интерпретационные акты понятие виды
Интерпретационные акты: понятие, признаки, виды
Признаки интерпретационного акта:
1) имеет силу в совокупности с нормативно-правовым актом, в котором содержатся нормы права, понимается, зависит от него и, как правило, разделяет его судьбу;
2) является формально-обязательным для всех, кто применяет определенную норму;
3) не выходит за пределы нормы права, объясняется, представляет собой уточняющий суждения о норме права, а не новый нормативное предписание;
4) принимается только правотворческими или специальными уполномоченными субъектами;
5) имеет специальную письменную форму выражения.
Акты толкования норм права можно разделить на виды по различным критериям.
1) По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и др.
2) По структурным элементам нормы: акты толкования гипотезы; акты толкования диспозиции; акты толкования санкции.
3) По юридической форме выражения: постановления; указы; приказы; разъяснения и др.
4) По сфере действия нормативные казуальные (обязательно только при рассмотрении конкретного дела).
5) По субъектам толкования: акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования.
6) По полномочиям интерпретатора: акты правотворческих органов (базируются на правотворческих полномочиях интерпретатора имеют определенную форму; содержат нормативные (общие) разъяснения; обладают такой же юридической силой, как и правотворческие акты этих органов) и акты правоприменительных органов (основываются на правоприменительных полномочиях интерпретатора; имеют определенную форму; содержат правила применения норм права, сформулированных в результате обобщения юридической практики).
Интерпретационные акты понятие особенности виды
Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей
правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно
природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например
акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие
исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются
какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты
толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а
действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают
эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.
Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках.
Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в
«Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда
Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных
закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой,
содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;
имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуальноконкретные
принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному
закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам
судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;
обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного
воздействия. Например, решенияКонституционного Суда Российской Федерации обязательны на
всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного
закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф.
Н.В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой
Конституции Российской Федерации, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение
Конституционного Суда нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое
место он ни занимал;
вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;
являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;
по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на
факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С.
Пиголкин, проф. В.Н. Карташов).
Акты толкования классифицируются по различным основаниям:
1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют
определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится
толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму,
2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов
(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения
Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые
обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего
законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства,
конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.; г) акты
органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать
указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности
3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального
4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это
зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
административно-правовые, гражданско-правовые и др.
6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются
а) они имеют характер официального документа;
б) обязательны для нижестоящих судов;
в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на
систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении
законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе
судебные и административные, имеют правотворческий характер и служат источниками права.
Механизм правового регулирования понятие структура стадии
Вопрос № 93 Интерпретационные правовые акты: понятие, виды
Толкование нормативно-правовых актов может заканчиваться выдачей соответствующего акта интерпретации, который разъясняет и уточняет нормативно-правовой акт. Интерпретационные акты действуют вместе с нормативно-правовыми актами.
Признаки интерпретационного акта:
• имеет силу в совокупности с нормативно-правовым актом, в котором содержатся нормы права, понимается, зависит от него и, как правило, разделяет его судьбу;
• является формально-обязательным для всех, кто применяет определенную норму;
• не выходит за пределы нормы права, объясняется, представляет собой уточняющий суждения о норме права, а не новый нормативное предписание;
• принимается только правотворческими или специальными уполномоченными субъектами;
• имеет специальную письменную форму выражения.
Акты толкования норм права можно разделить на виды по различным критериям.
1. По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и др..
2. По структурным элементам нормы: акты толкования гипотезы; акты толкования диспозиции; акты толкования санкции.
3. По юридической форме выражения: постановления; указы; приказы; разъяснения и др..
4. По сфере действия нормативные казуальные.
5. По субъектам толкования: акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования.
6. По полномочиям интерпретатора: акты правотворческих органов (базируются на правотворческих полномочиях интерпретатора имеют определенную форму; содержат нормативные (общие) разъяснения; обладают такой же юридической силой, как и правотворческие акты этих органов) и акты правоприменительных органов (основываются на правоприменительных полномочиях интерпретатора ; имеют определенную форму; содержат правила применения норм права, сформулированных в результате обобщения юридической практики).
Акты официального толкования: понятие и виды
Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
по отраслям права можно выделить акты толкования:
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:
По юридической значимости можно выделить акты:
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
63. Понятие и виды интерпретационных актов.
Особенности актов толкования права:
— они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
— не являются формой и источником права.
Интерпретационные акты подразделяются:
— в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
64. Система права: понятие, признаки, элементы.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
66. Правовые институты: понятие и виды.
Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.
Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.
Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примеры правовых институтов:
в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
в государственном праве – институт гражданства;
в административном – институт должностного лица;
в семейном праве – институт брака и т. д.
Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Виды правовых институтов
Правовые институты делятся по отраслям права:
Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.
Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:
структура отдельного нормативного предписания;
структура правового института;
структура правовой отрасли;
структура права в целом.
Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.