иск в авиакомпанию образец

Претензия о выплате штрафа и компенсации убытков, причиненных задержкой авиарейса

(указать наименование авиакомпании и ее адрес места нахождения)

(Ф. И. О. полностью, адрес регистрации и номер телефона)

ПРЕТЕНЗИЯ

о выплате штрафа и компенсации убытков,

причиненных задержкой авиарейса

«___» _____ 20__ года я полностью оплатил и приобрел авиабилет(ы) на рейс № ____ по маршруту ___________., за который(е) я заплатил __________ (______________) рублей. Тем самым в соответствии с п.2 ст.786 ГК РФ, п.1. ст.105 Воздушного кодекса РФ и п.44 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (введены приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82) я заключил с Вашим предприятием договор воздушной перевозки пассажира(ов).

Вылет рейса № ____ должен был состояться в __часов __минут по местному времени «___» _____ 20__ года. Этот факт подтвержден оформленным(и) авиабилетом(ами).

«___» _____ 20__ года вылет рейса не состоялся. Он был отложен до ____часов ___минут «___» _____ 20__ года. Этот факт подтвержден отметкой авиакомпании/аэропорта назначения на бланке(ах) авиабилета(ов).

Полностью оплатив стоимость услуг по договору воздушной перевозки, я свои обязательства перед Вашей авиакомпанией добросовестно выполнил. Однако Ваше предприятие в нарушение статьи 4. Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителя» не исполнило обязательства в части срока договора.

В соответствии с нормами статьи 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, что в моем случае составляет ______________ (_____________) рублей.

При любой задержке вылета рейса авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей обязан бесплатно организовать для пассажиров строго определенный набор услуг, что Вашим предприятием выполнено не было. Так как задержка вылета рейса составила более __________ часов, то мне пришлось за свой счет оплатить: услуги по хранению моего багажа — ___________ рублей; междугородний телефонный разговор с целью сообщить семье о задержке рейса — _______ рублей; междугородний телефонный разговор с целью сообщить в туристское агентство о задержке рейса и вынужденном изменении сроков пребывания на отдыхе — _______ рублей; приобретение прохладительных напитков – _____________ рублей; обед в ресторане — ______ рублей; проезд на такси из аэропорта в гостиницу и обратно — _________ рублей; проживание в гостинице — ____________ рублей; приобретение лекарств от головной боли и для понижения давления — ____________ рублей. Тем самым из-за задержки рейса мне были причинены прямые убытки в сумме _____________ рублей.

Кроме того, по причине просрочки доставки меня к месту отдыха я понес также следующие прямые убытки: из-за сокращения времени проживания в отеле на ___________ сутки — __________ рублей; отмена оплаченной экскурсии, которой я не смог воспользоваться из-за просрочки в доставке — _____________ рублей, и того в сумме ____________ рублей.

Кроме того, по причине просрочки доставки меня в пункт назначения я не смог воспользоваться заранее приобретенной перевозкой из г._____________ к месту своего проживания, при этом мои прямые убытки после сдачи ранее купленных проездных билетов и приобретения новых составили — __________ рублей.

На основании статей 4, 15 и 29 ФЗ «О защите прав потребителей», статьи 120 Воздушного кодекса РФ и статьи 15 ГК РФ

ПРОШУ:

1. Уплатить мне в добровольном порядке в соответствии с уведомлением об ограничении ответственности за просрочку в доставке пассажиров, содержащимся в моем авиабилете, штраф за просрочку в размере ____________ рублей.

2. Возместить причиненные мне из-за задержки рейса прямые убытки в сумме ___________ рублей.

В случае неудовлетворения моих законных требований я буду вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании штрафа и убытков.

Кроме того, я буду просить суд на основании статьи 15 ФЗ «О защите прав потребителей» и статьи 151 ГК РФ взыскать с Вашего предприятия компенсацию за причиненный мне моральный вред, который нанесла мне задержка рейса по вине Вашего предприятия. Учитывая последствия причиненных мне физических и нравственных страданий, я оцениваю их в __________ рублей.

В случае отказа выполнить мои законные требования, при рассмотрении моего иска в суде, я буду просить суд взыскать с Вашего предприятия штраф в мою пользу в соответствии с пунктом 6 статьи 13 ФЗ «О защите прав потребителей» за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

1. Копия авиабилета.

2. Копия счета за хранение багажа.

3. Копия счета за междугородние телефонные разговоры.

4. Копия кассового чека за приобретение прохладительных напитков.

5. Копия счета за обед в ресторане.

6. Копия счета за проезд на такси.

7. Копия счета за проживание в гостинице.

8. Копия кассового чека на приобретение лекарств.

9. Копия справки из туристского агентства о стоимости проживания в отеле и оплаченной экскурсии.

10. Копия справки о возврате ранее приобретенных проездных билетов.

11. Копия вновь приобретенных проездных документов.

«___» _____ 20__ года ______________ ______________

иск в авиакомпанию образец

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Источник

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

В 2020 году многие столкнулись с проблемой отмены туров и авиабилетов из-за коронавируса. Многие не знают, что теперь делать и можно ли вернуть деньги за билеты. В статье подробно рассмотрим как это сделать.

Для начала, сразу укажу список нормативно-правовых актов, которыми регулируется возврат, чтобы вы сами могли при желании все посмотреть и проверить.

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями:

Рассмотрим две ситуации, когда вы просто добровольно отказываетесь от полета, потому что передумали, или когда отказываетесь вынужденно, из-за коронавируса или по другой уважительной причине.

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы так как бывают два вида авиабилетов указанных в п.1.1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ:

Согласно ч.4 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

То есть при добровольном отказе главное убедиться что билет возвратный и успеть вовремя обратиться к перевозчику.

Если вы не можете улететь по уважительной причине, например болезнь и так далее, то это будет считать вынужденным отказом от перевозки, и об этом читайте ниже.

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются:

пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Тут можно только порассуждать логически.

В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Применительно к п. 4 стоит отметить, что возможность сторон договором изменять положения норм закона в договорных отношениях с участием потребителя ограничена пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, запрещающим ухудшение положения потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

Таким образом, в связи с объявлением ВОЗ пандемии, ограничением авиасообщения с отдельными государствами, изменением визовых режимов, отменой массовых мероприятий в отдельных городах, я считаю возможным обращение граждан в авиакомпании с предложением об изменении или о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора гражданин вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Также не забывайте и о житейских методах возврата, таких как например оспаривание операции по банковской карте, если вы покупали билеты по карте.

Так как доказать что услуга оказана перевозчик не сможет, деньги вам вернут, хоть и не очень быстро.

Источник

Претензия российской авиакомпании за задержку рейса

Всегда неприятно, когда рейс задерживается. Получение покрытия расходов становится компенсацией за потерянное время и нервы, если оформить жалобу туроператору.

иск в авиакомпанию образец

Определение задержки полета

Под этим понятием подразумевается приостановление движения самолета в начале рейса или уже в пути. Неважно, что послужило поводом для неудобств, за это держит ответ как авиакомпания, так и туроператор.

Следует грамотно написать жалобу, причем сразу же после доставленных неудобств. Часто можно даже добиться возврата денег за билет на задержанный рейс.

иск в авиакомпанию образец

Советы по отмене и задержке рейса, которые должен знать каждый путешественник

Что может послужить поводом для подачи претензии

Основной причиной для оформления жалобы является аннулирование или долгое ожидание полета. Все изменения в рейсе должны происходить из-за непредвиденных обстоятельств авиаперевозчика.

В законопроектах России указано, что задержка рейса является довольно веским основанием, чтобы претендовать на возмещение ущерба в размере 100 % стоимости билета. При этом турфирма должна компенсировать убытки клиента в ограниченный промежуток времени.

Свой запрос нужно оформлять в печатном виде, указав, что отказ лететь был вынужденным. Основание для компенсации 100 % средств обусловлено не только законодательством РФ, но и статьей № 108 Воздушного кодекса страны.

Вопрос следует решать еще в аэропорту. У сотрудников нужно попросить сделать пометку на билете о задержке рейса.

Неплохо сделать фотоснимок, где будет видна информация о задержке на электронном табло. А также взять номера телефонов у попутчиков — они понадобятся в качестве свидетелей на суде, если состоится заседание.

Что должна делать авиакомпания

Когда турист решил не отказываться от полета в перенесенное время, то он может воспользоваться дополнительными удобствами и услугами, ожидая самолет:

Чтобы все эти услуги предоставлялись бесплатно, после объявления о переносе полета следует оформить заявление с жалобой к туроператору.

иск в авиакомпанию образец

Что должны предоставлять авиакомпании при задержке рейса

Если ждать пришлось более семи часов, для выплаты денег следует оформить отказ от рейса.

Авиакомпании могут отказать в компенсации

Подать жалобу не представляется возможным, когда авиаперевозчик в качестве причины задержки называет непреодолимую силу (форс-мажор). Подобная модель поведения свойственна компаниям уже много лет, чтобы не выплачивать потерпевшим по справедливости положенные средства.

иск в авиакомпанию образец

Кроме того, организаторы полета могут отказывать в удовлетворении претензий, если полет задержался из-за государственных органов, природных катаклизмов, нелетной погоды, различных протестов и забастовок сотрудников воздушных сил.

В связи с этим зачастую лучше сразу же подавать исковое заявление в судовые органы. Тогда представитель авиакомпании должен доказать свою невиновность, а также, что задержка рейса действительно состоялась не из-за его халатности, а по причине форс-мажора.

Что следует требовать

Даже если пассажир не отказался от рейса, он все же может претендовать на некоторую компенсацию средств за неудобства, доставленные авиакомпанией.

К примеру, может стать известно, что рейс будет отправляться на следующий день. Пассажир отправляется в отель на ночлег, а на следующий день едет в аэропорт. В таком случае можно требовать компенсацию за проживание в гостинице.

Конечно, нужно сохранить все документы и чеки, подтверждающие данное заселение. Иначе ни о какой жалобе и речи быть не может. Турист задержанного рейса может претендовать на возмещение потраченных денег за другие нужды.

иск в авиакомпанию образец

Например, пассажир купил билет на концерт, но рейс не прибыл вовремя. Так как не удалось побывать на событии из-за авиакомпании, то пассажир имеет право требовать компенсацию. По той же схеме можно действовать, если пропадают проездные документы на другой транспорт.

В документе с претензиями к авиаперевозчику можно требовать сохранность багажа, использование комнаты матери и ребенка без оплаты услуг, доставки на ночлег в гостиницу или другое место и обратно, если полет отложили надолго.

Помимо выплаты денег, пассажир имеет право потребовать средства за нанесенный эмоциональный ущерб. К примеру, он может из-за задержки полета опоздать на похороны близкого родственника, что, безусловно, является трагедией.

Если пассажир испытывает проблемы со здоровьем, которые усугубились из-за длительного ожидания, он также может подавать заявление. Определенной суммы, которая взимается как моральный ущерб, в законодательстве не указано. Ее нужно установить самому, но в рамках разумного.

Как правильно написать претензию

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, составленное заявление с претензией является официальным шагом перед судом для решения возникшей ситуации мирным путем.

Строгого образца для ее составления не существует. Поэтому можно использовать шаблон, приведенный ниже, или перефразировать его своими словами. Естественно, в образце нужно будет менять реквизиты в соответствии с рейсом, который задержался.

Прежде чем писать заявление, необходимо собрать все документы о рейсе и убытках, которые понес конкретный пассажир. Жалоба подается именно той авиакомпании, у которой были приобретены билеты.

Претензия авиакомпании за задержку рейса (образец)

иск в авиакомпанию образец

Как подавать документ

Изначально претензия подается туроператору. Не факт, что данный орган серьезно отнесется к требованиям пассажира. Поэтому следующими инстанциями, в которые можно обратиться, будут Роспотребнадзор или судовые органы.

Если рейс был запланирован внутри страны, то на рассмотрение заявления уйдет до полугода. Точкой отсчета является первоначальная дата отправления рейса. Если идет речь о международном полете, то обработка требований может занять до двух лет.

Способы подачи заявления

Существует три способа подачи заявления:

иск в авиакомпанию образец

Способы подачи заявления

Туроператор, в отличие от других органов, должен обрабатывать информацию в течение 10 дней. Если ответа нет, нужно идти в суд или Роспотребнадзор.

Отказ авиакомпании в удовлетворении требований

Если перевозчик выражает нежелание признавать свою ошибку и игнорирует просьбу о компенсации ущерба, то это нарушение статей ГК России и положений Закона «О защите прав потребителей». Тогда уже точно нужно привести виновного к ответу через суд.

Только так можно рассчитывать на компенсацию средств. Решением суда может стать и частичное возмещение, к примеру, половины запрашиваемой суммы. Прежде чем подавать иск, лучше всего записаться на консультацию к авторитетному юристу.

Заключение

Если изменение рейса приносит хлопоты и неудобства, подача жалобы — это реальный шанс что-то изменить не только для себя, но и для других пассажиров.

Важно собрать все данные, чтобы заявление имело перспективы: на билете нужно поставить отметку о задержке, сфотографировать табло и т. д. Отказаться от поездки — право каждого пассажира, как и требовать компенсацию за сорванные дела.

Источник

Как взыскать компенсацию за задержку багажа

Который авиакомпания доставила позже чем через сутки

Авиакомпания потеряла чемодан Татьяны и Сергея.

Они летели в Чехию из Иркутска с пересадкой в Москве. Когда прилетели в Прагу, обнаружили, что одного из чемоданов не хватает. Багаж нашелся через 1,5 суток.

Что произошло

20 апреля супруги приехали в аэропорт Иркутска и прошли досмотр. Каждый сдал свой чемодан в багаж. В этот же день они приземлились в Праге — осталось только получить багаж и наслаждаться долгожданным отпуском.

Однако в аэропорту на багажной ленте Сергей не нашел свой чемодан. Он обратился в службу розыска багажа. Сотрудники службы стали выяснять судьбу чемодана — оказалось, что тот остался в Москве: по непонятным причинам его забыли перегрузить с одного борта на другой. Сергея заверили, что чемодан доставят в Прагу в тот же день ближайшим рейсом и привезут курьерской службой туда, где будет находиться Сергей.

К вечеру багаж так и не доставили, а оставаться ночевать в Праге в планы Сергея и Татьяны не входило. Расстояние между Марианске-Лазне и Прагой — около 170 км, это примерно три часа пути. Поэтому супруги решили не ждать чемодан в аэропорту и направились в Марианске-Лазне.

Сергей остался в чужой стране без всех своих вещей, предметов первой необходимости и лекарств. Также в чемодане осталась часть вещей Татьяны. Ни в день прилета, ни на следующий чемодан так и не привезли.

Первые дни отдыха вместо экскурсий и достопримечательностей Сергею и Татьяне пришлось тратить время и деньги на покупку вещей. Они приобрели домашнюю одежду, обувь, белье, носки, гигиенические принадлежности, а также чайник: их остался в чемодане. На все это они потратили 3185,81 Kč — 8920,24 Р по курсу на день покупок.

Утром 22 апреля с ресепшена отеля позвонили и сказали, что чемодан Сергея наконец привезли. Багаж задержали почти на 43 часа: супруги прилетели в Прагу 20 апреля в 14:30, а чемодан получили 22 апреля после 9:00.

Сергей и Татьяна решили не оставлять это дело просто так и по возвращении с отдыха взыскать с авиаперевозчика денежную компенсацию за задержку багажа. Вот что они сделали, чтобы отстоять свои права.

Источник

Как я отсудил у авиакомпании компенсацию за отмененный рейс

И получил в 20 раз больше, чем заплатил за билет

Самолетами я летаю часто. За пять лет активных путешествий накопился уже 231 перелет.

За это время бывало всякое: рейсы задерживали, отменяли, переносили. Однажды мне пришлось сделать вынужденный возврат билетов по болезни: самолет улетел без меня, но деньги вернули. Обычно сотрудники аэропортов и авиакомпаний помогали решить ситуацию.

В статье расскажу, как действовать в подобной ситуации.

Что произошло с рейсом

я заплатил за билет на рейс, который потом отменили

В тот день на Краснодар опустился сильный туман. В аэропорту я открыл трекер «Флайтрадар» и увидел, как самолет, который должен меня увезти, кружит над аэропортом. Выполнить посадку в Краснодаре он не смог и улетел в Ростов-на-Дону.

За 10 минут до планового времени вылета в аэропорту объявили о задержке рейса на час, потом еще на час. По закону, если рейс задерживают, через два часа авиакомпания обязана предоставить пассажирам воду, а через четыре — питание. Так и произошло: сначала нам дали бутылки с водой, а затем еду.

А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов

Через семь часов рейс отменили. Представитель авиакомпании предложила пассажирам расписаться в списке, чтобы сделать вынужденный возврат билетов и вернуть деньги. Их обещали перевести в течение 30 дней.

Меня такое предложение не устраивало. Я хотел не получить обратно 500 рублей, а улететь домой. Как часто летающий пассажир, к тому моменту я выучил свои права и решил за них бороться.

Что написано в законе

Когда вы покупаете билет на самолет, вы автоматически заключаете с авиакомпанией договор перевозки. По этому договору авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. Расторгнуть договор по своей инициативе авиакомпания может в нескольких случаях: например, если пассажир отказывается оплатить багаж или везет запрещенные предметы.

Мой рейс отменили из-за погодных условий. Погода не входит в список причин, по которым авиакомпания может расторгнуть договор. Право на это есть только у пассажиров. Согласно Федеральным авиационным правилам, в такой ситуации пассажиры могут выбрать один из двух вариантов:

В каких случаях вы имеете право на вынужденный возврат билетов

В перечисленных случаях деньги вернут, даже если билет куплен по невозвратному тарифу. В остальных ситуациях возврат считается добровольным, и авиакомпания имеет право вернуть только часть стоимости билета или не возвращать ничего.

Вынужденный возврат — это право пассажира, а не обязанность.

Я выбрал второй вариант: решил не оформлять вынужденный возврат, а дождаться вылета моего рейса или улететь другим. В этом случае договор перевозки остается в силе, а авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажиру:

Продолжительность ожидания правила никак не ограничивают. Пользоваться услугами авиакомпании можно хоть неделю. Но обычно компании стараются побыстрее отправить пассажиров в пункт назначения.

Как было у меня

Представитель авиакомпании не озвучила пассажирам, что вынужденный возврат — не единственная возможность. Мне показалось, что большинство из тех, кто должен был лететь со мной, были только рады. Я слышал, как они говорили: «Ну хоть деньги вернут».

А вот меня ждала неудача. Я попросил пересадить меня на другой рейс, но представитель авиакомпании отказала мне и в новом билете, и в размещении в гостинице, и даже в звонке в колцентр.

С большим трудом я уговорил сотрудников аэропорта распечатать маршрут-квитанцию. На ней я попросил поставить отметку об отмене рейса. Сначала сотрудники отказались это делать — по их словам, во внутренней системе была информация только о задержке. Мне показалось это странным, ведь на табло уже горела надпись «Рейс отменен».

В итоге сначала мне поставили отметку о задержке рейса, и только позже я добился второй отметки — об отмене. Я просил указать на маршрут-квитанции, что мне отказали в гостинице и новом билете, но снова получил отказ.

Параллельно я дозванивался в колцентр. Поговорил с двумя специалистами, но оба склоняли меня на вынужденный возврат. Я отказался, предупредил, что буду защищать свои права в суде, и узнал имя и идентификационный номер сотрудника.

Было очевидно, что помогать мне не хотят. Поэтому я решил сохранить как можно больше доказательств нарушения закона и записал на диктофон все разговоры с представителями авиакомпании — и телефонные, и в аэропорту. В итоге записи не пригодились мне в суде, но помогли в составлении иска.

Дорога домой

я потратил на дорогу из Краснодара в Москву

Все перемещения заняли около 11 часов без учета времени, проведенного в аэропорту. Домой я приехал с высокой температурой и расшатанными нервами после двух бессонных ночей.

Чтобы восстановиться, я взял четыре дня больничного и решил использовать это время по максимуму. Я планировал требовать возврата денег и компенсации. Сначала в досудебном порядке, а затем, если понадобится, и через суд.

Я знал, что срок подачи иска — год, и думал, что мне хватит пары месяцев. Но я ошибался.

Досудебная претензия

Первое, что я сделал, — составил и отправил досудебную претензию.

В претензии я описал все, что случилось, перечислил расходы и попросил их компенсировать, а также указал реквизиты для перевода денег. Юридических формулировок и обоснований я не использовал — просто призвал компанию к здравому смыслу и сделал акцент на том, что я их постоянный клиент. К тому моменту я летал «Победой» целых 104 раза.

Что такое досудебная претензия

Досудебная претензия — это документ с требованием устранить нарушения и выполнить обязательства по договору. В спорах с авиакомпаниями закон требует отправить такой документ ответчику перед тем, как идти в суд. Срок претензионной давности — полгода. По истечении этого времени дело считается закрытым.

Претензии редко удовлетворяют, но если ее не отправить, суд не примет дело к рассмотрению. В то же время для авиакомпании это шанс решить дело полюбовно, сэкономить на судебных издержках и компенсации морального ущерба.

Претензию я отправил заказным письмом на юридический адрес компании, который нашел на ее сайте. К письму приложил опись вложения — это описание содержимого письма на отдельном бланке, который заверяет сотрудник почты. Опись составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй сохраняют на случай, если в суде ответчик будет отрицать, что в письме была претензия.

Я перестраховался и выбрал письмо с уведомлением о вручении — чтобы в случае чего тоже предъявить его в суде. Но как выяснилось, это было необязательно. Суд сам проверяет через сайт Почты России, получено ли письмо адресатом.

Ответ авиакомпания прислала по электронной почте. Содержание письма было неутешительным. Авиакомпания сослалась на обстоятельства непреодолимой силы и право отменить рейс в целях безопасности, по существу моей претензии ничего не ответила, а в удовлетворении требований в очередной раз отказала.

Жалобы в регулирующие организации

В ожидании ответа на досудебную претензию я решил пожаловаться в регулирующие организации. Это можно сделать онлайн.

Что за регулирующие организации

Это надзорные органы, которые следят за соблюдением закона. Компанию, которая его нарушила, они могут оштрафовать. А вот взыскать деньги в вашу пользу не могут — это решает только суд.

Зато регулирующие организации могут помочь с составлением иска. А если в ответном письме они признают вашу правоту, это письмо можно приложить к иску и использовать в суде.

Росавиация ответственна за обеспечение полетов. Их ответ пришел первым, через две недели после моего обращения. Организация переслала мою жалобу в авиакомпанию и получила ответ, который отправила мне на электронную почту вместе со своим комментарием.

Письмо авиакомпании слово в слово повторяло ответ на досудебную претензию, а комментарий Росавиации сводился к пересказу авиационных правил.

Я продолжил переписку с Росавиацией через форму обратной связи на сайте и засыпал их вопросами:

Но ответы меня не порадовали. В одном письме мне сообщили, что гостиницу предоставить в случае отмены рейса должны. В другом — что требования о предоставлении альтернативной перевозки в законодательстве нет. Подкрепить свою позицию в суде ответом Росавиации мне не удалось. Зато я подробнее узнал аргументацию авиакомпании и использовал это в подготовке к судебному заседанию.

Прокуратура — высший надзорный орган, отвечающий за соблюдение прав и свобод человека. Жалоба туда была напрасной: оказалось, что прокуратура занимается только надзором за органами власти. В моем случае был спор двух субъектов. Мне сообщили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, и рекомендовали обратиться в суд.

Позже мне пришлось еще раз обратиться в прокуратуру: последняя из организаций, Роспотребнадзор, не отвечала мне целых 66 дней, хотя по закону должны отреагировать в течение месяца. Ответ пришел только после жалобы на нарушение сроков ответа.

Роспотребнадзор защищает права потребителя в РФ. От них я получил шаблон искового заявления. К сожалению, к тому моменту я уже устал ждать, составил и подал иск сам, используя материалы из интернета.

Составление иска

Судиться я решил самостоятельно по двум причинам.

Первая — ради опыта и любопытства. Я человек далекий от юриспруденции, но люблю цифры и официальные документы, поэтому мне было интересно в них разбираться.

Вторая причина — я не хотел тратить деньги на адвокатов. Я понимал, что сужусь с большой компанией, и осознавал возможность проиграть дело.

Если бы я обратился к юристам, возможно, мне удалось бы получить от авиакомпании большую компенсацию. Но изначально я не ставил такой цели. Суд был для меня скорее делом принципа: хотелось восстановить справедливость.

Поэтому иск я составлял сам. Суммарно на это ушло около 20 часов: к задаче я подошел гораздо серьезнее, чем к составлению досудебной претензии. Чтобы нигде не ошибиться, дважды перечитал Федеральные авиационные правила и воздушный кодекс, а также статью 131 ГПК РФ — в ней перечислены требования к содержанию и оформлению исков.

В иске я указал, что авиакомпания отказалась выполнять обязательства по договору, и потребовал компенсировать мои расходы на дорогу, а также выплатить 50 000 Р в качестве компенсации морального вреда и штраф 50% от общей суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований. В подтверждение я сослался на статьи 310 и 793 ГК РФ, статьи 103, 107 и 120 ВК РФ, и статьи 13, 15 и 17 закона «О защите прав потребителей».

При подаче заявления в суд необходимо оплатить пошлину. Ее размер зависит от цены иска. В моем случае иск был освобожден от пошлины, так как речь шла о нарушении прав потребителя.

Подача иска

В моем случае цена была около 5000 Р — это траты на дорогу из Краснодара в Москву. Но все-таки я решил попробовать подать заявление в районный суд Москвы, потому что это можно сделать в интернете через личный кабинет на сайте суда с помощью учетной записи госуслуг.

Это оказалось ошибкой. Целый месяц мне ничего не отвечали, а потом вернули иск. Виртуального правосудия не получилось.

Пришлось взять отгул на работе и лично подать иск в приемную мирового суда. Куда именно подавать иск, я узнал с помощью модуля территориальной подсудности. Суд находится в городе по месту регистрации ответчика, поэтому в модуль я вбил юридический адрес «Победы».

Перед тем как подавать иск, я отправил его авиакомпании заказным письмом с описью вложения, а опись и квитанцию об отправке приложил к иску. Можно было сделать иначе: ничего не отправлять, а сделать две копии иска и обе предоставить в суд. Тогда суд бы сам отправил исковое заявление ответчику.

Мне сказали, что после того как суд примет иск и назначит заседание, информация об этом появится на сайте суда. Это должно произойти в течение пяти рабочих дней. Если пять дней прошли, а информации на сайте нет — нужно позвонить в суд и уточнить статус заявления.

Уже на следующий день на сайте суда узнал, что иск зарегистрирован. А вскоре мне пришла смс с датой заседания.

Чтобы отстоять правду, понадобились три судебных заседания.

Первое заседание состоялось 16 апреля. На нем суд рекомендовал мне уточнить исковые требования.

Во-первых, по мнению судьи, расходы на такси из аэропорта Краснодара до вокзала были необоснованными, потому что дело происходило днем. Спорить с этим я не стал.

Во-вторых, к моменту заседания авиакомпания перевела мне 698 Р : 499 Р за несостоявшийся перелет и 199 Р за услугу выбора места в салоне. Это меня удивило, потому что заявление на вынужденный возврат билета я не подписывал. Тем не менее теперь я должен был изменить иск и требовать компенсировать разницу в стоимости билетов, а не оплатить перелет из Сочи в Москву.

Я составил заявление об уточнении исковых требований, отправил его в авиакомпанию и стал ждать нового заседания. Дату назначили еще в конце первого. Уведомление о нем мне дали под подпись прямо в зале суда.

Второе заседание состоялось 29 апреля. На нем решение снова не приняли: во время заседания секретарь суда уточнила на сайте Почты России, что авиакомпания не получила заявление об уточнении исковых требований. Пришлось перенести рассмотрение дела. Обидно, потому что заявление на тот момент ожидало вручения в почтовом отделении уже 5 дней. Ответчик просто не ходил на почту.

Перед третьим заседанием я решил взять дополнительные доказательства, что пострадало здоровье. Я обратился в поликлинику, где для меня созвали врачебную комиссию и выдали справку о том, что я действительно болел после несостоявшегося перелета. Не знаю, повлияло ли это на решение суда, но считаю, что больничного листа могло бы быть недостаточно, и никакой компенсации я бы не получил.

Третье заседание дважды переносили: сначала из-за отпуска судьи, потом из-за его отсутствия по другой причине — мне ее так и не назвали. В итоге заседание состоялось 4 июня.

Представителей авиакомпании в суде не было, но свои возражения они прислали. В них утверждалось, что мне якобы предлагали переоформить билеты на следующий рейс без доплаты, но я отказался.

В ответ я обратил внимание судьи, что следующий рейс улетел только через сутки, а документов на размещение «улетевших» пассажиров в гостиницах нет. Предложил приобщить к материалам дела диктофонные записи, но судья сообщил, что в этом нет необходимости. Возможно, записи бы пригодились, если бы ответчик присутствовал в суде и отстаивал свою позицию.

Судья принял решение в мою пользу. Спустя шесть месяцев после несостоявшегося перелета суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с авиакомпании:

В случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы.

выплатила мне авиакомпания за отмененый рейс

Суд отказал мне в компенсации еще одного такси — от аэропорта до дома, а также питания в кафе у краснодарского вокзала по пути в Москву. Чеки из кафе я предоставил, но в них не было информации, что платил именно я. Надо было взять выписку из банка с транзакциями по карте.

Исполнительный лист

После суда всё еще не закончено. Чтобы взыскать деньги, понадобится исполнительный лист.

Для получения исполнительного листа мне был нужен еще один документ — мотивированное решение суда. По закону его должны составить в течение пяти дней. Но по факту бывает по-разному — из-за загруженности судов это может занять год и даже больше.

Я ждал месяц, после чего решил подать жалобу через сайт Высшей квалификационной коллегии судей — там рассматривают претензии к судам. Через три недели после обращения суд сообщил, что решение готово. Думаю, что если бы я не обратился в коллегию судей, ждать пришлось бы еще дольше.

Я забрал мотивированное решение и подал в приемную суда заявление на изготовление исполнительного листа. Его мне выдали через три рабочих дня.

Взыскание

Наконец, с исполнительным листом на руках, я приступил к последнему шагу. Взыскать деньги можно через судебных приставов либо самостоятельно. Я знал, что приставы работают очень медленно, и решил снова действовать сам.

Чтобы взыскать деньги, нужно знать, в каких банках у авиакомпании есть счета. Эту информацию можно запросить в налоговой инспекции, обратившись в любое отделение с письменным заявлением и исполнительным листом.

Справочник авиакомпаний РФ тоже содержит реквизиты авиакомпаний, но актуален на 2016 год

Я нашел и другой способ: вбил в Гугл запрос «site:pobeda.aero БИК». Первая часть запроса — сайт, на котором поисковик будет искать информацию. А БИК — это банковский идентификационный код. Эта аббревиатура встречается только в реквизитах.

Нужную информацию удалось найти сразу. Я вбил реквизиты в строку поиска и обнаружил множество документов на сайтах госзакупок с названием авиакомпании. Еще я проверил счет через «Сбербанк-онлайн». Высветился получатель — авиакомпания «Победа».

В итоге я обратился в другой банк, в котором у авиакомпании также был счет. Там я написал заявление в свободной форме о принятии к исполнению исполнительного листа и указал мои банковские реквизиты.

На следующий день после обращения мне перевели деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *