интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Внешние эффекты являются результатом неопределенности прав собственности на некоторые ресурсы, использование которых, как известно, носит альтернативный характер. Так, река может быть использована населением для отдыха, рыболовецкой фирмой — для ловли рыбы, а производителями химической продукции — для сброса отходов.

В условиях конкуренции между альтернативными способами использования ресурсов и отсутствия установленных прав собственности появляется возможность бесплатного пользования ими. Это, в свою очередь, ведет к искажению издержек производства и выгод, к появлению внешних эффектов.

Предположим, что права собственности на чистую воду в реке установлены и закреплены за населением. Наверное, в этом случае можно было оштрафовать предприятие, нарушающее права собственности путем загрязнения воды в реке. Население могло бы продать эти права фирмам, загрязняющим окружающую среду. В результате предельные частные издержки вырастут до уровня предельных общественных, а предельные внешние издержки исчезнут.

При положительном внешнем эффекте четко не установлены права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам. При установлении этих прав лица, чья деятельность приносит выгоду, потребовали бы за нее плату, что привело бы к выравниванию предельной частной и предельной общественной выгоды.

Таким образом, при установлении прав собственности и обмене ими исчезает различие между предельными частными и предельными общественными издержками и выгодами. А это означает исчезновение основы для возникновения внешних эффектов.

В результате обмена правами собственности происходит трансформация (или интернализация) предельных внешних издержек и выгод во внутренние, что способствует достижению эффективности в распределении ресурсов.

При продаже населением права на чистую воду предельные частные издержки фирмы, загрязняющей реку, увеличатся на величину предельных внешних издержек, в результате чего цена блага возрастет, а его предложение сократится до оптимального уровня.

Трансформация положительного внешнего эффекта будет заключаться в увеличении предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды, в результате чего спрос на благо возрастет до оптимального.

Проблеме трансформации внешних эффектов посвящена теорема Коуза.

Как уже известно, Коуз рассматривает собственность как пучок прав, которые могут покупаться и продаваться на рынке. Сточки зрения достижения эффективности не важно, кому принадлежат права собственности. Главное, чтобы они были определены и первоначально за кем-то закреплены. В процессе обмена права собственности переходят к тем, для кого представляют наибольшую ценность. Благодаря такому перераспределению достигается трансформация внешних эффектов во внутренние. Внешние эффекты, согласно этому подходу, представляют собой временные явления, которые исчезают в результате обмена правами собственности.

Итак, согласно теореме Коуза, независимо от первоначального распределения прав собственности при отсутствии трансакционных издержек в ходе переговоров в результате свободного обмена правами собственности достигается эффективное распределение ресурсов. А это значит, что при определенных условиях рыночный механизм способен осуществить трансформацию внешних эффектов во внутренние. В качестве таких условий можно назвать следующее:

1. Четкое определение прав собственности. Только в этом случае появляется возможность для рыночных операций с ресурсами.

2. Нулевое значение трансформационных издержек (издержек по ведению переговоров, заключению контрактов, контролю за использованием и т.д.). В противном случае обмен правами собственности может оказаться невыгодным.

3. Участие в обмене правами собственности небольшого числа людей, иначе резко увеличиваются трансакционные издержки. Согласно результатам экспериментальных исследований, теорема Коуза применима для тех случаев, когда количество участников сделки составляет 2—3.

4. Отсутствие рыночной власти улиц, участвующих в обмене правами собственности.

Названные условия выполняются редко, что ставит под сомнение справедливость или «работоспособность» теоремы Коуза.

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Вместе с тем ее анализ позволяет сделать несколько важных выводов:

Первый. Внешние эффекты имеют двусторонний характер. С одной стороны, выбросы промышленного предприятия наносят ущерб населению, а с другой стороны, запрет на эти выбросы ведет к убыткам для предприятия, от чего страдаю потребители продукции. Поэтому с экономической точки зрения нужно заниматься не поиском виновного в существовании внешнего эффекта, а решением проблемы минимизации совокупного ущерба.

Второй. Согласно теореме Коуза, регулирование внешних эффектов возможно посредством рынка, без государственного участия:

а) посредством проведения переговоров между теми, кто создает внешние эффекты, и теми, кто их получает;

б) в результате объединения создателей и получателей внешних эффектов и образования на этой основе единого экономического субъекта. В случае, если химкомбинат, загрязняющий воду в лесном озере, выкупит базу отдыха, находящуюся вблизи озера, он станет заинтересованным в сокращении сбросов отходов своей деятельности в воды озера.

Третий. При некоторых условиях (четком определение прав собственности, незначительных размерах трансакционных издержек и др.) внешние эффекты не возникают, а это, в свою очередь, означает отсутствие оснований для государственного вмешательства с целью устранения провалов рынка. Задача государства в таком случае заключается в определении и защите прав собственности.

Однако на практике условия, необходимые для рыночной трансформации внешних эффектов, часто не выполняются. Это объясняется тем, что не всегда возможно четкое определение прав собственности, трансформационные издержки могут достигать больших размеров, есть трудности с определением источников внешних эффектов и получением информации об издержках и выгодах сторон.

Поэтому, кроме рыночных механизмов решения проблемы внешних эффектов необходимо их государственное регулирование.

o Интернализация — это трансформация издержек или выигрышей третьих лиц в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект.

o Теорема Коуза — независимо от первоначального распределения прав собственности при отсутствии трансакционных издержек в ходе переговоров может быть достигнуто решение, соответствующее критериям экономической эффективности.

Источник

Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Проблема эффективного распределения ресурсов с учётом внешних эффектов ставит задачу их интернализации.

Под интернализациейпонимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (и выгод) к предельным общественным (социальным) затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объёме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае позитивного эффекта).

В теории внешних эффектов были известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации. Первый был предложен в 1920-х гг. А.Пигу, второй – в 1960-х гг. Р. Коузом. В рамках первого подхода было предложено в качестве решения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Чтобы понять необходимость интернализации внешних эффектов, рассмотрим рыночное равновесие на рынках благ, порождающих внешние эффекты.

E1
t=MEC
E2
Q1
Q2
P1
P2
MSB
Q
С,В
MPC
MSC
Рисунок 11.5 – Корректирующие налоги
Q2

Рыночное равновесие установилось в точке E1 при цене P1 и объеме выпускаQ1. В данном равновесии учитываются лишь затраты участников рыночной сделки. Однако в данном равновесии не учтены отрицательные внешние эффекты, которые выражаются величиной предельной общественной выгоды (MSC), то есть реальное равновесие должно быть в точке E2 при соответствующей цене P2 и объеме выпускаQ2. Равновесие E2 учитывает отрицательные внешние эффекты. Увеличение предельных частных издержек (MPC) на величину предельных внешних издержек (MEC) приведет к увеличению цены с P1 до P2 и вызовет впоследствии снижение предложения с Q1 до Q2.

Главная проблема отрицательных внешних эффектов – это перепроизводство благ и их порождающих (Q2

Главная проблема интернализации отрицательных внешних эффектов – это превращение внешних эффектов во внутренние, в элемент рыночной цены.

Рассмотрим равновесие на рынке благ, порождающее положительные внешние эффекты:

MEB
E2
E1
Q1
Q2
P1
P2
MSB
MPB
P
Q
MSC
Рисунок11.6 – Корректирующие субсидии

Рыночное равновесие установилось в точке E1 при цене P1 и объеме выпуска Q1, там где (MРB = MSC). Для общества достигается равновесие в точке, там где MSB = MSC. Это реальное равновесие, где учтены все дополнительные выгоды, включенные и не включенные в цену.

Главные проблемы рынка – это недопроизводство благ, порождающих положительные эффекты, внешние эффекты (Q1 интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Субсидиипредставляют собой платежи потребителям или производителям благ. Субсидии могут быть направлены как на стимулирование спроса, так и на предложение. Формы субсидирования спроса могут быть различными: талоны на продукты питания; денежные выплаты беднейшим слоям; бесплатная вакцинация; стипендии на образование и т. д.

Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в направлении повышения эффективности их использования для достижения равенства MSC = MSB.

Однако корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы внешних эффектов. Во-первых, необходимо быстро определить размер предельного общественного ущерба либо выгод. Во-вторых, важно установить, какая именно деятельность приводит к неблагоприятным последствиям, существует ли однозначная связь между объёмом выпуска и размером внешнего эффекта, что представляет собой непростую задачу. В-третьих, размеры ущерба или выгод определяются в ходе юридических и политических дискуссий, как правило, при недостатке информации о характере, направленности действия внешних эффектов, их долгосрочных последствий.

Альтернативный подход к интернализации был предложен в 60-х гг. ХХ в. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Р. Коузом.

Ключевая идея, выдвинутая Р. Коузом, заключалась в том, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствием установленных прав собственности на ресурсы. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться предприятиями. Суть данных процессов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы, что позволяет использовать их бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве внешнего фактора производства, что ведёт к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могут на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Иначе говоря, посредством обмена правами собственности на основе учёта затрат и выгод сторон внешних эффектов они могут трансформироваться во внутренние, и достигается оптимальное распределение ресурсов. Например, если бы лица, приносящие дополнительную выгоду, могли получать права собственности (право на любование цветником), они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнение предельных частных и общественных выгод. Аналогично действовал бы механизм в случаях отрицательных внешних эффектов (право на чистый воздух для населения), повышая внутренние (частные) затраты до уровня общественных.

Следовательно, установленные права собственности будут перераспределены таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. Тем самым использование какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости становится невозможным. Нейтрализация внешнего эффекта происходит при этом без государственного вмешательства.

3 Регулирование внешних эффектов

Регулирование внешних эффектов это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов.

Регулирование внешних эффектов требует учета «издержек-выгод», однако такой учёт сопряжен с некоторыми трудностями:

1) сложность в точном определении лиц испытывают на себе внешние эффекты;

2) сложность в приведении к единому временному интервалу расходов и выгод от внешних эффектов;

3) анализ издержек и выгод не применим к тем видам благ, которые связаны с политической деятельностью и национальной безопасностью.

Таким образом, метод «издержки-выгоды» может исказить учеты внешних выгод неоправданно: их завысить или занизить.

В связи с этим используют различные способы регулирования внешних эффектов (способы интернализации внешних эффектов).

Главную роль в регулировании играет государство, используя следующие способы:

· корректирующие налоги и субсидии;

Стандарты – установленные государством ограничения. Например: на виды и объемы загрязнения окружающей среды промышленными выбросами.

Налоги и субсидии – увеличивает предельные частные издержки (выгоды) до предельных общих издержек (выгод).

Лицензии – механизм создания рынка прав на загрязнение со свободной покупки-продажи таких рецензий.

Механизм «компенсаций» – практика покупки фирмой прав на загрязнение у других фирм с целью сокращения этих загрязнений.

Механизм «кредитования» – механизм получения фирмами, добившихся более низких объемов загрязнения по сравнению с нормальным уровнем, прав (кредитов) на равновеликое превышение норм загрязнений в будущем через накопление кредитов.

Мониторинг – это контроль отслеживания норм выбросов по каждому компоненту загрязнения, дающий право фирме превышать норму по одному виду выбросов, если эта фирма обеспечивает равное снижение выбросов другого вида.

Спецификация прав собственности предложена Коузом в 1960 г. Также может рассматриваться как способ регулирования внешних эффектов.

Источник

А. Пигу и Р. Коуз об интернализации «внешних эффектов»: сравнительный анализ подходов

Содержание:

Предмет:Экономика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:05.07.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Если вы хотите научиться сами правильно писать и выполнять рефераты, как это сделать я подробно написала на странице — как написать реферат.

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточиться на решении насущных проблем за счет построения эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и вместе с тем стабильное развитие России в долгосрочной перспективе. Проблема еще больше осложняется тем, что на все еще развивающемся рынке в России механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень транзакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, значительно превышает аналогичный уровень в западных странах. страны. В этих условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов минимизации негативного воздействия внешних воздействий на развитие экономики.

Степень познания проблемы. До шестидесятых годов прошлого века проблема экстерналий рассматривалась исключительно как неспособность рынка в ряде ситуаций, создаваемых определенными условиями, справиться с эффективным распределением ресурсов. Благодаря исследованию Р. Коуза, опубликованному им в 1960 г. в статье «Проблема социальных издержек», эта проблема получила иную, а точнее более широкую интерпретацию.

Коуз показал, что существуют условия, при которых рынок все еще может справиться с рассматриваемой проблемой. При этом теоретическая эффективность распределения ресурсов, которую может получить сам рынок, превышает те показатели, которые достигаются при применении мер, регулирующих работу рыночного механизма. Однако условия, необходимые для этого, далеко не всегда реализуются на практике.

В результате вопрос о реальной способности рынка самостоятельно оптимально распределять ресурсы и о необходимости государственного вмешательства в это распределение продолжает оставаться в повестке дня и требует серьезного внимания со стороны научного экономического мира.

Следует отметить, что значительный вклад в изучение категории экстерналий, помимо Коуза, внесли такие зарубежные экономисты, как А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Стиглер, А. Эндрес, В. Парето, С. Чен, А. Алчиан, Э. Аткинсон, У. Баумалл, Д. Пирс и многие другие. Среди российских экономистов, изучавших эту проблему, можно выделить таких ученых, как В.С. Арсенов, С. Бобылев, Ю.Ю. Гаврилова, А.А. Голуб, рассматривающий этот вопрос в основном в экологическом аспекте, а также А.П. Заостровцев, Р. Капелюшников и другие.

Внешние эффекты: содержание концепции

В современной экономической теории большинство ученых определяют внешние эффекты (внешние эффекты) как издержки или выгоды, возникающие в результате производства или потребления товара и получаемые третьими сторонами, которые не являются ни продавцами, ни покупателями этого товара, и не отражаются в его цене. То есть это факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей. Это незнание цен представляет собой гордиев узел, который экономисты пытаются разрубить, то есть найти способы учесть внешние эффекты в ценах сделок. Другими словами, их необходимо усвоить. Но прежде чем рассматривать этот процесс, необходимо раскрыть сущность категории «экстерналии» и установить различия между их формами: внешние издержки и внешние выгоды.

Изучая функционирование внешних эффектов в регулируемой экономике, необходимо согласиться с такими взглядами на категорию потребительной стоимости. А применительно к категории экстерналий следует отметить, что внешние эффекты являются сутью «блуждающей» потребительной стоимости продукта, факт проявления которой зависит от характера продукта. Термин «блуждание» введен в связи с тем, что данная потребительная стоимость передается другим субъектам экономических отношений с момента появления внешнего воздействия. Другими словами, на уровне общественного производства она составляет часть потребительной стоимости общественного продукта в целом, но из-за своего блуждающего характера не учитывается в рыночных ценах.

Классификация внешних эффектов

Различайте положительные и отрицательные внешние эффекты.

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем, что третьи стороны, извлекающие внешние выгоды, не участвуют в заключении и выполнении сделок с этим продуктом, их выгоды не принимаются во внимание при заключении таких сделок, а равновесные цены и количества, установленные на рынке, отличаются от этих значений. Что было бы получено при аналогичном учете. Следовательно, результатом положительных внешних эффектов является недостаточный объем производства и занижение цены на этот продукт, что приводит к снижению эффективности экономики. Следовательно, для обеспечения эффективного объема выпуска необходим механизм, с помощью которого третьи стороны, использующие внешний эффект, будут способствовать его получению и потреблению. При этом одна часть взноса третьих сторон будет использоваться для снижения цены, уплачиваемой потребителями, с целью стимулирования их потребления, а другая часть будет использоваться для компенсации любого увеличения предельных затрат, чтобы побудить производителей к увеличению. выход.

Интернализация внешних эффектов

Движение от фактического уровня выпуска к оптимальному, т.е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выгодами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта.

Интернализация – это трансформация издержек или выгод третьих лиц в издержки или выгоды субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект.

Виды интернализации:

Рассмотрим каждый из видов интернализации.

Интернализация внешних эффектов по А. Пигу

Проблемам исследования благосостояния посвящена работа английского экономиста Артура Пигу (1877–1959) «Экономическая теория благосостояния», вышедшая в 1924 г. Цель исследования Пигу – разработка практического инструментария для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теории убывающей предельной полезности, субъективно-психологического подхода в оценке благ и принципа утилитаризма. А. Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния.

Внешние эффекты сопровождаются разрывом между частными и общественными издержками или выигрышами, которые служат причиной неэффективного распределения ресурсов. Отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога Т, а положительные – с помощью субсидии S. Налог должен равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы требует участия государства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования. Налог в теории Пигу – это налог, взимаемый с каждой единицы выпуска фирмы, равный предельному ущербу от загрязнения при общественно оптимальном объеме выпуска. Налог Г, равный предельным внешним издержкам, приближает рыночное равновесие к оптимальному:

Введение такого налога ведет к сдвигу вверх на величину Т кривой предельных частных издержек МРС, так что теперь им будет соответствовать линия предельных общественных издержек MSC. Она пересечет линию предельных социальных издержек MSC в точке Е2. Теперь затраты предприятия, производящего отрица

тельный внешний эффект, будут складываться из затрат на оплату факторов производства и налоговых выплат, что заставит эти предприятия учитывать внешние эффекты и ограничить производство общественно оптимальным уровнем Q2.

интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Корректирующая субсидия (S) – доплата потребителям или производителям благ, характеризующихся внешними эффектами, которая позволяет приблизить МРС к MSB (рис. 20.3, б).

При интернализации отрицательных внешних эффектов по А. Пигу возникают практические трудности, связанные с определением точной ставки экологического налога, для расчета которого необходимо выяснить:

Теорема Коуза

Роберт Коуз (лауреат Нобелевской премии 1991 г.), в отличие от Пигу, считает, что государство не способно эффективно решить проблему «внешних эффектов». Теорема Коуза утверждает, что при нулевых транзакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределяются между экономическими агентами, частные и социальные издержки будут равны. Дж. Стиглер выразил ту же идею следующим образом: «в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Другими словами, эффективное распределение ресурсов будет достигнуто независимо от распределения собственности на эти ресурсы; достаточно лишь того, чтобы затраты на установление и защиту прав собственности, переговоры и достижение соглашения о перераспределении этих прав были бы незначительными. В результате таких переговоров все ранее не учтенные в экономических расчетах ресурсы получают денежную оценку, а их собственником становится наиболее прибыльный хозяйствующий субъект.

Интересно отметить, что теорема Коуза от противного доказывает ценность транзакционных издержек. На самом деле они играют огромную роль. В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в процессе функционирования самого рыночного механизма без вмешательства извне. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.

Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединение производителей и получателей экстерналий в одно целое, например, фирму, общество потребления и т. д. Таким образом, прежние внешние эффекты автоматически становятся внутренняя, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих товаров.

Представьте, что химическая промышленность и пивоварня в приведенном выше примере объединены в одно предприятие. В то же время исчезает внешний эффект, который создавал химический завод, поскольку теперь одна компания вынуждена иметь дело с обеими отраслями и не влияет ни на кого извне. Теперь она воспринимает затраты в виде сокращения производства пива как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Однако в некоторых случаях объединение двух заводов может угрожать потерей эффективности из-за отрицательной экономии за счет масштаба.

Индивидуальный договор строится по следующему принципу. Согласно теореме Коуза, положительные и отрицательные побочные эффекты не требуют вмешательства государства в ситуациях, когда:

В таких обстоятельствах роль государства должна быть ограничена продвижением соглашения между заинтересованными лицами или группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, соглашение между ними позволяет им найти приемлемое решение проблемы побочных эффектов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену на побочный продукт, создавая альтернативные издержки для обеих сторон. Поэтому у них остро стоит поиск способов решения проблемы побочных эффектов.

Типичный пример. Предположим, владелец большого участка леса собирается нанять лесозаготовительную компанию для полной расчистки тысячи акров старых хвойных деревьев. Сложность заключается в том, что в лесу есть озеро, на берегу которого находится известный на всю страну курорт. Курорт расположен на земельном участке, принадлежащем его владельцу. Должно ли правительство или муниципалитет каким-либо образом вмешиваться в эту ситуацию?

Коуз сказал, что владельцы лесов и курортов могут решить эту проблему без вмешательства правительства. Если одна из сторон имеет право на предмет спора, то у обеих сторон есть стимул согласовать приемлемое для них решение. В нашем примере владелец участка леса имеет право собственности на землю, которую нужно очистить от леса. Таким образом, у владельца курорта есть стимул договориться с владельцем леса о снижении воздействия рубок. Понятно, что из-за вырубки очень большой площади леса вокруг курорта приток туристов уменьшится, а, следовательно, снизятся и доходы владельца курорта.

Менее очевидны, но столь же сильны экономические стимулы для лесовладельца использовать возможность заключить договор с владельцем курорта. Один из значительных убытков, которые он понесет в случае рубки, заключается в том, что он не получит компенсации (на которую он мог рассчитывать) от владельца курорта за согласие не вырубать хвойный лес. Владелец курорта, безусловно, был бы готов платить единовременно или ежегодно платить определенную сумму владельцу леса, чтобы исключить или минимизировать побочные расходы. Или, возможно, владелец курорта хотел бы купить лесной участок по относительно высокой цене, чтобы предотвратить вырубку леса. С точки зрения лесовладельца плата за предотвращение вырубки лесов или покупная цена, превышающая стоимость земли с лесом, является стоимостью вырубки леса.

Можно спрогнозировать, что в этой ситуации обеим сторонам будет выгоднее договориться, чем вырубать хвойный лес. Согласно теореме Коуза, правительству не нужно вмешиваться, чтобы исправить этот потенциальный побочный эффект19.

К сожалению, многие негативные вторичные эффекты влияют на значительное количество заинтересованных сторон и связаны с крупными транзакциями. Следовательно, частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. В таких обстоятельствах следует полагаться, главным образом, на правительство или правительства, чтобы найти решение проблемы выделения.

Если права собственности не определены или четко не определены, роль государства сводится к их первоначальному распределению и формированию институтов, регулирующих использование ресурса. Однако теорема Коуза напоминает нам, что точное определение прав собственности может быть фактором уменьшения или устранения побочных эффектов.

Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующих решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров лиц, вовлеченных в проблему экстерналий. Иногда в случае возникновения споров могут привлекаться суды, например, для определения и защиты прав собственности. Как только право собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснено, их владельцы могут либо использовать их сами для производства и потребления соответствующих продуктов, либо продавать их заинтересованным сторонам. В любом случае выгоды, ранее «невидимые» для рыночного механизма, получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что ведет к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению их эффективного размещения.

Из теоремы Коуза следует несколько важных выводов.

Во-первых, внешние эффекты взаимны. Заводской дым вредит горожанам, но запрет на выбросы оборачивается убытками для владельца фабрики, а значит, и для потребителей его продукции. С экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать общий ущерб.

Во-вторых, нечеткие или неопределенные права собственности в конечном итоге являются источником внешних эффектов.

В-третьих, транзакционные издержки играют ключевую роль в функционировании рынка. Если они небольшие и права собственности четко определены, то сам рынок способен устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны могут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. В этом случае не имеет значения, кому именно принадлежит право собственности. Для рынка важно, чтобы хоть кто-то владел этим ресурсом, чтобы была возможность рыночных операций с ним.

Заключение

Из этого следует, что право на действия, негативные для посторонних, также является производственным фактором, а это означает, что реализация прав всегда сопровождается ущербом для посторонних. По словам Коуза, если можно будет купить права на выполнение определенных действий, они будут приобретены теми, для кого они представляют наибольшую рыночную стоимость. Таким образом, они будут приобретаться и распространяться таким образом, чтобы предусмотренная ими деятельность приносила максимальную пользу. В случае негативного внешнего воздействия следует учитывать права не только потерпевшей стороны, но и виновника загрязнения, для которого сокращение объема производства до оптимального уровня означает потерю возможностей для извлечения чистой прибыли от производственной деятельности.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ интернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложилинтернализовать внешние эффекты посредством закрепления прав собственности предложил

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *