ипотека при перераспределении земельных участков
Возможно ли перераспределение границ смежных земельных участков, один их которых обременен ипотекой?
Вопрос: Возможно ли перераспределение границ смежных земельных участков, один их которых обременен ипотекой?
Ответ: Идея о том, что залог сохраняется при изменении вещи, переданной в залог, реализована в п. 10 комментируемого Постановления. В нем обсуждается ситуация изменения заложенного земельного участка.
Основной законодательной нормой, которая регулирует вопросы сохранения и прекращения прав и обременений на земельные участки при их разделе, выделе, объединении и перераспределении, является ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если собственник заложенного нежилого здания в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то в ЕГРП при внесении в него записей о собственности на вновь образованные помещения также делаются записи об ипотеке этих помещений, которые осуществляются регистратором без представления отдельного заявления и уплаты государственной пошлины.
Измененным признается земельный участок, из которого осуществлен выдел одного или нескольких земельных участков по правилам ст. 11.5 Кодекса. Измененным признается также земельный участок, предоставленный садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел которого осуществлен по правилам п. 4 ст. 11.4 Кодекса. Измененные земельные участки не прекращают свое существование в качестве объектов правовых отношений и сохраняются в измененных границах (см. п. 4 ст. 11.4, п. 1 ст. 11.5 Кодекса).
Почему вариант с необходимостью заключения нового договора залога является, на мой взгляд, менее удачным, чем автоматическое обременение ипотекой новых земельных участков? Дело в том, что в таком случае способом защиты интересов кредитора (при уклонении собственника новых земельных участков от заключения договора об ипотеке) будет предъявление иска о понуждении к заключению договора о залоге. Однако до удовлетворения такого иска залогового обременения нет, и, стало быть, собственник может свободно распоряжаться своей вещью, в том числе продать ее третьему лицу, обременить другим залогом, сдать в аренду и пр. И вполне возможно, что к моменту удовлетворения требования о понуждении к заключению договора об ипотеке вещи у ответчика уже не будет либо ее ценность будет уменьшена. В связи с этим предпочтительным представляется иной вариант, а именно автоматическое перенесение залогового обременения с прежнего земельного участка на новые участки.
Комментируемое Постановление не содержит ответа на вопрос о том, что происходит с залогом земельного участка в случае, если такой участок (обремененный залог) будет объединен с незаложенным земельным участком. На мой взгляд, ответить на этот вопрос, руководствуясь концепцией ипотеки изменяющегося объекта, очень легко: вновь образованный земельный участок, разумеется, будет обременен тем залогом, который лежал на одном из объединяемых участков. Вполне возможно, что при таком изменении предмета залога обеспеченное требование окажется существенно ниже стоимости вновь образованного земельного участка. Однако это затруднение легко преодолевается путем применения правил п. 2 ст. 348 ГК РФ о несоразмерности требований залогодержателя и стоимости предмета залога.
Можно усложнить пример, представив себе, что были объединены два земельных участка, каждый из которых был обременен ипотекой в пользу разных лиц. Исходя из концепции сохранения залога при изменении предмета залога, оба залога будут обременять вновь образованный земельный участок, при этом их старшинство будет определяться датами возникновения ипотек в отношении каждого из объединенных участков.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
от 9 декабря 2013 г. по делу N 33-3938
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей коллегии Булгытова С.В., Захарова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Россельхозбанк» к СПСК «Виталина», Ц., Л.Л. о расторжении кредитных договоров, взыскании задолженности по кредитному договору, обращения взыскания на заложенное имущество, по апелляционной жалобе представителя СПСК «Виталина» Е. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2013 г., которым постановлено:
исковые требования ОАО «Россельхозбанк» удовлетворить.
Остальные требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя СПСК «Виталина» Е., представителя ОАО «Россельхозбанк» Р.В.Ч., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
Представитель ОАО «Россельхозбанк» Р.В.Ч. исковые требования поддержал, пояснив, что ответчики на требования банка о погашении задолженности по двум кредитным договорам не реагируют, мер по погашению долга не предпринимают. Земельный участок, находящийся в залоге, с разрешения банка разделен на несколько земельных участков, в т.ч. площадью на который они просят обратить взыскание.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В суд апелляционной инстанции Ц., Л.Л. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель СПСК «Виталина» Е. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО «Россельхозбанк» Р.В.Ч. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав мнение сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 11.8 Земельного кодекса РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
5. Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.
6. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах. В случае, если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заключении договоров, об изменении договоров.
Учитывая указанную норму, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ипотека, как обременение сохраняется в отношении каждого земельного участка, образованных при разделе, объединении, перераспределении земельных участков.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного исследования и им дана соответствующая правовая оценка в решении суда, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы, изложенные в решении суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как разделить земельный участок в ипотеке
Адвокат Антонов А.П.
Прежде всего получите согласие залогодержателя на раздел. Иначе возможны трудности в постановке на учет сформированных участков и регистрации прав на них. Согласие не нужно в исключительных случаях: например, если раздел производится по решению суда.
В остальном действуйте в общем порядке для образования (в том числе раздела) участка. В частности, обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и в отдел Росреестра, чтобы поставить на учет и зарегистрировать права на образованные участки.
Раздел участка, как правило, не прекращает ипотеку, она сохраняется в отношении всех образованных участков. Но можно заключить соглашение к договору об ипотеке об изменении ее предмета.
1. Когда нужно согласие залогодержателя на раздел земельного участка
Оно нужно, если закон прямо не разрешает разделить участок без согласия. Он разрешает не получать его в редких случаях, в частности, когда раздел производится (п. п. 1, 4 ст. 11.2 ЗК РФ):
по решению суда;
для последующего изъятия образованных участков для государственных или муниципальных нужд;
органом местного самоуправления, чтобы образовать земельный участок, на котором находится только самовольная постройка, подлежащая сносу, для его изъятия;
для целей, предусмотренных ст. 13 Закона об участии в долевом строительстве, при условии что получать согласие не требует договор залога.
1.1. Что будет, если не получить согласие залогодержателя, когда оно нужно
Регистрирующий орган может приостановить постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на образованные в результате раздела участки, а в дальнейшем отказать в них (п. 5 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 27, ч. 4 ст. 53 Закона о госрегистрации недвижимости).
А если он все же произведет регистрацию, залогодержатель может потребовать досрочно исполнить обязательство, обеспеченное ипотекой, и при его неисполнении обратить взыскание на образованные участки. Основанием к этому может стать то, что фактически произойдет замена предмета залога другим, новым имуществом в результате действий залогодателя в нарушение договора залога (п. 3 ст. 345 ГК РФ).
2. Как получить согласие залогодержателя на раздел земельного участка
Если вы не согласовали порядок получения согласия в договоре об ипотеке, то можете руководствоваться общими правилами получения согласия третьих лиц, указанными в ст. 157.1 ГК РФ.
В частности, вы можете составить и направить залогодержателю письменный запрос. В нем рекомендуем указать:
просьбу согласовать раздел заложенного земельного участка;
данные исходного земельного участка, позволяющие его идентифицировать (кадастровый номер, адрес, общую площадь и пр.);
характеристики участков, которые сформируются в результате раздела (количество, планируемая площадь, размещаемые на них иные объекты недвижимости и т.д.).
3. Как должно быть оформлено согласие залогодержателя на раздел земельного участка
Главное — оно должно быть оформлено письменно (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, ч. 4 ст. 53 Закона о госрегистрации недвижимости).
Требований к содержанию согласия нет, поэтому можно руководствоваться общими положениями ст. 157.1 ГК РФ о согласии на совершение сделки (см. Позицию ВС РФ).
Если согласие предварительное, в нем достаточно указать предмет сделки, на которую залогодержатель дает согласие (п. 3 ст. 157.1 ГК РФ), а именно:
что он соглашается на образование новых земельных участков из заложенного участка путем его раздела;
данные исходного земельного участка (в частности, его кадастровый номер, адрес, общую площадь).
Кроме того, залогодержатель может поставить свое согласие под условия (см. Позицию ВС РФ). Например, условием может быть образование в результате раздела участков не меньше определенной площади.
Если согласие последующее (одобрение), нужно описать саму сделку по разделу (п. 3 ст. 157.1 ГК РФ). В частности, указать данные исходного и вновь образованных земельных участков.
4. Что происходит с ипотекой при разделе заложенного участка
После раздела участка ипотека как обременение сохраняется в отношении всех образованных в результате него участков, если залогодатель с залогодержателем не согласовали иное. Для этого не нужно подавать отдельное заявление в регистрирующий орган и платить госпошлину. Регистратор должен внести запись об ипотеке самостоятельно одновременно с постановкой на кадастровый учет вновь образованных земельных участков (п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10).
Но для удобства вы можете определить с залогодержателем судьбу каждого из вновь образуемых участков (например, в дополнительном соглашении к договору ипотеки). Это можно сделать с учетом позиции ВАС РФ о том, что залогодатель и залогодержатель могут согласовать иной принцип, чем сохранение ипотеки в отношении каждого из образованных при разделе участка (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Ипотека при перераспределении земельных участков
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.
Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.
Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.
Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.
Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.
С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.
Врио директора Департамента недвижимости | М.В. Бочаров |
Обзор документа
Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.
— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;
— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.
Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.
Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.
Росреестра России от 19.09.2018 N 14-09458-ГЕ/18 (вместе с Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18, Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков»)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 19 сентября 2018 г. N 14-09458-ГЕ/18
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к письму Росреестра от 31.10.2017 N 14-12831-ГЕ/18 для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 16 июля 2018 г. N 14-07286-ГЕ/18
В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии продолжают поступать обращения территориальных органов Росреестра по вопросу возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем территориальные органы Росреестра информируют о наличии судебных актов, свидетельствующих о том, что такое перераспределение не противоречит нормам ЗК, в частности:
в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2017 N Ф03-3437/2017 в числе прочего отмечено, что доводы о невозможности перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка, отклоняются судом как основанные на неверном толковании положений действующего земельного законодательства;
в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-13923/2017 отмечено, что суда первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что формирование земельного участка путем перераспределения двух земельных участков, занятых многоквартирными домами, и земель, находящихся в государственной собственности, возможно при наличии предусмотренного пунктом 1 статьи 39.28 ЗК основания.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в передаче кассационных жалоб (в том числе на указанные постановления Арбитражного руда Дальневосточного округа и Арбитражного суда Северо-Западного округа) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верхового Суда Российской Федерации, в определениях от 26.01.2018 N 303-КГ17-2496, от 03.04.2018 N 307-ЭС18-2026 отметил, что судами нормы материального права при рассмотрении комментируемого вопроса нарушены не были.
На основании изложенного просим вернуться к рассмотрению вопроса о возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и высказать позицию Минэкономразвития России по нему для доведения ее до сведения территориальных органов Росреестра.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 августа 2018 г. N Д23и-4640
О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ И НЕСКОЛЬКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.
Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.
Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.
Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.
С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. N Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.