исходные линии в международном морском праве
Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря
Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря
1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Статья 7. Прямые исходные линии
Прямые исходные линии
1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.
4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.
5. В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.
6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Исходная линия
Исходная линия — в международном морском праве, линия, от которой отмеряются расстояния до внешних границ территориального моря и других морских районов с различающимися правовыми режимами (прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа). Исходная линия также является линией, отделяющей внутренние воды от территориального моря прибрежного государства.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее – Конвенция 1982 г.) предусматривает два основных типа исходных линий: нормальная исходная линия и прямая исходная линия. Возможность применения базовых линий того или иного типа либо их комбинации определяется прибрежным государством в зависимости от соответствующих географических условий данной местности.
Историческая справка.
Большинство ранних законодательных актов, устанавливающих границы морских районов, не содержали четких определений исходных линий. Часто использовались довольно неточные термины, такие как «берег», которые могли интерпретироваться по-разному. Но с постепенным принятием в XVIII и XIX веках унифицированной ширины зоны юрисдикции, примыкающей к береговой линии, возникала необходимость указывать базовую линию, от которого должна отсчитываться внешняя граница этой зоны.
Вопрос об исходной линии на международном уровне впервые был поднят на Гаагской конференции по кодификации 1930 года. Конференции закончилась безрезультатно. Тем не менее работа, проделанная на конференции, послужила основой для разработки статей по морскому праву, выполненной Комиссией международного права в начале 1950-х годов. Эти статьи были включены в Женевскую конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне 1958 года.
Положения Конвенции 1958 года, касающиеся исходной линии (статьи 3–13) представляют собой кодификацию международного обычного права. Поэтому неудивительно, что Конвенция 1982 г. (статьи 3–16) просто повторяет большинство этих положений, вводя лишь несколько несущественных дополнений для различных географических условий, не предусмотренных в Женевской конвенции.
Нормальная исходная линия.
Как сказано в статье 5 Конвенции 1982 г., «нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба». Юридическая граница между сушей и морем обычно совпадает с естественной, следуя за конфигурацией береговой линии, за исключением тех случаев, когда Конвенция допускает использование прямых исходных линий.
Отметка наибольшего отлива служит для обеспечения безопасности навигации и по этой причине применяется в морских картах в качестве нуля глубин. Это выгодно прибрежному государству, особенно в тех местах, где между отметками прилива и отлива существует большая разница. Воды, расположенные между этими двумя отметками, считаются внутренними водам.
Некоторые проблемы возникают в отношении определения нормальной исходной линии вдоль полярных берегов, постоянно покрытых шельфовыми льдами. В качестве возможного решения было предложено считать базовой линией линию наибольшего отлива вдоль контура ледяного покрова.
Согласно статье 6 Конвенции 1982 г., «в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе». Это положение применяется к рифам, созданным кораллами в теплых тропических и субтропических водах Тихого и Индийского океанов и Карибского моря. Воды атоллов и воды между окаймляющими рифами и основным островом считаются внутренними водами.
Порты.
Исключение из правила, согласно которому нормальная исходная линия соответствует естественной конфигурации береговой линии, содержится в статье 11 Конвенции 1982 г., посвященной портам. В ней предусматривается, что «наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега». Это положение относится только к портовым сооружениям – докам, причалам и т. д., но не к другим конструкциям, устанавливаемым вдоль берега для различных целей. Оно также не применяется к прибрежным установкам и искусственным островам, отрезанным водой от берега.
Прямая исходная линия.
В отдельных местах из-за очень сложной конфигурации побережья применение линии наибольшего отлива может оказаться нерациональным. В подобных случаях Конвенция 1982 г. допускает использовать метод прямых исходных линий.
Система прямых исходных линий территориального моря, установленная Бирмой.
Метод прямых исходных линий — система прямых линий, соединяющих отдельные характерные точки на линии наибольшего отлива, обычно называемые поворотными точками, которые могут применяться только в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов. В зависимости от различных условий прямые базовые линии могут применяться либо ко всей береговой линии государства, либо к отдельной ее части.
Применение метода прямых исходных линий носит разрешительный характер. Если конфигурация побережья соответствует критериям, изложенным в статье 7 Конвенции 1982 г., прибрежное государство самостоятельно определяет целесообразность применения данного метода.
При использовании метода прямых исходных линий должны соблюдаться определенные критерии:
Как и при использовании нормальных базовых линий, воды, расположенные в сторону берега от прямых базовых линий, являются внутренними водами государства. Однако, в соответствии со статьей 8 право мирного прохода в этом случае сохраняется.
Устья рек.
Согласно статье 9 Конвенции 1982 г., «если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу». Это положение ни коим образом не ограничивает длину замыкающий линии. Кроме того, текст на английском и русском языках лишь частично соответствует французскому: «si un fleuve se jette dans la mer sans former d’estuaire» (если река впадает в море, не образуя эстуария). Аргентина и Уругвай считают, что устье реки Ла-Плата может быть замкнуто 118-мильной прямой линией. Однако, отдельные государства выражают протест, заявляя, что река Ла-Плата впадает в эстуарий, а не прямо в море.
Дельты.
Согласно статье 7, п. 2 Конвенции 1982 г.:
там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.
Данное положение отражает специфическую ситуацию в Бангладеш, где совокупное воздействие речных наводнений, муссонных ливней, циклонных штормов и морских приливов обуславливает значительное смещение и нестабильность отметки низкой воды вдоль дельт реки Ганга и реки Брахмапутра.
Заливы.
Заливы, к которым применяются положения статьи 10 Конвенции 1982 г., определяются на основе двух геометрических критериев:
Если расстояние между отметками низкого уровня естественных точек входа превышает 24 мили, в пределах залива проводится 24-х метровая прямая исходная линия, таким образом, чтобы ограничить возможно большую площадь воды, насколько позволяет длина этой линии.
Положения о заливах не применяются к так называемым историческим заливам (например, Белое море в России). Предполагается, что подобные заливы могут быть внутренними водами, даже если не отвечают одному или обоим указанным критериям.
Статья 10 относятся только к заливам, берега которых принадлежат одному государству. Если с заливом граничат два или несколько государств, его не нельзя включать в состав внутренних вод.
Архипелаги.
Государства-архипелаги могут использовать систему прямых исходных линий, соединяющие внешние точки самых отдаленных островов архипелага. Под «архипелагом» подразумевается группа тесно связанных островов, составляющих единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считающихся таковыми. Примером архипелажных государств являются Филиппины, Индонезия, Фиджи.
При проведении прямых архипелажных линий должны соблюдаться дополнительные географические условия:
Воды в пределах прямых архипелажных исходных линий считаются архипелажными водами. Суда всех стран пользуются правом мирного прохода через эти воды. Однако, государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых действует специальный режим архипелажного прохода, предусмотренный статьей 53 Конвенции 1982 г..
Исходные линии в международном морском праве
________________
* Конвенция вступила в силу для России 11 апреля 1997 года.
Пункт 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1994 года N 48/263 устанавливает, что часть XI данной Конвенции подлежит толкованию и применению вместе с Соглашением от 23 июля 1994 года как единый документ.
руководствуясь стремлением урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все вопросы, касающиеся морского права, и сознавая историческое значение настоящей Конвенции как важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов мира,
принимая во внимание, что развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву,
сознавая тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое,
признавая желательность установления с помощью настоящей Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды,
учитывая тот факт, что достижение этих целей будет способствовать установлению справедливого и равноправного международного экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю,
стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, в которой Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осуществляются на благо всего человечества, независимо от географического положения государств,
убежденные в том, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в настоящей Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, изложенными в ее Уставе,
подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права,
согласились о нижеследующем:
Часть I
Статья 1
Употребление терминов и сфера применения
1. Для целей настоящей Конвенции:
1) «Район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции;
2) «Орган» означает Международный орган по морскому дну;
3) «деятельность в Районе» означает все виды деятельности по разведке и разработке ресурсов Района;
4) «загрязнение морской среды» означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;
5) а) «захоронение» означает:
i) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;
ii) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;
b) «захоронением» не считается:
i) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях;
ii) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.
2. 1) «Государство-участник» означает государство, которое согласилось на обязательность для него настоящей Конвенции и для которого настоящая Конвенция находится в силе.
2) Настоящая Конвенция применяется mutatis mutandis к субъектам права, перечисленным в пункте 1 «b», «с», «d», «е» и «f» статьи 305, которые становятся участниками настоящей Конвенции в соответствии с условиями, характерными для каждого из них, и в этой мере под термином «государства-участники» понимаются эти субъекты права.
Часть II
Территориальное море и прилежащая зона
Раздел 1. Общие положения
Статья 2
Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над
территориальным морем, а также его дна и недр
2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.
Раздел 2. Границы территориального моря
Статья 3
Ширина территориального моря
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
Статья 4
Внешняя граница территориального моря
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
Статья 5
Нормальная исходная линия
Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
Статья 6
В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.
Статья 7
Прямые исходные линии
1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.
4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.
5. В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.
6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Статья 8
1. За исключением случаев, предусмотренных в Части IV, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.
2. Когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предусмотренное в настоящей Конвенции.
Статья 9
Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.
Статья 10
1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.
3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.
4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.
Статья 11
Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
Статья 12
Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.
Статья 13
Осыхающие при отливе возвышения
1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.
2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.
Статья 14
Сочетание методов установления исходных линий
Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных в предыдущих статьях, в зависимости от различных условий.
Статья 15
Делимитация территориального моря между государствами
с противолежащими или смежными побережьями
Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении.