интересные формы проведения совещаний

12 способов сделать совещания эффективными и короткими

интересные формы проведения совещаний

По данным National Statistics Council, на совещания тратится 37% рабочего времени, и 47% работников считают, что частые встречи отнимают у них слишком много времени — больше, чем почта и социальные сети. Какие креативные способы применяют компании, чтобы деловые встречи не были скучными?

Рассмотрим необычные примеры 12 компаний. Как они проводят деловые встречи?

1. Проводят совещания так, чтобы они запоминались

Сотрудники компании TINYpulse, которая занимается разработкой программного обеспечения, редко забывают о встречах, потому что руководство назначает их в необычное время. Например, ежедневная встреча работников начинается в 8:48.

Такой подход практически искоренил опоздания. Это удивительно, но со стороны это выглядит так: в 8:48 все сотрудники встают со своих мест и идут в комнату для совещаний. Необычное время встреч, как отмечают в компании, способствует выработке условного рефлекса.

Каждый четверг производитель детского питания Plum Organics раздает своим сотрудникам книги-раскраски и проводит креативную встречу, во время которой персонал рисует, общается в расслабленной обстановке. Директор по инновациям Джен Браш говорит, что эта часовая встреча играет важную роль для развития новых продуктов компании. «Доказано, что раскрашивание во время встреч развивает активное слушание. Оно намного эффективнее, чем мультизадачность или электронная почта», — считает он.

Руководство компании-разработчика программного обеспечения LivePerson решило, что совещания — это хорошая возможность для сотрудников узнать друг друга получше. Используя технику «связь до контента» (connection before content), лидеры в начале встречи задают сотрудникам вопрос, который заставляет их выйти из зоны комфорта. Вопрос может быть, например, такой: «Возникают ли у вас какие-либо сомнения по поводу текущей работы?» Этот прием оказался настолько эффективным, что компания поделилась им со своими клиентами.

Джош Неблетт, сооснователь и CEO компании Etailz, оставляет последние десять минут каждого совещания на вопросы и ответы. «Все менеджеры обычно утверждают, что в офисе действует политика открытых дверей. Конечно, это звучит приятно и поднимает вашу самооценку, но если вы не будете стимулировать сотрудников на то, чтобы они действительно обращались к вам с вопросами, большинство из них вряд ли воспользуются этим шансом, — говорит Неблетт. – Такая же логика распространяется и на собрания. Если никто ничего не спрашивает, я просто начинаю неотрывно смотреть на сотрудников, пока не появятся первые несколько вопросов. Вопросы всегда оказываются очень полезными и актуальными. Иногда достаточно всего пары минут, чтобы плотину прорвало».

Компания Genera Games, которая создает мобильные игры, проводит совещания на баскетбольной площадке. Сотрудники даже могут играть в процессе обсуждения каких-то проблем. «Мы стараемся, чтобы наши встречи проходили продуктивно и весело, — говорит Даниэль Энтренас, менеджер в Genera Games. – Разгоняя кровь, мы начинаем нестандартно мыслить, идеи становятся более креативными».

2. Повышают эффективность совещаний

Компания Brivo, поставщик софта для управления безопасностью, делает встречи актуальными при помощи правила «Нет старым темам». Сотрудники сигнализируют друг другу о том, что какая-то тема уже поднималась, поднимая ракетку для пинг-понга, на которой написано «Нет старым темам».

«Я начал замечать, что мы часто обсуждали одно и то же, — говорит президент и CEO компании Стив Ван Тил, который и ввел это правило. – Ракетка — это визуальное напоминание, но что еще более важно — это дает всем работникам компании возможность блокировать контрпродуктивные предложения каждый раз, когда они возникают».

Сегодня сотрудники компании Cvent редко опаздывают на совещания, потому что вице-президент ввел необычное наказание. «В определенный момент у большинства сотрудников сложилась привычка опаздывать на встречи как минимум на 10 минут, что подрывало весь процесс, — рассказывает он. – Тогда я ввел правило, согласно которому опаздывающий должен петь перед коллективом. Мы уже успели послушать и гимн, и поздравления с днем рождения, и детские песни. Такая практика оказалась очень эффективной: сегодня сотрудники крайне редко поют».

Во время встреч в Keller-Williams Realty любой, у кого во время совещания звонит телефон, должен сделать пожертвование в благотворительную организацию. Такая политика, как считает руководство, сводит к минимуму случаи, когда по какой-то причине совещание прерывается.

3. Делают совещания короткими

Агентство O3 World установило в конференц-зале технологию под названием Roombot. Она предупреждает участников о запланированном совещании, а также выполняет много других полезных функций. В частности, под конец совещания в конферен-зале начинает гаснуть свет. По сути, Roombot структурирует рабочий календарь команд и позволяет избежать накладок.

Основатель и генеральный директор Tripping.com Джен О’Нил говорит, что принцип экономии времени стал ключевым в корпоративной культуре компании: «Это делает наши встречи более продуктивными», — уточняет она.

Консалтинговая фирма Just Fearless тоже устанавливает время для встреч — обычно 30 минут. При этом если совещание затягивается, у сотрудников забирают стулья. Все оставшееся время им приходится общаться стоя. Такой метод стимулирует не затягивать совещания без цели и конкретной повестки. Правило действует везде — и в офисе, и в общественном месте. В последнем случае сотрудники особенно пунктуальны, потому что не хотят притягивать к себе взгляды посторонних.

Команда мобильного приложения Buddytruk встречается по утрам каждую пятницу, чтобы обсудить еженедельные итоги работы. Чтобы встречи не затягивались, руководство ввело забавное правило: последний выступающий должен 50 раз отжаться. Как отмечает руководство, сначала это было просто развлечение, но со временем традиция стала неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Автор: Стефани Возза

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

11 необычных способов повысить эффективность совещаний

Пришло время переосмыслить понятие «совещание»

интересные формы проведения совещаний

Не все совещания одинаковые – они и не должны быть такими. Чем менее напряженная обстановка, тем продуктивней пройдет собрание: поощрять работников за раскрытие их индивидуальности, талантов и идей – верный способ получить максимальную отдачу.

Одиннадцать американских предпринимателей из Совета молодых предпринимателей поделятся своим опытом проведения вдохновляющих совещаний в максимально комфортной обстановке.

1. Начните и закончите совещание шуткой

В начале совещания мы разряжаем обстановку – обычно это смешные цитаты или анекдоты от нашего технического директора. А в конце члены команды делятся смешными ситуациями или необычными продажами, случившимися за неделю.

Данный метод укрепляет дух товарищества и способствует тому, что атмосфера на протяжении всего совещания остается неформальной, благодаря чему все работники максимально вовлечены в процесс и готовы к эффективной работе. – Блэр Томас, First American Merchant.

2. Займитесь дыхательной гимнастикой

Перед началом собрания мы всегда делаем пятиминутную дыхательную гимнастику. Это помогает всем успокоиться, очистить разум и настроиться на нужный лад. Кроме того у нас ограничена максимальная длительность совещания и специально для этого заведен будильник.

Как только будильник прозвенит, совещание закончено. Без исключений. Это позволяет всем максимально удерживать внимание на теме встречи. – Марсела ДеВиво, Homeselfe.

3. Возьмите M&Ms

Конечно же, совещание должно быть достаточно содержательным, чтобы все присутствующие могли сохранять внимание. Но если вы затрагиваете глубоко технические данные, философия M&Ms спасет ваши совещания, благодаря технике активного слушания.

Дайте каждому участнику по пачке M&Ms. Когда звучит определенное понятие, каждый съедает по одной конфете. Можно даже разделить темы по цветам. – Николь Муньос, Start Ranking Now.

4. Охарактеризуйте себя одним словом

В начале каждого совещания мы описываем себя всего одним словом. Это быстрое забавное упражнение задает темп дальнейшей встречи. Позже, после того как сказаны все «хорошие новости» и затронуты все основополагающие ценности организации, мы обсуждаем эти характеристики более детально.

Такой немногословный старт позволяет каждому почувствовать свою причастность к происходящему. Мы привносим больше «человеческого» в совещания. – Дэвид Томас, Cyberclick.

5. Больше зелени

Когда мы сталкиваемся со сложной не поддающейся решению задачей, вся наша команда отправляется на комнатную зеленую лужайку. Это помогает сотрудникам отвлечься от офисной атмосферы, размяться и вести обсуждение в более непринужденном тоне. – Чак Кон, Varsity Tutors.

6. Устраивайте внеплановые проверки

Недавно я заметил несколько тестов, которые руководители подразделений проводят среди своих подчиненных. Подобные проверки – от простых «выкрикивайте ответ, если его знаете» до формализованных экзаменов с использованием таблиц и схем – помогают поддерживать квалификацию работников и дают им возможность лучше усвоить необходимые навыки.

Кроме того, так проще всего выявить пробелы в знаниях и подготовить соответствующую программу обучения. – Дэвид Цикарелли, Voices.com.

7. Устройте викторину

Во время встречи я устраиваю викторину, содержащую вопросы на отвлеченные темы, которые уже обсуждались (например, «Как зовут кота Тома?»). Первый правильно ответивший получает подарочную карту. Вы удивитесь, насколько повышается концентрация людей, когда речь заходит о десятидолларовой подарочной карте iTunes. – Зак Биндер, Ranklab.

8. Добавьте юмора

Большинство совещаний слишком серьезны и бесчеловечны. В конце концов, это же бизнес, верно? Нет. Как максимально долго удержать внимание окружающих? Заставить их смеяться. Добавьте юмора в свой доклад. Не бойтесь комментировать. Согласно одному исследованию «юмористические вставки вызывают позитивную коммуникацию» Так что не бойтесь при случае обронить пару-тройку шуток. – Робби Берсум, Bull & Beard.

9. Предложите делать записи

На собраниях мы обычно раздаем ручки и бумагу, чтобы люди чувствовали себя вынужденными делать записи. Мы заметили, что такая стратегия позволяет не только документировать события и соответственно достигать лучших результатов; она также улучшает концентрацию, отвлекая работников от сотовых телефонов и прочих раздражающих факторов. – Пратхам Миттал, VenturePact.

10. Добавьте музыку

Когда совещание затягивается, и я практически физически чувствую, что работники полезли проверять обновления в соцсетях, то заставляю их петь то, что написано в их ленте. Звучит ужасно, но это смешно и помогает оставаться в строю. – Джоел Баттерли, InGenius Prep.

11. Перенесите совещание на свежий воздух

Бывают такие дни, когда находиться в конференц-зале – преступление. Никто не хочет сидеть в офисе. В один удивительный солнечный день я решил, что пора попробовать перенести совещание на улицу. Теперь в хорошую погоду мы часто проводим встречи на свежем воздухе. Все любят вырваться из офисного плена, поэтому эти совещания все ждут с особым трепетом. – Дрю Хендрикс, Buttercup.

Источник

Деловые совещания

Современный бизнес невозможен без различного рода переговоров. Деловые совещания – это возможность руководства донести основные цели и задачи сразу до всех структурных подразделений, получить обратную связь и на основании полученных данных скорректировать план действий для компании.

Совещания – это своеобразный инструмент управления бизнесом, который постоянно нуждается в оценке эффективности и анализе достигнутых результатов.

Деловое общение, деловые беседы, собрания, переговоры, дискуссии: как форма деловой коммуникации

Деловое общение следует отличать от обычного, поскольку первое преследует определенную цель и имеет строгую этику поведения, а последние – могут и не иметь никакой почвы и повода.

Форм деловой коммуникации существует большое множество, к основным из них относятся:

Помимо перечисленных форм существует еще целый их ряд: деловые собеседования, споры, совещания, переписки, презентации, конференции. Все они имеют свою специфику, но отвечают единым правилам деловой этики.

Деловые совещания: задачи, цели, темы

Деловые совещания проводятся для того, чтобы выработать конкретное решение актуальной проблемы или задачи. Помимо этого на совещаниях сотрудники подразделений могут делиться с руководством своими идеями по возможному решению каких-либо вопросов. Такая форма коммуникации позволяет комплексно увидеть ситуацию в компании, ее слабые и сильные стороны, способствует вхождению новых людей в коллектив, их знакомству с корпоративной культурой и нормами, принятыми в организации.

Основными целями и задачами совещаний являются:

Темы, которые присутствуют на совещаниях, могут быть абсолютно разными.

В российской практике принято не менее одного раза в неделю проводить совещания-планерки. Таким образом, руководители отделов отчитываются о проделанной за неделю работе и ставят планы на следующую (либо получают задания для реализации в рамках предстоящей рабочей недели).

Поводом или темой для внепланового совещания может быть целый ряд вопросов, которые возникают в связи с динамичной и изменчивой внешней средой, в которой приходится работать компаниям.

Виды, типы и классификация деловых совещаний

Деловые совещания могут быть разными по форме проведения, тематике и присутствующим лицам.

Основная их классификация представлена ниже:

Помимо представленной классификации совещания можно разделить на проблемные, оперативные и инструктивные.

Проблемные совещания направлены на поиск оптимального решения задач в сжатые сроки.

Оперативные (или их еще называют диспетчерскими) имеют целью получение данных о текущем положении компании. Вся информация от подчиненных аккумулируется у руководителей подразделений, а затем передается главному руководителю организации. Это данные о том, насколько были выполнены планы, достигнуты цели, решены задачи. Главное отличие таких совещаний от всех остальных – в их регулярности, постоянстве списка участников и возможном отсутствии повестки совещания (то есть его подробного плана).

Инструктивные совещания имеют обратный порядок в отличие от диспетчерских – вся информация в директивном формате спускается от руководителя к непосредственным подчиненным, и далее передается по вертикали власти в организации до конкретных исполнителей тех или иных задач. К такой информации относятся распоряжения руководства, которые могут повлиять на текущий ход работы организации, новые правила, нормы поведения, сроки исполнения конкретных задач.

Подготовка, организация и проведение деловых совещаний

Для того чтобы совещание было эффективным, необходимо тщательно продумать его основные моменты: цель совещания, основные задачи, этапы мероприятия. Только при таких условиях можно получить выгоду от совещания.

К сожалению, многие из них проводятся только потому, что в бизнес-среде так принято. Регулярные встречи и совещания в начале недели с руководством во многих компаниях стали обыденностью и потеряли смысл.

Однако крупные компании, которые стремятся развиваться и завоевывать большие доли рынка, подходят к данному вопросу с большой скрупулезностью:

Этапы и технологии ведения делового совещания

Каждое совещание имеет два основных этапа: подготовка и непосредственное проведение.

На первом этапе определяется актуальность проведения мероприятия, ставятся его цели и задачи, формируется список участников, подготавливаются доклады и презентации в соответствии с повесткой.

На втором – непосредственно согласно имеющейся повестке освещаются вопросы, в которых могут принимать участие все присутствующие. Как правило, руководство компании является председателем совещания и задает ему тон, предоставляет право слова, прекращает дискуссию, если она вышла за рамки конструктивного обсуждения.

Помимо основных этапов в совещании может присутствовать этап принятия решения, если оно предполагает решение какой-либо задачи. Это может происходить путем обсуждения или голосования.

Пример плана делового совещания

Имея на руках подробный план совещания, можно с уверенностью знать, что оно пройдет эффективно.

Такой план может включать в себя:

В процессе совещания важно фиксировать основные его моменты для того, чтобы иметь возможность вернуться к тому или иному вопросу и более подробному его рассмотрению.

Деловые совещания на выставках и конгрессах Экспоцентра

Одним из эффективных средств продвижения продукции является проведение деловых совещаний в рамках выставок и конгрессов, проводимых в ЦВК «Экспоцентр». Деловые совещания подобного формата несколько отличается от других. Если на обычном совещании собирается руководящий состав одного предприятия, то во время работы выставки у любого производителя есть уникальная возможность комплексно решить проблемы предприятия и пригласить всех поставщиков и дистрибьютеров продукции.

Специально оборудованные комнаты для деловых переговоров, конгресс-холлы ЦВК «Экспоцентра» рассчитаны на разное количество человек. Поэтому проблем с размещением всех участников не бывает. С помощью системы MatchMaking можно заранее согласовать время проведения совещания. Презентационная техника позволит сделать совещание более насыщенным и полным.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

Источник

Методические совещаний бывают разных типов, причем выбор их зависит от целей, которые предполагает достичь методист в результате проведения совещания. Если цель

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Как подготовить и провести методическое совещание.

Управленческая функция методиста заключается в создании системы взаимодействия того, кто управляет (методист) и тех, кем управляют (педагоги): без подобного взаимодействия не будет эффективных результатов. Главная особенность коллектива любого училища состоит в том, что управленческие решения являются плодом коллективного труда: итог педсоветов и методических совещаний. При этом главная задача методиста как управленца состоит в том, чтобы получить идеи решения поставленной проблемы от самих педагогов, обеспечив затем коллективную деятельность на всех этапах ее реализации, мобилизуя творческий и интеллектуальный потенциал педколлектива училища.

Методические совещаний бывают разных типов, причем выбор их зависит от целей, которые предполагает достичь методист в результате проведения совещания.

Наконец, если в качестве целей обозначено подведение итогов анализ деятельности МС за определенный период времени, осмысление этих итогов, то адекватным будет являться итоговое совещание (аналитическое).

Высшим органом коллективной методической деятельности является педагогический Совет. В каждом училище есть свое «Положение о педагогическом Совете», которого и придерживаются при подготовке и проведении его. По методике подготовки и проведения педсоветы схожи с методическими совещаниями. Нужно различать две стороны деятельности педсоветов:

рассмотрение итогов работы за полугодие, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, плана на лето и т.д.);

2.Организационная работа – подготовка различных материалов, подбор литературы, создание творческих групп, разработка плана теоретической и аналитической работы. К организационной работе относятся и следующие шаги:

-выбор проверяющих и анализирующих информацию;

-определение сроков сбора итоговой информации;

-продумывание и подготовка выставки, творческих отчетов;

-проведение, если необходимо, творческих отчетов;

-проведение, если необходимо, заседаний МО. Информирование педколлектива о данном педсовете (написание объявления, где указывается тема, цель, место и форма проведения, этапы подготовки, время, отводимое на каждый пункт плана, ответственные – докладчики и содокладчики, рекомендуемая литература для предварительного ознакомления, вопросы для обсуждения).

4.Аналитическая подготовка: изучение обучающихся, родителей, срезы знаний, проведение контрольных, анализ педагогической ситуации, уровня профессионального мастерства педагогов, их психологических особенностей и т.д.

5.Проведение заседание, принятие решения.

6.Рефлексия общей работы.

7.Контроль выполнения решения.

Чтобы повысить эффективность педсовета и методсовещания, надо не жалеть времени и усилий на их подготовку. К тому же весьма существенным фактором является продолжительность заседания. По данным физиологов наиболее эффективными являются заседания, длящиеся 30-40 минут, далее наступает усталость, утомление, снижение внимания. Поэтому если содержание педсовета (совещания) не укладывается в это время, необходимо делать перерывы.

Повысить качество работы можно путем переключения на какие-то активные формы деятельности: работа в малых группах, наблюдение педпроцесса на видео и т.д.

Особое значение имеет и оформление к педсовету (совещанию):диаграммы, графики, таблицы, возможны фрагменты видеофильма, музыкальные заставки, тема и цель- на доске или листе ватмана, план работы- тоже).

Даже то, как вы расставите рабочие столы и стулья (кругом, полукругом, навстречу друг другу или участники совещания будут сидеть лицом к вам)- будет влиять на качество проведения любого совещания.

Наиболее эффективными, по моему мнению, являются следующие традиционные формы проведения совещаний:

-теоретические семинары (форма совещания является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта: новыми технологиями, методами и приемами обучения). Планировать эту форму не следует часто из-за больших перегрузок педагогов;

-конкурсы профессионального мастерства.

Конечно, наиболее распространенной является форма делового совещания: организация внимания, объявление повестки дня, выступления докладчиков, прения по докладу, принятие решения. План сообщения ведущего при этом может быть следующий: введение (цель), современное состояние вопроса, рассматриваемая проблема или инициатива (идея сообщения), предложения и рекомендации, заключение.

На мой взгляд, наиболее активизирует работу педагогов использование нетрадиционных форм проведения методических совещаний. Этих форм множество, у них различная методика, алгоритм проведения, время проведения, но результат влияния на профессиональную заинтересованность, желание творить и т.д. впечатляет. К таким нетрадиционным формам проведения методических совещаний относятся следующие формы:

-дискуссии (к ним относятся диспут, «круглый стол», диалог-спор, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия»);

-«деловые игры»,ролевые игры, совещания- панорамы, совещания- имитации;

-конкурсы профмастерства (педсоветы-шоу);

-«мозговая атака» (брейнстроминг);

Остановимся вкратце на методике проведения совещаний (педсоветов) в этих формах.

«Панельная дискуссия ». Участвуют группы по 6-8 человек, которые заранее выбирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

В составе группы могут быть педагоги разных специальностей.

Например, в нашем училище были проведены «круглые столы» на темы:

6.Не менее популярна в последние годы практика проведения совещаний в «технике аквариума », которая выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения техники аквариума таков:

1)Проблема дискуссии формулируется ведущим.

2)Участники делятся на две- три группы, располагаются по кругу.

3)Члены группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

4)Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой проблемой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. Или можно в течение 15- 20 минут обсудить тему и выработать общую точку зрения.

5)Представителя групп собираются в центре по кругу и высказывают мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

6)Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

7) «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении определенного времени или после принятия решения.

Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном заседании 2-3 методобъединений.

В «технике аквариума» в училище проводились совещания на темы: «Единство требований к учащимся между структурными подразделениями училища», «Проблемы взаимосвязи в деятельности и взаимоинформированности в педагогическом треугольнике».

Очень интересны в подготовке, проведении и дают большой методический эффект различные игры (ролевые, деловые и т.д.) Они связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. По сути- игра- это состязание двух-трех и более групп, которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы В ходе игры педагоги отрабатывают определенные понятия, умения, навыки, а главное- игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств.

-деловая игра «Урок производственного обучения»;

-методическая ярмарка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках», где и роли были продуманы соответственно форме ярмарки (главный бухгалтер, президенты фирм, начальник отдела статистики, члены фирм, покупатели и продавцы, зазывалы),использовалась соответственная валюта- «ПУЗУНЫ».

1)руководитель сообщает тему игры;

2)дается инструктаж о ходе игры;

3)фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;

4)руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями окружающих;

5)подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное, педагоги должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной реакцией.

Ролевые игры проводились в училище на многих совещаниях и педсоветах, в частности, на педсовете, посвященном нетрадиционным формам уроков, когда представители различных методобъединений проигрывали с педагогами различные формы уроков на материале темы педсовета.

«Мозговая атака» (брейнстроминг) является одной из форм деловой игры. Она применима при поиске идей, путей решения проблемы Коллектив разбивается на группы по 7-9 человек.

2 группа-« аналитики»-получает от первой списки вариантов. Рассматривают их, выбирают подходящие, группируют и объявляют коллективу.

Группы меняются функциями и снова работают по сценарию. Ведущий выступает в роли заказчика и дирижера игры. Запрещается критика любых предложений.

В училище по форме «мозговой атаки» проводились следующие совещания: «День безумных идей», «Ярмарка идей», разработан, но еще не проводился брейнстроминг «День открытых дверей».

Другим вариантом «мозговой атаки» является «продуктивная деловая игра». Методика ее такова:

-ведущий уточняет тему, цель игры, объявляет правила и ход работы, делит участников на группы;

-1 этап- «негатив».Ответ на вопрос : «Что вас не устраивает в …?»

Ответы даются с позиций определенных ролей: учащихся педагогов, родителей, управленцев. Либо каждая группа разбивается на микрогруппы по ролям, либо последовательно проходит через все роли. Протоколист фиксирует все высказывания. Эксперты классифицируют и формулируют проблемы.

-2 этап- «позитив».Ответ на вопрос: «Что вы можете предложить?»Участники вырабатывают идеи, предложения.

-3 этап. Разработка программ, оценка, доработка и т.д.

-итог: проект совершенствования образовательной политики.

Существует несколько методов «мозговой атаки ».

Круговой метод Группа, состоящая из 12-15 человек, разделяется на подгруппы из 3-4 человек. Каждый на специальной карточке записывает 2-3 идеи по решению поставленной задачи, затем происходит обмен карточками «по кругу», и каждый следующий участник развивает и дополняет то, что было предложено предыдущим. По итогам круга составляется перечень предложений, с которыми подгруппа выходит на групповой турнир. Все предложения объединяются в общий список, нумеруются и доводятся до сведения членов группы. Затем начинается голосование. Каждый из присутствующих имеет право на пять голосов. Их можно разделить между несколькими идеями или отдать одной. Голосуют обычно поднятыми вверх руками, а число вытянутых пальцев соответствует числу «за». Голосование может происходить также в несколько кругов, когда последовательно отбрасываются наименее интересные предложения и, наконец, остается обусловленное количество наиболее серьезных или тех, которые набрали заранее оговоренное число голосов.

Метод поименного выдвижения предложений. Применяется при высокой активности группы. На обдумывание предложений дается 5-10 минут, затем каждый из собравшихся высказывает одну идею. Все идеи заносятся на карточки и пускаются по кругу, в процессе чего о7ни получают персональные оценки участников по заранее обусловленной балльной шкале. Затем выводится обобщающая оценка и определяется ранг каждого предложения.

Метод «635». Предполагает последовательный поиск решения в несколько этапов. Творческая группа состоит из 6 человек. После информации руководителя о проблеме участники записывают на карточке по 3 варианта ее решения и передают по кругу своим коллегам, каждый из которых также вносит по 3 предложения. В итоге вносится 108 идей. На первый раунд дается 5минут, на последующие прибавляется по 1 минуте (скидка на усталость), таким образом, на последний затрачивается 10 минут.

Проблема формулируется и доводится до сведения участников не позднее, чем за 2-3 дня до заседания, чтобы они могли ее как следует «переварить». Предварительный обмен мнениями при этом категорически запрещен, как и переговоры в процессе работы. Считается, что письменная формулировка идей повышает их обоснованность и четкость.

Метод «Метаплан». Группе из 15- 20 человек поручается выявит имеющуюся проблему или ряд проблем, связанные с ними негативные моменты или открывающиеся возможности. Все полученные результаты заносятся на отдельные карточки, образующие вместе «биржу информации».Сходный «негатив» и возможности объединяются в группы и ранжируются в зависимости от сроков и условий, которые необходимы для их реализации или преодоления. Специальная группа, состоящая из 5-7 человек, определяет основные причины недостатков, «негатива», или положительные стороны, возможности, выявленные резервы, а соответственно ставит перед всеми задачи, которые необходимо решить, план решения вырабатывается на совместном заседании.

Метод «утопических игр». Группа из 4-5 человек составляет прогнозы желательного и нежелательного будущего и в соответствии с ними высказывает в течение 20 минут идеи о направлениях и способах деятельности или развития каких-то сторон образовательного процесса в училище, особенностью этих идей является заведомая нереализуемость в данной форме и в данной время. Тем не менее, считается, что в них могут присутствовать рациональные зерна, которые нужно извлечь и правильно использовать.

Метод «Дельфы». Применяется в случае, когда для решения проблем необходимо выбрать решение из ряда альтернативных вариантов, или эти альтернативы являются условиями задачи. Сначала члены творческой группы ранжируют их по степени значимости для училища, присваивая им балльную оценку, например, от1 до10, а затем определяют их вклад в решение проблемы в процентах. Затем соответствующие показатели перемножаются и полученные результаты снова ранжируются.

Педсовет – коллективное творческое дело. Технология КТД разработана Ивановым И.П. для детских коллективов, но многие ее компоненты вполне применимы и к работе со взрослыми.

2) этап- коллективное планирование (осмысливание задачи, определение участников, объема и срока работы, состава микроколлективов, запускается механизм самопланирования, когда совет дела уточняет, конкретизирует задачи, организует добровольцев для оформления мероприятия).Группы из 5-7 человек.

3)этап- проведение. Реализуется программа достижения общего результата. Она может включать мероприятия в текущем учебно- воспитательном процессе, секционные и общие задания, на которых проводятся выступления микроколлективов (методобъединений,других структурных подразделений методической службы), отдельных педагогов, показ наглядных результатов деятельности.

4)этап- анализ. Общее заседание педсовета. Рефлексия проведения КТД (недостатки, причины, рекомендации).

5)этап-последствие. Выполняется решение, распространяется положительный опыт, реализуются рекомендации.

По методике КТД в училище был проведен педсовет- месячник «Современный урок».

Еще одна форма педсовета- педсовет- методический день (содержат в себе элементы семинара и практикума).Цель педсовета- глубоко и всесторонне рассмотреть определенную проблему обучения или воспитания как в теории, так и на практике (посещение открытых уроков и обсуждение их, выставок. Подготовка 2- 3 недели. По окончании- выпуск методического бюллетеня (результат обсуждения открытых уроков, работы МО по теме педсовета, рекомендации).

Итак, в данной работе было представлено немало традиционных и нетрадиционных форм, которые могут быть использованы при проведении методических совещаний (педсоветов).Сравнивая эти формы, можно сделать следующую таблицу.

Сравнительная таблица форм (традиционной и нетрадиционной) проведения методических совещаний.

Девиз работы методиста

Способы общения ру-

ководителя совещания с его участниками и участников между собой

Тактика действий или профессиональная установка методиста

Эмоциональное состояние участников

Ролевая позиция методиста по отношению к педагогам

Дать информацию, консультацию, собрать мнения, подвести итоги,

Делай как предписано

Монолог, инструктаж, указание, поучение, боязнь высказать низкую компетентность

Диктат, закрытость, ориентация на собственную активную

Напряженность, перегрузка, боязнь высказывать свое мнение, проявить некомпетентность

Методист над педагогом, ему надо выполнять программу собственных

действий. Методист- информатор, методист- контролер, инициатива педагогов не культивируется, инициатива у методиста

То же + создать условия

для развития личности

и ее индивидуальных

способностей (творческого начала, мыслительных способ-

повышение мотивационного интереса,

ненавязчивое перенятие опыта, рефлексия

В творчестве рождается истина. Мы вместе

Диалог (неформальный), плюрализм мнений, осознанность включения в деятельность

Сотрудничество, открытость, ориентация на солидарность и совместную деятельность с участниками совещания

Раскованность, дух коллективизма, единения, повышенная заинтересованность в обсуждаемых вопросах, отсутствие перегрузок

Партнерство, интересны и значимы мнения всех, инициатива приветствуется

Вывод: Оптимизация проведения методических совещаний и заключается в умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм их организации и проведения.

1.Совещание плохо подготовлено в содержательном плане (коллектив не ознакомлен с обсуждаемыми проблемами, отсутствует аналитический материал о состоянии педагогической ситуации, нет конкретных фактов).

2.Не все участники совещания нужны для решения стоящих перед коллективом задач («узкие» вопросы лучше обсуждать, например, на ИМС, чем выносить на педсовет).

3.Плохо подготовлены докладчики.

4.Методист не может организовать работу так, чтобы отдача каждого была максимальна, а потери времени на принятие наилучшего решения-минимальны.

6.Неоправданная затянутость совещания (начало с опозданием, несоблюдение регламента, не оговорен вначале совещания порядок его проведения.

7.Ведущий выпускает инициативу из рук, возникает стихийно протекающая дискуссия, которая отличается рядом негативных тенденций:

а)эгоцентричность высказываний участников, пренебрежение интересами групп и отдельных педагогов во имя своей личной позиции;

б)неумение слушать других;

в)»растекание мыслей по древу», неумение оставаться в рамках одного вопроса, проблемы;

г)негибкость поведения участников, отстаивающих свою точку зрения;

д)избыточная, неоправданная эмоциональность, демонстративность поведения;

е)уход «в себя», занятие позиции стороннего наблюдателя.

Чтобы не возникало таких негативных моментов, как в п.7, необходимо напечатать и вывесить для всеобщего обозрения на совещании (педсовете) перечень правил поведения участников совещания.

Правила для участников совещания.

1.Не опаздывайте на совещание. Берегите свое и чужое время.

2.Ограничивайте свои выступления по времени (30- 60 сек. Или по регламенту).

3.Старайтесь говорить по существу обсуждаемых проблем, не выходя за рамки вопроса.

4.Критикуя чью- либо точку зрения, вносите конструктивные

5.Стремитесь определить (уточнить, предложить) свою роль в выполнении решений совещания.

6.Не отмалчивайтесь, занимайте активную позицию.

8.Ведите запись сущностной информации.

Ведущему совещания также необходимо придерживаться определенных правил:

1.Начинайте точно вовремя.

2.После оглашения темы, целей и задач совещания, обязательно доведите до сведения участников повестку дня (план работы), лучше записав его на доске или листе ватмана.

3.Согласуте вначале совещания время выступлений участников, ограничив его (регламент).

4.Держите под контролем перерывы.

5.Говорить всегда должен один человек. Участники должны получать слово путем поименного вызова.

6.Распознавайте критические пункты в дискуссии:

-разговоры на отвлеченную тему;

-неверные решения (например, принятые под влиянием общих настроений и эмоций или «жаркого» выступления);

-переходы с обсуждения дел на конкретные личности;

-блокирование полезной инициативы фразами типа «Это мы еще никогда не делали», «Ну, это уже было» и т.д.;

-оставайтесь на нейтральной позиции.

7.Не стремитесь втиснуть конструктивную беседу и возникшие в ходе совещания интересные, но новые решения в заранее заготовленные рамки;

8.Помните, что совещание- не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Стремитесь к выработке общих подходов.

9.Создавайте условия для высказывания различных точек зрения, в том числе, отличных от вашей. Но всегда говорить должен только один человек.

10.Во время совещания перепроверяйте, достигаются ли поставленные цели, подводя промежуточные итоги.

11.После принятия решения по конкретному вопросу повторите его еще раз, заручившись согласием участников и исключив разногласия. Отклоняйте непродуманные решения.

12.В конце совещания подведите итоги и поясните, что, кем и к какому сроку должно быть сделано.

13.Соблюдайте культуру общения и речи.

14.Завершайте совещания в точно назначенное время.

Добивайтесь четкого выполнения правил ведения совещания, доведя возможные элементы до автоматизма, до традиционности выполнения.

Искусством ведения совещаний владеет не каждый. Нужно умение обострять противоречия, оперативно выделять позитивные моменты в обсуждении, обобщать высказывания. Кричевский Р.Л., подчеркивая необходимость коммуникативной компетентности ведущего совещание, опираясь на зарубежные источники, выделил большой список умений, которые позволяют успешно руководить коллективным обсуждением:

1)внимательно слушать разговорную речь;

2)использовать слова, произношение и грамматику соответственно ситуации;

3)использовать невербальные средства- мимику, пантомимику и др.

4)эффективно использовать голос;

5)выделять, понимать главные и второстепенные идеи;

6)отличать факты от мнений;

7)различать информативные и убеждающие сообщения;

8)распознавать, когда слушатели не понимают наши сообщения;

9)выражать идеи ясно и точно;

10)убедительно представлять и аргументированно защищать свою точку зрения;

11)задавать вопросы с целью получения информации и эффективно отвечать на них;

12)быстро, критично и конструктивно включаться в дискуссию и обмен мнениями;

13)развивать идеи на заданную тему;

14)выбирать и организовывать соотносимые идеи, представляя их ясно на стандартном языке;

16)участвовать в дискуссии в той манере, которая легче всего принимается остальными участниками, и в частности, говорить без лишних слов и по существу.

После проведения совещания необходима рефлексия его эффективности (КПД). В ее нужно включить всех участников. Это можно сделать двояко:

1)путем организации опроса участников;

2)путем организации ответов на небольшом бланке предлагается оценить важность и необходимость темы и эффективность совещания.

На бланке может быть напечатано:

Тема педсовета (совещания):

-актуальна для меня (мне это нужно для работы);

-безразлична мне (в моей работе этот материал не нужен);

-считаю, что такие темы не нужно обсуждать.

-узнал(а) нужную информацию, знаю, как ее использовать;

-узнал(а) нужную информацию, но пока не знаю, буду ли ее применять;

-ничего нового не узнал(а);

-такая информация мне не нужна.

Рефлексию можно провести и с помощью других, разработанных вами и соответствующих типу совещаний, вопросов.

Итоги оценивания педагогам сообщаются сразу же после совещания.

Для методиста, как руководителя совещания, важно знать характер индивидуальных ролей участников совещаний и свою стратегию во взаимодействии с их носителями.

«Вздорный человек»- остаться в рамках профессиональной беседы и быть совершенно спокойным. Опровержение его вздорных утверждений следует предоставить по мере возможности другим собеседникам.

«Всезнайка»- потребовать от остальных участников совещания занять и выразить определенную позицию по отношению к его утверждениям.

«Позитивный человек»- дать ему возможность подвести итоги этапа или всего совещания, умеренно включаясь в дискуссию с ним.

«Болтун»- с максимальным тактом остановить его или ограничить его выступления.

«Боязливый»- задать ему легкие, доверительные вопросы, укрепить его веру в себя.

«Неприступный»- признать его знания и опыт.

«Незаинтересованный человек»- расспросить его о его работе, ведя беседу, привести примеры из круга его интересов.

«Важная птица»- не применять прямой критики, использовать метод «да, но…».

«Почемучка»- направить его вопросы на других участников беседы.

Итоги совещаний и педсоветов, бесспорно, выражаются в качестве принятых решений. Вместе с тем важно и то, каким будет настроение педагогов после совещания. Если это неудовлетворенность, раздражение, обида, повышенная тревожность, то есть повод серьезно задуматься о причинах возникновения этих эмоций. Ведь все негативные эмоции педагог перенесет на обучающихся. Вместо ожидаемого результата мы получим конфликтную ситуацию, которая возникла на деловой основе, а распространится на межличностную.

Итак, подготовка и проведение методического совещания- это и наука и искусство. И современный методист, находясь в своей организаторской роли (управленческая функция методиста), должен уметь готовить и проводить экономные по времени и полезные по результату методические совещания (педсоветы).

Так пусть же каждое методическое совещание (педсовет) станет именно коллективной творческой радостью, открытием для себя и для других. Тогда и педагогическая мысль будет звучать на нем ярко, вдохновенно- какой и является наша профессия.

Анохина Т. Педсоветы в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 10. – С. 24- 27.

Белая К. Педагогический совет в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 12.– С. 20-30.

Дошкольная педагогика: Уч. пособие / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.

Минкевич Л. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание. –1993. – № 4.– С. 39-40.

Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание. –1993. – № 1.– С. 55-58.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 1999. – С.160-167.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *