инвестиции за счет амортизации это
Как амортизация основных средств влияет на прибыль
Алексей Жуков, ведущий консультант, руководитель направления АПК Группы компаний «Альт-Инвест»
Амортизация — затратная статья в отчете о финансовых результатах, поэтому она влияет на показатели прибыли, а в некоторых случаях и существенно её снижает. В то же время через налог на прибыль амортизация влияет на зарабатываемый компанией денежный поток. Таким образом, на практике амортизация, в первую очередь, — инструмент снижения налога на прибыль. Чтобы избежать ошибок в расчётах важно понимать, как этот инструмент работает.
Традиционно амортизацию определяют как перенос по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Вроде всё просто, но есть нюансы. Неотъемлемое дополнение к определению — некоторые основные средства не амортизируются:
Второй момент, который необходимо учитывать, — подход к определению амортизации. Их два:
Компания имеет право переоценивать основные средства для отображения их по реальной рыночной стоимости (для повышения привлекательности отчетности компании, привлечения инвестиций и т. п.) Это можно делать не чаще одного раза в год. Переоцениваться должны все объекты основных средств, которые включены в группу однородных объектов основных средств. После переоценки компания может и дальше продолжать начислять бухгалтерскую амортизацию на основные средства.
Для расчёта линейного метода используют формулу:
При этом «первоначальная балансовая стоимость актива» — это первоначальная стоимость актива без учета НДС (если компания использует общий режим налогообложения).
Срок полезного использования определяют по амортизационным группам, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1.
Всего групп 10, они классифицируют основные средства со сроком использования от 1 до 30 лет.
Или, если применяется специальный коэффициент 2:
Когда мы смотрим на перечень вариантов для ускоренного метода налоговой амортизации, то видим, что часть случаев связана с повышенным износом оборудования, а часть — нет.
Например, в отношении основных средств резидента ОЭЗ ускоренная амортизация разрешена как стимулирующая мера, она позволяет снизить налог на прибыль и никаким образом не участвует в ценообразовании.
Да и вообще, цена формируется по большей части за счет рыночных механизмов, а отдельное производство уже подстраивается под эту уже сформированную рынком цену. Поэтому классическое определение амортизации не всегда уместно, когда мы рассматриваем налоговый подход.
Использование ускоренной налоговой амортизации позволяет существенно снизить налог на прибыль.
У компаний «А» и «В» одинаковая выручка, одинаковые остатки денежных средств на расчетном счете, при этом себестоимость проданных товаров отличается, но только в части амортизации — у компании «А» (-10 000) тыс. руб., у компании «В» (-70 000) тыс. руб. В результате прибыль до налогообложения у компании «А» существенно выше, а следовательно, выше и налог на прибыль (-14 000) тыс. руб., тогда как в компании «В» налог на прибыль (-2 000) тыс. руб.
Нужно понимать, что амортизация — виртуальная статья затрат, она не формирует реального оттока денежных средств. А предприятия чаще всего не формируют амортизационные фонды, не откладывают деньги на восстановление производственных активов.
Компания «В» снизила за счет амортизации чистую прибыль, но сэкономила 12 000 тыс. руб., которые отразились у нее в денежных потоках.
В случае налоговой амортизации не учитывается и переоценка основных средств, т. е. мы не можем на переоцененную стоимость рассчитать новую амортизацию, тем самым снижая налог на прибыль.
Таким образом, налоговую амортизацию рассматривают, прежде всего, как некий «налоговый вычет», за счет которого можно уменьшить налог на прибыль, «раздувая» себестоимость.
Амортизационная премия
Отдельная история, не связанная с методами начисления амортизации, — амортизационная премия. В соответствии с п.9 статьи 258 налогоплательщик имеет право единовременно включать в расходы до 10% первоначальной стоимости основного средства (до 30% первоначальной стоимости основного средства, если оно входит в амортизационные группы 3-7).
Налоговая амортизация для упрощенной системы налогообложения
В данном случае понятия амортизации не существует.
Если предприятие использует упрощенную систему налогообложения «доходы – расходы», мы имеем право списывать затраты на основные средства полностью в текущем периоде. Это существенное преимущество по сравнению с общим режимом налогообложения.
Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств
Дата публикации: 04.04.2014 2014-04-04
Статья просмотрена: 11010 раз
Библиографическое описание:
Афанасьев, С. А. Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств / С. А. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10154/ (дата обращения: 26.11.2021).
Динамичное развитие наукоемких технологий и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления производства, его материально-технической базы, основу которой составляют амортизационные активы.
Амортизация является одним из источников инвестиций для обновления (приобретения) основных средств. Инвестиционная политика в значительной мере зависит от величины источников финансирования инвестиций, а значит, и от принятого организацией способа начисления амортизации.
Стоимость объектов основных средств, которые находятся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [3].
Амортизационные отчисления включаются в затраты на производство (расходы на продажу). При исчислении финансового результата выручка от продаж уменьшается на сумму себестоимости проданной продукции.
Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять, а по вводимым объектам начинают начислять с первого числа следующего месяца.
Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации.
Величина амортизации рассчитывается для:
постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);
расчета величины себестоимости, являющейся базой при формировании тарифа на перевозку;
целей оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. [1]
В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.
При отнесении приобретаемого имущества в состав амортизируемых основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения организации должны исходить не только из срока полезного использования (более 12 месяцев), но и принимать во внимание стоимость приобретенного объекта. Дело в том, что в соответствии с изменениями (введенными с 1 января 2011 г.) в ПБУ 6/01 активы стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу могут учитываться в составе материально-производственных запасов и амортизация в этом случае, естественно, не начисляется. Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита (до 40 тыс. руб.) в составе материально-производственных запасов, то в учетной политике организации должен быть отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита.
Кроме того, налоговое законодательство (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ) дает более широкий перечень имущества, амортизация по которому начисляться не должна.
Амортизация, начисленная для целей бухгалтерского учета, при определении налоговой базы не учитывается:
по имуществу, приобретенному с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;
по имуществу, полученному организацией в рамках целевого финансирования.
При начислении амортизации определяется норма амортизационных отчислений, которая рассчитывается на основе срока полезного использования объекта основных средств.
Определение срока полезного использования производится исходя из следующих показателей:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также от системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды). [2]
Срок полезного использования в соответствии с ПБУ 6/01 определяется организациями самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (в ред. (ред. от 10.12.2010).
В настоящее время в бухгалтерском учете действуют четыре способа начисления амортизации: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Так, например, при выборе способа начисления амортизации автотранспортного средства необходимо стремиться к выбору наиболее эффективного варианта.
При бухгалтерском учете автотранспортных средств выбор способа начисления амортизации зависит от ряда факторов, набор и степень влияния которых обусловлены существенными особенностями автотранспортных средств, которые проявляются при их эксплуатации и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:
уменьшается среднегодовой пробег;
уменьшается годовая выработка в натуральном выражении;
увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;
снижается наработка на отказ;
уменьшается удельный годовой доход от одного транспортного средства.
Величина начисленной годовой амортизации, входящая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.
При линейном способе амортизацию начисляют равными долями в течение всего срока работы объекта до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции (работ, услуг), что не соответствует реальному износу транспортного средства, увеличивающемуся с ростом общего пробега.
Использование способа уменьшаемого остатка для расчета амортизации позволяет снизить себестоимость и этим повысить конкурентоспособность автотранспортной организации. Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка соответствует динамике изменения показателей работы автомобильного транспорта. Однако данный способ расчета не обеспечивает начисление суммы амортизационных отчислений, равной первоначальной балансовой стоимости за срок полезного использования автотранспортного средства, и, следовательно, является замедленным. Очевидно, что при списании автотранспортного средства после окончания его срока полезного использования, амортизация на которое начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации. [6]
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (автомобиле-часов работы, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных фондов. Данный способ начисления амортизации позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу автотранспортного средства, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового транспортного средства.
В данном случае нормативный пробег до списания является объемом работ, выполненным за весь срок полезного использования автотранспортного средства.
Способ начисления амортизации пропорционально пробегу в наибольшей степени соответствует реальному износу автотранспортных средств. [4]
Использование такого собственного источника финансирования воспроизводства основных средств, как амортизационные отчисления, не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета организации. Сумма амортизационных накоплений на полное восстановление основных средств определяется как сальдо по регулирующему счету 02 «Амортизация основных средств», который предназначен для учета остаточной стоимости объекта основных средств, а не для выявления источника финансирования обновления основных средств. Себестоимость услуги, оказываемой автомобильным транспортом, с включенной в нее суммой амортизационных отчислений возмещается выручкой от оплаты оказанной услуги по перевозке. Из этого следует, что поступление денежных средств от реализации услуги подразумевает поступление и начисленных в данном отчетном периоде сумм амортизации транспортных средств, используемых для оказания услуги. В связи с тем, что на отдельном счете бухгалтерского учета не формируется величина денежных средств, необходимых для финансирования обновления основных средств, ее определяют расчетным путем. Для формирования необходимой информации, используемой для принятия управленческих решений, необходимо вести аналитический учет начисления амортизации и накапливать ее в целях использования на обновление основных средств [5].
Согласно ст. 259.3 НК РФ при начислении амортизации в некоторых случаях налогоплательщики вправе применять специальные коэффициенты. В результате их использования происходит сокращение либо увеличение срока полезного использования соответствующих объектов основных средств (абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ).
С 1 января 2014 г. законодательно закреплен запрет на одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 НК РФ). Напомним, что ранее аналогичной позиции придерживался Минфин России (Письмо от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481). Финансовое ведомство также указывало, что при наличии оснований для применения нескольких повышающих коэффициентов налогоплательщику следует предусмотреть в учетной политике, какой из этих коэффициентов будет применяться.
Следовательно, использованный способ начисления амортизации влияет на величину накапливаемой суммы амортизационных отчислений, если осуществлять резервирование всей начисляемой ежегодно амортизации. Наилучшими для накопления собственных средств для финансирования приобретения новых автотранспортных средств являются способы по сумме чисел лет и пропорционально пробегу, поскольку позволяют за первую половину срока службы основного средства накопить большую часть общей суммы амортизации. При необходимости сумму накопленной амортизации по двум автотранспортным средствам (при использовании двух последних способов) можно использовать для приобретения нового автотранспортного средства, даже при условии увеличения его стоимости из-за инфляции по сравнению с приобретенным ранее. [7]
Что значит амортизация облигации, и в чем выгода для инвестора
Не все облигации погашаются в конце срока. Есть и такие, номинал которых выплачивается инвестору частями. Чем это может быть выгодно, читаем далее.
Что такое облигации с амортизацией?
Инвестор покупает выпущенную эмитентом облигацию и тем самым даёт ему деньги в долг на то время, пока номинальная стоимость бонда (ценной бумаги) не будет возвращена. Эмитент может компенсировать полученную сумму как однократным погашением в конце срока действия облигации, так и частями, пока она находится в обращении.
Амортизация долга – это возвращение инвестору номинальной стоимости бонда частями в то время, пока ценная бумага находится в обращении. Купон (доход), чаще всего сохраняя процентное выражение, будет уменьшаться количественно в рублях аналогично выплатам по кредиту с уменьшением суммы задолженности.
Кто их выпускает?
Выпуск амортизационных облигаций выгоден субъектам федерации, муниципалитетам, банкам, энергосбытовым и коммунальным организациям, лизинговым компаниям. Например, муниципальной организации проще раз в году вернуть часть долга в рамках бюджета, чем копить необходимую для погашения выпущенных облигаций сумму, выплачивая с неё проценты инвесторам. Долги муниципального учреждения меньше – работа эффективнее.
Для чего их выпускают?
Вместо того чтобы замораживать средства для погашения огромного количества облигаций по окончании срока обращения и терять возможность получить с этих денег прибыль, эмитент возвращает деньги, полученные им в долг, небольшими суммами по мере поступления доходов и экономит на выплате процентов инвестору. Предположим, что для расширения торговой сети требуется большое вложение.
Деньги для него можно собрать при помощи выпуска облигаций. В результате новые магазины будут запущены и в скором времени начнут приносить прибыль, за счёт которой реально погасить часть долга. При этом с доли займа, возвращённой инвестору, уже не нужно платить ему купонные проценты. Сэкономленные средства можно использовать на расширение ассортимента товара или открытие новых торговых точек.
Виды амортизационных облигаций
Разновидность бонда с амортизацией, как и обычной облигации, определяется её эмитентом. Амортизационная облигация может быть корпоративной, государственной (ОФЗ-ад) или муниципальной. Особенности возврата долга инвестору рассчитываются перед эмиссией (выпуском в обращение) индивидуально для каждого выпуска. Встречаются облигации, амортизационные выплаты по которым начинаются с отсрочкой на несколько лет. Не всегда долг гасится равными долями от номинала или через одинаковые промежутки времени.
Выгода для инвестора
Приобретение ценных бумаг с амортизацией подойдёт инвестору, который хочет получать доход, но при этом иметь на руках свободные средства.
Владелец бонда с амортизацией может быть почти наверняка уверен в том, что эмитент погасит долг по облигации, что немаловажно для новичка на фондовом рынке. Ставка при размещении обычно выше, чем у обычных ценных бумаг. Это зачастую компенсирует последующее уменьшение купона в рублёвом эквиваленте при понижении номинальной стоимости ценной бумаги.
Однако, покупая облигации с амортизацией, надо постоянно анализировать рынок, чтобы иметь возможность освободившиеся после очередной выплаты средства вновь вложить.
Нужно также помнить, что в случае повышения процентной ставки Центробанком в обращении появятся ценные бумаги с более высокой доходностью, а значит, рыночная цена амортизационной облигации упадёт. Это неприятно, если нужно быстро продать бонд, и выгодно, когда он покупается для вложения средств на весь период обращения ценной бумаги.
Выгода для эмитента
Амортизация долга удобна компаниям, бизнес которых построен по принципу постепенной окупаемости вложенных средств. Основной долг отдаётся небольшими частями, безболезненно для предприятия за счёт регулярного постепенного поступления денежного потока. Таким эмитентам сложно к определённой дате собрать большую сумму денег для одновременного погашения выпущенных ими бондов.
Эмитент, регулярно уменьшая номинальную стоимость амортизационных облигаций, понижает и свою оплату за пользование одолженными средствами. Чтобы ценную бумагу купили, компании приходится предлагать инвестору более высокий купон, чем у обычных бондов. Но разница в размере процентов за пользование полученными в долг деньгами определяется ещё и доверием инвестора к эмитенту.
Корпорациям, малоизвестным на рынке ценных бумаг, приходится предлагать более высокую процентную ставку, чтобы быстро продать свои бонды. Поэтому во многих случаях платить за пользование деньгами, полученными продажей амортизированных облигаций, за счёт постепенного возврата долга выгоднее, чем по купону обычных облигаций.
Как найти облигации с амортизацией?
Найти облигации с амортизацией можно на специализированных сайтах брокеров. Например, сайт https://bonds.finam.ru/. Кликнув на его главной странице по кнопке «Выпуски», попадаем в «Поиск выпусков», где в строке «Сектор» выбираем корпоративный, государственный или муниципальный, в строке «Статус выпуска» отмечаем «В обращении». Около параметра «Амортизация» ставим «Есть».
Если имеется информация по конкретному выпуску, расставляем данные по нему в других графах и жмём «Искать». В строке с названием выпуска можно увидеть его объём, даты размещения и погашения. Кликнув по ней, найдём достаточно подробную информацию о бонде, включая расписание выплат по амортизации, сведения об эмитенте, сможем просмотреть приложенные им документы и даже выйти на сайт компании, разместившей облигации.
Найти бонды с амортизацией можно также в торговых терминалах. Важно обратить внимание при этом на брокерские настройки. Они должны соответствовать именно этой разновидности облигаций. В противном случае может некорректно отображаться доходность данного вида ценных бумаг.
Как анализировать доходность по амортизационным облигациям?
Покупают и продают бонд с амортизацией на вторичном рынке так же, как и обычную процентную облигацию, прибавляя к её текущей стоимости накопленный купонный доход. Точную информацию о графике погашения долга эмитентом можно узнать на https://bonds.finam.ru/. Следует учесть, что потраченные на покупку облигации средства инвестору возвращаются не всегда равными долями и через равные интервалы времени.
Начало выплат по погашению номинала облигации также может быть отсрочено на несколько лет от выпуска ценной бумаги. Доходность придётся рассчитывать вручную. В описании выпуска облигации на https://bonds.finam.ru/ можно посмотреть не только график амортизации долга и размер выплат, но и купон в процентах по каждому периоду (он может отличаться).
Предположим, для облигации номиналом 10 000 руб. с купоном 20 %, срок обращения которой составляет 4 года, предусмотрено погашение долга с первого года равными долями раз в год (по времени оно может не совпадать с выплатой купона). Это значит, что ежегодно эмитент будет возвращать инвестору 10 000 ÷ 4 = 2 500 руб. Доход 20 % будет рассчитываться с остатка номинала.
Пусть эта облигация, которую мы собираемся приобрести на вторичном рынке, пробыла в собственности предыдущего владельца год и 2 месяца и торгуется 110 % от номинала. Это означает, что предыдущий владелец получил от эмитента свои 20 % за первый год и возврат 2 500 руб. номинала. Осталось 3 года обращения. На сегодняшний день номинальная стоимость бонда 10 000 – 2 500 = 7 500 руб.
Рыночная стоимость составит 7 500 ÷ 100 × 110 = 8 250 руб. Купон рассчитывается от номинальной стоимости и принесёт доход за текущий год 7 500 ÷ 100 × 20 = 1 500 руб. Бывший владелец должен получить деньги за 2 месяца из 12, то есть 1 500 ÷ 12 × 2 = 250 руб. Облигация обойдётся нам 8 250 + 250 = 8 500 руб. За текущий (второй) год обращения мы получим 1 500 − 250 = 1 250 руб. дохода и возврат очередных 2,5 тыс. руб. из номинала.
На третий год обращения бонд будет стоить 7 500 − 2 500 = 5 000 руб. Доход от него составит 5 000 ÷ 100 × 20 = 1 000 руб. На четвёртый год после возвращения следующих 2,5 тыс. руб. номинала облигация будет стоить 5 000 − 2 500 = 2 500 руб. и принесёт прибыль 2 500 ÷ 100 × 20 = 500 руб. Доходность рассчитываем по формуле: (К1 + К2 + К3 + К4) ± С × 100 %, где К1, К2… – купоны за каждый год владения бондом, С – сумма, которую мы отдали при покупке облигации.
То есть в нашем случае доходность бонда без первого года обращения составит (1 250 + 1 000 + 500) ÷ 8 250 × 100 % = 33 % от вложенных денег за 3 года (без 2 месяцев). 33 ÷ 3 = 11 % годовых, в общем, неплохо с учётом возможности более раннего повторного инвестирования средств от амортизации долга (налог с них не платится).
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.