ипр учащегося состоящего на внутришкольном учете
Индивидуально-профилактическая работа с детьми, стоящими на внутришкольном учёте
Индивидуально- профилактическая работа с обучающимися 9 класса, стоящими на внутришкольном учёте.
Цель работы: социально-педагогическая реабилитация подростка; формирование жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе; формирование ответственного отношения к своей жизни, физическому и психологическому здоровью.
Этапы работы и задачи:
Беседа с семьёй, установление педагогических и личностных контактов
Выявление возможностей социума, воспитательного потенциала семьи
Реализация плана социально-педагогической работы
Привлечение специалистов для работы с учащимся и родителями. Проведение профилактической работы.
Коррекционная работа с обучающимися
«Правила поведения в общественных местах., на ж.дороге.,на водоемах, соблюдение правил безопасности в периоды каникул»
«Правила поведения в общественных местах, ПДД»
«Ответственность подростка. Права и обязанности»
«О недопустимости агрессивного поведения в школе и вне школы»
«Влияние алкоголя на организм подростка»
«Общение с одноклассниками»
«Ответственность за порчу школьного имущества»
«Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними»
«О вредных привычках без прикрас», «Запретный плод сладок» (о питании, вред.привычках)
«Профилактика драк и агрессивного поведения»
«Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции»
«Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»
«Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
«Правонарушение, преступление и наказание»
«Скажи наркотикам «Нет!»
«Взрослая жизнь – взрослая ответственность»
Правила поведения в общественных местах и на дорогах»
«Каки предметы нужны сегодня для моего завтра?»
«Кем бы ты хотел стать?»
«Вспомним подвиги ВОВ»
«Итоги школьных лет. Планы на будущее»
Работа с родителями
содержание, формы работы
Посещение семей на дому. Беседы о готовности детей к уч. году, наличии учебников, о правилах пожарной безопасности
Классный руководитель. Социальный педагог. Библиотекарь
Беседа о выборе детей предметов для сдачи ГИА. Индивидуальные консультации
Зам.директора по УВР.
Совет профилактики. Беседа «Взаимоотношения с ребенком. Родительский контроль»
Зам.директора по УВР. Зам.директора по ВР. Клас. руководитель. Социальный педагог. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса
Посещение на дому. Беседа о родительском контроле за воспитанием и образованием детей
Классный руководитель, социальный педагог
Беседа «Как и на что дети тратят деньги?» Индивидуальные консультации
Индивидуальные беседы, консультации «Свободное время школьника», «Подготовка к ГИА»
Классный руководитель. Психолог школы.
«Ответственность за правонарушения несовершеннолетних»
«Профессии, о которых мечтают школьники». Инд. беседы о посещении занятий, консультаций, о поведении детей
«Как воспитать у ребенка обязательность и ответственность».
Классный руководитель, психолог школы
Беседа «На пороге взросления. Родителям об особенностях развития подростков»
Зам.директора по УВР. Зам.директора по ВР. Клас. руководитель. Социальный педагог. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. Психолог школы
Посещение на дому. Беседа «Местонахождение детей в июне-августе. Безопасность семьи дома и в местах иного пребывания»
Классный руководитель. Социальный педагог
«Ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних детей в летний период. Дальнейшее обучение выпускника 9 класса»
Зам.директора по УВР Зам.директора по ВР. Классный руководитель. Социальный педагог
В течение учебного года классным руководителем посещаются уроки в 9 классе, проводятся беседы с учителями –предметниками о подготовке подростков, стоящих на ВШУ, к урокам, консультациям по подготовке к ГИА. Проводятся индивидуальные беседы, беседы в микрогруппе о поведении на уроках, переменах, в общественных местах, о правилах безопасности на водоёмах зимой, летом, о противопожарной безопасности, о соблюдении ПДД, о недопустимости употребления алкоголя и других вредных веществ, просматриваются ролики на социальную тему, тему ЗОЖ, правопорялка. С обучающимися ведётся работа совместно с администрацией школы, социальным педагогом, психологом.
Семьи детей в течение уч. года посещаются несколько раз с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, ГИА, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время. Родители приглашаются на родительские собрания, а так же для индивидуальных профилактических бесед, консультаций по текущим вопросам с классным руководителем, с учителями- предметниками. В течение года ведутся беседы о поведении обучающихся на уроках, об их отношении к получению знаний и о применении их в дальнейшей жизни. Ведутся беседы о поведении подростков в своём микросоциуме, манерах общения, о молодёжной моде, увлечениях.
Подростков в течение года стараются вовлечь в социально-значимую деятельность через занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях. Проводятся инструктажи по ТБ: о нахождении на территории вокзала, ж/д переходах, о безопасном пользовании электрическим и газовым оборудованием, об ответственности за правонарушения и т.п.
Т.о., с детьми группы риска систематически ведётся работа по повышению уровня ответственности в учебной деятельности, по профилактике правонарушений, работа по формированию ЗОЖ. Проводятся индивидуальные беседы, используются возможности Интернета для просмотра фильмов, роликов, которые имеют воспитательную направленность, ведётся постоянная работа с семьями по усилению родительского контроля за учёбой, поведением детей, чтобы, получив среднее образование, выпускник 9 класса смог учиться дальше, стремиться к самореализации в современном обществе, ориентируясь на положительные, позитивные примеры.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
МАОУ Лицей №48
Алгоритм организации работы оу по выявлению и учету несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол. Поэтому, перед школой стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.
Критерии СОП несовершеннолетнего
Показатели СОП несовершеннолетнего
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
Жестокое обращение с несовершеннолетним
Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия
Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
находящейся в социально опасном положении.
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
Составляется банк данных учащихся и семей. Планируется дальнейшая работа с семьей.
2 этап. Совместная работа социального педагога, педагога психолога и классного руководителя с семьёй СОП.
На этом этапе работники школы проводят следующую работу:
— систематические опоздания в школу;
— частое невыполнение домашних заданий;
— частое беспричинное отсутствие в школе;
— неопрятный внешний вид ребенка;
— отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви, канцелярских товаров, необходимых для учебы;
— следы побоев у ребенка;
— родители приходят в школу с сильным запахом алкоголя и табака, либо в нетрезвом состоянии;
— запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и другое);
— общий хронический беспорядок, грязь (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи);
— плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и другое);
— антисанитарные условия на кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели, наличие тараканов);
— неухоженные домашние животные;
— антисанитарное состояние спальных мест; (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка).
— отсутствие игрушек, книг;
— отсутствие места для подготовки уроков ребенка (нет стола, стульев, книжных полок и т.д.)
— отсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек, школьных принадлежностей;
— нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей / родственников / посторонних);
— следы побоев у членов семьи (у взрослых / у детей);
— наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний;
— проживание нескольких семей в одной квартире;
— недоброжелательное отношение к посетителям;
— недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу.
Показатели неблагополучия семьи
— длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
— длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
— расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
— отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
— необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
— задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
— частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
— антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
— отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
— алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
— не ухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
— несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
— противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
— родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
— устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
— выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
— родители или один из них посещает деструктивную секту;
— родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
— полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
— непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
— систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
— устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
— повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
— постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
— нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
— аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
— проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
— наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
— попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
— оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
— вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
3 этап. Заседание школьного Совет профилактики правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с целью постановки семьи и учащегося на внутришкольный учет.
Классный руководитель предоставляет собранную документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, социально-педагогическую характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета».
4 этап. Уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, и для их эффективного разрешения разрабатывается план совместной работы школы и различных служб, занимающихся профилактической и коррекционно-реабилитационной работой. Составляется ИПР учащегося, состоящего на внутришкольном учёте. Результаты выполнения ИПР заслушиваются на школьном Совете профилактики правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних один раз в полгода.
Взаимодействие социально-психологической службы с классным руководителем осуществляется по следующим направлениям:
— заполнения социально-педагогической характеристики класса;
— профессионального определения учащихся класса;
— особенностей межличностного взаимодействия, учащихся со сверстниками;
— работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;
— системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений
Социальный педагог формирует личное дело семьи / ребенка, которое состоит из следующих документов:
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/ находящегося в трудной жизненной ситуации, и семьи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении, и его семьи
об организации и порядке ведения внутришкольного
и межведомственного учета обучающихся и семей
1.1. Нормативно-правовая база настоящей Инструкции:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении » ;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.05.2009 № 2 «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемыми в совершении преступлений».
Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;
Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.
1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимания общеобразовательной организации, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и (или) нуждающимися в особом внимании общеобразовательной организации;
учетная карта несовершеннолетнего, нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации и (или) находящегося в социально опасном полож ении, его семьи – документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации, его семьи;
межведомственный учет несовершеннолетних и семей – единый учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится профилактическая и реабилитационная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии;
внутришкольный учет обучающихся и семей – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательной организацией в отношении:
1) обучающихся, нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации (с отклонениями в поведении либо имеющих проблемы в обучении – нуждающихся в социально-психологической и педагогической помощи);
2) обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении;
Индивидуальные профилактические мероприятия направлены:
на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;
на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации ;
межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – «МИПР») – форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретным несовершеннолетним и конкретной семьей, находящимися в социально опасном положении.
индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, и их семей (далее – «ИПР») – локальный акт, содержащий сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, иных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи согласно основаниям для постановки на внутришкольный учет в части компетенции общеобразовательной организации.