инвестиционный налоговый вычет в декларации по налогу на прибыль

Инвестиционный налоговый вычет в 2020 году

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Понятие инвестиционного налогового вычета (ИНВ) появилось в гл. 25 НК РФ начиная с 2018 года (были добавлены ст. 286.1 и п. 5.1 ст. 270 НК РФ), и (по замыслу законодателей) ИНВ должен быть направлен на создание стимулов к инвестициям.

Право налогоплательщика на применение ИНВ должно быть установлено законами субъектов РФ. С 01.01.2020 во многих регионах России такие законы вступают в силу, а значит, организациям, планирующим осуществлять инвестирование, полезно ознакомиться с понятием ИНВ, порядком его применения, а также рассчитать, насколько им будет выгодно воспользоваться правом на применение ИНВ.

Кто из налогоплательщиков не имеет права применять ИНВ?

Сразу отметим, что не все налогоплательщики могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом. Так, не вправе применять ИНВ следующие категории налогоплательщиков (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

1) организации – участники РИП;

2) организации – резиденты ОЭЗ;

3) организации – участники ОЭЗ в Магаданской области;

4) организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

5) организации – участники СЭЗ;

6) организации – резиденты ТОСЭР либо резиденты свободного порта Владивосток;

7) организации – участники проекта Сколково или инновационных научно-технологических центров;

8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Порядок применения ИНВ

Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном этой статьей, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, исчисленные им по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет. В силу п. 1 ст. 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% – в 2017 – 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Указанная ставка законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

НП в бюджет
субъекта РФ
к уплате

НП в бюджет
субъекта РФ
начисленный

В соответствии с п. 2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1 и 2);

не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);

не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);

не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5).

Расходы, включаемые в состав ИНВ

Расходы на инвестиции

Подпунктами 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 90% суммы расходов, составляющей:

первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ;

величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ.

Обратите внимание: согласно п. 4 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в виде названных расходов применяется к объектам ОС, относящимся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений п. 6 данной статьи.

ИНВ применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена первоначальная стоимость объекта ОС, и за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы в виде пожертвований

Подпунктом 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

ИНВ в виде названных расходов применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП (п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы на создание объектов инфраструктуры

Подпунктом 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.

ИНВ в виде указанных расходов на создание объектов инфраструктуры используется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение ИНВ в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

ИНВ в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие названные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур

Подпунктом 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе затрат на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями гл. 21 и 22 НК РФ.

При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, установленным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями ГрК РФ.

ИНВ в виде указанных расходов применяется к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся названные объекты (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

ИНВ в виде упомянутых расходов применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщиком осуществлена безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

Какие положения по применению ИНВ должен устанавливать закон субъекта РФ?

Законом субъекта РФ могут устанавливаться (п. 6 ст. 286.1 НК РФ) права на применение ИНВ в отношении:

расходов на инвестиции (размеры ИНВ, не превышающие предельного размера; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ; категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на использование ИНВ);

расходов в виде пожертвований (предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных НКО (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении ИНВ; категории учреждений и НКО, пожертвования которым учитываются при определении ИНВ);

расходов на создание объектов инфраструктуры (размер ИНВ; виды объектов инфраструктуры);

расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, расположенных на территории этого субъекта РФ (категории объектов указанных инфраструктур и предельный размер расходов на создание этих объектов; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ в отношении данных расходов).

Предельная величина ИНВ

Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам расходов не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета:

ИНВпредел

Как следует из п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ, предельная величина равняется разнице между расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период и определенными без учета ИНВ. При этом одна расчетная сумма исчисляется по общей ставке налога, действующей в данном субъекте РФ, а другая – исходя из ставки 5% (если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ).

При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета амортизационной премии и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов ОС, указанных в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ. Иными словами, эти расходы не должны участвовать в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль.

Обратите внимание: сумма расходов на ИНВ, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину ИНВ, может быть учтена при определении ИНВ в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет

Как гласит ст. 286.1 НК РФ, если налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части инвестиционных расходов (расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы расходов первоначальной стоимости ОС и (или) 10% суммы расходов величины изменения ОС (за исключением частичной ликвидации объектов ОС).

При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее (соответствующие) ОП.

Под соответствующими ОП понимаются обособленные подразделения (в том числе организация), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение ИНВ, которым воспользовался налогоплательщик.

Указанное уменьшение осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС и (или) изменена их первоначальная стоимость.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части расходов, названных в пп. 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.

При этом сумма налога (авансового платежа) в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

Нюансы, которые следует учесть налогоплательщикам, реализующим право на применение ИНВ

Налогоплательщики, которые решат применять ИНВ (при условии, что субъектами РФ приняты соответствующие законы), должны учитывать следующие нюансы, предусмотренные как ст. 286.1 НК РФ, так и другими статьями НК РФ:

1. Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации (пп. 9 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

2. Налогоплательщик, использовавший право на применение ИНВ в отношении объекта основных средств, не вправе применять к нему амортизационную премию (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

3. Решение об использовании права на применение ИНВ применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ (речь идет об объектах ОС, относящихся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств)), с учетом п. 6 данной статьи (то есть исходя из положений, установленных законом субъекта РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на ИНВ принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта РФ (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

4. Использование (отказ от использования) права на применение ИНВ допускается с начала очередного налогового периода. Изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) ИНВ налогоплательщик вправе только по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения (если иной срок не определен решением субъекта РФ) (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). То есть, если ИНВ применяется с 01.01.2020, налогоплательщик вправе отказаться от его применения только с 01.01.2023.

5. Решение налогоплательщика об использовании права на ИНВ действует применительно к объектам ОС, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов РФ, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов ИНВ, в период действия соответствующего закона (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

6. При реализации или ином выбытии объекта ОС (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации такого объекта на его первоначальную стоимость (при условии восстановления суммы налога на прибыль) (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

7. При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен ИНВ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность использования такого налогового вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).

8. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода ИНВ по налогу на прибыль (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

И последнее. Положения норм, регулирующие порядок применения ИНВ, действуют по 31.12.2027 включительно.

Особенности применения ИНВ ответственным участником КГН

Согласно п. 10 ст. 286.1 НК РФ при уплате налога (авансового платежа) по КГН ответственным участником КГН может быть применен ИНВ, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей, с учетом следующих особенностей.

ИНВ применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН (соответствующее ОП участника КГН), понесшего инвестиционные расходы, и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН (соответствующие ОП участника (участников) КГН) и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.

Решение об использовании права на ИНВ принимается ответственным участником КГН отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены участники этой группы (обособленные подразделения участников этой группы), и применяется ко всем участникам КГН (обособленным подразделениям участников этой группы), расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.

Заполнение налоговой декларации организациями, применяющими ИНВ

Расчет уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, на ИНВ и уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком ИНВ отражается в приложении 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (форма утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).

В нем содержится четыре раздела, которые предназначены:

для расчета вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, – разд. А;

для расчета предельной величины ИНВ из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по организации, не имеющей обособленных подразделений, – разд. Б, и по организации, имеющей обособленные подразделения, – разд. В;

для расчета уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении ИНВ – разд. Г.

По организации, имеющей обособленные подразделения (ОП), разд. А и Г составляются по организации без входящих в нее ОП, по ОП (включая закрытые) или по группам ОП, к которым относятся объекты, указанные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, если в субъектах РФ по месту нахождения организации и ее ОП приняты законы о применении ИНВ. В разделах А и Г по реквизиту «КПП по месту учета организации/по месту нахождения обособленного подразделения (ответственного обособленного подразделения)» указываются соответствующие КПП.

В состав декларации по консолидированной группе налогоплательщиков включаются разд. А, В и Г приложения 7 к листу 02 декларации.

Источник

Инвестиционные налоговые вычеты

Автор: Мария Зайцева, налоговый консультант ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», май 2020 г.

Поскольку государство стремится стимулировать инвестиционную активность граждан, ст. 219.1 НК РФ предусмотрен налоговый вычет по инвестированию. Он предоставляется только в определенных случаях: если получен доход от продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, внесены денежные средства на индивидуальный инвестиционный счет или получен доход от операций на индивидуальном инвестиционном счете.

Вычет по доходу от продажи ценных бумаг

Ценной бумагой является документ, подтверждающий имущественные права ее владельца. При получении дохода от продажи ценных бумаг налогоплательщик обязан рассчитать и заплатить налог на доходы физических лиц. Возможность получения вычета позволяет человеку заплатить минимально возможный налог (или не платить в связи с превышением вычета размера полученного дохода), а также продолжать в дальнейшем Ценные бумаги должны обращаться на организованном рынке ценных бумаг и приобретены после 1 января 2014 г.

Ценные бумаги должны находиться в собственности налогоплательщика более трех лет на момент их продажи. Срок владения определяется по методу ФИФО, то есть при расчете налоговых обязательств по умолчанию считается, что сначала инвестировать в ценные бумаги и не ощущать тяжелого налогового бремени.

Вычет по инвестированию в ценные бумаги носит ряд условий, которые необходимо выполнить для его получения:

человеком продаются ценные бумаги, купленные первыми по сроку. Иными словами, если с момента покупки первых по сроку ценных бумаг прошло более трех лет, то человек имеет право на этот вычет. Важно, чтобы количество проданных ценных бумаг не превышало число бумаг, срок владения по которым свыше 3 лет.

Максимальный размер вычета рассчитывается как произведение 3 млн руб. и коэффициента Кцб. Этот коэффициент определяется в зависимости от того, какой период владения проданными ценными бумагами, – одинаковый или ценные бумаги покупались в разные даты. Если срок владения одинаковый, то коэффициент равен числу полных лет владения реализованными бумагами. Если срок владения различный, то пп. 2 п. 2 ст. 219.1 НК РФ предусмотрен сложный порядок расчета (формула). При расчете этого коэффициента учитываются доход от продажи ценных бумаг, срок владения проданными бумагами.

Вычет не предоставляется по тем ценным бумагам, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете.

Вычет по положительному финансовому результату от продажи ценных бумаг можно получить как у налогового агента, так и самостоятельно, представив в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ. Для получения вычета у налогового агента (брокера/управляющего) необходимо написать заявление на предоставление вычета. Он рассчитает сумму положенного вычета, учитывая сроки владения ценными бумагами, и выплатит доход с удержанным налогом на доходы физических лиц или вовсе не будет облагать налогом финансовый результат от продажи ценных бумаг.

При получении вычета путем подачи налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщик обязан документально подтвердить дату приобретения ценных бумаг, необходимый срок владения, а также тот факт, что ценные бумаги не учитывались на ИИС.

В случае, когда вычет предоставляется несколькими налоговыми агентами и превышает установленный лимит, налогоплательщик обязан сдать декларацию о доходах в инспекцию и доплатить неудержанный НДФЛ в бюджет.

Совет Федерации поддержал закон, который разрешает взимать налог на доход физических лиц (НДФЛ) с процентов по банковским вкладам. Но облагаться подоходным налогом в 13% будут только проценты по вкладам, которые превышают 1 млн руб. Под действие налогов на процентный доход не попадут зарплатные счета.

Эта мера заработает с 2021 г. Таким образом, граждане с большими банковскими вкладами будут обязаны оплатить налог только в 2022 г. (до 1 декабря 2022 года).

Подобные условия налогообложения будут касаться и инвестиций в долговые ценные бумаги, если общий объем таких активов не менее 1 млн руб.

Вычет по индивидуальному инвестиционному счету

НК РФ предусматривает предоставление налогового вычета по инвестиционному счету в двух случаях, причем, человек не может воспользоваться каждым из них, а должен выбрать один из предложенных вариантов:

1. Вычет в отношении тех сумм денежных средств, которые человек вносит на ИИС

В случае заключения договора на открытие индивидуального инвестиционного счета, человек вносит на свой счет денежные средства для того, чтобы осуществить финансовые операции и получить доход. Именно такие суммы взносов позволят получить налоговый вычет.

Как и любая льгота, данный налоговый вычет представляется при выполнении определенных условий:

Важно быть налоговым резидентом, то есть проживать на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Гражданство значения не имеет, важно находиться определенное время на территории нашей страны.

Договор на ИИС должен быть один, заключенный после 01.01.2014 сроком на 3 года и более. Когда открывается ИИС человек при оформлении документов гарантирует, что другого ИИС у него нет, а если есть, то он обязуется закрыть его в течение месяца с момента открытия нового счета. По договору, заключенному на срок менее 3 лет вычет не положен. Если же договор был открыт на 3 года, но счет был закрыт досрочно, то ранее полученные деньги по вычету придется вернуть государству с уплатой штрафов и пеней.

Получение данного вычета возможно только на основании налоговой декларации 3-НДФЛ, которая представляется в налоговый орган вместе с необходимыми документами. Сдать ее нужно в налоговый орган по месту прописки. В качестве необходимых документов выступают:

справка о доходах по форме 2-НДФЛ;

договор на открытие ИИС;

платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств на счет.

2. Вычет при получении положительного финансового результата по ИИС

В случае выбора этого вычета он будет предоставляться на положительный результат работы счета. Такой доход в соответствии с законодательством должен облагаться налогом. В случае, если налогоплательщик не пользовался первым вариантом вычета по инвестиционному счету, а также выполняет необходимые требования, то с такого дохода не будет удерживаться НДФЛ. Требования в этом случае такие же, как и в первом варианте.

Важно, что при получении вычета по положительному результату по ИИС нет ограничения по сумме, на которую предоставляется вычет. Другая особенность – поскольку вычет предоставляется на итог работы ИИС, то и заявить его можно только в момент окончания договора. В первом случае можно возвращать деньги каждый год по одному договору.

В случае, когда будет открыт следующий инвестиционный счет, то к нему уже опять можно заявить любой из вычетов: либо по взносам на счет, либо по результату ИИС.

Данный вычет можно получить двумя способами. Первый вариант – подача налоговой декларации 3-НДФЛ. Второй вариант – получение вычета через налогового агента.

В случае получения вычета по декларации все точно также, как и в первом варианте: подготавливается декларация, прикладываются документы, сдаются в инспекцию по месту прописки.

Если получать вычет у налогового агента, то нужно обратиться к брокеру или организации, с которым заключен договор ИИС. При выплате дохода (результат от деятельности ИИС) он должен по закону удержать налог, то есть выплатить владельцу счета не полную сумму дохода, а за вычетом налога, который он перечислит в бюджет. Если же владелец счета предоставляет брокеру необходимый документ, то налог агент удерживать не будет и выплатит полную сумму дохода по ИИС.

Все равно придется обратиться в инспекцию, но не с декларацией, а с заявлением на выдачу справки о том, что у налогоплательщика нет других инвестиционных счетов, кроме одного, и что по этому счету не предоставлялся вычет по денежным средствам, внесенным на него. Данное заявление составляется в свободной форме, прилагаются все те же документы, что и при подаче декларации. По итогам рассмотрения заявления в течение месяца налоговый орган может отказать в вычете или выдать справку, которая будет подтверждать право на вычет. Именно эту справку необходимо предоставить брокеру или управляющему, чтобы он при выплате дохода не удержал НДФЛ, а выплатил всю сумму положительного финансового результата по счету.

То, какой получать вычет, решать только налогоплательщику. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе вычета – сроки предоставления вычета. Дело в том, что подать налоговую декларацию можно только в году, следующем за внесением денежных средств на счет или за закрытием счета и получением дохода. Получить вычет у налогового агента можно в том же году, когда был закрыт счет.

Нужно отметить, что сложно спрогнозировать, какой из вариантов вычета по ИИС будет наиболее выгодным. По взносам сумма возврата понятна сразу, получать его можно каждый год. А по финансовому результату размер вычета не понятен: во-первых, его может не быть совсем, если не будет положительного результата по ИИС, во-вторых, возврат по финансовому результату может быть меньше, чем возврат по взносам.

На этот случай есть безопасный вариант получения вычета: налогоплательщик дожидается закрытия счета, уже понимает сумму возврата по взносам и сумму возврата по результату, оценивает, какой вычет больше, и принимает решение о том, какой из вариантов выбрать.

В таком случае, в течение действия срока договора – 3 года, человек не оформляет никаких вычетов. Потом закрывает счет, брокер/управляющий удерживает налог, налогоплательщик оценивает суммы. И затем по итогам года закрытия счета можно подать налоговую декларацию 3-НДФЛ на наиболее выгодный вариант вычета по ИИС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *