интерпретационные акты вправе издавать

Акты официального толкования: понятие и виды

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

по отраслям права можно выделить акты толкования:

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:

В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:

По юридической значимости можно выделить акты:

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:

По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Источник

Вопрос № 93 Интерпретационные правовые акты: понятие, виды

интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

Толкование нормативно-правовых актов может заканчиваться выдачей соответствующего акта интерпретации, который разъясняет и уточняет нормативно-правовой акт. Интерпретационные акты действуют вместе с нормативно-правовыми актами.

Признаки интерпретационного акта:

• имеет силу в совокупности с нормативно-правовым актом, в котором содержатся нормы права, понимается, зависит от него и, как правило, разделяет его судьбу;

• является формально-обязательным для всех, кто применяет определенную норму;

• не выходит за пределы нормы права, объясняется, представляет собой уточняющий суждения о норме права, а не новый нормативное предписание;

• принимается только правотворческими или специальными уполномоченными субъектами;

• имеет специальную письменную форму выражения.

Акты толкования норм права можно разделить на виды по различным критериям.

1. По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и др..

2. По структурным элементам нормы: акты толкования гипотезы; акты толкования диспозиции; акты толкования санкции.

3. По юридической форме выражения: постановления; указы; приказы; разъяснения и др..

4. По сфере действия нормативные казуальные.

5. По субъектам толкования: акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования.

6. По полномочиям интерпретатора: акты правотворческих органов (базируются на правотворческих полномочиях интерпретатора имеют определенную форму; содержат нормативные (общие) разъяснения; обладают такой же юридической силой, как и правотворческие акты этих органов) и акты правоприменительных органов (основываются на правоприменительных полномочиях интерпретатора ; имеют определенную форму; содержат правила применения норм права, сформулированных в результате обобщения юридической практики).

Источник

21.5 Интерпретационные акты

Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом РФ. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда РФ издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

2) представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;

3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;

6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф. Н. В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции РФ, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал;

7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

9) по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А. С. Пиголкин, проф. В. Н. Карташов).

Акты толкования классифицируются по различным основаниям.

1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт — указ, постановление, инструкция и т. д.

2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов (например, акты Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов); б) акты судебного толкования — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства РФ, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства РФ, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.

3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального, аутентического и делегированного (разрешенного) толкования.

Акты аутентического толкования принимаются органами, издавшими этот акт, и обладают бо?льшей юридической силой по сравнению с актами делегированного толкования. Последние предполагают необходимость специального полномочия интерпретирующего субъекта на соответствующее толкование. При аутентическом толковании данное полномочие является производным от правотворческой функции этого органа или должностного лица.

4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

5. Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм — уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер, следовательно, могут служить источниками права.

7. В зависимости от сферы действия акты делегированного толкования делятся на акты общего и ограниченного действия. К первым относятся постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов, ко вторым — постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1). Принята 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.

1. Международные нормативные акты

1. Международные нормативные акты КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА(Принят 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169)(Извлечение)Статья 3.Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае

61. Акты прокурорского реагирования

61. Акты прокурорского реагирования Определенные законом формы реализации прокурорских полномочий по устранению и предупреждению правонарушений называются актами прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирова ния – это:– протест

Ссылки на правовые акты

Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)«Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС

§ 5.3. Подзаконные нормативные акты

11. Нормативно—правовые акты

11. Нормативно—правовые акты Нормативно—правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.Согласно Конституции РФ:1) по предметам ведения Российской Федерации

Ссылки на правовые акты

Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК»(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССРот 05.12.1936)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)«АРБИТРАЖНЫЙ

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.2002 N 153-ФЗ»О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ

7. Акты Банка России

7. Акты Банка России Банк России издает подзаконные акты двух видов:1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются

Нормативные акты

Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ, 1993. – 25 дек.2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ, 1995. – 5 апр.3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч.

§ 4. Акты применения права

§ 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

12.2 Ведомственные акты

12.2 Ведомственные акты Важную роль в вопросах взаимодействия правообладателей и таможенных органов в целях противодействия нарушений исключительных прав играют и ведомственные нормативные акты.В Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными

14.4 Подзаконные акты

14.4 Подзаконные акты К подзаконным относятся чаще всего нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента РФ, акты Правительства РФ, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов

Источник

Интерпретационные судебные акты.

интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

Интерпретационные акты – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Особенности интерпретационных актов:

интерпретационные акты – это акты правовые, т.е. они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.

интерпретационный акт – это результат толкования правовых норм, а не результат правотворческой или правоприменительной деятельности.

интерпретационные акты разъясняют, толкуют нормы права, содержащиеся в нормативных актах.

Виды интерпретационных актов: по субъектам, издающие интерпретационные акты различают: постановление Конституционного Суда, которые публикуются в «Собрание законодательства РФ» и «Вестнике Конституционного Суда РФ», постановление Пленума Верховного Суда РФ – в «Бюллетене Верховного Суда РФ», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ – в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ».

Юридическая природа актов официального толкования. Интерпретационные акты не содержат новых норм, а разъясняют содержание интерпретируемых. Они не отделимы от толкуемого акта и разделяют его судьбу, т.е издаются после принятия толкуемых нормативных актов и утрачиваю силу одновременно с ними. Интерпретационные акты не являются судебным прецедентом, т.к. не содержат решение конкретного дела, а делают предписания по результатам обобщения судебной практики. Предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах называютправоположениями. Они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение, например, нижестоящие суды должны при решение конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Акты Конституционного Суда содержат оперативную норму, т.к. правовое предписание, признанное Конституционным Судом неконституционным, утрачивает юридическую силу, перестает действовать.

Особой разновидностью актов толкования права являются интерпретационные акты судебных органов. В юридической литературе судебному толкованию права уделено, к сожалению, недостаточно внимания. Такое толкование является официальным, поскольку осуществляется соответствующими государственными органами и должностными лицами и имеет обязательную юридическую силу. Официальное судебное толкование осуществляется только высшими судами Российской Федерации и имеет большое значение для правоприменительной деятельности. При этом судебное толкование может быть как нормативным, которое осуществляется высшими судебными инстанциями, так и казуальным, которое требует правоприменительного решения нижестоящими судебными органами и касается только конкретного случая. В Российской Федерации только высшие судебные инстанции: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – осуществляют официальное нормативное толкование. Конституционному Суду Российской Федерации принадлежит исключительная компетенция – толкование нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, в том числе и толкование самой Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации

Верховный же Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации уполномочены давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126, 127 Конституции Российской Федерации), которые обязательны соответственно для всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом необходимо учитывать, что правом издания официального нормативного толкования в системе общей юрисдикции обладает только пленум Верховного Суда Российской Федерации, а в системе арбитражных судов – только пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-ции. По некоторым спорным вопросам издаются совместные постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум федерального арбитражного суда округа тоже может давать разъяснения по вопросам судебной практики, однако в законе об обязательности таких разъяснений ничего не говорится.

интерпретационные акты вправе издавать

Можно выделить следующие признаки судебных интерпретационных актов:

1) акты толкования судебных органов имеют ту же форму, что и иные акты судебных органов, издаваемые ими в процессе правоприменительной деятельности, т.е. форму решений, приговоров, определений, постановлений;

2) по своей юридической значимости их можно подразделить на акты нормативного толкования (постановления, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Конституционного Суда Российской Федерации) и акты казуального толкования (определения судебных коллегий второй инстанции, постановления президиумов и пленумов краевых, областных судов). Акты нормативного толкования издаются на основе анализа и обобщения судебной практики, акты казуального толкования — в процессе разрешения конкретного дела;

3) в качестве юридического содержания данных актов выступает разъяснение, уточнение, конкретизация применяемой правовой нормы (или ее отдельного элемента);

4) интерпретационные акты, в том числе и издаваемые судебными органами, не являясь составной частью нормы права, в то же время носят вспомогательный характер, применяются только в связи с реализацией разъясняемой нормы и могут быть использованы в качестве аргумента того или иного ее понимания;

5) акты судебного нормативного толкования обладают общеобязательным характером, игнорирование данных разъяснений нижестоящими судами приводит к отмене принятых ими решений;

6) постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых содержится разъяснение правовых норм, всегда являются актами нормативного толкования, даже если толкование дается применительно к конкретному случаю, оно обязательно при рассмотрении всех аналогичных дел. В такой ситуации Конституционный Суд отказывает в принятии дела к рассмотрению, ссылаясь на ранее принятое решение.

Анализ юридической практики показывает, что большинство ошибок в правоприменительной деятельности связано с недостаточно ясным или неверным разъяснением смысла правовых норм толкующими субъектами. В связи с этим судебные интерпретационные акты выполняют большую функциональную нагрузку, способствуя упорядочению и повышению эффективности процесса правового регулирования, совершенствованию системы российского законодательства.

Источник

Интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

интерпретационные акты вправе издавать

Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;

имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;

обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф. Н.В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции Российской Федерации, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал;

вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С. Пиголкин, проф. В.Н. Карташов).

Акты толкования классифицируются по различным основаниям:

1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт — указ, постановление, инструкция и т.д.

2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов; б) акты судебного толкования — Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.

3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального толкования.

4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

5. Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм — уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер и служат источниками права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *