интерактивные методы формы и средства обучения методические рекомендации

Методические рекомендации «Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках»

интерактивные методы формы и средства обучения методические рекомендации«Формирование профессиональных компетенций студентов через использование интерактивных технологий обучения»

Редько Надежда Сергеевна

педагогики и частных методик.

«РАССКАЖИ мне и я забуду,

ПОКАЖИ мне, и я запомню,

ВКЛЮЧИ меня в действие, и я пойму!»

Отчет о применении форм

Анализ промежуточных резутьтатов.

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как развить личность студента, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности студентов, при использовании преподавателем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Мы должны научить студента самостоятельно добывать знания, критически оценивать новую информацию, решать практические задачи.

Сочетание традиционных уроков с интерактивными позволит добиться наибольших результатов и выполнить поставленные цели и задачи, то есть поможет «искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны студенты».

Цель применения интерактивных технологий в учебном процессе формирование предметных компетенций студентов, развитие способности творчески критически мыслить, активизация роли студента в учебном процессе.

Для выполнения поставленной цели вытекают следующие задачи :

— изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием активных и интерактивных методик;

— описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи студентам в реализации познавательного творческого потенциала;

— ориентировать студентов на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;

— учить студентов применять полученные знания на практике.

Какова же роль педагога при интерактивном обучении?

При интерактивном обучении

Активизирует индивидуальные умственные процессы студентов

Обеспечивает понимание информации

Индивидуализирует педагогическое взаимодействие

Обеспечивает достижение взаимной связи между студентами при обмене информацией

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В педагогической деятельности мною используются такие методы интерактивного обучения как:

В ходе «Мозгового штурма» студенты применили знания+умения+учебную деятельность+систему заний, применили практические навыки анализа и синтеза, т.е. сделали такие важные шаги по формированию ключевых компетенций: коммуникативной, проблемной.

Для формирования ключевых компетенций в обучении использую в своей работе межпредметные интегрированные, бинарные уроки, которые являются одной из распространенных форм интерактивного обучения. Так, в рамках декады молодого специалиста мною совместно с преподавателем логопедии Акимовой С.К. был проведен бинарный урок, по этнопедагогике и логопедии. Такие уроки объединены общей целью научить находить информацию, анализировать, сравнивать, сопоставлять и т.д.

• развивает коммуникативные умения;

• помогает становлению эмоционального контакта между студентами;

• обеспечивает работу в команде, взаимоуважение;

Источник

Методические рекомендации Интерактивные формы проведения учебных занятий

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

Учреждение дополнительного образования

«Горловский Центр туризма, краеведения и экскурсий

«Интерактивные формы проведения

Морозова Е.В., методист

2. Понятие интерактивного обучения 4

3. Основные интерактивные формы проведения учебных занятий 7

3.1. Творческие задания 7

3.2. Работа в малых группах 8

3.3. Метод дискуссии (учебной дискуссии) 9

3.5. Ролевая игра 10

3.6. Лекция-беседа 10

3.7. Лекция-дискуссия 11

3.8. Лекция с разбором конкретных ситуаций 12

3.9. Лекция с заранее запланированными ошибками 12

3.10. Лекция-пресс-конференция 13

3.12. Эвристическая беседа 15

3.13. Разработка проекта (метод проектов) 15

3.14. Просмотр и обсуждение видеофильмов 16

3.15. Мозговой штурм 17

3.16. ПОПС-формула 17

4. Примеры интерактивных упражнений 21

Интерактивное обучение позволяет решить одновременно несколько задач, главной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает детей работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие педагога и обучающихся, а также учащихся между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели, для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между педагогом и учащимися, определенная научно-обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снижает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на основные вопросы темы занятий.

Понятие интерактивного обучения

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучающихся социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного воздействия: происходит отказ от «лобовых» методов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

— пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

— совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;

— согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

— совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, заранее готовит необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту, как собственному, так и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие соприкосновения, идти на компромиссы.

Основные правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянные поощрения за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для учащихся должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать это правило. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

Правило шестое. Необходимо с большим вниманием отнестись к делению участников на группы. Первоначально процесс деления на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

— доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между педагогом и обучающимися;

— сотрудничество в процессе общения педагога и обучающихся между собой;

— опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

— многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

— включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

— работа в малых группах;

— обучающие игры (ролевые игры, имитация, деловые игры и образовательные игры);

— изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);

— разработка проектов (метод проектов);

— использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (например: просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, спектакли, выставки);

— системы дистанционного обучения;

— обсуждение и разрешение проблем («Мозговой штурм», ПОПС-формула и т.д.);

Характеристика интерактивных форм обучения

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего товарища, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

— не имеет однозначного или односложного ответа или решения;

— является практическим и полезным для учащихся;

— связано с жизнью учащихся;

— вызывает интерес у учащихся;

— максимально служит целям и задачам обучения.

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем предлагать все более сложные задания.

Метод дискуссии (учебной дискуссии) представляет собой трансформировавшийся вариант эвристической беседы. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и при этом выслушивать мнения других своих оппонентов.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий, на практических занятиях, когда обучающимся необходимо высказать свое мнение. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать педагога, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на практическом занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучающихся. Необходимы не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у учащихся умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т.д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Проблемно-ориентировочная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути их решения, запустить механизм реализации стратегических целей. Деловая игра особенно эффективна при компетентностно-ориентированном образовательном процессе.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций детей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

Лекция-беседа, или «диалог с группой», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт педагога с группой. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучающихся.

К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, озадачивание учащихся вопросами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени готовности учащихся к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей группе. Если педагог замечает, что кто-то из детей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично ему, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах педагог строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие учебного материала.

Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Обучающийся, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые педагог должен был сообщить им в качестве новых знаний, или понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материала учащимися.

Во время проведения лекции-беседы педагог должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, так как они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучающихся.

Положительным в дискуссии является то, что обучающиеся согласятся с точкой зрения педагога скорее в ходе дискуссии, чем во время беседы, когда педагог лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно учащиеся используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательное же то, что обучающиеся могут неправильно определить для себя область изучения или не суметь успешно обсудить возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Учащиеся в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его. Выбор вопросов для активизации учащихся и темы для обсуждения, составляется самим педагогом в зависимости от конкретных дидактических задач, которые педагог ставит перед собой для данной группы.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение педагог ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, видеоролике. Изложение ситуации должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Учащиеся анализируют и обсуждают эти микроситуации сообща всей группой.

Педагог старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным учащимся, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь сориентировать ее в нужном направлении. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно педагог подводит обучающихся к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции.

Подготовка педагога к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список ошибок педагог приносит на занятие, но знакомит с ними учащихся только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые учащимися ошибки. Педагог проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко было заметить обучающимся.

Задача учащегося заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и озвучить их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе разбора даются правильные ответы на вопросы (педагогом, учащимися или совместно).

Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности учащихся. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Педагог может оценить уровень подготовки обучающихся по предмету, а учащийся проверить свой уровень знаний данного материала.

Данный вид лекции лучше всего проводить в завершении темы или раздела, когда у обучающихся сформированы основные понятия и представления.

Лекция-пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, но с некоторыми изменениями. Педагог называет тему лекции и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый учащийся должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать их на листе бумаги и передать педагогу. Затем педагог в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию.

Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершении лекции педагог проводит итоговую оценку вопросов. Может быть так, что не все учащиеся смогут задать вопросы, грамотно их сформулировать. Это служит для педагога свидетельством уровня знаний учащихся, степени их включенности в содержание материала и в совместную работу с педагогом, заставляет педагога совершенствовать и корректировать процесс преподавания всего материала.

Мини-лекция является одной из эффективных форм подачи теоретического материала. Перед ее началом можно провести тематический мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для учащихся, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Материал излагается на доступном для обучающихся языке. Каждому термину необходимо давать определение. Теорию лучше объяснять «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное. По окончании выступления необходимо обсудить все возникшие у учащихся вопросы, уточнить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.

— они должны быть логически связаны;

— они должны соответствовать уровню развития учащихся;

— они не должны подсказывать ответ.

Вопрос задается всей группе, после небольшой паузы для обдумывания, вызывается один учащийся для ответа. Остальные учащиеся могут исправлять, уточнять, дополнять ответ.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции материалов из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, творчества.

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятия и тренинга в качестве их основной формы проведения, а не только как дополнительный материал.

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучающимися несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце обязательно необходимо совместно с обучающимися подвести итоги и озвучить сделанные выводы.

Мозговой штурм (брейнсторминг), «мозговая атака» (метод «дельфи») относится к совокупности методов групповой дискуссии. Это метод активизации творческого мышления в группе, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Учащиеся должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить учащимся высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала от участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, необходимо повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано со слов учащихся.

5. Завершить работу, подвести итоги.

После завершения «Мозгового штурма» (который не должен занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д. Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров и дискуссий.

Учащийся высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает ее); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»); С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы). Таким образом, выступление обучающегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, то учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от педагога большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

— работу над планом-сценарием тренинга;

— работу с учащимися по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

— распределение ролей между участниками тренинга, включая роли сторонних наблюдателей и критиков.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера учащийся должен вжиться в предложенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

1. Подготовительный этап.

2. Ознакомительный этап.

3. Аналитический этап.

На первом этапе педагог конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

1. Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям учащихся.

2. Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, то есть с одной стороны, быть им по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться.

3. Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты.

4. Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Педагог обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области, знакомит их индивидуально или в группе с содержанием конкретной ситуации. В этой методике большую роль играет группа, так как повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства учащихся с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

— выявление признаков проблемы;

— постановка проблемы требует ясности, четкости, краткой формулировки;

— различные способы действия;

— альтернативы и их обоснование;

— анализ положительных и отрицательных решений;

— первоначальные цели и реальность их воплощения.

Порядок применения технологии :

Порядок проведе ния интерактивного упражнения :

На протяжении нескольких минут уч ащиеся изучают полученную на карточках информацию. Затем, обучающиеся, передвигаясь по классу, знакомят со своей информацией других детей.

Плакат ( или запись на доске ):

Учащиеся занимают возле плаката позицию, которая соответствует их ответу на поставленный дискуссионный вопрос.

Предложить учащимся необходимую для решения этой проблемы информацию.

На доске нарисовать таблицу «дерево решений ».

Упражнение предлагается в виде ситуативной задачи. Учащимся необходимо составить возможный диалог с одним из героев их любимого произведения.

Учащимся предлагаются определенные наборы вещей и аксессуаров, используя которые обучающимся необходимо смоделировать героев художественных произведений (список героев вывешивается на доске).

Учащимся предлагается перечень тематических вопросов по пройденному материалу. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы самостоятельно, в соответствии с предложенным порядком :

Учащимся предлагается ряд цитат, которые объединены общей тематикой. Используя предложенные цитаты, обучающимся необходимо н аписат ь эссе на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *