интонационные конструкции это речевые образцы
Типы интонационных конструкций
Общепринятой в современной лингвистике стала именно классификация Е.А. Брызгуновой, к ней мы и обратимся.
Е.А. Брызгунова выделила, как уже сказано, 7 ИК (или ин- тонем) современного русского языка.
ИК (интонема) – это совокупность интонационных диффе- ренциальных признаков, которые способны выразить определён- ный набор синтаксических значений, передать коммуникативный тип высказывания, членение на тему и рему.
У каждой интонемы есть свои дифференциальные при- знаки, дифференциальные характеристики. К ним относят: спе- цифическое движение тона (нисходящая интонация, восходящая, нисходяще-восходящая); наличие центра ИК – ударного слога в слове, которое несёт тактовое или фразовое ударение, именно на этом слоге происходит движение интонации вверх или вниз; на-
14 Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. 1928. Т. 1. Кн. 2. С. 458–476.
личие предцентра ИК и постцентра ИК – уровень тона предцен- тра и постцентра тоже дифференциальный признак.
Если направление тона в центре ИК и уровень тона в дру- гих составных частях ИК сходны, то в качестве различительных, дифференциальных признаков используется длительность цен- тров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, или смычка голо- совых связок в конце гласного центра – это воспринимается как резкий перерыв звучания.
Надо заметить, что количество дифференциальных призна- ков в разных ИК может варьироваться.
Итак, Е.А. Брызгунова противопоставляет 7 ИК, но иногда, особенно при обучении русскому языку иностранцев, говорят о 5 основных ИК.
Все русские ИК многозначны. Часто бывает так, что один вид ИК может выражать разные смыслы. Снять многозначность в устной речи помогает лексический, грамматический контекст, си- туация общения.
Охарактеризуем 7 интонационных конструкций русского языка.
|
Выражает завершённость мысли в повествовательном пред- ложении. Предцентр произносят на среднем тоне. В ударной час- ти и в постцентре происходит спокойное понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значительно длительнее пред- и постударных, он произносится плавно, протяжно.
Пример: Сегодня холодно.
Обычно центр совпадает с последним словом, но иногда мо- жет передвигаться.
Пример: Дайте книги. Тетради тоже дайте.
Наиболее типичные синтаксические конструкции, которые интонируются как ИК-1, следующие:
а) простое повествовательное предложение.
Пример: Он живёт в Омске;
б) предложение с прямой речью, где слова автора – в пре- позиции.
Пример: Иван сказал: «Пойдём побыстрее»;
в) сложное бессоюзное предложение, где вторая часть рас- крывает смысл первой.
Пример: Я выглянул из окна и испугался: мой конь пропал.
|
ИК-2
В отличие от ИК-1 усилено словесное ударение центра; предударная часть, предцентр, произносится на среднем тоне или с незначительным повышением, ударная часть – со спокойным понижением тона или в диапазоне предцентра.
Употребляется в следующих случаях:
а) при выражении вопроса в предложении с вопроситель- ным словом.
Пример: Какая у него специальность?
б) в предложении с требованием, приказом. Пример: Закройте дверь! Назад!
в) при восклицании, выражении активной эмоции. Пример: Сколько можно говорить!
г) при подчёркивании, выделении какого-нибудь слова во фразе.
Пример: Придётся тёте к нам приехать. Придётся тёте
к нам приехать.
В данном случае логическое ударение сигнализирует о но- вом фразовом ударении. Часто в таких конструкциях присутству- ет явное или скрытое противопоставлении (тёте, а не кому-то; к нам, а не…).
Если фраза оформлена как ИК-2, то всегда логическое и фразовое ударения совпадают, как бы логическое поглощает фра- зовое.
Пример: Сегодня семинара не будет, (ИК-2) а не лекции. (ИК-1)
Подчёркивание, выделение какого-либо слова может дости- гаться при ИК-2 другими фонетическими средствами – ослабле- нием или замедлением голоса.
Пример: Я хотел к вам за-а-автра (медленно) прийти.
|
ИК-3
Характеризуется восходящим движением тона на гласном центра, этот гласный произносится выше предцентра, в пределах ударного слога продолжает повышаться, а уровень тона постцен- тра резко понижается.
Типичным случаем употребления ИК-3 является вопроси- тельное предложение без вопросительного слова.
Пример: Это ваша книга? Вы любите плавать? – это так называемая «вопросительная» интонация.
Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несёт основную смысловую нагрузку. Причём этот центр может передвигаться в зависимости от цели высказывания и содержания разговора.
Пример: Вы сегодня приехали? (Да, я). Вы сегодня приехали? (Да, сегодня).
Вы сегодня приехали? (Да, приехали).
Заметим, что ИК-3 может употребляться и в предложениях с другими смыслами:
Пример: Наша собака (ИК-3) ужасно умная (ИК-1). Когда приехал Володя (ИК-3), всё стало ясно (ИК-1); б) мягкой просьбы.
Пример: Сделай это задание;
в) положительной или отрицательной оценки, в зависимо- сти от лексики (со словами так, такой, вот).
Пример: Вот молодец! Вот глупец! Там так красиво! Он
такой вредный!
г) встречается ИК-3 в вопросительных предложениях с союзом «или».
Пример: Это вам (ИК-3) письмо / или соседу (ИК-2)?
В сложном вопросительном предложении вторая часть как отдельная синтагма обычно не оформляется.
Пример: Ты не знаешь (ИК-3), где моя книга?
Характеризуется нисходяще-восходящим тоном. Предударная часть ИК-4 произносится на среднем тоне с не-
значительным понижением перед ударной частью. Если ударный слог конечный, то тон начинается с более низкой точки по сравне- нию со средним и затем в пределах слога ровно повышается.
Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударная произносится с понижением, а заударная – с ровным повышением тона.
Особенности ИК-4: ударный и конечный безударный глас- ный несколько удлиняются.
Типичные случаи употребления ИК-4:
а) вопросительные предложения с союзом «а».
Пример: А вы приедете? А тетради купил? А в кино ус- пеем?
б) вопросы с оттенком требования, незавершённости, офи- циальные сообщения – ИК-4 носит оттенок официальности.
Пример: Ваш билет (ИК-4)? Николаев, директор завода
в) манерность, игривость в вопросах. Пример: А где же это ты был? Прошу вас?
Интересно, что в повествовательных конструкциях ИК-3 и ИК-4 могут взаимозаменяться. ИК-3 – это «неофициальная» речь, а ИК-4 – более официальный тон.
Примеры: Угловая комната (ИК-3, ИК-4) / – это библио- тека (ИК-1).
Мужчина высокого роста (ИК-3, ИК-4) / поднялся с места
Уставшие, но довольные (ИК-3, ИК-4), / мы возвращались домой (ИК-1).
Такое отношение к делу (ИК-3, ИК-4) / надо поощрять
Точно так же при помощи ИК-3 и ИК-4 интонируются и сложные предложения. Подробнее об этом читайте в рекомендо- ванной книге Ю.Г. Лебедевой (с. 140).
|
ИК-5
Имеет два центра: на гласном первого центра – восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра.
ИК-5 употребляется при выражении высокой степени при- знака, действия, состояния, эмоциональной, восторженной оцен- ки (со словами как, какой, сколько):
Пример: Какой у неё голос! Как он учится! Настоящая вес- на! Сколько цветов!
На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра также выше предцентра. ИК-6 употребляется при выражении незавершенности, но, в отличие от ИК-3 и ИК-4, вносит оттенок приподнятости, торжественности, высокой степени количественного и качественного признака, дей- ствия, состояния.
Вообще ИК-6 отличает несколько значимых признаков, кро- ме основной схемы произнесения, и каждый из признаков и (или) их мена дают разные значения:
а) верхний регистр голоса, увеличение длительности глас- ного центра, увеличение мускульного напряжения всей артикуля- ции дают торжественный тон.
Пример: Московское время (ИК-6) / 12 часов (ИК-1). Все системы космического корабля (ИК-6) / работают (ИК-6) / нор- мально! (ИК-6);
б) то же самое, но без увеличения мускульного напряжения встречается в интонировании сказочных повествований.
Пример: Пришёл Иван-Царевич (ИК-6) / и говорит (ИК-6);
в) значительное увеличение гласного центра и конечного гласного характеризует высказывания с эмоциональной оценкой.
Пример: Кого я вчера встретил! Воды набралось! Море!
г) наконец, верхний регистр голоса и ускорение темпа при этой ИК-6 характерны дл переспрашивания.
Пример: Что ты сказал?
На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра ниже центра. В отличие от ИК-3 в конце гласного центра происходит смычка голосовых связок. ИК-7 употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки.
Пример: Какой (ИК-7) ты охотник! Какой (ИК-7) из него музыкант!
Краткая характеристика интонационных конструкций
Краткая характеристика интонационных конструкций
Соотношение предцентровой – центра – постцентровой частей
По отношению к центру выделяются предцентровая и постцентровая части. Соотношение составных частей ИК может быть различным.
1. Центр: Он. Был. Там.
2. Предцентр + центр: Он был там.
3. Предцентр + центр + постцентр: Он был там.
4. Центр + постцентр: Он был там.
Катя студентка. Володя тоже учится.
На гласном центра ИК-1 тон спокойно понижается, постцентровая часть произносится на уровне ниже среднего тона.
Когда он приедет? Когда он приедет? Когда он приедет?
Чем ближе центр к началу конструкции, тем выше уровень тона.
Вы? Вы послезавтра придете? Он завтра придет?
На гласном центра ИК-3 тон резко повышается, в постцентровой части происходит понижение тона ниже среднего.
А вы? А Володя когда придет? А Борис?
На гласном центра ИК-4 тон понижается ниже среднего, в постцентровой части тон повышается.
Как он играл! Удивительная история! Какая погода!
День! День сегодня! Какой сегодня день! Играл он!
На гласном центра ИК-6 тон повышается выше среднего и держится до конца конструкции.
Какой он врач! (= Он не врач.) Сколько он работает! (= Он мало работает.)
Функционирование ИК характеризуется следующими особенностями:
1. Одно и то же предложение может произноситься с разными типами ИК; один и тот же тип ИК может сочетаться с разными типами предложений. Например, вопросительное предложение без вопросительного слова может произноситься с ИК-3, ИК-2, ИК-4: Вы знаете его? ИК-3 выражает нейтральный вопрос; ИК-2 подчеркивает уверенность говорящего в предполагаемом ответе; ИК-4 придает вопросу оттенок официальности.
2. В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом интонационных реализаций. Различаются нейтральные и модальные (эмоциональные) реализации.
Основные интонационные конструкции русского языка.
Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типов интонационных конструкций.
При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется 1) длительность центров ИК, 2) усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, 3) смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.
В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: 1) нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и 2) модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.
Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка.
Различают семь типов интонационных конструкций (ИК), имеющих фонологическую значимость (семь ИК по Е.А. Брызгуновой):
ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.
ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.
Орфография.
Орфография – раздел науки о языке, занимающийся избирательными написаниями, и система правил такого письма. Правила письма обеспечивают точную передачу содержания и правильное понимание написания.
Выделяются следующие разделы орфографии: 1) правила написания слов и их частей, т.е. морфем (это основной раздел орфографии). 2) правила слитного, раздельного, дефисного написания. 3) правила употребления прописных букв. 4) правила переноса слов. 5) графические сокращения слов.
В русской орфографии существует несколько типов написаний слов:
1. Простейшие написания. Они еще называются фонетическим, так как написание морфемы соответствует произношению: дом, искры;
2. Проверяемые написания – основываются на морфологическом принципе русской орфографии: стена – стены;
3. Беспроверочные написания. Если написание слов нельзя проверить, то такие написания надо запоминать, они фиксируются в специальных орфографических словарях: собака, топор, корова;
4. Существует противопроверяемое написание. Сюда относятся гласны, которые чередуются в корне. Это исторические или традиционные написания, т.к. написание этих слов в современном состоянии языка объяснить невозможно, но в некоторых случаях эти написания сохранились с древнейших времен и существуют по традиции. Таково написание правописание гласных после шипящих;
5. Дифференцирующее написание. Два слова могут звучать одинаково, но имеют разные значения и пишутся по-разному: балл – бал, плачь – плачь.
Основной принцип русской орфографии.
Морфологический принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем независимо от произношения звуков. В соответствии с ним каждая морфема – корневая, префиксальная, суффиксальная, флексийная – воспроизводится на письме в одном и том же виде, несмотря на ее различное произношение в разных словах и формах. Например: море, моряк, моряком, морской, или е, в отношении приставки под-: подвести, подкатить, поднял.
Морфологический принцип письма требует избрания какого-то одного, наиболее традиционного графического вида морфемы и исключает ее письменную вариантность. Всякое написание (или ряд написаний), не нарушающееся графического единообразия морфемы, является морфологическим.
Морфологический принцип русского письма охватывает большинство написаний слов и словоформ и реализуется в конкретных орографических правилах, которые подразумевают проверку написания определенной буквы, морфемы, путем подбора однокоренных, одноприставочных, односуффиксальных слов, словоформ или словоформ с одной и той же флексией, в которых соответствующая фонема находилась бы в сильной позиции:
1). В конце слова или перед согласной буквой нужно писать ту корневую согласную (обозначающую звонкий или глухой согласный звук), которая пишется в однокоренном слове или словоформе перед гласной буквой или перед р, л, м, н, в: ду[п]ки – дубок, дубовой, стол[п] – столбы;
2). При непроизнесении согласного в сочетании согласных следует писать соответствующую букву, если в однокоренном слове этот согласный произносится, а соответствующая ему буква пишется: сердце – сердец, счастливый – счастье, французский – французы;
3. Приставка в-, над-, об-, под-, от-, с-, пред-, не меняют свое написание, если в слабой позиции их конечные звуки перед глухими или, наоборот, перед звонкими оглушаются или озвончаются: втолкнуть, вбить, врубить, влезть; надкусить – надрубить, надрезать; обтесать – обрезать; отдать – отучить; сделать –сразить;
4. В словах от основ на две одинаковые согласные перед суффиксом эти согласные сохраняются: группка, программка, классный. Из этого правила есть, однако, ряд исключений в сторону фонетического принципа написания: оперетка (хотя оперетта), финка (финн), кристальный (хотя кристалл). Вслед за произношением пишутся с одной согласной буквой начальные или соединительные части, усеченные основы сложносокращенных слов: грампластинка (грам – морфологический), профгрупорг (группа), конармия (конный);
5. Если произносимый звук [ш] относится целиком к корню или целиком к суффиксу, то в слове нужно писать букву щ, если же этот звук относится к разным морфемам, то следует писать различные сочетания букв, проверяя написание подбором слов, ср.: щетка, ищу, дощатый (не достаточный), погонщик, женщина, но перевозчик – перевоз; разно[ш]ик – разносчик; же[ш]е – жестче;
6. По морфологическому принципу нужно писать помощник, хотя произносится помо[ш]ник. (помощь);
7. Как правило, звукосочетание [шн] нужно передавать сочетанием букв чн: було[ш]ная (булочка), яичница (яичко);
Морфологический принцип единообразного написания частей слова очень удобен. Он охватывает о 90 % всех слов. Поэтому он является ведущим, но в ряде случаев, он нарушается, т.к. существует целый ряд отступлений. Эти отступления охватывают и правописание корней и правописание приставок, суффиксов и окончаний.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 2618 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Интонация языка. Интонационные конструкции Брызгуновой
Одним из наиболее интересных звуковых средств человеческого языка является интонация.
Традиционно в лингвистике интонация рассматривается как акустический фактор. Под интонацией понимают звуковую форму высказывания, систему изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз.
Интонация представляет собой совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.
Интонация – это ритмико-мелодическое свойство речи, характеристика звучащей речи. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Интонационные конструкции Брызгуновой
До настоящего времени нет четких критериев, на основании которых можно было бы создать классификацию интонационных значений, образующих интонационную систему русского языка. Большинство классификаций используют разнородные признаки при определении интонационных значений — от синтаксических характеристик до передаваемых эмоций.
Е.А.Брызгунова предлагает считать единицами интонационной системы интонационные конструкции (ИК), способные различать значение высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. За основу берется различительная функция ИК, однако при описании их даются и те значения, которые приобретают высказывания в результате того или иного интонационного оформления. Однако важно подчеркнуть, что определение самого набора ИК базируется не на возможных значениях, а на формальных признаках самого контура. В качестве формальных признаков ИК выступают чаще всего место интонационного центра и мелодические характеристики, однако при описании некоторых ИК используются и такие признаки, как интенсивность, тембр, длительность.
ИК-1: ТАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ. Интонационный центр — на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предцентровая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постцентровой части, остается в достигнутом положении. Такая ИК характерна для завершенного повествования.
ИК-2: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения, предложения со значением сопоставления.
ИК-3: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр на том же слове, что и в ИК-1, но в данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса.
ИК-4: А У НИХ? КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр — на ударном слоге в слове у них, в предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.
ИК-5: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! В отличие от других ИК эта имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго центра — понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной интонации, придающей высказыванию значение восхищения.
ИК-6: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, и такое оформление также придает эмоциональную окраску или характеризует незавершенность высказывания.
ИК-7: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! На гласном центра тон резко повышается, этот гласный заканчивается смычкой голосовых связок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение.
Все смысловые различия между семью высказываниями обеспечиваются только интонационными средствами, что позволяет говорить о наличии парадигматических отношений между ИК.
Интонационная конструкция
Содержание
Центр ИК
ИК в русском языке
В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке [3] [2] :
Примечания
Ссылки
Фонетика и фонология
Фонетика | Речевой звук • Речевой поток • Сегментация • Артикуляционный аппарат • Фонация • Артикуляция • Место образования согласных • Форманта • Гласные • Согласные • Ударение • Тон • Интонация • Слог • Мора • МФА • РЛА • Фонетическая транскрипция • Универсальные фонетические классификации |
Фонология | Фонема • Оппозиция • Позиция • Нейтрализация • Дифференциальный признак • Минимальная пара • Фонологизация • Аллофон • Вариант фонемы • Вариация фонемы • Архифонема • Гиперфонема • Чередование • Фонематическая транскрипция |
Полезное
Смотреть что такое «Интонационная конструкция» в других словарях:
ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ (ИК) — ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ (ИК). Единица обучения интонации, демонстрирующая изменения основного тона голоса, которая служит для различения модального, коммуникативного и синтаксического типов предложений. Значения, заложенные в И. к., можно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
КОНСТРУКЦИЯ ИНТОНАЦИОННАЯ — КОНСТРУКЦИЯ ИНТОНАЦИОННАЯ. См. интонационная конструкция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение фонетике — акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
интонация — Явление, характеризующее фразу, поскольку интонация определяет ритмико мелодический строй речи. Элементы интонации: 1) мелодика речи; 2) ударение; 3) пауза; 4) темп речи; 5) тембр голоса. Ведущие элементы интонации – мелодика и ударение, на них… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Интонема — Интонема любые интонационный признак или сочетание признаков, способные выполнять смыслоразличительную функцию. Интонема то же, что интонационная конструкция … Википедия
ИК — ИК. См. интонационная конструкция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТЕМБР — ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИК — индикатор кислородный ИК Избирательный кодекс в ряде стран юр. ИК инфокарта информационная карта ИК интеграционный комитет … Словарь сокращений и аббревиатур