исключение четвертого лишнего по признаку формы
Развиваем мышление. Игра «4–й лишний»
Игра 4-й лишний традиционно используется педагогами, психологами, дефектологами для подготовки детей к школе. С помощью данной игры развивается логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать свое мнение. Игра подходит детям с 4-х лет и старше.
Как же правильно играть в данную игру, чтобы получить максимальный развивающий эффект?
Предварительный этап работы
На предварительном этапе поиграйте с ребенком в игры на классификацию предметов (например, в лото). Выложите перед ребенком карточки с изображением животного, птицы, насекомого, предмета одежды, обуви, транспорта и т. д. и предложите найти к каждой картинке подходящие изображения.
Основной этап работы
После того, как ребенок освоил обобщающие понятия, можно переходить непосредственно к игре. Начинать лучше с простых вариантов с предметными картинками. Можно использовать готовые игры, их варианты представлены на моем сайте в формате презентаций (скачать)
Когда ребенок хорошо справляется с данными играми, задание можно усложнять, предлагая ребенку найти лишний предмет внутри смежных категорий (например, тюльпан, роза, георгин, фиалка. Фиалка лишняя, потому что это комнатное растение, а остальные – садовые растения). Если ребенок затрудняется в выделении узких категорий (хвойные и лиственные растения, мясные и молочные продукты, лесные и садовые ягоды) – необходимо позаниматься с ним по этим темам дополнительно, например по пособиям Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Как еще можно поиграть в эту игру?
Самый сложный вариант игры 4-й лишний – это словесная игра без картинок. Ребенок на слух выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор. Начинать стоит так же со слов из разных категорий,например: юбка, рубашка, футболка, сапоги (дифференцируем одежду и обувь).Затем задание можно усложнить: мухомор, подосиновик, подберезовик, боровик (грибы съедобные и несъедобные).
Когда ребенок успешно справляется со всеми вариантами игры, можно предложить ему самому составлять загадки для вас (начинаем опять с загадок с картинками).
Надеюсь, что игра 4-й лишний полюбится в вашей семье. Включайте фантазию и играйте всей семьей! Желаю успехов!
«Четвёртый лишний»: методики исследования логики и внимания
Методика «Четвертый лишний» используется педагогами и психологами с диагностическими и развивающими задачами. Познакомимся с историей разработки методики и особенностями ее применения в образовательных целях.
История методики «Четвертый лишний»
Методика «Четвертый лишний» отличается от аналогичных методов диагностики своей простотой и оригинальностью одновременно. Автор методики (имею в виду того, кто разработал первый вариант, не известен).
Известно, что пятидесятые годы эта методика уже применялась. Карточки изготавливались в лаборатории института психиатрии, а затем пересылались специалистам — диагностам.
С.Я. Рубинштейн была издана книга, в которой подробно описывались психологические методики.
Там же был представлен стимульный материал, включающий 17 карточек методики. Но сейчас их уже мало кто использует, так как изображались на них предметы, давно устаревшие для нашего времени. Глядя на эти карточки, уже мало кто сможет узнать эти вещи (детские зыбки, мукомолки, лошадиные повозки и т.п.).
Поэтому стимульный материал Рубинштейн считается очень устаревшим. Но вместо него стали разрабатываться адаптированные под современные предметы обихода карточки для проведения методики «Четвертый лишний».
Известно много адаптированных вариантов этой методики от известных педагогов и психологов.
Одним из исследователей образно-логического мышления детей стала Наталия Львовна Белопольская. Под ее руководством методика «Четвертый лишний» была адаптирована именно для диагностики мышления и успешно используется на практике вот уже более 30 лет.
Данная адаптированная методика стала оптимальным вариантом для исследования маленьких «мыслителей».
Целью диагностики является выявление особенностей таких мыслительных процессов у детей, как: анализ, сравнение, синтез.
Очень легко можно понять, насколько сильно искажено у ребенка обобщение, выявить и вовремя устранить некоторые психологические патологии.
Методика замечательно диагностирует умение испытуемых логически мыслить и правильно давать объяснение.
Очень полезны тестовые задания данной методики при работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Краткие ответы дают возможность детям участвовать в разговоре, не использую длинные фразы, что облегчает процесс их речевой деятельности с одновременным участием в ней.
Сильные речевые дефекты мешают использовать методику полноценно, но не исключают возможности исследовать данным методом мыслительные способности путем не объяснения, а просто выбора исключительного объекта.
Суть методики «Четвертый лишний» следующая: испытуемому предлагается выбрать из четырех объектов один, который чем-либо отличен от трех предыдущих по какому-либо определенному отличительному признаку.
Варианты методики «Четвертый лишний»
Варианты проведения методики различны. Но всегда использование методики начинают с инструктажа, объясняя, в чем заключается задача испытуемого.
Внимательно рассмотрев (или прослушав — об этом чуть далее) группу из четырех картинок, нужно выбрать одну, которая не подходит этой группе.
Методика «Четвертый лишний» уникальна тем, что использовать ее можно практически с любого возраста.
Разница лишь в подаче стимульного материала.
Для самых маленьких (с 3-х лет) детей подходят картиночные тесты. Детям чуть постарше предлагаются уже задания на слух.
Есть варианты и для взрослых. Задача для них сильно усложняется.
Используются все три варианта (картинка, на слух, письменное задание).
При этом объекты могут иметь очень маленький процент отличий один от трех.
Приведу пример.
Перед испытуемым четыре карточки с нарисованными объектами: лошадь, корова, орел и собака.
Можно сначала поговорить о каждой картинке отдельно: что это за объект, что он умеет делать, где живет и т.д.
После этого становится понятным, что лишняя здесь картинка с изображением орла, ведь он не живет на земле, а парит в воздухе. Остальные три — животные, которые летать совсем не умеют.
Сложнее выполнять такие задания на слух. Но ведь они предназначены не для малышей, а для тех, кто постарше и взрослых.
Кстати, взрослым очень нравится выполнять такие тесты в письменном варианте.
Пример.
Вопрос понятен: какое из текстовых описаний можно назвать здесь лишним и почему?
Прочитав каждое описание внимательно, подумав над ним, можно легко определить, что в трех из них речь идет об осеннем времени года. Лишь одно описание подходит к рассказу о зиме. Именно оно и будет лишним в нашем тесте.
Четвертый лишний и математика
Вдруг мне захотелось рассказать еще про один вариант. Этот вариант для тех, кто дружит с математикой.
Предлагаются картинки или проговариваются вслух числа:
2, 6, 9, 16. Задание: исключить лишнее число и объяснить, почему именно оно в этом ряду лишнее.
Догадались, да?
Три числа у нас в ряду четные, а одно нечетное. Оно и будет четвертым лишним.
Но есть еще вариант правильного ответа.
Лишним может быть число 2. Очень хочу, чтобы вы объяснили в своем комментарии, почему я так утверждаю.
Ответ давать здесь не буду, чтобы вы хорошенько подумали.
Когда используется методика «Четвертый лишний»
Применяют этот метод диагностики как для исследования психических и мыслительных процессов, так и для их развития.
Поэтому можно включить в группу тестируемых как детей (и взрослых) с отклонениями в развитии, так и здоровых.
Использовать можно методику при работе с детьми и взрослыми, имеющими любые сенсорные нарушения (глухие, слепые, не говорящие). Разница лишь в подаче материала для обследования.
Например, слепые могут обследоваться методом с заданиями на слух; глухие — картиночные варианты или в письменном виде.
Методика «Четвертый лишний» для дошкольников
Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.
Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».
Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.
Примерные группы карточек для дошкольников:
Методика «Четвертый лишний» для младших школьников
Младшие школьники уже могут быть обследованы не только картиночным вариантом методики, но и письменным. Предлагаю варианты методики «Четвертый лишний» для младших школьников.
Методика «Четвертый лишний» для подростков
У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».
Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:
Примеры:
Если вы придумали еще варианты методики, предлагайте в комментариях. Мы их обязательно добавим к уже перечисленным.
Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО
При диагностике интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, изучении особенностей умственного развития первоклассников можно использовать тест «Исключение четвертого». (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997; Методика «Исключение предметов». Практическое руководство / Под ред. Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2011.)
Стимульный материал. 12 карточек с четырьмя изображениями, одно из которых лишнее.
Инструкция для детей. Посмотри на эти картинки. Одна из них здесь лишняя, она не связана с остальными картинками. Подумай, какая это картинка, и назови ее.
Процедура проведения теста. Каждую карточку с изображениями предметов дают отдельно. Таким образом в процессе тестирования детям последовательно предъявляют все 12 карточек. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа, независимо от того, правильный он или нет.
Анализ результатов. При интерпретации полученных результатов обращают внимание только на количество правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивают в 1 балл, неправильный – 0 баллов. В норме дети должны набрать 8-10 баллов. Ели ребенок набирает 5-7 баллов, то необходимо провести диагностику по другим методикам, показывающим причину плохих ответов – импульсивность, невнимательность, низкий уровень знаний, недостаточная интериоризованность мыслительных операций и т.д. Соответственно этой причине проводят коррекцию познавательного развития. Ели ребенок набирает меньше 5 баллов, можно предположить наличие интеллектуального дефекта. В таком случае ребенок нуждается в специальной диагностике и специальных занятиях.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М. : Педагогика, 1990. – С. 51-70.)
Для диагностики сформированности у детей 6-7 лет основных компонентов мыслительной деятельности (мотивационного, операционального, регуляционного) У.В. Ульенковой, К.А. Некрасовой были разработаны экспериментальные методики. Ими были выделены уровни овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности. Задания этих методик можно использовать для диагностики уровня освоения дошкольниками и первоклассниками а) операции обобщения конкретных понятий; б) конкретизации понятий; в) обобщения понятий более широкого объема; в) определения понятий.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий малого объема при помощи знакомых родовых понятий.
Детям предлагается задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий: «Назови одним словом…» Далее приводятся ряды конкретных понятий:
1) | тарелки, стаканы, миски; |
2) | столы, стулья, диваны; |
3) | рубашки, брюки, платья; |
4) | башмаки, галоши, валенки; |
5) | супы, каши, кисели; |
6) | одуванчики, розы, ромашки; |
7) | березы, липы, ели; |
8) | воробьи, голуби, гуси; |
9) | караси, щуки, окуни; |
10) | малина, земляника, вишня; |
11) | морковь, капуста, свекла; |
12) | яблоки, груши, мандарины; |
13) | танкисты, пехотинцы, артиллеристы; |
14) | столяры, маляры, плотники. |
1 уровень: ребенок дает правильные ответы на все варианты задания. Справляется с заданием самостоятельно. Не требуется каких-то особых, дополнительных средств побуждения к деятельности: наводящих вопросов, повторения задачи.
2 уровень: владеют необходимыми родовыми понятиями (все ответы правильные), но им трудно сосредоточиться, держать задание необходимое время в памяти, затрачивать усилия на планирование работы и само решение. Они с удовольствием поговорили бы с экспериментатором о чем-нибудь постороннем. Нужны средства внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности: наводящие вопросы, повторение задачи, предложение не торопиться с ответом, подумать еще раз, подбадривание по ходу работы, просьба оценить правильность своего решения, пересмотреть его в случае ошибки.
3 уровень: задачи трудны для ребенка своим содержанием. Они решают отдельные задачи, обобщая по недифференцированному функциональному признаку, характерному не для всех обобщаемых понятий (столы, стулья, диваны – «сидят»), предлагая в качестве родового понятия понятие, рядоположенное с обобщающими (чашки, тарелки, стаканы – «блюды»; рубашки брюки, платья – «белье»; башмаки, галоши, валенки – «ботинки» и т.д.), используя недифференцированные или слишком широкие родовое понятия (караси, щуки, окуни – «звери»; малина, земляника, вишня – «еда»; морковь, капуста, свекла – «тоже, еда» и т.п.).
Для того, чтобы дети решили задачи, им требуется дополнительное ее разъяснение, часто на наглядном материале, членение задачи на части. Необходима помощь в планировании умственной деятельности, в поддержании внимания. Обязательно нужно поощрение.
Ребенок не думает так, как того требует задача: он мысленно не расчленяет образы, не абстрагирует нужные признаки, не группирует их в соответствии с задачей, а вспоминает более или менее подходящее слово или ситуации.
4 уровень: не сформировано активное отношение к мыслительной деятельности. Иногда пытаются отвечать на некоторые вопросы взрослого, высказываются по поводу оживших ассоциаций, задачи как таковые перед ними не встают.
Задание 2. Конкретизация понятий.
Детям предлагается назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цветы, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, 8) животные».
1 уровень: как правило, внимательно выслушивают задание, повторяют его про себя, работают молча, сосредоточенно, с ответом не спешат, отвечают уверенно и правильно. В помощи взрослого не нуждаются. При конкретизации большинства понятий они используют прием классификации. Например, птицы бывают «зимующие и перелетные»; обувь «зимняя, летняя, осенняя»; игрушки – «заводные и не заводные»,, «деревянные, железные, пластмассовые» и т. п. При этом внутри каждого выделенного класса они называют не менее (а иногда и более) 5 объектов (от 5 до 10). Но даже если и не используют прием классификации (например, при конкретизации понятий «деревья», «рыбы»), то все равно они сравнительно легко проделывают анализ родового понятия и называют 5-6 входящих в него объектов. В ответах детей просматривается определенная система, детерминированная заданием: ребенок называет объекты во множественном числе, как бы условно обозначая этим границы вида.
Относительное богатство детских представлений, их известная обобщенность, а также умение ребенка схватить суть задания, подчинить ему свое поведение на все время выполнения дают ему возможность правильно и самостоятельно решить все предложенные задачи.
2 уровень: мыслительная деятельность детей отличается меньшей самостоятельностью в плане самоорганизации (дети нуждаются в постоянном внешнем дисциплинировании их труда), а также некоторым снижением ее качества. Называют меньше объектов (5-7), не делают попыток их классификации, хотя чаще всего и называют их во множественном числе. Наибольшие затруднения они испытывают при конкретизации понятий «цветы», «деревья», «рыбы»: называют не более 3-4 входящих в них объектов, причем в единственном числе, что, в свою очередь, показывает сравнительную бедность их представлений об объектах природы.
Отмеченные особенности, несомненно, свидетельствуют о бедности и недостаточной систематизированности детских представлений, отсутствии элементарной иерархии рода и вида, значительтельных трудностях подчинения ребенком своей умственной деятельности поставленной перед ним задаче.
4 уровень: не сформировано активное отношение к мыслительной деятельности. Иногда пытаются отвечать на некоторые вопросы взрослого, высказываются по поводу оживших ассоциаций, задачи как таковые перед ними не встают.
Задание 3.Обобщение рядов понятий более широкого объема.
В этом задании детям последовательно предлагаются задачи на обобщение 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие.
Методика проведения этого занятия в основном та же, что и первого. Ребенку говорят: «А теперь мы будем решать задачи потруднее. Думай хорошенько». Далее последовательно предлагаются следующие понятия:
1) | птицы, звери, рыбы; |
2) | деревья, травы, кустарники; |
3) | мебель, посуда, одежда; |
4) | часы, весы, градусники; |
5) | пожары, болезни, ураганы. |
В основном все задачи этого варианта для шести- и семилетних детей, безусловно, являются задачами повышенной трудности. Они требуют от них продуктивного мышления.
1 уровень: три первые задачи дети решают самостоятельно и правильно, используя при этом адекватные родовые понятия: «животные», «растения», «вещи». При решении четвертой задачи обычно указывали общую функцию объектов: «Все это, чтобы мерить», «Вещи для измерения», «Нужное для людей, чтобы показывать сколько» и др. При решении пятой задачи придумывают более или менее подходящие ситуации: «Это все беда», «Нехорошие случаи», «Это все плохое для людей», а в ряде случаев делают адекватные обобщения и используют соответствующее родовое понятие – «несчастья».
2 уровень: ответы детей отличаются меньшей самостоятельностью и меньшей адекватностью. Типичные примеры детских решений: деревья, травы, кустарники – «Все это природа», «У всех листопад бывает»; мебель, посуда, одежда – «Все они людям нужны», «Все они нужные людям вещи», «домашнее». С рядом «животные» дети обычно справляются. Самые трудные задачи решаются, например, так: (4) «У всех есть цифры», «Магазинное и больничное», «Помощь людям оказывают»; (5) «Это все плохо», «Опасность все это», «Страшно» и т.п. Помощь ребенку заключается не только в том, что ему дополнительно повторяют задачу, дают больше времени на размышление, но и в том, что предлагают наводящие вопросы: «Кто же это? Какое слово подойдет? Это люди?» и др.
Отсутствие обобщений через адекватные родовые понятия можно, видимо, объяснить не только неумением детей самостоятельно сосредоточиться на задаче, но и сравнительной бедностью, недостаточной дифференцированностью общих представлений в заданном диапазоне.
3 уровень: задачи решают на уровне привычных ассоциаций без должного анализа и синтеза; стараются как можно быстрее припомнить подходящий термин, а припомнив, не могут сколько-нибудь критически оценить его пригодность. Побуждения экспериментатора к анализу найденного ими слова, как правило, не меняют положения: высказавшись, ребенок сразу же «разоружается», не хочет обдумывать что-то еще. Например, в качестве родового понятия к ряду «часы, весы, градусники» дети приводят слова: «больница», «магазин»; к ряду «деревья, трава, кусты» – «листопад», «украшения»; к ряду «мебель, посуда, одежда» – «полировка», «стекло» и др. Чаще всего вместо нужного родового понятия часть детей использует одно из понятий ряда: птицы, звери, рыбы – «звери»; деревья, трава, кусты – «трава», «деревья»; мебель, посуда, одежда – «мебель», «одежда» и т.д., т.е. обобщения не делают. Иногда указывают на какую-либо функцию отдельных членов ряда: «Рыбы плавают, чайки летают»; «Часы на руке носят, градусники лечат»; «Мебель, чтобы кушать; одежду одевают»; «Посуду можно на плиту поставить и жарить в ней» и т. п. Вместо требующегося задачей абстрактного понятия «несчастье», «беда» дети нередко воспроизводят ранее запечатлевшуюся ситуацию: «Когда звери нападают»; «Это когда у нас горело и пожарники приехали» и т.п.
4 уровень: задача как таковая перед ними вообще не встает. Дети вступают в контакт с экспериментатором, отвечая на некоторые его вопросы, но ответы не направлены на решение задач. Примеры: так, вместо того чтобы сделать обобщение видовых понятий через родовое понятие «растения», ребенок реагирует таким образом: «А я цветочки рвал на полянке»; вместо обобщающего родового понятия «несчастье» – «А знаете, у меня горлышко болело», т.е. имеют место высказывания, в основе которых лежат ассоциации с его прежним опытом. Ребенок обычно явно тяготится всей обстановкой занятия, нередко вообще отказывается отвечать почти сразу же после первых попыток.
Задание 4. Размышление о самом близком опыту предмете на уровне простейшего житейского понятия.
С ребенком проводится небольшая беседа о таком близком объекте, как кукла, отсутствия знаний о которой у него быть не может. С раннего возраста кукла включена в его деятельность и обычно приобретает для него особое значение. Он должен произвести ряд мыслительных операций и подойти к определению куклы через указание ближайшего рода и видового отличия, ответив на следующие вопросы и в такой последовательности:
1) Что делают с куклами?
2) Какие куклы бывают?
3) У стульев есть сидение, спинка, ножки; а что есть у куклы?
4) Чем куклы похожи на людей?
5) А чем куклы не похожи на людей? Если ребенок указывает на какой-то частный признак, например на то, что кукла не ест, то его спрашивают, почему она этого не может делать?
7) Теперь ты подумай и скажи про куклу все самое важное, самое главное, чтобы сразу можно было понять, что ты говоришь о кукле. Что же такое кукла?
Если ребенок говорит, что это игрушка, то ему возражают, что и пирамидка игрушка, а нужно сказать так, чтобы сразу было понятно, что он говорит о кукле. «Так что же такое кукла?» –спрашивают его вновь.
Приведем характерный пример мыслительной деятельности ребенка на 1 уровне: 1) С куклой играют. 2) Куклы разные бывают: большие, маленькие; в зеленом платьице, белом, красном; говорящие и не говорящие. 3) У куклы есть ноги, руки, голова, глаза, рот, нос, волосы, туловище. 4) Одета так же. 5) Они неживые. 6) Куклы, мячи, пирамидки – игрушки. 7) Кукла – игрушка, которая не двигается, потому что неживая, а как человек, похожа на человека.
Ребенок внимательно вдумывается в каждый вопрос экспериментатора и, не торопясь, самостоятельно отвечает. Его ответы на все вопросы обстоятельные, содержательные. Ответы на вопросы 4, 5, 7 говорят о том, что ребенок выделяет у куклы общие и существенные признаки и мыслит о ней на уровне – простейшего житейского понятия: дает определение через ближайший род и видовое отличие.
2 уровень: мыслительная деятельность отличается меньшей самостоятельностью, нередко выясняется по ходу беседы, что они и располагают необходимыми знаниями и интеллектуальными умениями. Четко проявляются на этом уровне специфика детей с ЗПР. Им недостаточно дополнительного наведения на условия задачи, выделения предмета мысли. Они нуждаются во внешней организации всех мыслительных операций, в оценке результата. Самостоятельно они не удерживают задание во всем объеме до конца занятия, часто отвлекаются, их мысль нередко делает побочные ходы, вследствие чего процесс мыслительной деятельности затягивается во времени, становится менее эффективным. Если испытуемые с сохранным интеллектом благодаря помощи взрослого дают такие же содержательные ответы на все вопросы, что и на 1 уровне, то испытуемые с ЗПР, подводя понятие «кукла» под родовое понятие «игрушка», указывают видовое отличие через несущественные признаки: «Это игрушка, ее можно укладывать спать»; «Хорошая, красивая игрушка, которая может сидеть на стуле, на столе, за стеклом в шкафу» и т. п., хотя предварительно с помощью взрослого они выделяют признаки различия кукол и людей (все отмечают, что куклы неживые), признаки сходства с человеком (есть голова, руки, ноги т. п.).
Имеет место и другие вариации детского поведения и мышления. Так, некоторые испытуемые вообще отказываются выделять признаки сходства между куклой и человеком. «Не похожи»,– заявляют они. Аргументация утверждения отсутствует. Что же касается признаков различия, то они ограничиваются чаще всего выделением какого-то одного, несущественного признака «Они маленькие, а большие были бы похожи на людей»; «Платье непохожее»; «Если не оденется, то не похожа» и т.п.
Часть детей, выделяя с помощью взрослого самый существенный признак отличия куклы от людей («У человека руки шевелятся, он живой, а куклы неживые», «Куклы не умеют стирать, они неживые, люди живые» и т. п.), не могут сказать самого главного о кукле. В этих случаях ребенок или вообще молчит, или ограничивается повторением родового термина: «Это игрушка». На настойчивую просьбу: «Скажи про куклу самое важное, самое главное» – иногда следует ответ: «Я про это забыл».