интересные формы работы с родителями в детском саду
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Елена Акимова
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Одним из приоритетных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьей. Эта работа направлена, прежде всего, на обеспечение полноценного развития личности ребенка.
Работа дошкольного учреждения с семьей всегда была очень сложной и немаловажной. Сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Считается, что в современном мире взрослые часто заняты многими делами, что у них остается очень мало времени на своих детей. Родители все разные, с разным воспитанием, социальными установками, с разным уровнем воспитанности и образованности.
Жизнь взрослых постоянно усложняется, не хватает времени для живого общения между родителями и ребенком. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Появилась потребность в организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования педагогической грамотности у родителей.
Основные задачи работы:
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;.
В своей работе с родителями мы используем следующие интересные, на мой взгляд, формы:
1. «Почтовый ящик», который находится в приемной.Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
2. Современные родительские собрания.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения.К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Организуя таким образом родительские собрания,мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. И в этом году у нас была запланирована экскурсия в автогородок. Первыми помощниками выступили родители. По итогам была сделана стенгазета «Наша первая экскурсия» педагогами совместно с детьми, и диск с видеозаписью этой поездки.
3. Наглядно-информационные формы:
Мы постоянно оформляемгрупповые стенды типа:
• “Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
• «Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка!»)
• Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений. (Стенгазета к дню матери, 8Марта, 23 февраля, стенгазета к Дню Святого Валентина).
Недавно создали книгу отзывов и предложений. Здесь родители могут написать нам отзывы о проведенных мероприятиях, поздравления с праздником, пожелания о предстоящих мероприятиях. Наша книга начата с теплых слов благодарности.
Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.
У нашей группы есть свой сайт «Мишкины малыши», там размещена полезная информация для родителей нашей группы, родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто быть в курсе жизни нашей группы.
4. Досуговые формы работы с родителями.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
• Встречи с интересными людьми.
• День дублера. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Основной целью Дня дублера является просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли воспитателей. С чего мы начали данное мероприятие?
Сначала мы провели активную работу с родителями по привлечению их к Дню дублера. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей-дублеров, познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили каждое образовательное мероприятие.
С начала рабочего дня воспитатели-дублёры активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, дидактическую игру, организовали завтрак, занятие по технике оригами, организацию прогулки и игр на свежем воздухе, чтение сказки перед сном, проведение закаливающей гимнастики после сна.
Для нашей группы это был первый опыт, но это был интересный, насыщенный день для всех участников этого мероприятия. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Родители, принявшие участие в Дне дублера, на очередном родительском собрании рассказали всем о том, что у них получилось, о своих трудностях, о своих переживаниях, которые они испытывали во время работы с детьми, и том, какое это счастье видеть горящие глазки детей. После этого многие родители, которые близко боялись подойти к детям, высказали свое желание попробовать в следующем году побыть в роли воспитателя.
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами и благодарностями на общих утренниках, собраниях.
Важно помнить, что какую бы форму работы педагог не выбрал, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества. Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена,но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями» Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают.
Нетрадиционные формы работы с родителями Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие.
Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» МБДОУ Мюдовский детский сад Урицкого района Орловской области Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ».
Нетрадиционные формы работы с родителями Собрание на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями». «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня,.
Нетрадиционные формы работы с родителями НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ Рекомендации Родительские собрания — это действенная форма общения воспитателей.
Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и.
Фотоотчет «Нетрадиционные формы работы с родителями» С целью показать родителям важность и необходимость взаимодействия с детьми в игровой деятельности я провела родительское собрание в нетрадиционной.
Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ. Выполнила: Попова И. Н. Слайд 2 Современные условия деятельности дошкольных учреждений.
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС Одно из требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной.
Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ
Анна Смирнова
Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ
В нашем учреждении создана Ресурсная площадка по развитию социально-педагогической культуры родителей. В своей деятельности Ресурсная площадка руководствуется Законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, нормативно-правовыми документами различного уровня. Состав ресурсной площадки постоянный, включает в себя педагогов и руководителя. В качестве методического обеспечения деятельности ресурсной площадки нами были разработаны и утверждены план и программа работы на 2015-2016 учебный год.
Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дошкольного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка, повышение уровня социально-педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – это достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.
Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.
Согласно ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, взаимодействие родителей и педагогов является необходимым условием осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляет связь времен, и вместе с тем сама нуждается в поддержке, которую призваны оказывать образовательные учреждения. Как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы: непонимание родителями самоценности периода детства; неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность; выявление и корректировка причины педагогических ошибок; недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.
При рассмотрении конкретных действий, приемов родителейв семейном воспитании дошкольников выявлены следующие отрицательные факты:
11 % респондентов считают, что негативные реакции детей необходимо подавлять для пользы самого ребенка, а 5 % опрошенных самым эффективным методом воспитания считают физическое наказание, что категорически не соответствует гуманистической концепции воспитания детей, нарушает их права, закрепленные законодательством РФ и Международными законами, в частности Конвенцией о правах ребенка.
На вопрос: «Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?», 11 %ответили: «Под угрозой физического наказания». А 19 % признались, что могут повлиять на поведение ребенка, только пообещав ему подарки.
Проанализировав данные результаты, мы пришли к выводу, что многие родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов и специалистов нашего учреждения, деятельность которых будет направлена не только на формирование педагогической культуры родителей, но и на качественное повышение ее уровня.
Анкетирование родителей воспитанников было проведено во всех возрастных группах. Для большей объективности данное обследование родительской аудитории было анонимным.
Исходя из программы,основными задачами деятельности нашей ресурсной площадки являются:
-спроектировать и внедрить современную инновационную модель взаимодействия педагогов и родителей, направленную на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
-установить прочные партнёрские взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и семьёй;
-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения.
— повысить уровень профессионального мастерства педагогов учреждения;
В качестве предполагаемого результата рассматривается повышение уровня педагогической культуры родителей: продуктивный характер воспитания; наличие гуманистических ценностей; культуры общения с ребёнком.
К концу учебного года мы также планируем повысить уровень участия родителей в совместных мероприятиях, обсуждении проблем воспитания на странице нашего учреждения в социальных сетях, при личной встрече на различных семинарах, практикумах, заседаниях клубов.
Нами был составлен план работы нашей ресурсной площадки.
В соответствии с планом в данном учебном году нами были реализованы следующие проекты:
А также действует 2 долгосрочных проекта: «Школа родителей», в рамках которой проходят просвещающие, обучающие семинары, консультации, круглые столы, практикумы только для родителей, и Клуб для многодетных семей «Вся семья вместе – душа на месте», где родители вместе с детьми участвуют в заседаниях, вместе обсуждают насущные проблемы воспитания, выполняют практические и теоретические задания, лепят, конструируют, отдыхают от груза накопившихся проблем.
Также можно выделить третий долгосрочный проект (методический) для педагогов, направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов – программа обучающих семинаров, таких как «Самый трудный родитель, самый приятный родитель», «Поговорите со мной», «Тот, кому доверяют» и др. Данные мероприятия направлены на сплочение коллектива, приобретение новых знаний, практических умений, навыков, на предотвращение эмоционального выгорания педагогов.
Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в своей работе:
Большая удаленность структурных подразделений, что затрудняет четкую скоординированность действий педагогов при планировании и проведении мероприятий;
Незаинтересованность, занятость, нежелание некоторых родителей участвовать в проводимых мероприятиях, и отсюда – невысокий, средний уровень явки.
Над данными проблемами мы продолжаем работать. Так в частности в феврале-марте мы планируем провести общий конкурс «Самая талантливая семья», таким образом расширить родительскую аудиторию, участвующую в мероприятиях, предоставить возможность познакомиться и обменяться опытом родителям с разных структурных подразделений, привлечь к выступлению на конкурсе талантливых детей.
Учебный год еще продолжается и работа нашей ресурсной площадки на этом не заканчивается. Мы и дальше будем прилагать все наши знания, умения, чтобы реализовать намеченные планы, привнести что-то новое, интересное в такой сложный, но очень важный и нужный процесс общения и просвещения родителей наших воспитанников. Спасибо за внимание.
2. Башлакова А. Сотрудничество детского сада и семей в условияхоткрытой образовательной системы: методические рекомендации / Л. А. Башлакова, Л. Н. Ласлинская, С. А. Брыскина. – Мн., 2001.
4. Волхина О. И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования – образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73
5. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
6. Карнаухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития».2010.- №2.
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Авторская позиция: По моему мнению, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений.
Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой.
Формы и методы работы с часто болеющими детьми и их родителями в группе оздоровительной направленности Формы и методы работы с часто болеющими детьми и их родителями в группе оздоровительной направленности Начиная со второй младшей группы,.
Формы и методы работы воспитателя старшей группы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения в котором я работаю. Только.
Консультация для родителей «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию» Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего.
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко.
Методы и формы работы с родителями в ДОУ тема: Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия.
Семинар для воспитателей «Формы и методы взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС» ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 1 слайд. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных.
Современные формы работы с родителями Современные формы работы с родителями. Файласова О. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Семья играет важную роль в формировании личности.
Современные формы работы с родителями по включению в проектную деятельность (из опыта работы) В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых.
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС
Одно из требований ФГОСк психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Содержание и формы работы с семьей отличаются разнообразием. Используя в своей работе разные формы сотрудничества с родителями, я сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия.
Одно из эффективных познавательных форм работы с семьей является родительное собрание, но неформальное, а в виде круглых столов, дискуссий.
Ничто не сближает, как совместное интересное мероприятие,например: совместные праздники, спортивные досуги, совместные развлечения. Родители вместе с детьми делают поделки, участвуют в конкурсах и выставках.
В работе с родителями также используется проектная деятельность. Любой проект включает в себя и работу с семьей. Вовлекая родителей в активные формы взаимодействия, мы создаем доверительные отношения с ними.
Психотехнические игры способствуют развитию саморегуляции, самоконтроля, эмпатии. Использовать проективные методы можно, если налажен контакт с родителями, созданы доверительные отношения.
Проективные психологические тесты направлены на раскрытие потенциала и сплочение коллектива родителей воспитанников.
Мероприятия по работе с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
1)Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
2) Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»
3)Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
4) Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.
Родительские собрания нетрадиционной формы:
«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированным и на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:
«Мозговой штурм» – метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах». При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы».К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Одним из важных компонентов воспитания ребенка является продуктивная коммуникация между родителями, ребенком и педагогами.
Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко использовать не только дома в индивидуальных занятиях с ребенком, но и на совместных мероприятиях в школе. Задача педагога – вооружить простыми играми и тестами родителей.
Цель использования игровых и тестовых методик:
1. Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей.
2. Коррекция детско-родительских отношений, эмоционального состояния.
3. Формирование положительных установок в сознании родителей.
Условно игры можно разделить на группы:
«Я и моя семья» и др.
Хорошего результата можно достигнуть при проведении различных совместных дел. Например, игра «Совместный рисунок родителей и детей» (тематика может быть различной). Каждой паре дается задание изобразить мир своих увлечений. Затем идет презентация рисунков. Подведение итогов игры предполагает, что выигрывают все участники.
Игра «Скажи комплимент».
Участники говорят комплименты, хваля внешность, характер, способности и другие качества друг другу.
Родители и дети делятся на две команды. Дети изображают животных, растения, предметы. Родителям необходимо разгадать, что показывают дети.
Игра «Волшебное зеркало».
Цель: Отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребёнка; развивать воображение, ориентировку в пространстве, умение повторять движения взрослого.
Участники стоят в круге. Воспитатель быстро показывает любые движения, а играющие должны повторить их.
Один, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вы смотрите не зевайте
И за мною повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
Нужно взять счётные палочки, выложить такой узор, какой показывает воспитатель. Игра развивает внимание, мелкую моторику, пространственные представления.
Пальчиковый игровой тренинг для родителей и самых маленьких детей.
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить родителей заниматься с ребёнком в домашних условиях.
1. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.
2. Способствовать сплочению родительского коллектива.
Упражнения с палочками.
Упражнения с ватой.
1) «Снегопад в лесу». На трафарете зелёной ёлочки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
Упражнение «Мартышкин язычок»
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнёром, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
По сигналу дети и родители начинают повторять за Мартышкой движения и слова.
Упражнение «Весёлая зарядка».
Цель: снятие двигательных и мышечных зажимов, развитие координации движений.
Повторение за Мартышкой активных движений.
Упражнение «Кто быстрее?».
Цель: сплочение коллектива.
Группа детей и родителей должна быстро без слов, построить, используя всех игроков команды,следующие фигуры:
Упражнение «Договорились взглядом».
Необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда без слов.
Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки, на выдохе – опустить.
Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки, на выдохе – расслабить ноги и опустить.
Упражнение «Бяка – Бука».
Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.
На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино, на выдохе –губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».
Упражнение «Ребенок в нас».
Бросая мяч,участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был (а).». В ответ каждый может согласиться или нет с дан ной ему характеристикой. Это упражнение помогает глубже познакомиться участникам, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекцион ной работы.
Упражнение «Родительские установки».
Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки?Как бы они закончили следующие предложения:
«Дети плохо себя ведут, потому что.»,
«Родители должны.»?
Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т. е. рациональные, эффективные и «мешающие», т. е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Упражнение «Рисуем Строго родителя».
Микрогруппы, состоящие из 3-4-х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Строгого», не переговариваясь друг с другом.
Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.
Упражнение «Праздник хвастунов».
В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс. Таким образом, раскрывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.
Упражнение «Мозговой штурм».
Перед родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому.
Упражнение «Проективный рисунок»
Предлагается выполнить два рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.
Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбирается один и ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке.При этом следует передать свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.
Упражнение «Прокурор и адвокат»
Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая – «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности.Группа начинает высказываться: «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное.
Упражнение «Представьте себя ребенком»
В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали детьми. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и составьте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.
1) Какой из этих списков длиннее?
2) Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?
Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.
Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе с родителями в подготовительной группе.
Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе.
Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» МБДОУ Мюдовский детский сад Урицкого района Орловской области Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ».
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ. Выполнила: Попова И. Н. Слайд 2 Современные условия деятельности дошкольных учреждений.
Презентация «Нетрадиционные формы работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС» Как организовать взаимодействие семьи и детского сада? Как аргументировать необходимость участия родителей в жизни ребенка в детском саду?.
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС» Выполнила: Маслова Наталья Юрьевна. В ФГОСДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный.
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.