инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в 2020 году

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Чьи инвестиции могут обернуться налоговой экономией благодаря ст. 286.1 НК РФ?

С начала 2018 года НК РФ дополнился ст. 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» (закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Прежде чем рассказать вам обинвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль (ИВ), предлагаем решить небольшую задачу.

ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукты», ИП Колесников И. А. и ООО «Витязь» планируют инвестировать в 2020 году крупные суммы в имущество своих фирм.

Исходные данные представлены в таблице:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Вопрос: Кто из указанных фирм может воспользоваться ИВ?

б) только ООО «Таежный край»;

в) ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукт», ИП Колесников И. А.;

Прежде чем вы узнаете правильный ответ, ознакомьтесь со следующей информацией:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Теперь вы можете проверить свои догадки — правильный ответ «г» (никто). ООО «Витязь» и ИП Колесников И. А. отпадают сразу — оба не платят налог на прибыль, поэтому и ИВ применять не могут. Остальные фирмы, хоть и платят этот налог, инвестиции планируют сделать в имущество, не относящееся к 3–7-й амортизационным группам, что нарушает одно из условий применения ИВ. Кроме того, ПАО «Натурпродукты» является участником особой экономической зоны — только этот статус уже лишает его возможности применять ИВ.

Далее узнайте об отдельных нюансах применения ст. 286.1 НК РФ.

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно применять инвестиционный вычет в целях налогообложения прибыли:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Полномочия регионов по ст. 286.1 НК РФ

У региональных властей в отношении ИВ широкие полномочия. Компания сможет воспользоваться ИВ в том случае, если:

Кроме того, региональным властям предоставлена возможность:

Когда региональные законы могут влиять на обязанности налогоплательщиков и/или размеры налоговых обязательств, узнайте здесь.

Отдельным категориям налогоплательщиков ИВ не доступен вне зависимости от регионального законодательства. «Запретительный» перечень указан в п. 11 ст. 286.1 НК РФ. Если вы найдете себя в нем, можете не утруждаться изучением регионального закона об ИВ — права на вычет вы лишены. Кто попал в этот список, узнайте далее.

Ограничения по вычету

В п. 11 ст. 286.11 НК РФ установлен закрытый перечень компаний, не имеющих права на применение ИВ:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Кроме того, невозможно уменьшить на ИВ налог на прибыль, исчисленный в отношении КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

Применяя ИВ, вам необходимо учесть, что (п.7 ст. 286.1 НК РФ):

Не забывайте и о временно́м ограничении — предусмотрено, что ст. 286.1 НК РФ будет действовать только в течение 10 лет: до 31.12.2027 (п. 7 ст. 9 закона «О внесении изменений в НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

О каких еще ограничениях не стоит забывать, узнайте из наших публикаций:

Алгоритм определения инвестиционного вычета

По п. 2 ст. 286.1 НК РФ:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Размер ИВ текущего периода не может превышать предельной величины, представляющей собой разницу двух показателей (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Обе величины определяются без учета ИВ.

При этом подлежащий зачислению в федеральный бюджет налог на прибыль уменьшается на величину, равную 10% от суммы расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства и/или расходов на достройку, дооборудование, модернизацию имущества.

Допустимо снижение налога (в результате такого уменьшения) до нулевого значения.

Когда еще необходимо учесть предельные показатели, узнайте из наших материалов:

Итоги

Им могут воспользоваться плательщики налога на прибыль в течение 10 лет при условии, что возможность применения вычета предусмотрена законодательным актом региона.

Вычет не доступен определенной категории налогоплательщиков по перечню из п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

Источник

Инвествычет по налогу на прибыль

С 1 января 2018 года для плательщиков налога на прибыль введена дополнительная льгота — возможность применения инвестиционного налогового вычета. О том, что это такое, когда этот вычет выгодно применять и когда от него лучше отказаться, мы поговорим в этой статье.

НК РФ дополнен новой ст. 286.1, соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Что такое инвестиционный налоговый вычет

Уникальность инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ, вычет) состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате. Таким образом, сумму налога можно уменьшить не на 20 % понесенных расходов определенного вида, а на полную сумму таких расходов. Однако есть и некоторые ограничения:

Условия применения инвестиционного налогового вычета

Применение ИНВ — это право налогоплательщика, а не обязанность. Для этого нужно включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Перечислим основные условия применения вычета.

1. Вычет применяется в отношении:

Использованная в норме п. 2 ст. 286.1 НК РФ конструкция «и (или)» позволяет считать, что налогоплательщик может выбрать, применять ли ему ИНВ в отношении только одной из двух перечисленных групп расходов или в отношении расходов всех видов. Однако здесь лучше дождаться официальных разъяснений.

2. Вычет применяется в отношении всех осуществленных расходов, относящихся к основным средствам, включенным в 3–7-ю амортизационные группы, и в отношении всех основных средств.

3. Вычет применяется только в случае, если региональным законом введена возможность его использования. При этом субъект РФ может ограничить право применения ИНВ в отношении определенных категорий налогоплательщиков и (или) в отношении определенных категорий основных средств.

4. Вычет в любом случае не могут применять консолидированные группы налогоплательщиков, а также участники региональных инвестиционных проектов и иные лица, указанные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

5. Принятое решение об использовании вычета или об отказе от его использования можно изменить не ранее чем через три года, если региональным законом не установлен иной срок. Отказаться от применения ИНВ ранее установленного срока невозможно.

Быстро и безошибочно определяйте амортизационную группу в справочнике ОКОФ

Механизм применения вычета

Сразу отметим, что «внутри» налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.

Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета

Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».

Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль

Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.

Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль

Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:

Предельная величина вычета (ПВВ)

Налог по ставке, установленной НК РФ

Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.

Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль

Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.

Значит, в 2018 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2019 и последующие годы применения вычета.

Пример расчета

ООО «Бета» в октябре 2018 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2018 году и в I квартале 2019 года не было.

В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.

Налоговая база определена организацией в следующих размерах:

Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Дадим краткие пояснения.

За период январь — сентябрь 2018 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.

За период январь — октябрь 2018 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.

Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2018 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2018 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.

Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2018 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.

За период январьноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).

За 2018 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2018 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.

За первый отчетный период (январь) 2019 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.

За период январь — февраль 2019 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.

В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.

Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.

За период январь — март 2019 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.

Последствия применения инвествычета

Важно, что по основным средствам, по которым применен вычет, нельзя ни начислять амортизацию, ни применять «амортизационную премию» в соответствующей части расходов. Этот запрет сохраняется, даже если вычет уменьшил сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате, только частично или не уменьшил ее вовсе.

Пример 1

ООО «Альфа» применило ИНВ в отношении расходов на приобретение основного средства. Фактически только часть расходов на приобретение основных средств была использована в уменьшение налога, подлежащего уплате.

Вне зависимости от этого, на оставшиеся расходы на приобретение этого основного средства нельзя ни начислять амортизацию, ни применять амортизационную премию.

Если в будущем это основное средство будет модернизировано и расходы на модернизацию не будут включены в состав ИНВ (например, к этому времени ООО «Альфа» откажется от применения вычета), то расходы на модернизацию можно будет амортизировать, также в отношении таких расходов можно будет применять амортизационную премию.

Если же расходы на модернизацию также будут включены в состав ИНВ (вне зависимости от того, уменьшат ли эти расходы сумму налога, и если уменьшат, то в какой части), то начисление амортизации и применение амортизационной премии будет невозможно и по расходам на модернизацию.

Пример 2

ООО «Гамма» применило ИНВ в отношении расходов на модернизацию основного средства, в отношении расходов на его приобретение вычет не применялся.

В этой ситуации основное средство продолжает амортизироваться в части расходов на приобретение (то есть фактически в прежнем порядке, как будто модернизации не было), а по расходам на модернизацию нельзя ни применять амортизационную премию, ни начислять амортизацию.

Кратко назовем также иные последствия применения вычета.

1. При камеральной налоговой проверке декларации, в которой заявлено применение вычета, налоговый орган вправе требовать пояснения или документы, подтверждающие правомерность применения вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в общем случае требовать пояснения при камеральной проверке можно лишь в строго ограниченном числе случаев, а требовать документы вообще нельзя.

2. Снижается порог признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами: если хотя бы одна из сторон применяет вычет, то достаточно, чтобы общая сумма сделок превысила 60 млн ₽ (в общем случае 1 млрд ₽; пп. 1, 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Восстановление инвествычета

Если организация продаст основное средство, в отношении которого она использовала инвествычет, до окончания срока его полезного использования, то нужно восстановить сумму налога, недоплаченного в связи с применением вычета, и уплатить ее в бюджет с пенями. То же самое нужно сделать и при любом ином выбытии ОС, кроме ликвидации.

Пени рассчитываются со дня, следующего за сроком уплаты недоплаченного налога.

Отметим, что в норме (п. 12 ст. 286.1 НК РФ) речь идет именно о налоге, но не об авансовом платеже, то есть недоплаченная сумма налога определяется только по итогам года (налогового периода), а не отчетных периодов.

Распределение вычета между ОС при его неполном использовании

Как мы видим, при досрочном выбытии основного средства недоплаченный налог, подлежащий доплате, определяется только по этому объекту. Это означает, что налогоплательщику необходимо вести учет инвестиционных расходов, уменьшающих сумму уплаченного налога, по каждому объекту основных средств в отдельности.

Если расходы на приобретение или модернизацию ОС полностью использованы для уменьшения налога, то проблемы с определением суммы, подлежащей восстановлению и доплате, не возникает. Но как быть если они использованы не полностью и при этом учтены сразу по нескольким объектам ОС?

Никакого порядка для этого случая НК РФ не устанавливает, поэтому налогоплательщику необходимо разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Представляется, что здесь возможны два варианта:

1. Распределять суммы по всем основным средствам, по которым используется вычет, пропорционально их стоимости. Полагаем, что этот вариант несет наименьшие риски претензий налогового органа, он не вызывает вопросов с точки зрения экономического смысла и логики.

2. Использовать инвестиционные расходы для уменьшения налога последовательно по объектам основных средств, то есть считать, что пока не полностью «покрыто» одно ОС, расходы по другим вообще не используются. Однако этот вариант представляется менее логичным, так как в этом случае формально можно считать нарушенным требование п. 8 ст. 286.1 НК РФ: инвествычет применяется ко всем объектам основных средств.

Воспользуйтесь поиском по региональному законодательству и узнайте, можно ли применять инвествычет в вашем регионе

Применять или не применять

В заключение попробуем ответить на вопрос, когда применение ИНВ выгодно, а когда лучше применять традиционный механизм в виде амортизации. Безусловно, вычет дает возможность получить налоговую выгоду в большем размере, чем «классическая» амортизация. Однако это справедливо только для случая, когда организация платит значительные суммы налога на прибыль.

Иными словами, если доходы организации почти равны ее расходам или даже есть убытки в налоговом учете, применение инвествычета будет невозможно, организация просто «потеряет» расходы на приобретение (модернизацию) ОС. Таким образом, применение инвествычета имеет смысл только тогда, когда есть достаточная для этого налоговая база и, соответственно, сумма налога к уплате.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Инвестиционный вычет: как работает новый механизм

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое

Что такое ИНВ?

За счет ИНВ уменьшаются обязательства организации по налогу на прибыль. Любопытно, что данный вычет не является ни новым видом расхода, ни новой налоговой льготой для конкретной категории налогоплательщиков. Это совершенно новый механизм с большой долей влияния региональных властей на налоговые обязательства организаций.

ИНВ = Расходы на капвложения x 90%

Итак, ИНВ составляет 90% расходов на приобретение ОС и (или) на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

До сегодняшнего момента расходы на приобретение или достройку ОС включались в расчет налоговой базы путем начисления амортизации в течение всего срока полезного использования ОС и единовременного списания (по желанию налогоплательщика) от 10% до 30% первоначальной стоимости, так называемая амортизационная премия (применяется в отношении ОС 3 – 7-й амортизационных групп).

Механизм ИНВ разработан взамен механизма амортизации и амортизационной премии. В отношении конкретного объекта ОС применим только какой-то один из вариантов учета его стоимости в целях налогообложения. То есть если организация решит, что ей выгодно применять ИНВ, амортизация по объектам ОС начисляться не будет и расходы на их приобретение (дооборудование) нельзя будет признать в составе налоговых расходов. Необходимые положения добавлены в ст. 256 и 270 НК РФ.

Как работает ИНВ?

ИНВ уменьшает налог на прибыль. Напомним, что в 2017 – 2020 годах совокупная ставка налога на прибыль 20% распределяется так:

ИНВ применяется непосредственно к той сумме налога, которая перечисляется в бюджет субъекта РФ.

В каком размере можно заявить ИНВ?

Налоговым кодексом установлена предельная величина ИНВ. Это разница между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ при условии применения ставки налога в размере 5%, если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ.

Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода не может превышать предельную величину ИНВ.

Куда списать оставшиеся 10% капвложений?

Если ИНВ – это только 90% первоначальной стоимости ОС (расходов на достройку, дооборудование и т.д.), возникает вопрос: куда списать оставшиеся 10% капитальных расходов? Они не пропадут. На 10% капвложений уменьшается налог, зачисляемый в федеральный бюджет (вплоть до нуля, без каких-либо предельных величин). Конечно же, при условии, что налогоплательщик применяет ИНВ к региональной части налога.

По каким объектам применяется ИНВ?

ИНВ применяется по объектам ОС 3 – 7-й амортизационных групп и может применяться к ОС как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Когда применяется ИНВ?

ИНВ применяется к налогу, исчисляемому за тот налоговый (отчетный период), в котором:

Согласно формулировкам закона, если ИНВ не получается применить полностью в периоде ввода объекта в эксплуатацию (по причине превышения ИНВ его предельной величины), это можно сделать в последующих периодах. Причем субъектам РФ дано право запретить такой перенос ИНВ.

Как перейти на применение ИНВ?

Решение о применении ИНВ не имеет избирательного применения. Оно принимается в отношении всех объектов ОС 3 – 7-й амортизационных групп с учетом положений регионального нормативно-правового акта и действует с начала очередного налогового периода. Данное решение закрепляется в учетной политике организации.

Как отказаться от применения ИНВ?

Отказаться от ИНВ можно только спустя три года с момента начала использования вычета. Отказ от использования ИНВ также допускается только с начала очередного налогового периода.

То есть налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (или отказе от использования) ИНВ по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения.

Субъектам РФ дано право определить иной срок, допустимый для отмены решения о применении (неприменении) ИНВ.

Что делать, если объект ОС продан?

Если до истечения СПИ объект продается или выбывает из состава ОС по иной причине (кроме ликвидации), то сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением ИНВ в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, которые начисляются с того дня, когда был применен ИНВ.

Объект продан после истечения СПИ

Объект продан до истечения СПИ

Восстановить налог, недоплаченный в бюджет в результате применения ИНВ

Уплатить пени (начисляются с момента применения ИНВ)

Доходы от реализации нельзя уменьшить на стоимость приобретения объекта

Доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения объекта

Кто не может применять ИНВ?

ИНВ запрещено применять тем налогоплательщикам, в отношении которых гл. 25 НК РФ предусмотрены иные налоговые преференции. Это:

Кроме того, ИНВ нельзя применить к сумме налога (авансового платежа), исчисленного в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Права субъектов РФ в отношении ИНВ.

Во-первых, субъекты РФ определяют право налогоплательщика на применение ИНВ по его объектам ОС. То есть субъект РФ может принять решение, например, о том, что в регионе вообще не будет использоваться механизм ИНВ, или о том, что ИНВ может применяться только в периоде возникновения права на данный вычет, без возможности его переноса на последующие периоды. Также субъектом РФ может быть установлено, что отказаться от ИНВ или, наоборот, перейти на его применение можно по истечении одного налогового периода, а не трех, как предусмотрено общими правилами ст. 286.1 НК РФ.

Во-вторых, субъекты РФ влияют на размеры ИНВ, а именно на предельную его величину (в части расчетной суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, при условии применения ставки налога 5% или иной ставки – как раз по решению субъекта РФ);

В-третьих, субъекты РФ определяют категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ.

В-четвертых, они определяют категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на ИНВ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что применение ИНВ выгодно налогоплательщикам, которые в ближайшем будущем планируют инвестировать денежные средства в капитальные вложения, если показатель регионального налога на прибыль организации существенен. Прежде чем принимать решение о переходе на ИНВ, нужно внимательно изучить региональный документ о его применении в конкретном субъекте РФ. Налогоплательщик может просто не войти в число тех, кому доступен ИНВ, объекты, которые он планирует приобрести, не обязательно включены в перечень имущества, в отношении которого в регионе применяется ИНВ. Более того, регион вообще может отказаться от использования такого налогового инструмента, как ИНВ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *