интересные формы работы с детьми в лагере

Мини-азбука форм работы с детьми в детском оздоровительном лагере

интересные формы работы с детьми в лагере

форм работы с детьми в детском оздоровительном лагере

начальник отдела социальной

экспертизы МКУ ГКЦ «СОЛО»

начальник методического отдела

АТАКА – акция, цель которой быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

БАЛ – мероприятие, в основе которого лежит танцевальная программа. К балу можно выучить с ребятами следующие танцы: вальс, танго, фокстрот, полька и т. д.

ВЕЧЕР – мероприятие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера.

ВИКТОРИНА – игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

ГОСТЕВАНИЕ – прием гостей на своей территории. В программу гостевания включают творческие отчеты и подарки, игровые программы на взаимодействие.

ДЕСАНТ – акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

• по просьбе тех, кто нуждается в помощи;

• по заданию руководящих органов отряда или лагеря;

• по собственному желанию.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится он несколько часов или два-три дня.

ДИСПУТ – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического или эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.

ЖИВАЯ ГАЗЕТА – творческое выступление, направленное на агитацию и создание необходимого эмоционального настроения. Чаще всего используется перед началом большого мероприятия. В живой газете большую роль играет эмоциональная сторона, поэтому используйте музыку, световые эффекты, пантомимы, хоровое скандирование, перестроение, плакаты и т. д. Оптимальная продолжительность живых газет до 10 минут.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА – мероприятие, во время которого дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

• формирование проектных групп;

• подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступлений);

• защита (выступление проектных групп, обсуждение);

• разработку условий и критериев для конкурсов;

• формулировку конкурсных заданий;

• яркое интересное название.

КВЕСТ – один из основных жанров приключенческих игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределенным или же предполагать множество исходов, выбор которых зависит от действия игрока.

ЛИНЕЙКА – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т. д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.

МУЗЧАС (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

• огонек – анализ дня;

ПАРАД (карнавальное шествие) – передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т. п.

• определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;

• провести проверку физической готовности детей, их тур. навыков.

В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие медработника.

РАЗВЕДКА – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел. Виды разведок:

• разведка – изучение документов.

• сбор – рождение отряда (оформление «лица» отряда: деятельность, название, атрибутика, руководящие органы и т. д.);

• сбор – старт (перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции);

• праздничный (торжественный) сбор (общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию).

СПОРТЧАС (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может как педагог физкультуры, так и сам вожатый (все зависит от содержания деятельности). На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и состязания (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т. д. Кафе может быть стилизовано под тематику вечера.

• соперники соревнуются в парах ипобедители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления победителя;

• соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше личных побед.

Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, так же как и для конкурса важно яркое интригующее название.

ФЕСТИВАЛЬ – массовый праздник, предполагающий смотр лучших работ, достижений, в каком-либо виде деятельности. Это мероприятие, состоящее из различных элементов – от выставок и конкурсов, до вечеров и парадов.

ЭКСКУРСИЯ – групповое посещение достопримечательности с образовательной целью («кругосветка», экскурсия по лагерю, экскурсия в музей, на предприятие и прочее). Экскурсия может проходить в шутливо-ироничной форме.

Источник

Советы по работе с детьми разного возраста

интересные формы работы с детьми в лагере

Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей. Мы же все-таки ограничимся диапазоном от 6 до 14 лет.

Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?

На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабатывает известный в психофизиологии механизм первого предъявления. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого начала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельности. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половозрастные психологические особенности детей.

Кроме того, вожатому необходимо:

Возрастные особенности детей 6 – 8 лет

интересные формы работы с детьми в лагере

Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непосредственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жизни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.

Младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение нотаций — они просто очень быстро переключаются и перестают слышать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.

Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.

В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

интересные формы работы с детьми в лагере

Младшие подростки более самостоятельны и не нуждаются в постоянной опеке взрослых. Они обычно активны и жизнерадостны, охотно поддерживают товарищеские отношения. Дети этого возраста более всего ценят в окружающих физическую силу, ловкость, быстроту, верность дружбе, им бывает важно проявить себя. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчики — девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.

Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение, особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков.

Младшие подростки тоже любят играть, но их игры приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться, переключиться. Поэтому вожатому надо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом. Ребята этого возраста еще не умеют сдерживаться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Повод для подобных случаев может оказаться совершенно незначительным, поэтому не всегда взрослому следует безоговорочно защищать одного и публично обвинять другого, иногда это только обостряет конфликт. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.

Особенно благоприятно время в лагере для развития у младших подростков трудовых умений и навыков. Здесь без помощи старших надо следить за своей одеждой, дежурить, убирать территорию и др. Вожатому необходимо чаще напоминать и учить, как все лучше сделать.

Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др.

Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

интересные формы работы с детьми в лагере

Средний подростковый возраст

У ребят в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определенного вида: спорт, рисование, техника, музыка, танцы и др. В отрядах подростков ярче проявляется разделение на лидеров и «всех остальных». К сожалению, иногда вожатые в своей работе опираются лишь на лидеров, другим же во всех делах отводится роль исполнителей. А это нередко приводит к конфликтам между детьми. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле.

Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности, поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не контролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мнение, советовать.

Отношения между мальчиками и девочками начинают приобретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, проверять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчики могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек. Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо достоинства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формировании внутриколлективных отношений.

Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настроения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего.

Старшие подростки полны стремления самостоятельно решать вопросы своей жизни и деятельности в отряде и лагере. Совершенно не переносят мелочной опеки. Они будут выполнять режим, организовывать и участвовать в различных делах, помогать другим, но только тогда, когда убедятся в необходимости и значимости своей деятельности. Воспитанники этой возрастной группы владеют многими организаторскими способностями, имеют немалый опыт общественной жизни, у каждого из них определился более или менее постоянный социальный статус. Зачастую многие из этих подростков уже не одно лето проводят вместе, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Ребята старших отрядов любят спорить, обсуждать серьезные проблемы, их интересы ярче дифференцируются. Как правило, они являются организаторами многих общих для всего лагеря дел. У старших подростков, особенно в условиях загородного лагеря, когда нет рядом родителей и они не чувствуют себя детьми, ярко проявляется стремление доказать свою самостоятельность, независимость, отстоять свои права. И поскольку их жизненный опыт еще недостаточен, им бывает трудно разобраться в той или иной ситуации, отсюда несправедливость, категоричность, излишняя прямолинейность суждений, а иногда и эмоциональная жесткость. Они хотят отношений со взрослыми «на равных», ревниво относятся к мнению о себе, хотя внешне этого могут и не показывать.

В старших отрядах еще ярче проявляются отношения симпатии и антипатии между мальчиками и девочками. Иногда начинается первая любовь. Проблемы взаимоотношений «с ним» или «с ней» могут занимать все мысли ребят, и все их поступки могут объясняться только этим. Взрослым ко всему этому необходимо относиться очень серьезно. Основа взаимоотношений взрослых и старших подростков — взаимное уважение и доброжелательность. Но хорошее знание возрастных особенностей — это лишь предпосылка успеха в работе.

Источник

Копилка игр вожатому для детского лагеря.

Игры на знакомство

Я беру с собой в отряд (старший возраст), разновидность игры «Снежный ком» (помещение)

Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, ко­торый он может взять с собой в отряд. Например: «Меня зовут Катя, я беру с собой в отряд карандаши». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Вася, я беру с собой в отряд веселье, а ещё Катю с карандашами», и т.д.

Хлопочки (старший возраст) (помещение)

Все игроки встают в круг и вытягивают перед собой две руки ладонями вверх. Один из игроков начинает идти в центре круга по часовой стрелке. Он подходит сначала к своему правому соседу, затем ко всем остальным по очереди. Подходя к другому игроку он должен хлопнуть ему по ладошам, а тот в свою очередь называет свое имя. Когда первый игрок прошел 2-3 игрока, за ним вслед пускается тот, кто был правым соседом у первого игрока. Затем в путь пускается следующий и т.д. пока не пройдут все. Когда первый игрок проходит всех других, он становится на свое место и ждет, пока его пройдут все остальные. Когда каждый игрок прошел по кругу, все повторяется точно также. По прошествии второго круга начинается третий, но здесь есть одно изменение: когда первый игрок подходит ко второму, уже не второй игрок должен назвать свое имя, а первый называет имя второго игрока.

Построения (средний возраст) (улица)

Ведущий предлагает построитьсявсему отрядув шеренгу,при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например; «Постройтесь по цвету глаз от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.

А я еду (старший, средний возраст) (улица)

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Одно из мест остается свободным. Тот, кто стоит справа от свободного места, громко говорит «А я еду!» и переходит на него. Следующий (то есть тот, кто теперь стоит справа от свободного места) громко говорит «А я тоже!» и переходит на него, следующий говорит «А я заяц!» и тоже занимает место справа. Следующий же, переходя, говорит «А я с …», и называет кого-нибудь из стоящих в кругу. Задача того, кого назвали перебежать на свободное место.

В этой игре можно добавить водящего, который будет вклиниваться на свободное место, когда кто-нибудь слишком долго думает.

Барьер (младший возраст) (помещение)

Все играющие делятся на две команды. «На ринг» выходят по одному играющему из обеих команд, между ними натягивается покрывало. Затем, на счет «три», покрывало опускается и задача каждого из двоих увидев второго, назвать его. Тот, кто успеет сделать это раньше, остается, а второй уходит, и его заменяет следующий из команды. И так далее, пока одна из команд не кончится.

Кто есть кто (старший возраст) (помещение)

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомится друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать. Полученные данные записывают. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

Мы похожи (средний возраст) (помещение)

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

— Ты похож на меня тем, что.

— Я отличаюсь от тебя тем, что.

Назови себя, назови меня (младший возраст) (улица)

Игроки делятся на 2 команды, которые располагаются напротив друг друга на небольшом расстоянии. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку 2-й команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку 1-й команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает мяч в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки 1-му игроку 1-й команды.

Падающий листок (младший возраст) (помещение)

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.

Можно усложнить правила, тогда каждый новый водящий еще и делит лист пополам, и так он постепенно уменьшается.

Телефончик знакомства (средний возраст) (помещение)

Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1,2,3, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.

Шпаргалка-вспоминалка (старший возраст) (помещение)

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.

Это-я (улица)

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно женское, второе мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это-Я» и меняются местами. Задача ведущего : занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим, Если из двух названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит «Это-Я» и остается на месте.

Кто меня позвал (улица)

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

— Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.

Кто есть кто (помещение)

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомится друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать. Полученные данные записывают. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

Почтальон(улица)

Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

Вспомни имя (помещение)

Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

Игры на сплочение

Художники (помещение)

Голова, нос (помещение)

Человек к человеку (средний возраст) (улица)

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

Слон (младший возраст) (улица)

Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на земле из веток изо­бражение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.

Атомы-молекулы (любой возраст) (улица)

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них – атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

Построение (любой возраст) (улица)

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

Путанка (любой возраст) (улица)

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

Гусеница (средний, старшийвозраст) (помещение)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

Посиделки (любой возраст) (улица)

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.

Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Ура! Меня любят (средний, старший возраст) (улица)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят. » и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

Тихая почта (средний, старший возраст) (помещение)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

Узнай меня (любой возраст) (помещение)

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

Бегающий гномик (любой возраст) (помещение)

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

Японский театр (средний, старший возраст) (помещение)

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем).

Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

Передача чувств прикосновениями (средний, старший возраст) (помещение)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого – определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

Арам-шим-шим (любой возраст) (помещение)

Колдуны (любой возраст) (улица)

Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.

Лавочки (старший возраст) (помещение)

В эту игру должны играть представители обоих полов в равном количестве. Представители одного пола, например, девушки тайно от представителей другого «делят» их между собой, то есть каждая девушка загадывает одного из молодых людей (только одного и они не должны пересекаться!) Затем обе группы садятся на скамейки друг напротив друга и загаданные по очереди пытаются понять, кто же их загадал. Делается это так: молодой человек подходит к предполагаемой им девушки и (несильно!) топает перед ней ногой, если он угадал, девушка хлопает в ладоши, и они оба отправляются в «романтическое путешествие», то есть выходят из игры. Иначе девушка топает ногой в ответ и молодой человек, вернувшись на место, снова ждет своей очереди. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего одна, так и не встретившаяся пара. Все остальные придумывают им какое-нибудь (желательно, смешное и доброе) задание, которое те, под общий смех, выполняют.

Путанка (любой возраст) (улица)

Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Узелки (средний возраст) (улица)

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Игры на доверие

Данная группа игр помогает преодолеть замкнутость, недоверие, характерное для группы малознакомых детей. Способствует принятию ближнего, утверждению ценности взаимопо­нимания в отряде.

Человечки (старший возраст) (улица)

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков.

Падение и взлет (старший возраст) (улица)

Все разбиваются на пары, образуя два круга: внешний и внутренний. По команде внутрен­ний круг «падает» назад, а внешний ловит, потом совершается переход по часовой стрелке на одного человека.

Вождение (средний возраст) (улица)

Контакт-слово (средний возраст) (помещение)

Сидячий круг (средний, старший возраст) (помещение)

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

Все на борт (младший возраст) (улица) Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

Бревно (средний, старший возраст) (улица) Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

Игры на выявление лидера

Камушки(помещение)

В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.

Многоугольник в тумане

Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках, им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.

Палатка(помещение)

Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке

Гомеостат(помещение)

Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.

Понаблюдав за играющими, ведущий может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство игроков. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

Пчела(улица)

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Все, закрыв глаза, жужжат и двигаются в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают лидерскими качествами. Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, дети не принятые коллективом.

Индикатор

Напиши зверя

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга) Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

Игры с залом.

1.Ведущий: Добрый вечер, девчонки и мальчишки детского лагеря. Вас очень много и все вы очень интересные. Я очень хочу с вами познакомиться. Я сейчас назову своё имя, а когда я взмахну руками каждый из вас должен назвать своё имя. Итак, внимание!

— (все дети выкрикивают своё имя)

— Молодцы, я всех запомнил, вот мы и познакомились.

Участники игры должны быть очень внимательными. Когда ведущий говорит зеленый цвет, ребята должны топать ногами; когда желтый цвет – хлопать в ладоши. При красном цвете тишина.

Съедобное – несъедобное Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово игрок должен поймать мяч, «несъедобное» – пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на след, ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

Итак, приготовились, начали!

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

Игра ну совсем простая, зато цветная.

Смысл следующий: говорим про цвета – красный, желтый, зеленый, соответственно – один пост – один цвет. Каждый последующий пост продолжает предыдущий, не забываем при этом, что желтый «загорается» на светофоре два раза – после каждого красного и после каждого зеленого, так что между зеленым и красным цветом всегда идет желтый.

Бала-бала-ми

Слова ведущего: Бала – бала – ми!

Слова ведущего: Чика – чика – чи!

Слова ведущего: Чик!

Слова ведущего: Чик – чирик – чик!

Слова ведущего: Бала – бала – ми!

Слова ведущего: Чика – чика – чи!

Слова ведущего: Чик!

Слова ведущего: Чик!

Слова ведущего: Чик – чирик – чик!

Глава, рамена, колена, пальцы.

Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. «Глава (голова), рамена (плечи), колена (колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста (рот), очи (глаза), нос.» Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.

Игры в дороге

Собираемся в путешествие

«Давайте представим, что нам предстоит далёкое и продолжительное путешествие. Что взять с собой? Вопрос, который встаёт перед каждым путешественником. Назовите, не перебивая друг друга, необходимые в путешествии вещи» Побеждает тот, кто назовёт последним одну из самых необходимых вещей в путешествии. Замечания: Надо заметить, что эта игра может затянуться на неопределённо долгое время. И всё из-за того, что ребята «брали в путешествие» вовсе не самые необходимые вещи: электроплиты, любимых собак, велосипеды, телевизоры, даже бабушек и т.д.

Тайный знак

Вожатый предлагает детям придумать фирменную систему тайных знаков для отряда. Это должны быть жесты, передающие какую-либо информацию, или скрывающие определенную команду. Вожатый предлагает примеры: поднятая правая рука – команда на установление тишины, щелчок пальцами – бурные аплодисменты, хлопок – дружный смех, открытая правая ладонь – приветствие члена отряда и др. В парах ребята придумывают знаки, в четверках (с ближними соседями) уточняют. Далее четверки предлагают отряду по 1-2 знака, голосованием выбираются самые удачные. Далее в течение всей дороги вожатый может периодически показывать знаки, проверяя, как их все усвоили.

Вовлечение детей в игровую деятельность нужно начинать с первых минут знакомства с ними.

— Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас на борту нашего комфортабельного лайнера, выполняющего рейс по маршруту Краснодар – лагерь «Заря» (например). Вас приветствует дружный экипаж во главе с пилотом нашего лайнера (водителем автобуса) Иваном Ивановичем и бортпроводниками Машей, Аней и Светой.

Позвольте познакомить вас с правилами поведения в салоне лайнера и о том, как будет проходить ваше путешествие.

Дорогие пассажиры! Наш маршрут пролегает по одной из живописных местностей Краснодарского края.

Во время путешествия можно:

• шутить и смеяться (в рамках приличия);

• играть в веселые игры, но не заигрываться;

• задавать бортпроводникам и друг другу интересующие вас вопросы;

• глазеть в окно и наслаждаться видами (если будет время);

• знакомиться друг с другом.

• грустить и плакать;

• передвигаться по салону нашего лайнера;

• выкидывать из окон автобуса ненужные предметы;

• высовывать из окна свои и чужые конечности, включая головы (а то завтра высовывать будет нечего);

• строить рожицы встречному и обгоняющему нас транспорту (во избежание аварийных ситуаций);

• отвлекать командира экипажа от своей работы.

Необходимо задать вопросы:

Есть ли среди вас те, кого может укачать в нашем путешествии? Нужна ли вам наша помощь? Постесняетесь ли вы попросить помощи, когда она вам потребуется?

Трехлитровая банка

Угадалки

Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. А потом они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и т.д.

Что мы взяли с собой

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.

Прощальные игры

Ассоциация (старший возраст) (помещение)

Галящий отворачивается и закрывает уши. Игроки загадывают одного человека, сидящего в круге, и зовут галящего. Галящий задает вопросы игрокам, с чем ассоциируется загаданный ими игрок, стараясь таким образом определить, кого же загадали. Количество вопросов не ог­раничено, но у галящего только три попытки назвать загаданного игрока. Пример вопросов: с каким цветком ассоциируется загаданный игрок, с каким временем суток и т.п.

11 вопросов (старший возраст) (помещение)

Ведущий загадывает одного знаменитого человека. Играющие могут задать11 вопросов. На них ведущий может давать ответы «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать загаданного человека.

Кошка – собака (средний возраст) (помещение)

Играющие сидят в круге. Ведущий предлагает игру на внимание. Он говорит соседу справа в повествовательной форме «собака», а соседу слева «кошка». Соседи в вопроситель­ной форме переспрашивают.

Сосед справа: «Собака?»

Ведущий утвердительно отвечает соседу справа: «Собака!» Соседу слева: «Кошка». После этого сосед справа обращается к своему соседу справа, сообщая в повествовательной форме «собака». Тот переспрашивает: «Собака?». Сосед, стоящий справа от ведущего, вновь пере­спрашивает у ведущего: «Собака?»

Ведущий отвечает утвердительно: «Собака!»

Сосед справа: «Собака!» Процедура повторяется по кругу. Аналогично по левой стороне передается слово «кошка». Задача игроков не запутаться.

Когда я был маленьким (средний возраст) (помещение)

Ведущий предлагает вспомнить и рассказать случай из раннего детства, который произо­шел с вами и мог бы претендовать на роль самого занятного. По кругу передается детская со­ска, и игроки по очереди рассказывают забавные истории детства.

Глухой телефон (младший возраст) (помещение)

Первый вариант: играющие сидят по кругу. Каждый загадывает имя одного из игроков, сидящих в круге, и шепчет его на ухо соседу справа. Ведущий задает самые разнообразные вопросы, на которые игроки называют загаданные имена. Например: Кто станет великим путешественником? Кто станет долгожителем? Кто будет президентом?

Второй вариант: играющие загадывают любые слова (имена существительные), шепчут их соседям справа. Галящий задает вопросы, на которые ответом будут загаданные слова. Если ответ вполне реалистичен, действительно подходит к вопросу, то ведущий и игрок, который дал ответ, меняются местами. Игра продолжается.

Кетчуп-спагетии-кока-кола (старшийвозраст) (помещение)

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию и замкнуть круг. Под музыку (можно в личном исполнении, приговаривая: «кетчуп-спагетти-кока-кола») все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец, например, на «кетчуп» – поднимается правая нога, на «спагетти» – левая, на «кока-кола» – «ламбадообразное» кручение тазом). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

Мой сосед (старшийвозраст) (помещение)

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

Клубок (средний, старший возраст) (помещение)

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…».Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *