инвестиции за счет амортизационных отчислений
Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств
Дата публикации: 04.04.2014 2014-04-04
Статья просмотрена: 11010 раз
Библиографическое описание:
Афанасьев, С. А. Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств / С. А. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10154/ (дата обращения: 26.11.2021).
Динамичное развитие наукоемких технологий и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления производства, его материально-технической базы, основу которой составляют амортизационные активы.
Амортизация является одним из источников инвестиций для обновления (приобретения) основных средств. Инвестиционная политика в значительной мере зависит от величины источников финансирования инвестиций, а значит, и от принятого организацией способа начисления амортизации.
Стоимость объектов основных средств, которые находятся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [3].
Амортизационные отчисления включаются в затраты на производство (расходы на продажу). При исчислении финансового результата выручка от продаж уменьшается на сумму себестоимости проданной продукции.
Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять, а по вводимым объектам начинают начислять с первого числа следующего месяца.
Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации.
Величина амортизации рассчитывается для:
постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);
расчета величины себестоимости, являющейся базой при формировании тарифа на перевозку;
целей оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. [1]
В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.
При отнесении приобретаемого имущества в состав амортизируемых основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения организации должны исходить не только из срока полезного использования (более 12 месяцев), но и принимать во внимание стоимость приобретенного объекта. Дело в том, что в соответствии с изменениями (введенными с 1 января 2011 г.) в ПБУ 6/01 активы стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу могут учитываться в составе материально-производственных запасов и амортизация в этом случае, естественно, не начисляется. Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита (до 40 тыс. руб.) в составе материально-производственных запасов, то в учетной политике организации должен быть отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита.
Кроме того, налоговое законодательство (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ) дает более широкий перечень имущества, амортизация по которому начисляться не должна.
Амортизация, начисленная для целей бухгалтерского учета, при определении налоговой базы не учитывается:
по имуществу, приобретенному с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;
по имуществу, полученному организацией в рамках целевого финансирования.
При начислении амортизации определяется норма амортизационных отчислений, которая рассчитывается на основе срока полезного использования объекта основных средств.
Определение срока полезного использования производится исходя из следующих показателей:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также от системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды). [2]
Срок полезного использования в соответствии с ПБУ 6/01 определяется организациями самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (в ред. (ред. от 10.12.2010).
В настоящее время в бухгалтерском учете действуют четыре способа начисления амортизации: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Так, например, при выборе способа начисления амортизации автотранспортного средства необходимо стремиться к выбору наиболее эффективного варианта.
При бухгалтерском учете автотранспортных средств выбор способа начисления амортизации зависит от ряда факторов, набор и степень влияния которых обусловлены существенными особенностями автотранспортных средств, которые проявляются при их эксплуатации и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:
уменьшается среднегодовой пробег;
уменьшается годовая выработка в натуральном выражении;
увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;
снижается наработка на отказ;
уменьшается удельный годовой доход от одного транспортного средства.
Величина начисленной годовой амортизации, входящая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.
При линейном способе амортизацию начисляют равными долями в течение всего срока работы объекта до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции (работ, услуг), что не соответствует реальному износу транспортного средства, увеличивающемуся с ростом общего пробега.
Использование способа уменьшаемого остатка для расчета амортизации позволяет снизить себестоимость и этим повысить конкурентоспособность автотранспортной организации. Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка соответствует динамике изменения показателей работы автомобильного транспорта. Однако данный способ расчета не обеспечивает начисление суммы амортизационных отчислений, равной первоначальной балансовой стоимости за срок полезного использования автотранспортного средства, и, следовательно, является замедленным. Очевидно, что при списании автотранспортного средства после окончания его срока полезного использования, амортизация на которое начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации. [6]
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (автомобиле-часов работы, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных фондов. Данный способ начисления амортизации позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу автотранспортного средства, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового транспортного средства.
В данном случае нормативный пробег до списания является объемом работ, выполненным за весь срок полезного использования автотранспортного средства.
Способ начисления амортизации пропорционально пробегу в наибольшей степени соответствует реальному износу автотранспортных средств. [4]
Использование такого собственного источника финансирования воспроизводства основных средств, как амортизационные отчисления, не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета организации. Сумма амортизационных накоплений на полное восстановление основных средств определяется как сальдо по регулирующему счету 02 «Амортизация основных средств», который предназначен для учета остаточной стоимости объекта основных средств, а не для выявления источника финансирования обновления основных средств. Себестоимость услуги, оказываемой автомобильным транспортом, с включенной в нее суммой амортизационных отчислений возмещается выручкой от оплаты оказанной услуги по перевозке. Из этого следует, что поступление денежных средств от реализации услуги подразумевает поступление и начисленных в данном отчетном периоде сумм амортизации транспортных средств, используемых для оказания услуги. В связи с тем, что на отдельном счете бухгалтерского учета не формируется величина денежных средств, необходимых для финансирования обновления основных средств, ее определяют расчетным путем. Для формирования необходимой информации, используемой для принятия управленческих решений, необходимо вести аналитический учет начисления амортизации и накапливать ее в целях использования на обновление основных средств [5].
Согласно ст. 259.3 НК РФ при начислении амортизации в некоторых случаях налогоплательщики вправе применять специальные коэффициенты. В результате их использования происходит сокращение либо увеличение срока полезного использования соответствующих объектов основных средств (абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ).
С 1 января 2014 г. законодательно закреплен запрет на одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 НК РФ). Напомним, что ранее аналогичной позиции придерживался Минфин России (Письмо от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481). Финансовое ведомство также указывало, что при наличии оснований для применения нескольких повышающих коэффициентов налогоплательщику следует предусмотреть в учетной политике, какой из этих коэффициентов будет применяться.
Следовательно, использованный способ начисления амортизации влияет на величину накапливаемой суммы амортизационных отчислений, если осуществлять резервирование всей начисляемой ежегодно амортизации. Наилучшими для накопления собственных средств для финансирования приобретения новых автотранспортных средств являются способы по сумме чисел лет и пропорционально пробегу, поскольку позволяют за первую половину срока службы основного средства накопить большую часть общей суммы амортизации. При необходимости сумму накопленной амортизации по двум автотранспортным средствам (при использовании двух последних способов) можно использовать для приобретения нового автотранспортного средства, даже при условии увеличения его стоимости из-за инфляции по сравнению с приобретенным ранее. [7]
Как амортизация основных средств влияет на прибыль
Алексей Жуков, ведущий консультант, руководитель направления АПК Группы компаний «Альт-Инвест»
Амортизация — затратная статья в отчете о финансовых результатах, поэтому она влияет на показатели прибыли, а в некоторых случаях и существенно её снижает. В то же время через налог на прибыль амортизация влияет на зарабатываемый компанией денежный поток. Таким образом, на практике амортизация, в первую очередь, — инструмент снижения налога на прибыль. Чтобы избежать ошибок в расчётах важно понимать, как этот инструмент работает.
Традиционно амортизацию определяют как перенос по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Вроде всё просто, но есть нюансы. Неотъемлемое дополнение к определению — некоторые основные средства не амортизируются:
Второй момент, который необходимо учитывать, — подход к определению амортизации. Их два:
Компания имеет право переоценивать основные средства для отображения их по реальной рыночной стоимости (для повышения привлекательности отчетности компании, привлечения инвестиций и т. п.) Это можно делать не чаще одного раза в год. Переоцениваться должны все объекты основных средств, которые включены в группу однородных объектов основных средств. После переоценки компания может и дальше продолжать начислять бухгалтерскую амортизацию на основные средства.
Для расчёта линейного метода используют формулу:
При этом «первоначальная балансовая стоимость актива» — это первоначальная стоимость актива без учета НДС (если компания использует общий режим налогообложения).
Срок полезного использования определяют по амортизационным группам, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1.
Всего групп 10, они классифицируют основные средства со сроком использования от 1 до 30 лет.
Или, если применяется специальный коэффициент 2:
Когда мы смотрим на перечень вариантов для ускоренного метода налоговой амортизации, то видим, что часть случаев связана с повышенным износом оборудования, а часть — нет.
Например, в отношении основных средств резидента ОЭЗ ускоренная амортизация разрешена как стимулирующая мера, она позволяет снизить налог на прибыль и никаким образом не участвует в ценообразовании.
Да и вообще, цена формируется по большей части за счет рыночных механизмов, а отдельное производство уже подстраивается под эту уже сформированную рынком цену. Поэтому классическое определение амортизации не всегда уместно, когда мы рассматриваем налоговый подход.
Использование ускоренной налоговой амортизации позволяет существенно снизить налог на прибыль.
У компаний «А» и «В» одинаковая выручка, одинаковые остатки денежных средств на расчетном счете, при этом себестоимость проданных товаров отличается, но только в части амортизации — у компании «А» (-10 000) тыс. руб., у компании «В» (-70 000) тыс. руб. В результате прибыль до налогообложения у компании «А» существенно выше, а следовательно, выше и налог на прибыль (-14 000) тыс. руб., тогда как в компании «В» налог на прибыль (-2 000) тыс. руб.
Нужно понимать, что амортизация — виртуальная статья затрат, она не формирует реального оттока денежных средств. А предприятия чаще всего не формируют амортизационные фонды, не откладывают деньги на восстановление производственных активов.
Компания «В» снизила за счет амортизации чистую прибыль, но сэкономила 12 000 тыс. руб., которые отразились у нее в денежных потоках.
В случае налоговой амортизации не учитывается и переоценка основных средств, т. е. мы не можем на переоцененную стоимость рассчитать новую амортизацию, тем самым снижая налог на прибыль.
Таким образом, налоговую амортизацию рассматривают, прежде всего, как некий «налоговый вычет», за счет которого можно уменьшить налог на прибыль, «раздувая» себестоимость.
Амортизационная премия
Отдельная история, не связанная с методами начисления амортизации, — амортизационная премия. В соответствии с п.9 статьи 258 налогоплательщик имеет право единовременно включать в расходы до 10% первоначальной стоимости основного средства (до 30% первоначальной стоимости основного средства, если оно входит в амортизационные группы 3-7).
Налоговая амортизация для упрощенной системы налогообложения
В данном случае понятия амортизации не существует.
Если предприятие использует упрощенную систему налогообложения «доходы – расходы», мы имеем право списывать затраты на основные средства полностью в текущем периоде. Это существенное преимущество по сравнению с общим режимом налогообложения.
К вопросу о начислении концессионером амортизации в отношении объектов, полученных от публично-правового образования
По концессионному соглашению концедент (публично-правовое образование) передает концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в то время как право собственности остаётся принадлежать концеденту.
Согласно общим правилам, закрепленным в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль, признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности.
Однако абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ из общего правила предусматривает исключение, согласно которому амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения.
При этом в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ, амортизация полученных концессионером объектов исчисляется исходя из первоначальной стоимости, которая определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
Между тем в практике возникают разногласия по поводу начислений концессионеру сумм налога на прибыль ввиду непринятия расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли в виде начисленной амортизации по имуществу, полученному в рамках концессионного соглашения, исходя из первоначальной стоимости такого имущества на момент его получения. В частности, когда переданные по концессионному соглашению объекты ранее были созданы за счёт бюджетных средств.
Правовым основанием для таких разногласий служат положения пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, исходя из буквального толкования которых, не подлежит амортизации имущество при условии его создания (приобретения) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Подходы к применению положений пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ как к основанию для доначисления налога на прибыль организаций были сформированы в судебной практике. Так, например, фактические обстоятельства дела № А56-7181/2017[1]показывают, что на балансе налогоплательщика находятся транспортные средства, приобретенные за счет средств областного бюджета и переданные предприятию в хозяйственное ведение. Предприятие начисляло амортизацию по данным объектам основных средств и относило её в состав расходов по налогу на прибыль организаций.
Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции, признав, что предприятие начислило амортизацию на спорное имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования и переданное в хозяйственное ведение, и учло амортизационные отчисления в составе расходов по налогу на прибыль в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.07.2018 № 307-КГ18-1836 судебные акты по делу № А56-7181/2017 оставлены без изменения.
Заметим, что амортизация имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит у унитарного предприятия, которое как и концессионер, не является собственником полученного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Однако допустимо ли распространять практику применения пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, сформированную в отношении унитарных предприятий, на концессионера, когда последний получил объекты, ранее созданные за счёт бюджетных средств? Может ли концессионер в такой ситуации первоначальную стоимость полученного имущества для целей расчета амортизации определять именно исходя из его рыночной стоимости на момент получения? Иначе говоря, поставлена ли реализация права, предоставленного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ концессионеру, в зависимость от того, за счёт каких источников ранее был создан объект, переданный концессионеру?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к мотивам законодателя, предоставившего право начислять амортизацию, учитываемую в целях налогообложения, концессионеру (абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ), который не является собственником объекта концессии и не понес расходов на его создание или приобретение.
Норма абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ была введена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ и вступила в силу с 14.07.2005 г. Между тем из анализа внесенного в Государственную думу РФ текста законопроекта (№ 58666-4)[2] усматривается, что рассматриваемая норма в нем отсутствует. Поскольку норма была включена в проект закона ко второму чтению, ее содержание не раскрывается в пояснительной записке к законопроекту.
Обратим внимание, что в абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ речь идет также об учете амортизации в отношении имущества, полученного инвестором. В этой связи, оценивая цели предоставления концессионеру права начислять амортизацию, следует учитывать, что аналогичное право ранее было предоставлено организации-инвестору в отношении имущества, полученного от собственника в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 256 НК РФ).
Учитывая, что в пояснительной записке к законопроекту № 58666-4 (Федеральный закон от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ), которым п. 1 ст. 256 НК РФ был дополнен абзацем шестым, предоставляющим концессионеру право начислять амортизацию по имуществу, полученному по концессионным соглашениям, не раскрываются цели, которые преследовал законодатель при внесении данных положений, а также принимая во внимание сходство отношений по концессионным и инвестиционным соглашениям, то можно предположить, что предоставление концессионеру права начислять амортизацию преследует те же цели, что и предоставление аналогичного права инвестору (абз. 3 п. 1 ст. 256 НК РФ).
Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании проекта закона указывается, что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, поскольку в настоящее время объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, управляются практически исключительно государственными или муниципальными унитарными предприятиями, которые начисляют амортизацию в структуре своих затрат. Следовательно, включение амортизации на государственное и муниципальное имущество в структуру себестоимости организаций, управляющих этим имуществом на основании соответствующих инвестиционных соглашений, не приведет к изменению общих доходов бюджетов и сформирует равные конкурентные условия по управлению государственным и муниципальным имуществом для организаций различной формы собственности.
При таком подходе формируются равные конкурентные условия для предприятий различных организационно-правовых форм. Обратное ставит государственные или муниципальные унитарные предприятия в преимущественное положение перед частными инвесторами.
Предоставление концессионерам права, предусмотренного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ, преследовало цель компенсировать расходы концессионера на поддержание имущества, находящегося в публичной собственности, в работоспособном состоянии, а также сократить сроки окупаемости инвестиций за счет использования данного имущества. Отсутствие указанного права у концессионера, с высокой долей вероятности, повлияло бы на рост тарифов для потребителей.
Таким образом, прослеживаются мотивы законодателя предоставить концессионеру право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму амортизации объектов, полученных от концедента по концессионным соглашениям. Вместе с тем такие экономические мотивы законодателя являются последовательными.
Так, при введении нормы абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ из Заключения ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму) на проект федерального закона N 391871-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях»[4] следует, что в целях расширения практики применения концессионных соглашений законопроект необходимо дополнить нормами, регулирующими особенности налогообложения концессионера при реализации концессионного соглашения, в том числе уточнить нормы ст. 256 Налогового кодекса, регулирующие порядок начисления амортизации на имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.
Поэтому законодатель, вводя специальные нормы в п. 1 ст. 257 НК РФ (абз. 10), также преследовал цель предоставить концессионеру право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на амортизацию объектов, полученных от концедента по концессионным соглашениям исходя из первоначальной стоимости.
Таким образом, положения абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ и абз. 10 п. 1 статьи 257 НК РФ, являясь специальными по отношению к пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, предоставляют концессионеру право начислять амортизацию в отношении полученных объектов концессии вне зависимости от каких-либо дополнительных условий исходя из первоначальной стоимости, определяемой как их рыночная стоимость.
Экономическое содержание концессионных соглашений для концессионера и, как следствие, тарифы для потребителей в отношении услуг оказываемых концессионером, не могут ставиться в зависимость от основания, по которому объект, передаваемый в последующем в концессию, был получен в собственность публично-правовым образованием (т.е. за счёт каких средств был создан ранее).
Распространение действия нормы пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ на полученные от концедента объекты концессионных соглашений ставит в неравное положение концессионеров, получающих имущество, созданное ранее концедентом за счет средств целевого бюджетного финансирования, и концессионеров, получающих объекты, созданные (полученные) концедентом за счет других источников. В то время как концессионеру не всегда может быть известна информация об источниках, за счёт которых был создан полученный им объект концессионного соглашения.
Кроме того в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ буквально идёт речь именно о приобретении или создании имущества самим налогоплательщиком за счёт бюджетных средств целевого финансирования. Однако в анализируемой ситуации концессионер имущество за счёт бюджетных средств не приобретает и не создает, а получает его во временное владение и пользование.
Попытки ограничить анализируемое право концессионера посредством применения положений пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ к переданным объектам, которые ранее создавались за счёт средств целевого бюджетного финансирования, могут привести к дестимулированию привлечения частных инвестиций в имущество казны, а также способствовать росту тарифов.
Применение же подхода, изложенного в определении Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. № 307-КГ18-1836 по делу № А56-7181/2017 в отношении концессионеров по аналогии недопустимо.
Действительно концессионер и унитарное предприятие начисляют амортизацию в отношении имущества, которое им не принадлежит на праве собственности, однако владение объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения или оперативного управления отличается от владения на основании концессионного соглашения, что исключает возможность применения к рассматриваемым ситуациям одного правового подхода.
Унитарное предприятие, в отличие от концессионера, получает имущество не для целей его реконструкции (модернизации). Поэтому и экономические мотивы предоставления права начислять амортизацию унитарному предприятию и концессионеру являются различными.
По своей сути право начислять амортизацию по имуществу, полученному на основании концессионного соглашения, является налоговой льготой, направленной на стимулирование частных инвестиций в инфраструктурные проекты, а право начисления амортизации унитарным предприятием по объектам, полученным от собственника, обусловлено корпоративными отношениями.
На основании изложенного, реализация права, предоставленного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ концессионеру, по учёту амортизации имущества исходя из его первоначальной стоимости, которая определяется как рыночная стоимость такого имущества на момент его получения, не может быть поставлена, в зависимость от того, за счёт каких источников ранее был создан объект, переданный концессионеру.
К отношениям по концессии норма пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ может применяться лишь к новым объектам в случае, если концессионер осуществлял строительство (реконструкцию) объектов частично за счет средств бюджетного финансирования. Данный подход также был изложен в п. 4 письма Министерства финансов РФ от 27.03.2009 г. № 03-03-05/51, согласно которой если в ходе реализации концессионного соглашения в соответствии с условиями такого соглашения объекты амортизируемого имущества полностью или частично созданы за счет средств целевого бюджетного финансирования (не включаемых в состав доходов организации, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль), то суммы начисленной амортизации в отношении таких объектов (или их части) не отвечают базовому определению расходов, данному в статье 252 НК РФ, и не могут быть учтены в составе расходов организации.