иран и туркмения отношения
Иран и туркмения отношения
Иран является уникальной с географической и геополитической точки зрения страной, имеющей выходы на такие разные регионы как Ближний Восток, Закавказье, Центральная Азия и Южная Азия (Афганистан и Пакистан). Центральная Азия на протяжении последних пятнадцати лет занимает периферийное положение в иранских внешнеполитических интересах. Это связано с тем, что основное внимание Тегерана направлено на Ближний Восток, где в настоящее время происходят сложные геополитические процессы. Главными целями иранской политики в Центральной Азии и на Южном Кавказе, по мнению профессора Тегеранского университета Махмуда Шури, являются: сотрудничество с Россией по противодействию нестабильности в регионе; желание не допустить военное присутствие внерегиональных акторов, прежде всего США, в ЦА и Закавказье; обеспечение доступа к рынкам постсоветских стран.
В ходе исторического развития последних двадцати пяти лет наиболее активные и динамично развивающиеся отношения у Ирана в регионе Центральной Азии сложились с Таджикистаном и Туркменистаном. Отчасти к этому страны побуждали историческая и цивилизационная близость. Территория нынешнего Туркменистана неоднократно была частью исторического Ирана, а столица легендарной ираноязычной Парфии – Ниса — располагалась по соседству с нынешней туркменской столицей. Развивая отношения с Туркменистаном, Иран преследует прагматические цели – укрепить свои позиции в регионе, извлечь максимальную выгоду как из наличия в соседней стране громадных запасов углеводородов, так и из ее удобного геополитического положения на перекрестке транзитных путей. Кроме того, на территории Ирана компактно проживают 1,5 миллиона этнических туркмен, что также способствовало повышенному вниманию иранской дипломатии к Туркменистану. Еще одним фактором, способствовавшим обоюдному интересу двух стран к развитию отношений, была международная изоляция Ирана и Туркменистана в 1990-х годах. В случае Ирана она объяснялась международными санкциями и стремлением Запада сменить режим исламского правления в этой стране. В то же время тогдашнее туркменское руководство во главе с Сапармурадом Ниязовым добровольно выбрало изоляционистскую политику для того, чтобы законсервировать политическую ситуацию в стране и не слишком зависеть как от России, так и от США в принятии основных решений. Однако последующий ход развития отношений между двумя странами показал, что между ними не только не сложилось стратегического партнерства, но и возникли определенные проблемы и разногласия.
Экономический аспект. Начало девяностых годов было крайне тяжелым для Туркменистана в экономическом отношении. Бывшая советская республика во многом зависела от поставок из Центра, и их прекращение вызвало в ней острый товарный дефицит и закрытие многих промышленных предприятий. После относительной либерализации экономики в Туркмении в 1992 году в нее устремились различные иранские фирмы и компании в надежде завоевать туркменский рынок. В первой половине 1990-х годов иранский ширпотреб (одежда, обувь, стройматериалы) действительно доминировал на туркменских рынках. Однако введение в 1993 году туркменской валюты, маната, существенно поколебало позиции иранского бизнеса. Дело в том, что сделки на поставку иранских товаров заключались в манатах. В 1993 году был установлен официальный курс по отношению к доллару 1:2 (два маната за один доллар). Однако уже в 1994 году фактический курс туркменской валюты упал до десяти манатов за доллар. Однако с иранцами расплачивались по ценам, указанным в ранее заключенных контрактов. Все это привело к большим убыткам иранских компаний.
Перспективным направлением туркмено-иранского экономического сотрудничества является развитие транспортных коммуникаций. Одной из основных проблем Туркменистана является его континентальная изоляция и удаленность от основных мировых коммуникаций. Введенная в эксплуатацию в мае 1996 года железная дорога Теджен–Серахс–Мешхед открыла Ашхабаду путь в регион Ближнего Востока. В начале декабря 2014 года состоялось торжественное открытие 930-километровой транспортной магистрали, соединяющей Казахстан и Туркменистан с иранским портом Чахбахар на побережье Персидского Залива.
Каспийский узел проблем. Исторически статус Каспия определялся двусторонними соглашениями РСФСР и СССР с Персией (Ираном) от 1921 и 1940 годов. Правопреемниками этих соглашений стали четыре постсоветских прикаспийских государства и ИРИ. Каспийское море в свое время не было разделено на советский и иранский секторы, а фактическая линия раздела «Астара — Гасан-Кули» никогда не была признана как формальная морская граница между СССР и Ираном. Вопрос недропользования и разграничения моря по его дну (что является предметом спора между прикаспийскими государствами) вообще не имел смысла. Со времени распада СССР лидеры прикаспийских государств, подтвердили свою приверженность международно-правовым документам советской эпохи по вопросу о статусе Каспия (Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года), но фактически стороны просто перестали брать их в расчет.
Принципиальная позиция России по Каспию первоначально состояла в недопустимости раздела акватории и усиления новых независимых государств. Россия долгое время настаивала на установлении кондоминиума, то есть предлагала рассматривать Каспийское море в качестве общего достояния пяти прибрежных государств и, соответственно, не позволять каких-либо односторонних действий по присвоению его пространств, а также ресурсов без согласия других. В 1998 году российская позиция претерпела изменения: Москва выступила за разграничение дна моря между сопредельными и противолежащими сторонами по модифицированной срединной линии, идущей от существующих сухопутных границ, при сохранении толщи вод в общем пользовании. 6 июля 1998 года такая позиция России закреплена в двустороннем соглашении с Казахстаном («О разграничении дна северной части Каспийского моря с целью соблюдения суверенного недропользования») и подтверждена в российско-казахстанской Декларации о сотрудничестве на Каспийском море, подписанной 9 сентября 2000 года в Астане. В результате переговоров между Россией, Казахстаном и Азербайджаном к 2003 году стороны договорились о разделе северной части Каспия на национальные секторы по месту срединной линии, Казахстан и Россия соответственно контролируют 29% и 19%. Фактически, они пошли на политический компромисс, так как «модифицированная срединная линия – это политическая линия». Таким образом, Россия признала договоры с Ираном, заключенные в 1921 году и в 1940 году, устаревшими и не отвечающими новым геополитическим реалиям. Это во многом усложнило отношения России с Исламской Республикой, а также отношения Ирана со странами СНГ, в частности с Азербайджаном и Туркменией.
Иран всегда имел особое мнение в каспийских спорах. Первоначально Иран придерживался принципа свободного владения морем, ссылаясь на договоры 1921 года и 1940 года, но умалчивал о зафиксированной в них морской границе, которая оставляла в его распоряжении всего 13% каспийского шельфа. По причине противоречивости такой позиции Тегеран вскоре начал отстаивать иной подход – деление Каспия на национальные секторы в равных долях, то есть по 20% на каждое прикаспийское государство. К середине нынешнего десятилетия главным камнем преткновения на пути выработки универсального подхода к решению каспийской проблемы оставалась непримиримая позиция Тегерана, который упорно настаивал на разделе моря на пять равных частей. Более того, Иран даже высказывал точку зрения, согласно которой его доля должна составлять 50%, так как бывшие республики СССР взяли на себя права и обязанности Советского государства, а значит, должны делить между собой оставшуюся половину.
Туркменистан имеет по разделу Каспийского моря особое мнение. В условиях надвигающегося исчерпания туркменских нефтяных месторождений, расположенных на суше, Ашхабад делает основную ставку на разработку шельфа Каспия. По оценкам туркменских геологов, на долю туркменского сектора Каспия приходится более половины запасов нефти и около четверти запасов природного газа этой центральноазиатской страны.
Первым шагом в освоении шельфа стало подписание в июле 1996 года соглашения о разделе продукции между крупнейшей государственной компанией Малайзии Petronas и правительством Туркмении по контрактной территории «Блок 1». В том же году компания получила соответствующую лицензию на разведку и добычу углеводородного сырья, став оператором этого крупного инвестиционного проекта. Первое пробное бурение на каспийском шельфе было проведено в 2003 году, а в 2006 году компания Petronas начала опытно-промышленную добычу нефти с месторождения Диярбекир на территории «Блока №1». Вот тут-то и заключается корень проблем в туркмено-иранских и туркмено-азербайджанских отношениях. Дело в том, что большая часть месторождений является спорными между Туркменистаном и Ираном, а также Туркменистаном и Азербайджаном. В перспективе Туркменистан мог бы одобрить азербайджанскую позицию по разделу дна Каспийского моря. Позиция Азербайджана с самого начала возникновения проблемы делимитации Каспия, была следующей: процесс делимитации Каспия должен производиться на основе принципов и норм международного права, на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Баку настоятельно требовал определить национальные сектора Каспия путем «продления» сухопутных границ до серединной линии моря. В этом случае, границы соответствующих секторов становятся государственными границами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это означает, что каждое прибрежное государство в своем секторе имеет полный и исключительный суверенитет на все виды деятельности. Любая деятельность другого государства, включая судоходство, полеты, научные исследования, может осуществляться только с согласия хозяина сектора. Главным препятствием в согласии Туркмении с азербайджанской позицией по Каспию является наличие спорных нефтегазовых месторождений Сердар, Осман и Омра (как их называет туркменская сторона) или Кяпаз, Азери и Чираг в азербайджанском варианте.
Азербайджан возьмет на себя туркменские цены на газ для Ирана
Тегеран, Баку и Ашхабад договорились о своповых поставках газа. Туркмения возобновит поставки на северо-восток Ирана, а взамен Тегеран поставит топливо в Азербайджан. Такой обмен выгоден Ирану, который не хочет платить Туркмении по рыночным ценам, из-за чего у двух стран уже был конфликт, отмечают эксперты.
Иран, Азербайджан и Туркмения подписали трехстороннее соглашение о своповых поставках газа. Церемония подписания состоялась на 15-м саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ашхабаде.
«Согласно документу, ежегодно из Туркмении в Азербайджан через Иран будет отправляться от полутора до двух миллиардов кубометров газа», — сообщает агентство ИРНА. По его данным, контракт будет бессрочным и вступит в силу с 25 декабря этого года. Ежесуточные поставки составят 5−6 млн кубометров.
Суть сделки заключается в том, что Иран будет получать туркменский газ для своих северных провинций, поставки в которые собственного газа ограничены. А взамен подаст в Азербайджан собственное топливо.
Азербайджану нужен газ через Иран, чтобы снабжать Нахичевань, отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Сейчас у них действует своп с Ираном, но у Ирана есть потребность получать объемы газа на северо-востоке, а не в Астаре (куда его может подать Баку)», — говорит эксперт. Алексей Гривач, замечает, что раньше Тегеран покупал газ для северо-восточных провинций у Туркмении. «Но платить рыночную цену, естественно, не хотят и даже, наверное, не могут», — полагает эксперт.
В результате три стороны нашли компромиссное решение, в котором реальные деньги будет платить только Азербайджан.
Ирано-туркменские отношения в XXI в.: эволюция и современное состояние
Аннотация
Ликвидация Советского Союза открыла для иранской внешней политики новое, представлявшееся весьма перспективным направление активности — центральноазиатское. Иранское руководство рассчитывало укрепить международный статус страны за счет установления партнерских связей с государствами Центральной Азии (ЦА). На позиции первостепенного по значимости партнера для Ирана среди государств ЦА выдвинулся, вопреки ожиданиям, не близкий в этнокультурном отношении Таджикистан, а соседний Туркменистан. Основными сферами сотрудничества двух стран стали формирование трансграничной транспортной инфраструктуры в рамках создания международного транспортного коридора Север — Юг, а также энергетика, добыча и экспорт газа и нефти. Политика Ирана в Центральной Азии характеризовалась взвешенностью и прагматизмом. Тегеран не допускал резких шагов даже во время «газового конфликта» с Туркменистаном. Не меньшим прагматизмом отличалась и позиция Туркменистана, сохранившего широкий спектр взаимодействия с Ираном и вместе с тем сделавшего стратегический выбор в пользу сотрудничества с Китаем. Взаимодействие Ирана и Туркменистана оказывает стабилизирующее влияние на комплекс межгосударственных отношений в Центральноазиатском регионе.
Скачивания
Metrics
Биографии авторов
аспирант исторического факультета Алтайского государственного университета
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений
Литература
Международные отношения в Центральной Азии. События и документы / отв. ред. А.Д. Богатуров. М., 2011.
Васильев Л.Е. Некоторые особенности политики мировых держав в Центральной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17.
Сулейманов А.В. Геополитическая борьба России, Турции и Ирана в Центральной Азии и Закавказье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2013. № 4.
Варнавский Д. Иран и государства Центральной Азии: генезис, состояние и перспективы сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 2(56).
Лаумулин М. Центральная Азия и Pax Iranica: взаимодействие и взаимовлияние // Центральная Азия и Кавказ. 2011. № 2.
Месамед В. Ирано-туркменские отношения в эпоху перемен // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 4(52).
Уостнидж Э. Внешняя культурная политика Ирана в Центральной Азии: демонстрация политического прагматизма // Центральная Азия и Кавказ. 2014. Т. 17, вып. 4.
Вартанян А.М. Стратегия развития Ирана до 2025 года: промежуточные итоги [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=11270.
Транзитная железная дорога Теджен — Серахс — Мешхед стала важным источником валютных доходов для Туркменистана [Электронный ресурс]. URL: https://www.iran.ru/news/economics/39888/Tranzitnaya_zheleznaya_
Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовом секторе Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18, вып. 3-4.
Иран рассчитывает на политические выгоды от соглашения по газу с Азербайджаном и Туркменистаном
Закупки Ираном туркменского газа были приостановлены в декабре 2016 года, но с заключением этого соглашения был сделан шаг вперед в отношениях между двумя странами в сфере энергетики. В основе соглашения лежит важный политический посыл, который может помочь Ирану в выполнении плана по превращению в региональный газовый центр.
В Иране считают, что это соглашение может способствовать расширению торговли с Туркменистаном, особенно в газовой сфере. Иран обеспокоен проектами газопровода ТАПИ и Транскаспийского трубопровода, которые лишили бы Иран статуса газового хаба. По мнению экспертов, заключение соглашения о своповых поставках газа с Туркменистаном стало первым шагом в реализации генерального плана министерства нефти Ирана. На картах, распространенных иранскими СМИ, показана возможность для Ирана быть частью различных газопроводов и транзитных маршрутов. Туркменская газовая сеть соединяется с Азербайджаном через Каспийское море и предназначена для экспорта природного газа из Центральной Азии в Европу по Южному газовому коридору.
Транскаспийский газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном будет соединен с Южно-Кавказским трубопроводом (ЮКТ) на территории Азербайджана. Затем ЮКТ присоединяется к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) в Турции. Это даст Ирану выход в Турцию и Европу через Трансадриатический трубопровод (TAP), включая такие страны как Греция, Албания и Италия.
Сейчас единственным недостающим звеном в Южном газовом коридоре является Транскаспийский газопровод, реализация которого откладывается на протяжении уже многих лет из-за юридических споров по поводу инвестиций и экономического обоснования. В результате Туркменистан, занимающий четвертое место в мире по доказанным запасам природного газа, еще не подключен к европейскому континенту. Это важно, так как могло бы предоставить Ирану больше влияния в Центральной Азии и сблизить Иран с Турцией и Азербайджаном.
Соглашение о своповых поставках газа стало первым шагом к возрождению отношений в газовой сфере с двумя влиятельными странами Южного газового коридора, и дальнейшее укрепление этих отношений может остановить реализацию Транскаспийского проекта. Туркменистан сыграл значительную роль в двух ключевых газовых транзитных проектах в регионе, которые были разработаны с целью обойти Иран. Теперь Иран хочет восстановить хорошие отношения с Туркменистаном.
Использование иранской газораспределительной сети Туркменистаном также имеет много преимуществ, наиболее очевидным из которых является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых трубопроводов с непомерными затратами».
Если мы посмотрим на соглашение о своповых поставках газа между Ираном и Туркменистаном с этой точки зрения, мы обнаружим, что его суть не просто в передаче нескольких миллионов кубометров газа, а в том, что договоренность будет использоваться как шаг вперед к изменению баланса на региональном газовом рынке. В ближайшие годы это может иметь серьезные последствия.
Газ из Туркменистана будет идти в Азербайджан через Иран. Подписано 3-стороннее соглашение
Источник: Пресс-служба президента Азербайджана
Подписание состоялось 28 ноября 2021 г. в присутствии азербайджанского, иранского и туркменского президентов И. Алиева, И. Раиси и Г. Бердымухамедова.
Согласно договоренности, ежегодно из Туркменистана в Азербайджан через Иран будет поставляться от 1,5 до 2 млрд м 3 газа.
Контракт бессрочный, реализация начнется с 22 декабря 2021 г.
По данным Mehr, Иран от транзитных доходов сможет удовлетворить потребности в газе 5 своих северных провинций в рамках контракта SWAP.
Ранее министр нефти Ирана Д. Овджи сообщил, что по итогам состоявшихся 22 ноября в Тегеране переговоров с вице-премьером Азербайджана Ш. Мустафаевым Тегеран и Баку договорились о своповых поставках газа в Азербайджан через Иран из соседних стран, включая Туркменистан.
Примечательно, что подписание соглашение происходит в то время, когда заместитель министра иностранных дел Ирана А. Багери на переговорах по снятию санкций, введенных Соединенными Штатами в отношении Ирана.
Соглашение показывает, что Иран очень хочет, чтобы США сняли санкции, и теперь делает упор на сбалансированную внешнюю политику.
Опора исключительно на Запад больше не стоит в повестке дня МИД.
Президент Азербайджана И. Алиев, несмотря на напряженные прежде отношения между странами, назвал подписанный документ важным с точки зрения экономической и энергетической безопасности.
Президент Ирана И. Раиси, в свою очередь, подчеркнул, что этот документ направлен на развитие отношений между странами, в тч в сферах экономики, торговли, транзита и культуры.
Организации Экономического Сотрудничества, ставящая цель регионального взаимодействия для экономического роста, была создана в 1985 г. Турцией, Ираном и Пакистаном.
В 1992 г. к этой организации присоединились Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Туркменистан принимал 15 саммит ОЭС в качестве председателя.
На саммите в Ашхабаде председательство ОЭС было передано Узбекистану.