам выработки и принятия экспертно-факторных решений, быть в курсе всех современных методик обработки результатов.

3. Тепловизионный контроль должен осуществляться переодически для накопления и расширения базы данных результатов тепловизионного контроля.

4. Накопленный массив экспериментальных данных тепловизионного контроля должен подвергаться современной статической обработке для получения параметров надежности, характеризующих:

параметры надежности всей энергосистемы, в целом;

параметры надежности отдельных объемов системы;

тенденции развития параметров надежности;

взаимосвязь параметров надежности с другими характеристиками например, данными по параметрам атмосферных перенапряжений, эксплуатационными факторами и т п.

Основными составляющими системы СТД являются следующие:

блок подготовительных мероприятий;

блок непосредственно тепловизионного обследования;

блок обработки данных тепловизионного контроля;

блок обработки банка данных тепловизионного контроля;

блок повторного обследования.

Характеристикой каждого из отдельных блоков, помимо его мероприятий, является значимость каждого из блоков системы, которая по нашему мнению, учитывает ответственность каждого компонента при получении конечного результата, временные и материальные затраты, трудоемкость работы и т п.

интерактивные формы работы с обучающимися

5.2.Подготовительные мероприятия в СТД

Подготовительные мероприятия (блок №1) служат основной эффективности системы СТД. Основным результатом выполнения мероприятия этого блока является создание плана мероприятий тепловизионной диагностики всех (или наиболее значимых) объектов системы. При проработке этапов этого плана, в том числе, графика контроля тепловизионного обследования, должны быть учтены следующие факторы и обстоятельства:

определен перечень оборудования, которое подвергается обязательному контролю; учтена значимость объекта в энергосистеме, ответственность электроустановки в энергопроизводстве, класс напряжения, срок эксплуатации и т. п.

произведена оценка внешних условий, время года, годовой график ремонтов и отключение оборудования; проанализирован план-маршрут на различные объекты энергосистемы для проведения тепловизионных осмотров;

определена и скорректирована методика тепловизионного контроля конкретных типов оборудования при предстоящем осмотре;

проведен экспертный и статический анализ данных предыдущих лет эксплуатации, проведен сравнительный анализ данных по надежности;

получены сведения о мероприятиях по устранению предписаний экспертов при проведении предыдущих тепловизионных и других методов диагностики.

В частности, подготовка и осуществление мероприятий блока №1 занимает как правило, 25% времени и средств в рамках системы СТД.

5.3.Тепловизионное обследование в СТД

Содержание мероприятий блока № 2 связано с непосредственным выполнением тепловизионного обследования объектов энергосистемы согласно принятому и утвержденному плану мероприятий тепловизионного обследования, в том числе поэтапному графику контроля.

Не менее важной задачей тепловизионного обследования является накопление статистического материала для определения показателей надежности объекта и системы, в целом; выполнение данной задачи возможно после анализа всего банка данных при его дальнейшей обработке.

К сожалению, современные тенденции применения тепловизионной техники ограничиваются развитием техники оперативной диагностики.

Мероприятия блока № 2 составляют примерно 25% времени СТД.

5.4.Обработка данных тепловизионного контроля

Процедуры блока № 3 связаны с выполнением нескольких мероприятий, имеющих как краткосрочное, так и долговременное значение. К ним относятся:

оперативная обработка теплограмм и составление предварительного отчета;

принятие экспертных решений, выдача рекомендаций, составление полного отчета;

оперативная и полная (за календарный год) обработка статистического материала с целью определения показателей надежности и тенденций их развития.

Современные подходы акцентируют внимание, в основном, на первых мероприятиях. В частности, системы обработки информации направлены на технологию обработки теплограмм и составление отчетной документации. Методология принятия экспертных решений основана, в основном, на градации дефектов по трем категориям ремонта (по разности температур), при этом влияние многочисленных факторов, в том числе, токовая нагрузка, учитывается некорректно. Не применяются методики приведения данных тепловизионного контроля к единому критерию, что не позволяет сравнивать результаты, полученные при различных условиях.

Принятие экспертных решений, должны быть, согласовано с ранее разработанными графиками ремонтов, с мероприятиями по доставке запасных частей, анализа, в том числе и экономического, последствий, которые могут произойти в результате выполнения предписаний о внеплановом отключении оборудования. При принятии решения должно быть учтено мнение технических (ремонтных) служб энергосистемы, диспетчерской службы, отдела снабжения и комплектации оборудования и других.

После обработки всей полученной информации происходит составление полного отчета и выдача рекомендаций для предприятия, эксплуатирующего данное электрооборудование, а также объект в целом.

Вся информация о выявленных дефектах, принятых экспертных решениях, результатов выполнения предписаний заносится в базу данных.

Накопление статистического материала позволяет определить показатели надежности системы и ее отдельных составляющих.

При разработанных методиках и статистической обработки массива данных мероприятия занимают до 15% времени.

5.5.Обработка банка данных в СТД

Основной составляющей блока № 4 является база данных по результатам тепловизионного контроля. В качестве носителя базы данных должна быть выбрана компьютерная система с возможностью постоянного наращивания мощности. Если на предприятии или в энергосистеме в целом имеется компьютерная сеть, то целесообразно поместить базу данных в эту сеть для возможности использования информации в работе заинтересованных служб, подразделений и оперативного решения производственных задач.

В базе данных должна быть предусмотрена возможность решения следующих задач:

накопление информационного материала;

статистическая обработка данных тепловизионного контроля;

накопление статистических данных, в том числе результатов по надежности и т.п.

Блок № 4, связанный обработкой базы данных занимает до 25% системы СТД.

5.6.Повторное тепловизионное обследование в СТД

Существенным элементом системы СТД является подготовка, проведение и анализ мероприятий, выполненных на основании результата экспертных предписаний. При этом значительную роль играют мероприятия (Блок № 5) по повторному тепловизионному осмотру оборудования, ремонт которого произведен, после чего дефекты считаются устраненными. Этим мероприятиям предшествует сбор информации, полученной от соответствующих служб о принятых мерах.

При отлаженной системе блок № 5 занимает до 10% материальных и временных затрат СТД.

В конечном счете, информация, накопленная в базе данных, используется для подготовки очередного цикла ежегодных обследований. Эта информация позволяет делать самые разнообразные выводы и получить перспективные аналитические данные:

о наиболее повреждаемом оборудовании, с целью принятия решения мер по уменьшению дефектности;

о качестве ремонтов и предстоящем заказе наиболее используемых запасных частей, финансовом обеспечении данных работ;

о необходимости модернизации оборудования, схем энергообеспечения (выбор другого типа оборудования, изменение схемы присоединения, в том числе, из-за возросшей нагрузки, частой отбраковке запасных частей в результате некачественного изготовления, морально и физически устаревшей техники и т.п.);

оценка показателей надежности, качества и эффективности эксплуатации системы в целом, и на отдельных предприятиях.

Создание и внедрение системы сопровождения электрооборудования по техническому состоянию с помощью тепловизионной диагностики (СТД), приводит, с одной стороны, к повышению эффективности деятельности энергосистемы, сокращению числа дефектов, неплановых отключений, уменьшению затрат и времени на ремонт, прогнозирование показателей надежности и т.п. С другой стороны, подобная система способствует расширению возможности применения дорогостоящего тепловизионного оборудования, приобретаемого энергосистемами.

Тепловизионный контроль относится к неразрушающему контролю и главное достоинство этого контроля заключается в том, что обследование можно проводить на работающем оборудовании.

Вопросы на закрепление.

Назначение блока подготовительных мероприятий

Назначение блока непосредственного тепловизионного контроля.

Назначение блока обработки данных тепловизионного контроля.

Назначение блока обработки данных банка данных тепловизионового контроля.

Перечислить назначение блока повторного обследования?

Какие повреждения высоковольтного оборудования можно диагностировать методом тепловизионного контроля?

( качество пайки соединённых головок стержней стартерных обмоток состояния ТТ,ТН,ОПН,ТР-Р генераторов и электродвигателей.)

Какие методы можно использовать совместно с тепловым методом?

Где можно использовать инфракрасное обследование в других областях промышленности?

ТБ при проведение обследований.

Как влияет О.С. на обследование?

В каких случаях тепловизионная диагностика оправдывает себя?

Студенты активно участвовали в закреплении материала.

Итоги занятия: Студенты группы 135, успешно изучили тему «Система сопровождения оборудования по техническому состоянию. (Тепловизионная диагностика).При этом студент Шелудяков А.А. подготовил презентацию. Группа активно участвовала в фронтальном опросе, а также при проведении закрепления изучаемой темы. Все студенты группы №135 успешно справились с самостоятельной работой. В результате группа получила следующие отметки:5(отлично)-8; 4(хорошо)-8; 3(удовлетворительно)-5

Дома: Методы и средства оценки состояния энергетического оборудования. Выпуск 20. 2002г Санкт-Петербург. С 234-300. статья Власов А.Б.

3.3.Презентация.

интерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимисяинтерактивные формы работы с обучающимися

Действительно, идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня активное обучение упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов (в частности, нет общепринятой классификации методов).

Важно отметить еще одно обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. Выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения:

трудность в преподнесении большого количества материала на
занятиях;

активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;

представляется невозможным использование активных методов
обучения в многочисленной аудитории;

возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя;

влияние на продвижение по службе.

Список использованной литературы

Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.

Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск: Современное слово, 2005.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *