интерпретационный акт это тгп
Акты официального толкования: понятие и виды
Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
по отраслям права можно выделить акты толкования:
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:
По юридической значимости можно выделить акты:
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
21.5 Интерпретационные акты
Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом РФ. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.
Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда РФ издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:
1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
2) представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;
3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;
4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;
6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф. Н. В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции РФ, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал;
7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;
8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;
9) по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А. С. Пиголкин, проф. В. Н. Карташов).
Акты толкования классифицируются по различным основаниям.
1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт — указ, постановление, инструкция и т. д.
2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов (например, акты Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов); б) акты судебного толкования — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства РФ, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства РФ, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального, аутентического и делегированного (разрешенного) толкования.
Акты аутентического толкования принимаются органами, издавшими этот акт, и обладают бо?льшей юридической силой по сравнению с актами делегированного толкования. Последние предполагают необходимость специального полномочия интерпретирующего субъекта на соответствующее толкование. При аутентическом толковании данное полномочие является производным от правотворческой функции этого органа или должностного лица.
4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
5. Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм — уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.
6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер, следовательно, могут служить источниками права.
7. В зависимости от сферы действия акты делегированного толкования делятся на акты общего и ограниченного действия. К первым относятся постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов, ко вторым — постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1). Принята 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.
1. Международные нормативные акты
1. Международные нормативные акты КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА(Принят 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169)(Извлечение)Статья 3.Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае
61. Акты прокурорского реагирования
61. Акты прокурорского реагирования Определенные законом формы реализации прокурорских полномочий по устранению и предупреждению правонарушений называются актами прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирова ния – это:– протест
Ссылки на правовые акты
Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)«Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС
§ 5.3. Подзаконные нормативные акты
11. Нормативно—правовые акты
11. Нормативно—правовые акты Нормативно—правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.Согласно Конституции РФ:1) по предметам ведения Российской Федерации
Ссылки на правовые акты
Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК»(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССРот 05.12.1936)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)«АРБИТРАЖНЫЙ
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.2002 N 153-ФЗ»О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ
7. Акты Банка России
7. Акты Банка России Банк России издает подзаконные акты двух видов:1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются
Нормативные акты
Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ, 1993. – 25 дек.2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ, 1995. – 5 апр.3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч.
§ 4. Акты применения права
§ 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
12.2 Ведомственные акты
12.2 Ведомственные акты Важную роль в вопросах взаимодействия правообладателей и таможенных органов в целях противодействия нарушений исключительных прав играют и ведомственные нормативные акты.В Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными
14.4 Подзаконные акты
14.4 Подзаконные акты К подзаконным относятся чаще всего нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента РФ, акты Правительства РФ, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов
Интерпретационные акты: понятие, признаки, виды
Признаки интерпретационного акта:
1) имеет силу в совокупности с нормативно-правовым актом, в котором содержатся нормы права, понимается, зависит от него и, как правило, разделяет его судьбу;
2) является формально-обязательным для всех, кто применяет определенную норму;
3) не выходит за пределы нормы права, объясняется, представляет собой уточняющий суждения о норме права, а не новый нормативное предписание;
4) принимается только правотворческими или специальными уполномоченными субъектами;
5) имеет специальную письменную форму выражения.
Акты толкования норм права можно разделить на виды по различным критериям.
1) По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и др.
2) По структурным элементам нормы: акты толкования гипотезы; акты толкования диспозиции; акты толкования санкции.
3) По юридической форме выражения: постановления; указы; приказы; разъяснения и др.
4) По сфере действия нормативные казуальные (обязательно только при рассмотрении конкретного дела).
5) По субъектам толкования: акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования.
6) По полномочиям интерпретатора: акты правотворческих органов (базируются на правотворческих полномочиях интерпретатора имеют определенную форму; содержат нормативные (общие) разъяснения; обладают такой же юридической силой, как и правотворческие акты этих органов) и акты правоприменительных органов (основываются на правоприменительных полномочиях интерпретатора; имеют определенную форму; содержат правила применения норм права, сформулированных в результате обобщения юридической практики).
Интерпретационные акты понятие особенности виды
Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей
правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно
природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например
акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие
исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются
какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты
толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а
действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают
эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.
Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках.
Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в
«Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда
Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных
закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой,
содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;
имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуальноконкретные
принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному
закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам
судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;
обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного
воздействия. Например, решенияКонституционного Суда Российской Федерации обязательны на
всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного
закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф.
Н.В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой
Конституции Российской Федерации, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение
Конституционного Суда нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое
место он ни занимал;
вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;
являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;
по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на
факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С.
Пиголкин, проф. В.Н. Карташов).
Акты толкования классифицируются по различным основаниям:
1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют
определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится
толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму,
2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов
(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения
Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые
обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего
законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства,
конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.; г) акты
органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать
указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности
3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального
4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это
зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
административно-правовые, гражданско-правовые и др.
6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются
а) они имеют характер официального документа;
б) обязательны для нижестоящих судов;
в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на
систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении
законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе
судебные и административные, имеют правотворческий характер и служат источниками права.
Механизм правового регулирования понятие структура стадии
Вопрос № 93 Интерпретационные правовые акты: понятие, виды
Толкование нормативно-правовых актов может заканчиваться выдачей соответствующего акта интерпретации, который разъясняет и уточняет нормативно-правовой акт. Интерпретационные акты действуют вместе с нормативно-правовыми актами.
Признаки интерпретационного акта:
• имеет силу в совокупности с нормативно-правовым актом, в котором содержатся нормы права, понимается, зависит от него и, как правило, разделяет его судьбу;
• является формально-обязательным для всех, кто применяет определенную норму;
• не выходит за пределы нормы права, объясняется, представляет собой уточняющий суждения о норме права, а не новый нормативное предписание;
• принимается только правотворческими или специальными уполномоченными субъектами;
• имеет специальную письменную форму выражения.
Акты толкования норм права можно разделить на виды по различным критериям.
1. По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и др..
2. По структурным элементам нормы: акты толкования гипотезы; акты толкования диспозиции; акты толкования санкции.
3. По юридической форме выражения: постановления; указы; приказы; разъяснения и др..
4. По сфере действия нормативные казуальные.
5. По субъектам толкования: акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования.
6. По полномочиям интерпретатора: акты правотворческих органов (базируются на правотворческих полномочиях интерпретатора имеют определенную форму; содержат нормативные (общие) разъяснения; обладают такой же юридической силой, как и правотворческие акты этих органов) и акты правоприменительных органов (основываются на правоприменительных полномочиях интерпретатора ; имеют определенную форму; содержат правила применения норм права, сформулированных в результате обобщения юридической практики).